Толкования на Мф. Воскресное Евангелие: умножение хлебов и рыб Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 6, ст. 5 - 14.

5. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

6. Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

8. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

9. здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10. Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

14. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

(Ин. 6, 5–14)

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, посвящены чудесному насыщению пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Получив известие о смерти Иоанна Крестителя, Христос удалился из Галилеи вместе с апостолами, только что возвратившимися из своего проповеднического путешествия. Они переплыли на лодке на восточную сторону Тивериадского озера в пустынное место близ города Вифсаида, располагавшегося на востоке от впадения Иордана в Геннисаретское озеро.

Великое множество народа сразу же окружило Господа, а потому, испытывая веру апостола Филиппа, Спаситель обратился к нему: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? (Ин. 6, 5). Господь обращается с вопросом именно к Филиппу, потому как этот апостол более чем другие нуждался в укреплении своей веры для признания действия всемогущества Христова. Филипп же ответил: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу (Ин. 6, 7).

Блаженный Феофилакт поясняет, что Господь «спрашивает не другого кого, но Филиппа. Ибо он требовал большего обучения… Посему задолго вперед приготовляет его и вопросом побуждает его всегда помнить это чудо. Ибо если бы чудо совершено было просто, оно не показалось бы таким великим. А теперь Он предварительно заставляет его объявить о недостатке хлеба, чтобы он лучше понял величие имеющего совершиться чуда и не мог уже забыть высказанного».

Динарий являлся поденной платой за труд. Сумма в двести динариев была настолько велика, что собрать ее можно было разве что за полгода. В то время на такую сумму можно было приобрести более шестисот килограмм хлеба, но и такого количества было мало для пяти тысяч человек, окружавших Христа. А потому апостол Андрей, брат Симона Петра, замечает: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? (Ин. 6, 9)

Видя маловерие Своих апостолов, Спаситель тотчас же доказывает им, что для Него нет ничего невозможного и совершает чудо: Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел (Ин. 6, 11). Таким образом в руках Господа малое становится великим.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Пять хлебов преломил и раздал, и эти пять хлебов в руках учеников не истощались. Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было».

Когда же, по повелению Христа, стали собирать остатки хлеба, то наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели (Ин. 6, 13). Коробами назывались те корзины, которые евреи брали с собой в путешествие вместо походных сумок для хранения пищи. Как бы малы ни были эти короба, во всяком случае нельзя было наполнить двенадцать коробов пятью хлебами, разломанными на куски, если бы количество этих кусков не было чудесным образом умножено.

Это удивительный духовный закон: чем больше человек отдает другому, тем больше прибавляется. И каждый из нас может увидеть это в своей жизни, если мы не будем проходить мимо трудностей и проблем людей, нуждающихся в нашей помощи. Ведь из нашей малости Господь сотворит не просто достаточное количество, но еще и с избытком. А потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, на примере сегодняшнего евангельского события, что за все, отданное нуждающимся Христа ради, Господь через Свои руки вернет нам во много раз больше, подобно тому как Он наполнил двенадцать коробов. Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Ключевой стих 6:9

“здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?”

В Евангелии от Иоанна описаны семь чудесных знамений: первое – превращение воды в вино (2:1-11); второе – исцеление сына царедворца (4:43-54); третье – исцеление больного, лежавшего 38 лет (5:1-9а); четвертое – насыщение 5000 человек (6:1-15); пятое – хождение по воде (6:16-24); шестое – прозрение слепого (9:1-7); и седьмое – воскрешение Лазаря (11:38-44). Эти знамения помогают нам открыть духовные глаза и увидеть, кто же Иисус. В сегодняшнем отрывке говорится о четвертом знамении Иисуса, описанном в Евангелии от Иоанна, о том, как Он накормил 5000 человек. Все чудеса Иисуса были сотворены не для того, чтобы показать Его всемогущую силу – они были сотворены от великого пастырского сердца Иисуса к Своим людям и чтобы ученики также сделали что-нибудь для стада Бога. Сегодняшнее событие учит нас тому, что Бог активно использует одного человека веры, и что Он благословляет тех, кто живет с верой. Его насыщение 5000 людей говорит нам о том, что Иисус имеет огромное пастырское сердце для беспомощных людей. Иисус также учит нас иметь веру, чтобы накормить 5000 голодных людей пятью маленькими хлебами и двумя маленькими рыбами.

