Мутизм — «добровольное» молчание. Элективный мутизм коррекция методики Избирательный мутизм у детей коррекция

Мутизм – это психологическое и/или неврологическое, психическое расстройство, при котором человек не отвечает на вопросы окружающих ни речью, ни знаками и вообще никак не дает понять, что готов вступить в контакт. При этом функциональная способность воспринимать и понимать обращенную речь не нарушена, человек может читать и сохранять способность к письменной речи.

Симптомы мутизма

К основной симптоматике мутизма относится отсутствие или прекращение речи на фоне сохранности функций речевого аппарата и мозговых структур, отвечающих за понимание и воспроизведение речевых конструкций. Кроме этого для постановки диагноза собираются следующие данные:

  • длительность отсутствия речи, движений, ответов на вопросы;
  • наличие сильных эмоциональных потрясений;
  • социальная изолированность в поведении;
  • выражение своих потребностей и желаний жестами;
  • потери сознания;
  • травмы головы;
  • асимметрия лица;
  • и нарушения речи;
  • косоглазие и нарушение движений глазных яблок.

У одного человека не обязательно наличие всей симптоматики, чаще это сочетание пары нарушений, характерных для определенного вида мутизма.

Виды и причины мутизма

Варианты мутизма отличаются не только своим проявлением, но также и причиной, вызвавшей данное нарушение. Выделяются следующие виды мутизма:

  • Психогенный – возникает вследствие психотравмирующей ситуации либо в конкретных социальных условиях, которые вызывают у ребенка чувство страха или сильной тревоги.
  • Кататонический – характерен для кататонического синдрома, представляет собой немотивированный отказ от общения (при расстройствах шизофренического спектра).
  • Истерический – подсознательное желание личности привлечь к себе внимание окружающих, используя утрату речи (при диссоциациях).
  • Акинетический – возникает вследствие нарушений целостности мозговых структур, органических, травматических или инфекционных поражениях мозга, опухолях и т.д.

Отдельно следует выделить избирательный мутизм , когда человек способен общаться с определенным кругом лиц. Наиболее распространено данное нарушение у взрослых. У детей встречается в возрасте от трех лет, когда речь считается сформированной.

Мутизм у детей

Детский мутизм изначально подразделяют на ситуационный, постоянный и тотальный. Обычно провоцирующим фактором возникновения этого нарушения в детском возрасте является травматическое психогенное воздействие и общий психологический климат в семье. Избирательный (элективный) детский мутизм возникает в возрасте от трех лет, часто диагноз впервые ставится в начале школьного обучения. Встречаются случаи, когда он самостоятельно проходит к десяти годам, но если его не корректировать, у ребенка сформируются вторичные речевые и психоэмоциональные нарушения: , социофобия, заниженная самооценка, тревожные и иные невротические расстройства. У детей с мутизмом, который не корректировали, ярко выражаются шизоидные и тормозимые черты, имеются трудности в интеллектуальном развитии и словесно-логическом мышлении.

Какие-либо физиологические нарушения при этом отсутствуют, поэтому мутизм можно воспринимать как пассивную форму протеста против новых норм общества или изменения социальных условий.

Психогенный мутизм, возникающий у детей вследствие перенесенных психологических травм, имеет иную специфику. Такое состояние возникает вследствие неготовности психики трансформировать полученный жизненный опыт и устанавливать актуальный ситуации контакт с окружающими. Военные события, психологическое насилие в семье, сексуальное насилие, присутствие при смерти близких людей и т.д. – все это нарушает стабильность психики. Сопровождается эта форма мутизма повышенным уровнем тревожности, депрессивностью, впечатлительностью, инфантилизмом. Возможны нарушения аппетита и сна, заторможенность, частые протестные настроения.

При наиболее частых формах детского мутизма отсутствуют физиологические нарушения, поэтому коррекция состояния происходит исключительно психотерапевтическими методами.

Лечение и коррекция мутизма

Для коррекции мутизма используется комплексный подход, подразумевающий слаженную работу нескольких специалистов:

  • Прежде всего рекомендуется обратиться к психоневрологу или детскому психотерапевту, который поставит точный диагноз и при необходимости назначит медикаментозное лечение.
  • Невролог – назначает лекарственные препараты и физиопроцедуры, корректирующие работу головного мозга, а также проводит периодическую диагностику изменения состояния.
  • – проводит основную психотерапевтическую работу, где само по себе общение является стимулирующим и поддерживающим речь и письмо методом, дает консультации по изменению ситуации в семье. Детям отлично помогает метод , которые используют психологи.
  • – проводит занятия по развитию артикуляционного аппарата, чтобы предотвратить или скорректировать речевые нарушения, возникающие вследствие долгого молчания.
  • Также может использоваться аппаратный для снижения уровня тревожности. Он предотвращает логофобию и логоневроз как распространенные последствия мутизма.

