Значение иоанн iv киевский в православной энциклопедии древо. Первый митрополит киевский михаил - киев - история - каталог статей - любовь безусловная

    Митрополит киевский, по происхождению грек, правил от 1080 до 1088 г. Летописец называет его "добрым и кротким" и, вместе с тем, "хитрым в книгах и ученьи". Он известен двумя посланиями: 1) к папе римскому Клименту и 2) к… …

    Митрополит Иоанн III 10 й Митрополит Киевский и всея Руси 1089 1091 Церковь … Википедия

    Митрополит киевский (грек Иона), скончался в 1035 г., после 27 лет управления. {Брокгауз} Иоанн I, митрополит Киевский митрополит Киевский. О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией … Большая биографическая энциклопедия

    Иоанн II митрополит Киевский и всея Руси (1078 1089). По происхождению грек, занимал киевскую кафедру в 1078 1089. Летописец называет его «добрым и кротким» и, вместе с тем, «хитрым в книгах и ученьи». Он известен двумя посланиями: 1) к папе… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоанн IV. Митрополит Иоанн IV Митрополит Киевский и всея Руси 1164 1169 … Википедия

    Митрополит Киевский. По происхождению грек. В 1164 году возведен на Киевскую митрополию Константинопольским патриархом Лукой (Хрисовергом; патриарх с 1156 по 1169 годы), но князь Ростислав Мстиславович не захотел признать присланного патриархом… … Большая биографическая энциклопедия

    Иоанн I (в схиме Иона) митрополит киевский. О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией с 1019 года, по другим не позже 1008. О происхождении его также имеются различные мнения. Одни… … Википедия

    Митрополит Киевский. По происхождению грек. В 1089 году возведен на Киевскую митрополию в Царьграде патриархом Константинопольским Николаем Грамматиком и в этом же году выехал в Россию с великой княгиней Анной Всеволодовной, сестрой великого… … Большая биографическая энциклопедия

    Митрополит киевский (грек Иона), скончался в 1035 г., после 27 лет управления …

    Митрополит киевский, по происхождению грек, правил от 1080 до 1088 г. Летописец называет его добрым и кротким и, вместе с тем, хитрым в книгах и ученьи. Он известен двумя посланиями: 1) к папе римскому Клименту и 2) к черноризцу Иакову (см.).… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Михаил (митрополит Киевский)

Митрополит Михаил - cвятой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковном преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988-991 гг.). Предположительно родом из Сирии.
Как отмечает А.В. Поппэ, «согласно закрепившейся в XVI в. традиции, Михаил был первым киевским митрополитом, наследовал Леон (Леонтий). Источник этой традиции - так называемый церковный устав Владимира I, который восходит к XII-XIII вв. Согласно этому памятнику - Михаил был современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что, в свою очередь, породило мнение, что Михаил являлся тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 867 г. Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в „Повести временных лет" под 988 годом находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещёному Владимиру. Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод символа веры, составленного в первой пол. IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это „наставление" как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор символа веры был и первым русским митрополитом». В Ростове святитель Михаил поставил епископом Феодора Грека.

Был прислан в 988 г., в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом в Корсунь для крещения князя Владимира. Оттуда прибыл в Киев для крещения киевлян.
Первоначально его мощи находились в Десятинной церкви, затем в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря; в 1730 г. были перенесены в Великую церковь лавры.

Леонтий (митрополит Киевский)

Митрополит Леон (Лев, Леонт, Леонтий) - митрополит Киевский (992-1008 гг.)
По происхождению грек. При нём князь Владимир перенёс мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги († 969; память 11/24 июля) в Десятинную церковь.

О времени управления им Киевской митрополией существует два мнения: одни считают его первым митрополитом Киевским, другие вторым, после святителя Михаила. Вопрос остаётся спорным.

По вопросу о том, когда он занимал кафедру русского митрополита, существует два мнения: одни ученые считают его первым митрополитом Киевским, другие - вторым. И те и другие ученые утверждаются на летописях и других исторических памятниках, которые противоречат и исключают себя взаимно.