I. Где нам купить хлебов? (1-9)

Во-первых , отпуск учеников Иисуса был прерван толпой людей. Взгляните на 1-й стих. “После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады” . Когда мы читаем другие Евангелия, мы узнаем, что перед этим событием Иисус послал Своих учеников по двое для проповедования Благой Вести, дав им власть над нечистыми духами (Мк.6:7,30). Это путешествие было серьезным воспитанием для учеников, чтобы они смогли в будущем служить Божьему делу. Во время путешествия они сталкивались с удивительными событиями. В прошлом никто даже не хотел слушать их. Но когда ученики полагались на власть Иисуса, они изгоняли многих бесов, и исцеляли многих больных (Мк.6:12,13; Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.) Иисус увидел, что вернувшись после такого путешествия, ученики нуждались в небольшом отдыхе.

Поэтому Он отправился с ними на другую сторону Галилейского моря. Может быть, солнце еще только начало закатываться, когда Иисус и Его ученики вошли в лодку. Наконец, когда оно скрылось за линией горизонта, их лодка уже скользила по глади озера, а ученики чувствовали себя великолепно. Они были наедине с Иисусом и наслаждались отдыхом, оставив позади навязчивую толпу людей. Они упивались холодным морским бризом и приятными звуками морских волн. Вскоре они начали весело петь. Но неожиданно, к их удивлению они услышали какие-то звуки, будто отдаленные раскаты грома. Но это не был гром. Это был шум толпы. Множество людей уже пришло на другой берег, раньше Иисуса и учеников. И там толпа ждала их приезда. Как только они увидели их, то с нетерпением начали кричать: “Иисус! Иисус!” Почему же они так тянулись к Иисусу? Почему они день и ночь приходили к Нему? Взгляните на 2-й стих. “За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными” . Множество людей следовало за Иисусом потому, что они были свидетелями чудес, творимых Им над больными. Все они пришли к Иисусу с надеждой увидеть очередное чудо. Они нуждались в помощи Иисуса. Когда мы читаем Евангелия, мы встречаемся с людьми, имеющими различные болезни, с расслабленными, слепыми, прокаженными и многими одержимыми нечистыми духами. Все они пришли к Иисусу, чтобы получить помощь. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский, поэтому многие, кто приехал на Пасху, приходили к Иисусу один за другим, так что вокруг Него собралась огромная толпа народа. В результате они сорвали все планы Иисуса и учеников, и сильно обременили их. Что же сделал для них Иисус? Иисус взошел на гору, чтобы обозреть одним взглядом всех людей и никого не пропустить (3). Иисус принял их и хотел помочь им.

Во-вторых , Иисус имел пастырское сердце к ним. Взгляните на 5-й стих. “Иисус, возвед очи и увидев, что множество народа идет к Нему” . По-человечески говоря, эти люди были бессовестными. Это большое множество народа отнимало отдых у Иисуса и Его учеников. Они добрались даже до укромного местечка, где Иисус собирался отдохнуть с учениками и без предупреждения пришли туда. Если бы человек, который имеет власть, увидел такую толпу, то, наверное, разогнал бы ее, считая ненужной и бесполезной, существующей только для того, чтобы досаждать другим. Но Иисус по-другому смотрел на них. Иисус смотрел на них глазами Бога. Евангелие от Матфея 9:36 говорит: “Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря” . Иисус сочувствовал им. В другом Евангелии написано так: “Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря” (Мк.6:34). Они были жалкими из-за своей жизни, но Иисус не осуждал их. Иисус знал, что они находились в таком жалком состоянии не потому, что были плохими, а потому что не имели пастыря. Иисус смотрел на них с Божьим пастырским сердцем. Иногда смотря на многих людей, мы говорим про себя: “Они заслуживают серьезного наказания” . Но здесь мы учимся тому, что нам нужно смотреть на них, имея сочувствие Бога. Мы должны видеть, что их проблемы возникали из-за того, что они не имели пастыря. Имея сердце пастыря, Иисус понял, что им нужно что-нибудь поесть. Иисус был похож на мать, которая хочет дать самое лучшее своим детям: самую вкусную еду, самую теплую одежду, все необходимое, и даже свое сердце.