Все действия специалистов должны быть согласованы для каждого конкретного случая. Одинаковой остается только одна рекомендация – начинать коррекцию как можно раньше.

Элективный мутизм – психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар.

В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями.

Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

Расстройства, сопутствующие элективному мутизму у детей

  • Психопатологические состояния. Классическому элективному мутизму, как правило, сопутствуют некоторые психиатрические расстройства, как то: депрессивное состояние, повышенная тревожность, повышенная активность, энурез, тики различного характера. Преобладающим по частоте случаев, среди данных расстройств, является тревожное состояние на фоне социофобии, причем некоторая часть психотерапевтов находит элективный мутизм лишь клиническим признаком социального тревожного расстройства, а не отдельным заболеванием;
  • Речевые расстройства. Для детей в возрасте от года возможно некоторое отставание стандартного развития речи, сочетающегося с проблемами артикуляции, что определяется отдельными психологическими тестами, к примеру – ребенку предоставляют графические изображения предметов и просят озвучить название конкретного объекта;
  • Расстройства интеллекта. Генерализованная недостаточная обучаемость может являться одной из основных причин проявления элективного мутизма, сопровождая отклонение на всем протяжении генеза. Диагностика уровня интеллекта проводится адаптированными для детей тестами IQ;
  • Повышенная застенчивость является физиологической нормой для детей подобного возраста, однако может гипертрофироваться в элективный мутизм при обстоятельствах, поддерживающих застенчивость;
  • Проявление характера личности чаще свойственно детям с сильной волей, что проявляется, как упрямство не говорить при некоторых обстоятельствах;
  • Семейные факторы играют не последнюю роль в развитии элективного мутизма у детей. Материнское повышенное опекание, разлад между родителями, их развод, более внимательное отношение к брату или сестре, психическое заболевание одного из родителей и тому подобные обстоятельства, порой, вынуждают ребенка замолчать, демонстрируя свои душевные переживания;
  • В современных реалиях, большую роль в частоте проявлений элективного мутизма играют травмирующие психику ребенка факторы, чаще – сексуального характера, когда, в силу стыдливости и непонимания, дети не могут сообщить о произошедшем с ними несчастье и вынуждены переживать проблему самостоятельно.

Дифференцировать элективный мутизм необходимо от физиологически нормальных застенчивости и демонстрации силы воли ребенка, особенно в моменты смены места жительства, детского сада или школы. Приобретенные или врожденные расстройства речи, аутистические наклонности отделяют с помощью психологических тренингов и тестов, которые доказывают, что речь ребенка, в других местах и при других обстоятельствах, проявляется нормально, что не требует никаких терапевтических вмешательств, за исключением психоанализа.

Феномен истерической немоты характеризуется молчанием ребенка при любых обстоятельствах, постоянно. Хотя данному явлению и способствует врожденная застенчивость, однако в преобладающем количестве эпизодов, основным этиологическим фактором постоянной немоты является серьезная психогенная травма.

Как уже отмечалось, элективный мутизм у детей – явление неординарное и трудно отличимое от большинства сходных по клинике расстройств. Данный факт объясняется особенностями недостаточной развитости и сформированности детских конституциально-эмоциональных качеств, смазывающих границы между физиологически здоровым молчанием, мутизмом и более серьезными психопатологическими расстройствами.

Определение индивидуальной причинности развития элективного мутизма у ребенка, также нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Выделяют несколько этиологических факторов, способствующих возникновению мутизма:

  • сопутствующие психопатологические отклонения;
  • индивидуальные особенности черт характера ребенка;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • стрессовые факторы;
  • генетическая предрасположенность;
  • социальная сфера внутри семьи.

В большинстве случаев, причину проявления элективного мутизма у конкретного ребенка так и не удается выявить, вплоть до его полного выздоровления, за исключением случаев, где стимулятором немоты послужили психические расстройства.

Лечение элективного мутизма у детей

Медикаментозная терапия при детском элективном мутизме применяется в очень узком ряде случаев с использованием ингибиторов обратного захвата серотонина.

Преобладающим методом лечения при данном расстройстве является поведенческая психотерапия, направленная, прежде, всего на определение причин, благодаря которым, ребенок перестает говорить в какой-то определенной ситуации.

В поведенческой психотерапии чаще используются методы адаптации ребенка к постепенно увеличивающемуся количеству собеседников внутри группы сверстников, начиная с пары собеседников. При этом положительные попытки ребенка обязательно должны вознаграждаться.

Если местом проявления признаков мутизма является детский сад или школа – значительную роль в поддержке ребенка играют учителя и сверстники, которые должны действовать по заранее оговоренному плану.