Исконное предание русской церкви признавало первым митрополитом Киевским Михаила, мощи которого почивают в великой церкви Киево-Печерской лавры. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) первый сделал попытку научно обосновать это церковное предание, за ним и под его влиянием это мнение получило научное утверждение в изданном Киевскою духовною академиею в 1839 г. исследовании студента академии VІI курса, иеромонаха Евсевия Ильинского (1831-1835 гг.), впоследствии экзарха Грузии, под заглавием: «Кто был первый митрополит Киевский?» и было принято такими учёными, как церковные историки преосвященные Филарет Черниговский и Макарий Московский и историк С.М. Соловьев. Митрополит Московский Макарий полагает, что первый митрополит Киевский Михаил занимал кафедру с 988 по 992 год, а Леонтий был вторым митрополитом с 992 до 1003 года.
С другой стороны, церковное предание о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, отрицалось главнейшими представителями русской исторической науки времен митрополита Евгения, начиная с историографа Карамзина. Бестужев-Рюмин, Костомаров, Иловайский и Малышевский отрицали бытие митрополита Михаила в Киеве в Х веке. Историк Ярослав Щапов в книге «Государство и Церковь в Древней Руси» не считает, что Михаил и Леонтий были киевскими митрополитами. Первым Митрополитом он называет Феофилакта.

«Послание против Латинян»

С его именем известно полемическое сочинение на греческом языке об опресноках против латинян «Льва, митрополита Переяславля в Ρωσία»: «Λέоντоς μητρоπоλίτоυ "Рωσίας πρός ρωμαίоυς ήτоι λατίνоυς περι τών άζύμων, или в других списках: Λεόντоς μητρоπоλίτоυ τής έν "Рωσια Пρεσθλάβας περί τоώ ότι оύ δεΐ τελέιν τά άζυμα». И большинство ученых автором этого сочинения признают митрополита русского Леона. Но ещё Н.М. Карамзин вскользь заметил, что это сочинение едва ли древнее XIV века.

Скончался в 1007 (1008) году.

Иоанн I (митрополит Киевский)

Митрополит Иоанн I (в схиме Иона) - митрополит Киевский. О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений.
По одним источникам, он управлял Киевской митрополией с 1019 г., по другим - не позже 1008 г.
В 1008 г. митрополит Иоанн создал две каменные церкви: одну в Киеве во имя святых апостолов Петра и Павла, а другую в Переяславе в честь Воздвижения Честного Креста Господня.
О происхождении его также имеются различные мнения. Одни считали его греком, но судя по тому, что он 14 июля 1021 года торжественно открыл и прославил мощи русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и установил празднование их памяти, есть основание предполагать, что он был русским. По другим соображениям его считали болгарином.
Управлял он Киевской митрополией до 1054 г., а по другим источникам скончался в 1035 г. после 27 лет управления.

Феопемпт (митрополит Киевский)

Митрополит Феопемпт (XI век) - митрополит Киевский (ок. 1037-1049 гг.).

По происхождению грек. Стал митрополитом после 1030 года, возможно, около 1034 года, если учесть его связи с окружением императора Михаила IV.
Митрополит Феопемпт Впервые упоминается в русских летописях в 1039 г., когда он принимал участие в повторном освящении Десятинной церкви в Киеве. По некоторым данным до 1037 г. Киевская митрополия не подчинялась Константинопольской Цареградской патриархии, но к 1037 г. положение изменилось, византийцы укрепили свои позиции в Киевской Руси. И раз он немедленно взялся за переосвящение церкви, то скорее всего к 1037 г. в Царьграде считали освятивших в 995 г. Десятинную церковь еретиками. Начиная со времени появления в Киеве митрополита Феопемпта, Русскую Церковь в течение всего домонгольского периода возглавляют почти исключительно греки, поставляемые на Киевскую кафедру Константинопольскими патриархами.
В середине 1039 г. Феопемпт пребывал в Константинополе, где участвовал в патриаршем синоде.
Вероятно, на годы пребывания Феопемпта на кафедре приходится основание пятой и шестой русских епископий в Юрьеве на Роси (кафедральный собор св. Георгия) и в Переяславле (кафедральный собор Михаила Архангела).
Византийско-русский конфликт 1043-1046 гг. вовсе не обязан был отрицательно сказаться на деятельности Феопемпта, так как он, предположительно, высказался в пользу антиимператора Георгия Маниака.

Скончался в 1049 году.

Кирилл I (митрополит Киевский)

Митрополит Кирилл I Грек (XI век) - митрополит Киевский и всея Руссии (упоминается в 1050 г.).

Сведений о митрополите Кирилле I почти не сохранилось, в русских летописях он не упоминается. Он значится в Киево-Софийском помяннике, которым пользовался Захария Копыстенский. Есть упоминание, что в 1050 г. митрополит Кирилл служил при Ярославе Мудром. Следовательно, можно предположить, что на Киевской кафедре он находился между 1039 и 1051 гг., то есть между митрополитом Феопемптом, упоминаемым в 1039 г., и митрополитом Иларионом, поставленным в 1051 г.
Сведения о некоем митрополите Кирилле, преемнике Феопемпта появляются только с XVI века.