Из этого, мы учимся, что пастырь должен иметь сердце пастыря, что значит сочувствие к агнцам и горячее усердие помочь беспомощному. Пастырь всегда должен быть готов отдать что-либо другим. Его сердце должно наполняться преизбыточным богатством Иисуса Христа. Из-за пастырского сердца пастырь должен уметь дать любому самое важное и необходимое, то, что может оживить человека. Он должен уметь утешить душу страдающего и обремененного и насытить душу обделенного. Сердце Апостола Павла всегда наполнялось удивительным таинством Христовым и силой Бога. Он хотел открыть людям, верующим и неверующим, духовное откровение. Он сказал: “Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему” (Рим.1:10). “Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых” (Еф.1:17,18). Апостол Павел сотворил великие дела Бога, потому что он знал сердце Иисуса и имел пастырское сердце и богатство Иисуса Христа. Он был всегда готов помочь другим и даровать им самое драгоценное.

В-третьих , Иисус испытал веру Филиппа. Взгляните еще раз на 5-й стих. “Иисус, возвед очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” Иисус знал, что эта толпа людей была очень голодной. У них не было ничего кушать. Тем более они пришли сюда издалека. Поэтому Иисус сказал Филиппу: Когда Иисус сказал это, Он надеялся на то, что Филипп начнет искать хоть какую-нибудь возможность разрешить эту проблему, имея пастырское сердце. Иисус ожидал услышать от него ответ: “Нет ничего невозможного, господин. Я не знаю где купить хлеб, но я посмотрю и обязательно найду какой-нибудь выход. Я верю, что Бог помогает тем, кто помогает себе сам” . Но слова Филиппа были совсем другими.

Взгляните на 7-й стих. “Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу” . Он действительно был смышленым человеком. Он смог сразу, одним взглядом оценить количество людей и быстро выдать ответ, что даже всей зарплаты за восемь месяцев было бы недостаточно, чтобы купить продуктов, и чтобы каждому досталось хотя бы по маленькому кусочку. Однако таким ответом он не удовлетворил Наставника, и не сдал экзамен веры. Он потерпел поражение главным образом из-за своего образа мышления. Он только рассчитывал, а затем отчаялся. Иисус старался воспитывать многих пастырей. Он хотел использовать умных людей как будущих лидеров. Но Иисус не мог использовать Филиппа, потому что тот зависел от своей головы. Филипп был умным и способным человеком. Но он не имел веры в Бога. Довольно важно быть в этом мире способным человеком, наполненным духа соперничества, чтобы прожить успешную жизнь. Но нам нужно знать, что более важно стать в этом мире человеком веры, чтобы жить истинно успешной жизнью. Также Филипп потерпел поражение, потому что он начал думать с того, чего он не имел. Когда он думал о своем кошельке, он стал жалким. Может быть, он раскаялся в том, что стал учеником бедного Иисуса. Его привычка начинать с того, чего у него нет, сделала его нигилистом. Люди такого типа смотрят только на то, чего они не имеют, чего они не получили от родителей или от Бога. Они живут в горечи и оказывают на окружающих людей скверное влияние. Такие нигилисты сравнивают себя с другими и находят только то, что другие имеют, а они сами не имеют. На самом же деле, в этом случае Иисус уже решил накормить толпу из 5000 людей. Когда Иисус спросил у Филиппа: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” – это было испытанием для него, чтобы узнать, есть ли у него вера в Бога и есть ли у него пастырское сердце.