Кроме социальной адаптации, широко используется метод речевой и семейной терапии, тренинг социальных навыков и артикуляции.

Прогноз при элективном мутизме – благоприятный при условии, что признаки отклонения исчезнут в течение первого года с момента их первого проявления. Иначе привычка молчать становится неотъемлемой частью психического и психологического развития ребенка, что оказывает прямое влияние на формирование особенностей характера и поведения в старшем подростковом и переходном возрасте.

Избирательный мутизм – патология, при которой у детей развивается немота в определенные моменты и в случаях присутствия каких-то конкретных лиц при полной сохранности речевого аппарата. Эти дети сохраняют способность понимать речь и способны говорить в иных условиях. Самым частым проявлением избирательного мутизма является отказ детей говорить в моменты адаптации к школе и детскому саду. Большая часть случаев связана с расстройствами эмоциональной сферы.

Заболевание обычно развивается у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В редких случаях избирательный мутизм поражает взрослых людей. Развиваясь у детей, мутизм не делает полового предпочтения, тогда как во взрослом возрасте он отдает предпочтение женщинам.

В случаях нормального развития школьника избирательный мутизм, связанный с адаптацией к школе, проходит самостоятельно годам к 10. Объясняется это тем, что больной осознает необходимость в речевом общении в обществе. Школьник понимает, что сверстники и учителя не станут потакать ему, как это делают родители, и если он не переборет себя, то получит клеймо «неполноценного». Однако существуют случаи, когда для коррекции патологии необходима помощь специалиста. Поэтому при подозрении на наличие избирательного мутизма у ребенка, не стоит ждать, что расстройство пройдет само собой.

В основе развития мутизма лежат органические и психические нарушения. Самыми распространенными причинами мутизма являются:

  • ушиб головного мозга;
  • родовые травмы;
  • шизофрения;
  • депрессия;
  • эпилепсия;
  • отставание в психическом развитии.

Причиной избирательно мутизма могут послужить мозговые нарушения. Так вследствие афазии у больного а происходят нарушения речевых навыков, понимания и формирования слов. Такие дети практически безмолвны. В течение первых трех лет больной малыш способен использовать только два-три слова, пополнение словарного запаса либо отсутствует полностью, либо происходит.

Спровоцировать мутизм могут сильные эмоциональные потрясения: испуг, серьезный конфликт, сильная обида. Дети, пережившие психологическую травму, страдают от избирательного мутизма. В этом случае немота не связана с органическими нарушениями. Такой мутизм достаточно редок, и когда больной начинает говорить, то речь совершенно нормальна.

Часто данный вид патологии диагностируется у детей с выраженной обидчивостью, высоким уровнем чувствительности, физической слабостью. В некоторых случаях немота – определенная форма протеста, которая является выражением молчаливой агрессии.

Симптомы избирательного мутизма

Основным признаком данной патологии является отказ от речевого общения в определенных, волнительных для больного ситуациях, или в обществе отдельных людей, в то время как при обычных обстоятельствах речевые навыки полностью сохраняются. О наличии расстройства свидетельствует сохранение состояния более одного месяца.

Особенности личностного развития

Дети с избирательным мутизмом – это дети обычно с высоким уровнем интеллекта, которые, по мнению психологов, не созрели до общения с людьми. Вместе с тем, пока они осознают необходимость поддерживать речевой контакт со всеми окружающими людьми, их характер способен претерпеть некоторые существенные искажения.

Внутри маленького мутиста копятся претензии к окружающим и недовольство собой, которые могут выражаться в виде демонстративных выходок. Такие дети обычно стараются примкнуть к компаниям хулиганов и двоечников. Они испытывают удовлетворение от вызывающего поведения, иногда складывается впечатление, что их, буквально, завораживают пороки. Если же поведение таких детей вовремя скорректировать, то таких неприятных моментов можно будет избежать.

В случае отсутствия специализированной помощи у выросшего мутиста могут возникнуть серьезные сложности в личной жизни. Данная патология, буквально, приковывает больного к матери.

Мать постоянно старается помочь, опекая ребенка во всех ситуациях, что накладывает отпечаток на взаимоотношения с противоположным полом в будущем.

Дети манипулируют своей особенностью, используя родителей как единственное связующее их с обществом звено. Родители так же подвергаются влиянию этой патологии своих детей: они оберегают этот эмоциональный контакт, каждое слово для них имеет особый смысл. Возникает некий симбиоз, который искажает личностное развитие детей.

Мальчики вырастают несамостоятельными, незрелыми и в то же время чрезмерно властными. В детстве такие дети превращаются в семейных «тиранчиков». Девочки видят в матери потенциальную соперницу, что может стать причиной раннего замужества или беспорядочных половых связей. Такое поведение – своеобразная месть за ощущение несвободы, хотя ребенок сам не отпускал от себя мать. В связи с этим, не стоит ожидать, пока разовьются эти отклонения, а начать своевременное лечение, которое позволит восстановить нормальную речь и не даст развиться проблемам личностного характера.

Лечение избирательного мутизма

Лечение избирательного мутизма зависит от вида патологии и может проводиться психиатрами, психологами, логопедами, психотерапевтами. У каждого из этих специалистов имеются свои методы терапии патологии. Лечение в любом случае предполагает учет причины развития недуга.

При медикаментозной терапии, применяемой психотерапевтами и психиатрами, в особых случаях назначаются транквилизаторы, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или седативные нейролептики. Медикаментозная терапия не является основной.

Обычно лечение избирательного мутизма начинают с «мультимодального подхода», подразумевающего применение широкого репертуара методик и техник. Наиболее эффективным в этом случае считается сочетание семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.

Лечение психологом основано на поведенческой методике. На занятиях у детей отрабатываются речевые навыки, при этом успешные попытки подкрепляются вознаграждением. Лечение подразумевает участие в коррекции патологии учителей, родителей, одноклассников. Начинают занятия с привыкания ребенка к собственному голосу.

С этой целью записывают его речь и дают прослушивать, обращая внимание на то, как красиво звучит голос ребенка. Постепенно, у него формируется потребность в произношении и общении. Затем в «компанию» вводятся новые собеседники. На первых порах это могут быть люди, которым больной доверяет, а затем группа расширяется за счет незнакомых. Обычно ими являются сверстники ребенка. Лечение предусматривает работу с собственным волнением, которое свойственно всем людям.

Вам также может быть интересно

Речевой мутизм — наиболее тяжелое психомоторное отклонение, отмечающееся в неврологии и психиатрии. Характеризуется полной утратой вокализации и артикуляции, то есть, возникновением полного молчания. При этом понимание речи других людей и фонематический слух не являются нарушенными.

Виды и описание патологии

Болезнь является редкостью в детском возрасте, и ее часто путают с шизофренией, умственной отсталостью и прочими отклонениями. Нередко мутизм у ребенка списывается на его банальную лень и упрямство перед обучением речи.

Причины детского мутизма напрямую связаны с психическими отклонениями у ребенка, непониманием или гиперопекой со стороны родителей, своеобразным протестом, который порождает комплекс неполноценности.

Все типы патологии классифицируются как эндогенно-психотические, психогенные и психопатические. Виды мутизма различаются сообразно течению заболевания и его возникновению.

Элективный мутизм

Такой вид расстройства сохраняет способность больного воспринимать информацию и разговаривать. Характеризуется упорным отказом говорить в определенных ситуациях.

Может быть связан с психологическими факторами, депрессией, аффективными расстройствами; элективный мутизм у детей — с одиночеством или, напротив, гиперопекой со стороны родителей. В некоторых случаях элективный мутизм является следствием перенесенной эмоциональной или физической травмы.

Акинетический мутизм

Характеризуется системным торможением речевой и двигательной активности. Пациент находится в состоянии бодрствования, признаки усталости или сонливости полностью отсутствуют.

Однако просьбы выполняются с сильным промедлением, отсутствует экспрессивная речь и двигательная активность.

В медицинской практике такой синдром получил название «бодрствующая кома». Обычно состояние продолжается от нескольких недель до нескольких месяцев, а при выходе из него у больного отмечается амнезия впечатлений, существовавших все время проявления нарушения.

Избирательный мутизм

Часто проявляется в детском возрасте и отличается упорным отказом говорить с посторонними людьми, или в их присутствии. Все функции речевого аппарата при этом сохраняются.

Больной способен к анализу сказанного, нормально слышит и понимает чужую речь, однако не справляется с собственным барьером к продолжению разговора.

Селективный мутизм

Является схожим по признакам с избирательным мутизмом, однако может сохраняться и у людей взрослого возраста, особенно если в детстве не были предприняты меры по адекватному лечению. Селективный мутизм напрямую связан с социофобией у детей и взрослых.

Такие люди сохраняют способность к пониманию речи и разговору, однако не могут говорить сами в определенных обстоятельствах.

Истерический мутизм

Характеризуется острым парезом вербальной функции. Имеет определенные сходства с внезапным возникновением транзиторной фазы моторной афазии. Больной сохраняет мотивацию к диалогу, однако его вербальная способность теряет свои свойства.

У пациента отмечается способность к письму, жестикуляции, общению с помощью активной мимики; он может даже издавать нечленораздельные мычащие звуки с интонационной окраской, приоткрывать рот и шевелить губами. Разговор шепотом при этом становится невозможным, несмотря на сохранение артикуляционных функций.