В-четвертых , Иисус принял пять хлебов и две рыбки Андрея (8,9). Взгляните на 8-й стих. После Филиппа на первом плане событий появляется другой ученик. Это Андрей, брат Симона Петра. Когда Андрей привел своего брата Симона к Иисусу, Иисус сразу же стал интересоваться только Симоном Петром (Ин.1:42). Казалось, что Иисус игнорировал Андрея, как будто его вовсе и не было там. Хотя в этот раз Иисус тоже не обращал внимания на Андрея, а разговаривал лишь с расчетливым Филиппом, но все же, Андрей хотел привлечь внимание Наставника. Взгляните на стихи 8,9. “Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?” Он принес пять ячменных хлебов и две маленькие рыбки к Иисусу, хотя нужно было накормить 5000 человек! Тем более, эти хлеба и рыбки не принадлежали самому Андрею; они принадлежали одному мальчику. Может быть, этот мальчик принес их для своего обеда. В этой ситуации Андрей кажется безумным человеком, но мы многому можем научиться у него.

Андрей был человеком, ищущим возможность. Филипп думал только о том, чего он не имел. Он не имел двести динариев, восьмимесячной зарплаты, поэтому он не смог ничего сделать. Но Андрей был совсем другим. Он начал думать с того, что у него есть, несмотря на то, имеет ли он что-нибудь или нет! Он знал, что у него в кармане одни дырки и ветер, но он не думал о том, чего у него нет. Когда он похлопал руками по своим карманам, и оказалось, что они пусты, тогда он начал обеими руками усердно выворачивать каждый уголок в надежде найти завалявшийся динарий. Но, конечно же, он ничего не нашел, однако он не стал думать: “У меня совсем ничего нет” . Он не думал: “К сожалению, я ничего не могу сделать, потому что у меня нет денег” . Вместо этого, он начал осматриваться по сторонам. Когда он ничего у себя не нашел, он осматривался вокруг несколько раз до тех пор, пока не нашел одного мальчика с маленькой котомкой, в которой лежал завязанный в платочек скудный обед. Он попросил его у мальчика. Мы не знаем, каким образом он уговорил мальчика отдать обед. Может быть, широко улыбаясь, он просто попросил у него обед. Это было так смешно. Но в этом есть нечто более важное, чем просто комедия. Мы можем научиться у Андрея тому, как найти хоть какую-нибудь возможность разрешения проблемы, даже когда ситуация кажется невозможной.

Андрей взял пять ячменных хлебов и две маленькие рыбки у мальчика и принес их к Иисусу. Он сказал: “Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?” Минуту назад он вынудил мальчика заплакать из-за того, что он отобрал у него обед. А сейчас он заставил Иисуса посмеяться из-за того, что он принес пять хлебов и две рыбки для 5000 людей. Но все-таки Андрей нашел хоть какую-то возможность в затруднительной ситуации. Это и есть его великая вера. Это и есть его достоинство, через которое Иисус смог сотворить чудо. Мы учимся у Андрея быть людьми, ищущими возможность разрешения трудной ситуации.

Андрей был человеком веры. Он имел веру в Иисуса. Когда Андрей принес пять хлебов и две рыбки к Иисусу, он знал, что этого не хватит для того, чтобы накормить 5000 людей. Но он верил, что Иисус примет это скромное приношение. И он верил, что Иисус сможет насытить всех людей. Да! Иисус принял его пять хлебов и две рыбки. Это ясно показывает нам, что Андрей был человеком веры. Он имел веру: “Мы ничего не можем сделать, но Иисус может сделать все” (Фил.4:13). Все то, что нам нужно сделать – это с верой принести к Иисусу пять хлебов и две рыбки. Когда Андрей принес пять хлебов и две рыбки, он не зависел от котомки с обедом, но зависел от Иисуса. Он имел веру в Иисуса и в то, что Иисус примет его скромную возможность как выражение веры.

Вот, здесь мы видим что именно мысли сердца сделал Андрея и Филиппа так сильно отличающимися. Библия говорит: “потому что, каковы мысли в душе его, таков и он…” (Притчи 23:7а). Мысли сердца человека определяют, каков человек. Бог дал мышление каждому человеку одинаково, хотя люди находились в разной ситуации и обстановке. Мышление – это великое приобретение, данное мне и Вам Богом. Если мы хорошо используем и развиваем это приобретение, наша судьба и будущее изменяются. Наша судьба создается через развитие нашего мышления.