Сильные головные боли могут быть спровоцированы токсической энцефалопатией головного мозга. Широкое применение ядовитых отравляющих веществ выводит это заболевание на первый план, особенно для работников, которые заняты в химических отраслях.

Синдромы мутизма

Синдромы мутизма возникают вследствие локального поражения доминантных отделов головного мозга травматическими, опухолевыми и воспалительными процессами. Пациент лежит неподвижно, его зрачки сохраняют двигательную активность, фиксация зрения не нарушена.

При этом больной никак не контактирует с окружающими и не имеет возможности с ними говорить. Ответом на болевые и звуковые раздражители становится временная активация физической активности.

Апаллический синдром

Отличается от акинетического степенью тяжести. В целом, данный случай медики относят к вегетативному состоянию и приравнивают к коме. У больного полностью отсутствуют какие-либо рефлексы и реакции, признаки жизнедеятельности.

Сохраненным оказывается только режим сна и бодрствования. Чаще всего такой процесс является необратимым.

Синдром акинетического мутизма

Характеризуется практически полной ликвидацией у больного психической деятельности и окружающего восприятия. Больной лежит неподвижно в постели, его двигательные и речевые функции грубо нарушены, и практически полностью отсутствуют.

Может отмечаться недержание мочи и кала. Все симптомы проявляются в состоянии бодрствования. Цикличность сна при этом сохраняется. Больной с готовностью принимает пищу из ложки, может проявлять признаки тревоги, беспокойства и неудовлетворенности.

Причины развития мутизма

Провоцирующие факторы мутизма различны и многообразны.

Расстройство может быть вызвано как нервными потрясениями и истерическими неврозами, так и наличием опухоли в некоторых зонах головного мозга.

Также его могут спровоцировать банальная усталость и сильный испуг.

Наиболее распространенными причинами заболевания считаются следующие факторы:

  • Сложные психические расстройства;
  • Доброкачественные и злокачественные новообразования, локализующиеся в лобных долях или верхней зоне ствола головного мозга;
  • Транзиторные дисфункции мозгового кровообращения ( , кровоизлияния и гематомы);
  • Воспалительные процессы в головном мозге ( , абсцессы);
  • Тяжелые ;
  • Аффективные нарушения;
  • Период выхода из комы;
  • Истерия;
  • Шизофрения;
  • Психоэмоциональные потрясения (посттравматический синдром, перенесенная авария, смерть любимого человека или его тяжелое заболевание).

Симптоматика

Клиническая картина нарушения может различаться сообразно типу нарушения и степени его тяжести. Особых различий в симптомах развития патологии у взрослых или детей нет.

Немаловажным все же является возраст больного и провоцирующие факторы, которые способствовали развитию мутизма.

Для всех больных отмечаются некоторые общие признаки расстройства:

  • Отсутствие экспрессивной и диалоговой речи;
  • Сохранение способности к пониманию и анализу речи другого человека;
  • Абсолютно трезвое сознание (больной находится в состоянии бодрствования, способен фиксировать взгляд, присутствует эмоциональная окраска поведенческих актов);
  • Сохранение цикла сна и бодрствования;
  • Физиологическая реакция на внешние болевые раздражители (интенсивное потоотделение, учащение сердцебиения);
  • Невозможность говорить в определенных обстоятельствах (в случаях взаимосвязи мутизма с социофобией и психологическими факторами).

Диагностика мутизма

Дифференциальная диагностика мутизма проводится комплексно и в несколько этапов, до установления истинных причин расстройства и его типа в каждом индивидуальном случае.

Может потребоваться дополнительная консультация психиатра и логопеда.

  • Оценка жалоб больного, или его близких (изучение события или болезни, которые предшествовали речевой дисфункции, сроки развития нарушения);
  • Оценка семейного анамнеза на предмет тромбозов, инсультов, ишемических атак, опухолевидных новообразований;
  • Традиционное неврологическое исследование (оценка рефлекторной способности, двигательной активности, измерение дыхательного ритма и артериального давления);
  • Электроэнцефалография;
  • Компьютерная томография сосудов головного мозга;
  • головы;
  • Консультация психиатра.

Дифференциальная диагностика мутизма и афазии:

Терапия и коррекционные методики

Эффективное лечение мутизма предусматривает использование медикаментозных препаратов и обязательную психологическую помощь. В некоторых случаях подбирается комплексная терапия.

Медикаментозное лечение

  • Антидепрессанты (Прозак, Флуоксетин);
  • Антипсихотические препараты и нейролептики (Рисперидон, Промазин, Френолон);
  • Бензодиазепины (Алпразолам, Гидазепам, Фторфеназин);
  • Ноотропные вещества (Оксирацетам, Пирацетам, Салбутамин).