В той же ситуации Филипп получил неудачу перед Господом, а Андрей – успех. Филипп был человеком, наполненным отрицательным мышлением, что “я не могу или мы не можем потому что ситуация такая плохая: уже темно, нет денег, слишком много народа чтобы накормить их, здесь пустыня; нет не где магазинов в близких итд.” Он уже в мыслях направлял себя к неудаче. Однако Андрей имел способ мышления успешного человека. Он имел положительный метод мышления, что, поскольку Иисус сказал накормить их, поэтому я могу или мы можем накормить их в любой ситуации. Он имел метод мышления что “я могу в Иисусе” . Поскольку он думал что он может сделать это, он мог искать какой-то способ решения. Он удалил всякие отрицательные мысли и найдя какую-то возможность, принес Господу Иисусу. Кто имеет веру “я могу в Иисусе” , именно это – человек веры. В жизни имеющих мышление “я не могу” не происходят великие чудеса Господа. Но когда мы, мысля, что нет ничего невозможного в Иисусе Христе, ищем всякую возможность и приносим Иисусу, там явятся чудеса Бога, который накормит 5000 людей 5-ю хлебами и 2-мя рыбами. Все люди хотят жить успешную жизнь. Никто не хочет жить неудачную жизнь. Также все мы хотим жить благословенную жизнь, а не жизнь проклятия. Успех или неуспех начинается от нашего мышления и веры. Обстановка, образование, судьба или родители, – это не основные условия. Бог благословляет наше мышление веры и работает через нашу веру. В Библии не написано “благословенная страна” или “благословенная обстановка” , а “блажен человек” . Поэтому, можно ли получить благо от Бога, зависит от мышления и веры человека.

Когда мы смотрим на себя, мы признаем что мы привыкли размышлять отрицательно. Мы думаем, что никогда не сможем найти двести динариев. Нам кажется, что у нас ничего нет, чтобы отдать другим, даже наоборот, хочется получить от кого-то помощь. Но Иисус, увидев, что множество людей страдают и алчут, спрашивает у нас: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” – прекрасно зная ситуацию, в которой мы находимся. Он не хочет, чтобы мы нашли двести динариев, которых у нас на самом деле нет. Он хочет от нас, чтобы мы имели сердце пастыря к агнцам. Он хочет, чтобы мы поверили в Иисуса Христа и нашли то, что мы имеем, и принесли наше сердце к Нему. Если мы принесем с верой наши пять хлебов и две рыбки, Он сможет показать великое и недоступное, чего мы не можем ожидать. Тогда наши пять хлебов и две рыбки изменят нас. Они изменят Украину и Господь накормит весь народ через наши пять хлебов и две рыбки, посылая по всему миру миссионеров.

II. Иисус благословил веру Андрея (10-15)

Когда Андрей принес хлеба и рыбки, Иисус сказал: “Велите им возлечь” . Отсюда мы узнаем, что Иисус не работал в одиночку. Он работал совместно с учениками. Это и есть Божий метод. Бог работал вместе с Авраамом. Он призвал многих пророков и с ними работал ради спасения Своего народа. Также и Иисус работал вместе с Петром. Ученики работали вместе с Иисусом. Участвовать или не участвовать в Божьем деле – это делает большую разницу в истории. Стих 11 говорит нам, что когда Иисус посмотрел на пять хлебов и две рыбки, то увидел веру Андрея. Иисус молился Богу за то, чтобы Он благословил веру Андрея и его пять хлебов и две рыбки. Иисус молился, чтобы Бог принял сердце пастыря Андрея и накормил 5000 человек этими хлебами и рыбами. Что сделал Иисус с пятью хлебами и двумя рыбами? Иисус раздавал людям столько, сколько они хотели есть, до тех пор, пока все не насытились. Так Бог благословил пять хлебов и две рыбки Андрея. Когда люди насытились, Иисус сказал ученикам: “Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” . Ученики собрали и наполнили двенадцать коробов кусками, оставшимися у тех, которые ели. Это показывает нам, что Божье благословение преизбыточно.