Хирургическое лечение

  • Оперативная ликвидация опухолей головного мозга;
  • Резекция гематомы;
  • Хирургические вмешательства при кровоизлияниях.

Работа с психологом

  • Корректирующие беседы;
  • Помощь в преодолении психоэмоциональных потрясений и стрессов;
  • Терапия социофобии;
  • Разговоры с больным и коррекция его мимики.

Постинсультный уход

  • Упражнения по восстановлению речевой способности;
  • Дыхательные упражнения;
  • Релаксационная терапия;
  • Поддерживающие препараты для стимуляции кровообращения и сердечной деятельности;
  • Полноценный гигиенический уход;
  • Коррекция питания.

Физиотерапия

  • Акупунктура (иглорефлексотерапия);
  • Гидромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Фототерапия;
  • Лечебная гимнастика.

Прогноз и последствия нарушения

В зависимости от типа отклонения и провоцирующих его факторов, прогноз может быть как благоприятным, так и сигнализировать о необратимости расстройства. Так, своевременная коррекция элективного мутизма и аффективных расстройств позволяет взрослым и детям вернуться к полноценной жизни.

Исход постинсультной и посттравматической терапии зависит от многочисленных аспектов, и адекватный прогноз может составить только специалист в каждом индивидуальном случае.

Если игнорировать расстройство и не придавать его проявлениям должной тревоги, мутизм может нанести непоправимый вред социальной адаптации больного и его трудовой деятельности.

Профилактические меры

Чтобы предупредить развитие нарушения, достаточно придерживаться общепринятых норм по ведению полноценного здорового образа жизни.

Очень важно окружить болеющего заботой и уходом, необходимо оградить его от потрясений и стрессов.

Больным, перенесшим инсульт, резекцию опухоли или транзиторную ишемическую атаку, в обязательном порядке назначается поддерживающая терапия.

Предупреждение заболевания предполагает выполнение следующих правил:

  • Своевременное лечение воспалительных и инфекционных заболеваний;
  • Ограничение или ликвидация вредных привычек (отказ от приема спиртного, психоактивных веществ, курения);
  • Коррекция режима дня и рациона;
  • Постоянный контроль уровня артериального давления;
  • Обращение к специалистам при недомоганиях и проблемах со здоровьем;
  • Нормализация физической активности;
  • Выполнение упражнений лечебной физкультуры;
  • Прогулки на свежем воздухе.

Важно понять, что при мутизме необходимо своевременно провести адекватную диагностику и немедленно начать лечение. Если нарушение связано с перенесенными заболеваниями, нужна специальная поддерживающая терапия и длительная работа со специалистами.

Если провоцирующим фактором является психическое нарушение, необходимо предпринять меры по специфической адаптационной работе. Ведя здоровый образ жизни и следя за состоянием своего здоровья, любой человек может избежать заболеваний и расстройств, которые они влекут за собой.

Мутизм: «и на устах его печать», или почему молчишь? Язык, что ль, проглотил?!

Говорение, речь, разговор – одно из любимейших занятий человека, ибо является одним из способов выразить себя.

Но это ещё и совершенно необходимый для жизни атрибут, ведь кто же рискнёт «проворачивать дела» в одиночку, без компании единомышленников? А чтобы её собрать, нужно бросить клич типа: пролетарии всех стран… или подобный.

Но, как сказал Козьма Прутков: если у тебя есть фонтан – заткни его, дай отдохнуть и фонтану!

Действительно, нас окружает такое изобилие речи не только письменной, но и устной, что ухо просто приходит в изнеможение как от своего, так и чужого многословия.

Поэтому сейчас на любом аппарате – кроме холодильника и мясорубки – есть кнопка mute – отключение звука или режим молчания. Выражаясь грубо, это: заткнитесь все, я никого больше не хочу слышать!

«Кнопка» «заткнуться» есть и в личности-психике человека – и по той или иной причине она нажимается. Иногда.

И тогда развивается мутизм.

О мутизме всерьез и своими словами

Традиционно считается: мутизм – или молчание, немота – это «запрет себе говорить». Запрет на словесное самовыражение. На самом деле феномен имеет два аспекта:

  1. Первый : мутизм – это мера по предотвращению вторжения в психику личности извне.
  2. Второй – это максимально возможная изоляция личности от внешнего мира внутри ей же самой определённых рубежей. Строжайшее «вето», наложенное личностью на саму себя, запрет на пересечение ей её же собственных внешних границ.

Чем же может быть оправдана столь жестокая мера?