Все мы, кто участвовал на богослужении, верим в Иисуса Христа. Все мы любим Иисуса. Однако здесь есть люди, которые говорят отрицательно о себе, о стране или о работе Бога, как Филипп. А также есть люди, как Андрей, который имеют положительный взгляд на себя, страну и работу Бога и работают с усердием, чтобы как-то изменить ситуацию в этой земле через наши пять хлебов и две рыбки.

Я твердо верю, что Бог работает через группу Андрея и изменяет каждого из Нас и Украину из страны фатализма и судьбы в страну пастырей и святой народ. Бог работает через нашу веру и через наши пять хлебов и две рыбки. Если мы с верой принесем наши пять хлебов и две рыбки Богу, Он щедро благословит нас и накормит 5000 человек. Господь спрашивает также и нас: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” ; “Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему” (Мк.9:23); “как ты веровал, да будет тебе” (Мт.8:13)

Спрашивает Светлана
Отвечает Александра Ланц, 29.07.2011


Мир вам, Светлана!

Мы должны быть очень осторожными, пытаясь толковать Библию и особенно символическое значение тех или иных её текстов. При этом мы всё же должны хорошо понимать, что в этой книге нет и не может быть ничего случайного. На мой взгляд, есть 2 основных правила толкования Библии:

1) библейские тексты нельзя толковать, опираясь на что-либо ещё, кроме самой Библии . (можно ещё привлечь историю народа, хранившего Священное Писание, знание языка оригиналов, но делать это надо очень осторожно, чтобы невзначай не поставить всё это выше Слова Бога), поэтому так важно знать эту книгу, как вы знаете свою собственную комнату, в которой прожили много лет;

2) всегда быть готовым честно сказать: «не знаю, не понимаю», но ни в коем случае не начинать додумывать там, где просто не хватает знаний, выдавая свои "додумки" за истину. При этом надо помнить, что любое наше незнание вполне может стать знанием, если мы ходим со Христом, любим Христа и искренне ищем таких с Ним отношений, которые имели и имеют все Его ученики.

Исходя их этих двух правил, я попробую просто рассказать вам то, что лично я вижу в этих двух удивительных историях о том, как Иисус накормил сначала пять, а потом четыре тысячи человек. В этих историях поразительно всё, без исключения. Например, то, что Иисусу не доставило никакого труда умножать и умножать хлеб и рыбу в руках учеников... хотела бы я быть одной их них, собственными глазами видя, как на месте отданных мною хлеба и рыбы появляются другие хлеб и рыба. Впрочем даже не это главным образом поражает меня, ведь я знаю, что Иисус, будучи Единым с Отцом, всегда обладал властью не просто умножать материю, но и творить материю из ничего, но меня потрясает реакция людей, которые сами принимали участие в происходящем, но так и не поняли, с КЕМ имеют дело. Особенно удивительно это относительно учеников, дважды раздававших людям умножающиеся и умножающиеся рыбу и хлебы...

Что мы можем увидеть в дарованных нам историях о хлебах и рыбе?

Первая история происходит в пределах Израиля. Иисус в тот день узнал о том, что Ирод казнил Иоанна Крестителя, поэтому, опечаленный, Он вместе с учениками удалился в пустынные места. Но израильский народ, изголодавшийся по правильному Слову Бога, народ нашёл их там. «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много».

Где происходит вторая история? В пределах Десятиградия (), а это была земля язычников.

Видите? В первый раз чудо было совершено в среде израильтян, во второй то же самое чудо – в среде язычников. Это был урок, который никто тогда не понял, но который должен был быть преподан. Апостол Павел потом выразит эту часть учения Иисуса так: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ().

Когда Иисус был среди иудеев, у них нашлось 5 хлебов. Лично мне это число настойчиво напоминает пять книг Моисея, то самое Пятикнижие, на котором держится весь иудаизм. Пятикнижие было (и является) главным записанным человеческими словами хлебом жизни, потому что именно на нём человек может возрастать в вере и праведности.

После того, как народ насытился, осталось 12 коробов еды. Здесь в тексте использовано специфичное слово, которое напрямую обозначает специальную еврейскую корзинку. Почему осталось именно 12 коробов? Полагаю, что это число должно привести нас к двенадцати коленам Израиля и сказать о том, что хотя в тот день хлеб ели только некоторые, но этого хлеба достаточно для всех израильтян.

Показателен момент, когда Иисус повелел Своим ученикам не просто посадить людей на траве, но посадить их отделениями по сто и пятьдесят. Лично я, читая это повеление Господа, вспоминаю книгу "Исход" и книгу «Числа», где Господь был так же серьёзен в организации Своего народа, выстраивая их в определённом порядке, распределяя народ так, чтобы он мог сражаться и жить победоносно.

Во второй истории мы видим, как Господь кормит язычников. Среди них находится семь хлебов, и после того, как все насытились, осталось семь корзин. И здесь мы видим слово, которое обозначало продолговатую корзинку, используемую язычниками. Почему семь? Мы знаем, что это число символически несёт значение божественной полноты и завершённости. Возможно ли, опираясь на это знание, сделать вывод о том, что Господь приготовил всё для того, чтобы и язычники во всей полноте смогли вкусить Хлеба?

В первой истории ели 5 тысяч иудеев, во второй – 4 тысячи язычников. Моё понимание этих чисел такое... В обоих числах есть 4, как четыре стороны света, как полнота живущих на земле, но это полнота человечества, которое живёт без Бога. Это как бы четыре "измерения", но на плоскости, на поверхности земли, а а необходимо ещё пятое, то самое, которое соединит земное и Небесное. У иудейского народа это пятое «измерение» было и его название – Слово Бога (ТОРА). Поэтому, на мой взгляд, число евших иудеев (5 тысяч) утверждает, что кушали те, что уже имел возможность быть с Богом, а число евших язычников (4 тысячи) утверждает, что кушали те, кто ещё никоим образом не был приобщён к Истине.

Но самое главное, это не числа, самое главное – это слова, описывающие действия Иисуса.

В первой истории насыщения пяти тысяч иудеев читаем:

Он чтобы они раздали им ...

Во второй истории насыщения четырёх тысяч язычников читаем:

взяв семь хлебов и воздав благодарение , преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали ...

А помните ли вы, где ещё Господь делает то же самое?

"И, взяв хлеб и благодарив , преломил и подал им , говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание" (). Это слова, описывающие вечерю Господнюю перед тем, как Его арестовали.

В тех двух историях о насыщении пяти и четырёх тысяч Иисус преподал всем нам урок о том, что Он может накормить нас хлебом насущным, но не для этого Он всё же пришёл .

Он пришёл для того, чтобы стать для нас Хлебом Жизни, потому что человек жив будет не хлебом физическим, но всяким словом, исходящим из уст Божиих () . Наша жизнь не в том, что мы едим, а в том, кого мы слушаем и по ЧЬЕМУ слову живём.

Своим рождением в плоти человеческой, Своей земной жизнью посреди падшего гниющего от своих грехов человечества, Своей позорной смертью Христос преломил Самого Себя так, чтобы стать понятным нам , и пришёл напитать всех людей Собой – Своей праведностью, мудростью, любовью, прощением, долготерпением, святостью... потому что только кушая всё это, возрастая в этом мы сможем быть спасены для Вечности.

Однако этот стих «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» -- не до конца соответствует тем двум, которые мы процитировали раньше. Чего недостаёт?

Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали ...

взяв семь хлебов и воздав благодарение , преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали ...

И, взяв хлеб и благодарив , преломил и подал им , говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

Недостаёт повеления о том, что ученики должны раздать хлеб людям. Почему?

Потому что преломление Хлеба на тот момент ещё не закончилось. Оно закончится на КРЕСТЕ. Хлеб Жизни (Христос Иисус) добровольно отдаст Свою жизнь для спасения людей, а когда Он воскреснет, Он скажет Своим ученикам:

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» ()

«вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ().

Повеление? Да.