Мутизм – не просто запрет на выражение себя словами, это глубоко оправданный подсознательный акт спасения мира от сил, что таятся внутри содержащейся под «домашним арестом» личности. От сил, которые нельзя выпускать на свободу.

Это те самые пресловутые черти, что живут во внешне тихом омуте.

Как установили учёные, энергии, содержащейся во внутренних электронных и иных связях живого организма одного человека, достаточно для освещения небольшого города в течение нескольких суток. Весь вопрос в том, как ей грамотно распорядиться.

Если ей распоряжаются «никак», появляются те самые «дети-поджигатели» – пирокинетики, что способны воспламенить и мгновенно сжечь не нравящийся им предмет дотла одним только своим взглядом. И это далеко не единственный феномен огромной разрушительной силы человека.

Мутизм, возникающий по той или иной причине – независимо от того, ли это или «рука судьбы»-карма – это всегда знак: выход в город воспрещён – опасно!

Опасно как для «города» – мира, в котором мы живём, так и для самого могущего в него выйти. Опасно так же, как те десять дней, что до сих пор продолжают сотрясать мир.

Внешне же эта ликвидированная опасность выглядит для родителей как досадное нежелание ребенка говорить. Ибо мутизм развивается, по большей части, у детей.

Об истинных причинах психологической немоты

Среди причин, приводящих к мутизму у детей, пальма первенства почти всегда принадлежит психопатологическим отклонениям в виде:

  • отставания психического развития;
  • аутизма;
  • шизофрении;
  • депрессивного расстройства.

Второе место законно принадлежит наследственной предрасположенности и обстоятельствам окружающей среды, имеющим характер:

Помимо особенностей тонкой душевной организации, мутизм у взрослых развивается по причине:

  • последствий перенесенной комы;
  • расстройств кровоснабжения головного мозга либо его соматического заболевания ( либо );
  • тяжёлого стресса либо психической травмы;
  • психического расстройства (депрессии, шизофрении).

Категории мутизма и его особенности у детей

Детский мутизм, развивающийся в возрастных рамках 3-9 лет, характеризуется в типичных случаях:

  • упорной, продолжающейся не менее одного месяца, немотой – отказом от речевого контакта;
  • полным сохранением сознания при одновременном отсутствии расстройств работы голосового аппарата;
  • неспособностью к речи в волнующих ситуациях либо её избирательностью (в соответствии с конкретной ситуацией либо при общении с людьми определённого круга);
  • сохранением возможности сформулировать и выразить мысль, не прибегая к устной речи (используя невербальные методы общения: письмо, жестикуляцию).

Разделение феномена на категории обосновывается как возможной его причиной, так и типичными проявлениями.

Так, психогенная его разновидность, зиждущаяся на психической травме психогенного психоза, имеет следующие градации мутизма:

  • истерический;
  • логофобический;
  • смешанный.

При истерическом варианте речь пропадает вследствие наступления резкого психического шока, занять данное расстройство может период от 3-5 секунд до пары дней и недель, — присуще женщинам и детям с особо чувствительной психикой.

Вариант логофобического мутизма продиктован страхом слышать собственную речь; наблюдается по большей части у слабоуспевающих школьников, отличается не всегда благоприятным прогнозом и большой зависимостью от особенностей личности-носителя.

Развитие патологического состояния у детей робких и пугливых, с болезненной привязкой к родителям и дому, вызывающее немоту при попадании в незнакомую обстановку и окружение (детский коллектив), носит название патохарактерологического мутизма, относимого к элективной категории.

Согласно другой классификации, мутизм может быть:

  • селективный (элективный) , проявляющийся в потере дара речи в пугающей и напряжённой ситуации;
  • акинетический , который характеризуется двигательно-речевыми расстройствами;
  • апалический , вызывающий состояние безучастности, подобное состоянию находящегося в коме человека с полным отсутствием реакции на раздражения, исходящие из внешнего мира;
  • и избирательный мутизм — упорный отказ от общения и разговора с незнакомыми людьми или же в их присутствии.

Классической картиной развития мутизма у детей является ситуация отрыва от семьи с помещением в новое социальное окружение, воспринимаемое, как предательство родителями и вызывающее нежелание говорить – форму молчаливого протеста против
сложившейся ситуации и её «виновников».

Поставить диагноз — как это сделать правильно и быстро?

Явление мутизма чрезвычайно трудно отделить от другой психопатологии именно ввиду детского возраста, когда затруднение вызывает вопрос: истинное ли это заболевание, каприз упёртого – упрямого ребёнка либо отставание его в умственном развитии?

Переходу синдрома в затяжное и хроническое течение часто способствуют сами родители чада, ждущие, что оно «перерастёт» свою немоту, а пока «просто стесняется говорить».

Для установления истины необходим сбор сведений обо всей предшествующей жизни ребёнка, включая:

  • особенности течения внутриутробного периода;
  • перенесённые беременной матерью потрясения и сотрясения (психические и физические травмы);
  • реакцию ребёнка на прививки;
  • особенности динамики его развития.

Особое внимание уделяется страхам и фобиям, которые присущи конкретному ребенку: боязнь темноты, пребывания в одиночестве, паническому страху наказания за совершённую провинность, ибо чувство вины у такого ребёнка часто бывает совершенно несоизмеримо с применённым методом наказания.

В случае же наличия другой, сопутствующей патологии психики и личности, задача врача-диагноста ещё более усложняется – ошибка в диагнозе чревата потерей драгоценного времени и отсрочиванием лечения истинной причины мутизма.

Помимо наблюдения за психикой пациента, необходимо ещё и исследование органа, определяющего её стратегию и тактику – головного мозга. Не менее важное внимание должно быть уделено и изучению общего физического развития организма.

Поскольку речь идёт о диагностике невроза (либо психического расстройства), на помощь врачу должны прийти лабораторные и инструментальные методы исследования:

Уместны и иные, приличествующие моменту методы «расследования», часто похожего на криминальную загадку случая и привлечение к нему других специалистов.

Чем помочь мутисту?

Процесс напоминает анекдот: класс опоздал на урок. Удивлённая учительница обратилась с вопросом к каждому, и была удивлена ещё больше, когда узнала, что старушке помогали перейти улицу всем классом. Где здесь смеяться? Дело в том, что переходить улицу она категорически не хотела!

Состояние мутизма как у ребёнка, так и у взрослого часто продиктовано чувством страха, обиды и «предательства», а сама патология является местью «обидчикам» за причинённый моральный и психический ущерб. И предаётся этой мести мутист с ожесточённым упоением.

Поэтому «старушку» зачастую приходится «переводить через улицу» «всем классом». И хороши здесь все средства, способные помочь.

Лечение мутизма – это комплекс искусно сочетаемых психотерапевтических и медикаментозных воздействий, оказываемых как в условиях амбулатории, так и стационарно. После постижения причины, породившей явление мутизма, её устраняют.

Во взрослом возрасте это может быть ликвидация либо хирургическое иссечение , влияющей на работу головного мозга, ведущие к исцелению от акинетической и апалической модификации мутизма.

В случае психиатрического заболевания, приводящего к возникновению немоты, уместным является применение «развязывающих язык» антипсихотических и иных, специально применяемых, препаратов:

  • средств бензодиазепинового ряда;
  • селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.

Для регуляции работы сосудов, обеспечивающих головной мозг питанием, и усиления обмена веществ в его тканях используются медикаменты:

  • спазмолитического;
  • обезболивающего;
  • седативного действия;
  • препараты- .

Оказание пациенту психологической помощи (в случае избирательного мутизма) заключается:

  • в проведении бесед, отвлекающих его от проживания психотравмирующей ситуации, такой, как авиакатастрофа либо неизлечимое заболевание у близкого родственника;
  • в работе с , обучении действиям по преодолению стрессовых ситуаций, овладении навыками социального общения;
  • в коррекции мимики и тому подобных мерах.

Помимо медикаментозной терапии и психологической помощи применяются дополнительные методики в виде:

  • дыхательных упражнений;
  • массажа;
  • лечебно-коректирующей гимнастики;
  • фототерапии.

Необходимым является также привитие социальных навыков.

В случае, когда больной-мутист прикован к постели, производятся мероприятия, обеспечивающие тщательный уход за кожей, полостью рта и органами дыхания, а также питание (при необходимости зондовое либо парентеральное).

Последствия и профилактика

К вопросу осложнений и последствий относятся трудности социально-бытовой и трудовой адаптации вследствие отсутствия речи.

Предотвращение развития мутизма у ребёнка заключается в ведении правильного, здорового образа жизни, преимущества которого доказываются личным примером родителей.

В случае развития заболевания у взрослого человека необходимо создание здоровой морально-психологической обстановки в доме и оказание помощи больному в постепенной адаптации к новым жизненным реалиям.

Расстройству необходимо помешать развиваться дальше, обратившись в вызывающих сомнение случаях к детскому психологу (психоневрологу). Разобраться, что собой представляет возникшее расстройство: невроз либо дебют шизофрении – прерогатива врача-специалиста.

Только как можно более раннее обращение за врачебной помощью позволяет раньше поставить точный диагноз и как можно быстрее (ещё на стадии синдрома) начать врачевание недуга. В противном случае ситуация способна сформировать устойчивое извращение характера со множеством проблем в будущем.

Прогноз состояния является благоприятным (кроме вариантов тяжёлой психической патологии и органических расстройств работы мозга).