«дал ученикам Своим, чтобы они раздали» Идите и раздавайте Христа (Слово Божие) всем народам.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

07 май

Мф. XV, 32-38: 32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. 33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? 34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. 35 Тогда велел народу возлечь на землю. 36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, 38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

Мк. VIII, 1-9: 1 В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: 2 жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. 3 Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. 4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? 5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. 6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. 7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. 8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. 9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

4. Чудесное насыщение четырех тысяч народа

(Мф. XV, 32-39; Мк. VIII, 1-9)

Три дня продолжалось пребывание Господа с народом на пустынном берегу Геннисаретского озера. Запасы хлеба истощились, купить его было негде, и Господь вновь совершил чудо насыщения народа – на этот раз четырех тысяч, семью хлебами, причем собрано остатков семь корзин. Накормив народ, Господь отпустил его, а Сам с Апостолами на лодке отправился к западному берегу в пределы Магдалинские, или, как говорит Марк, в пределы Далмануфские. Далмануфа – это небольшая деревня около г.Магдалы на зап. берегу Галилейского озера.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Насыщение 4000 человек семью хлебами

(Мф. 15:32-39; Мк. 8:1-10)

Многочисленныя чудеса Свои в пределах Десятоградия Иисус Христос заключил чудом насыщения 4000 человек семью хлебами и несколькими рыбами. Когда бывший с Ним в продолжении трёх дней народ не имел чего есть, а место было пустынное, то Он, сожалея об ослабевшем без пищи народе и осведомившись через учеников, что у них остаётся только 7 хлебов и несколько рыб, благословил их и повелел раздать возлегшему на землю народу и, таким образом, насытил 4000 человек, не считая женщин и детей. Причем учениками собрано было семь корзин кусков. После насыщения народ был отпущен, а Иисус Христос с учениками отплыл в пределы Магдалинские.

1. Это чудо совершено отлично от перваго чуда насыщения; и это отличие открывается как из подробностей того и другого чуда, так и из указания Самого Иисуса Христа, Который в беседе с учениками о закваске фарисейской (Мф. 16:9,10; Мк. 8:19,20) различает их и, что особенно замечательно, считает эти два действия чудесами. По подробностям же оба чуда насыщения хлебами различаются так. Первое чудо было в пределах Вифсаиды, второе неопределённо в пределах Десятиградия. Там, можно полагать, народ оставался только один день при Иисусе без пищи; здесь три дня. Там Иисус Христос сначала как бы предлагает ученикам позаботиться о накормлении народа, здесь - прямо открывает ученикам, что Он не хочет, чтобы народ без пищи ушёл от Него, и только спрашивает, сколько у них осталось хлеба. Там насыщено 5,000 человек, здесь 4,000; там пятью хлебами, здесь семью. Число собранных кусков также различно. Притом же Евангелисты Матфей и Марк, говорящие о первом чуде, не нарушая последовательности рассказа, говорят и о втором.

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В 8 -ю Неделю по Пятидесятнице читается следующий Евангельский отрывок, повествующий о чудесном насыщении Иисусом Христом 5 000 человек пятью хлебами:

И , выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. (Мф., 10, 32-36)

С вятой Праведный Иоанн Кронштадтский произнес высоко-духовную проповедь после чтение сего Евангелия в Андреевском соборе г. Кронштадта.

В о имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.

Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл будем платить Ему любовыо и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.

Ничего от нас, братья и сестры, и не требует более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего. Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве слушать сладкое, животворное слово Его и исцелиться от недугов своих! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Не научает ли Он этим и нас всех состраданию друг к другу и милосердию? Да. Он подает нам пример Собою всякой добродетели. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я, — говорит Господь, конечно в пределах возможного (Ин. 13, 15). Вы не можете исцелить? но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своей любовыо, помочь ему, чем и как можете; или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду и обувь и прочее.

Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.

Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).

Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни, есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно о нетленной, дающей жизнь вечную душе, — именно о причащении пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия, которое есть духовная пища душ наших, и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатью.

Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9).

Пища для чрева и чрево для пищи, Бог же и то и другое уничтожит (1 Кор. 6, 13). Итак, братья и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которой питается бессмертная душа наша, — о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия и о молитве общественной и домашней. Хлеб живота вечнаго да будет ми тело Твое святое, благоутробне Господи, и честная кровъ, и недуг многообразных исцеление (канон ко святому причащению, песнь 1, тропарь 1). Аминь.