Митрополит Иларион Киевский

Митрополит Иларион (прозвище Русин; умер ок. 1055 г.) - митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Первый русский по происхождению митрополит в Киеве. Автор «Слова о Законе и Благодати» (1030-1050 гг.).

Настолование митрополита Иллариона (миниатюра Радзивиловской летописи)

Память святителя Илариона совершается:
21 октября (по юлианскому календарю);
28 сентября - в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих;
в 2-ю Неделю Великого поста (Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских).

Сведения о жизни скудны и не всегда могут быть совершенно достоверно отнесены к митрополиту Илариону; летописи содержат ряд упоминаний имени Ларион, которые по историческому контексту идентифицируют с ним. Так, под 1051 годом «Повесть временных лет» излагает зарождение Киево-Печерского монастыря: «Боголюбивому бо князю Ярославу, любящю Берестовое и церковь ту сущую святых апостол и попы многы набдящю, в них же бе презвутер именемь Ларион - муж благ, книжен и постник»; он первый «ископа печерку малу двусажену» там, «кде ныне ветхый манастырь Печерьскый». Согласно записи в начале летописной статьи 1051 года в ПВЛ («лѣто 6559»), его («Лариона») «постави Ярослав митрополитом собрав епископы».
В начале Устава князя Ярослава о церковных судах говорится: «Се яз князь великий Ярослав сын Володимерь, по данию отца своего съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь греческий номоканун; аже не подобаеть сих тяжь судити князю, ни боляром - дал есмь митрополиту и епископом».
Дальнейших сведений нет; но под 1055 годом Летопись Новгородская II упоминает имя другого митрополита - Ефрема, из чего предполагают, что сразу по смерти Ярослава 20 февраля 1054 года он был смещён. Его противоканоническое поставление (Киевская митрополия находилась в составе Константинопольского Патриархата и Киевские митрополиты поставлялись решением Вселенского Патриарха и императора) могло быть обусловлено тем, что по смерти митрополита Феопемпта Русь находилась в состоянии войны с Византией.
Допускают, что его сбросили с митрополичьей кафедры в ноября 1053 года, после чего он постригся в монахи Киево-Печерского монастыря под именем Никона, стал позже его игуменом и сделал в 1072-1973 гг. летописный сборник, который использовал для составления \"Повести временных лет\"
Он отличался широкой эрудицией, глубоким знанием Ветхого и Нового Заветов, произведений Георгия Амортала, Козьмы Пресвитера, Ефрема Сирина, жизни Кирилла, возможно Кирилла Александрийского, канонизированной и апокрифической литературы - памятников болгарской, чешской и всей европейской культуры.

Творчество

Иларион не только один из ранних репрезентаторив достижений мировой культуры своего времени на древнерусском почве, но и оригинальный мыслитель, который использовал свои знания для разработки собственной, достаточно в отличной от традиционного видения концепции истории, полной глубоким философским мировоззренческим содержанием Можно утверждать, что Иларион - первый известный древнерусский мыслитель, сделал своим предметом размышления о судьбе всего человечества в тех масштабах, в которых того времени могла разрабатываться концепция истории в целом, попытался рассмотреть основные тенденции и движущие силы ее развития. Есть мнение, что его перу принадлежит ряд произведений \"Изборник 1076 г.\", однако слава его как философа связана с известным публицистическим произведением \"Слово о законе и благодати\". Из него следует начать исследование древнерусской философской мысли, философского осмысления истории в отечественной духовной культуре не только потому, что он был первым создателем образа истории, но и потому, что его \"Слово\" приобрело значение прообраза, на который опиралась традиция отечественной культуры до XVIII в.

\"Слово о законе и благодати\", вероятно, было написано Иларионом между 1037 и 1043 гг., однако не позднее 1050 г. Формально выступив с проповедью на религиозную тему о превосходстве \"благодати и истины\" (Новый Завет) над \"законом\" (Ветхий Завет), преимущества и истинности христианства, Иларион дал ей широкого социального и философского звучания. Выбранная тема в целом была не нова для христианской традиции и для традиции русской культурного самосознания частности. Своими истоками она выходит из гностической парадигмы Маркиона, церковного реформатора II в. Для него история и мир не просто делятся на царство света и царство тьмы (мрака), а на двух богов: первый - бога Ветхого (Старого) Завета демиурга, который создал материальный мир и его закономерности, жестоко наказывает за нарушение своих законов, второй - бог Нового Завета, непознаваема, всеблагая сущность. В отношении этого производилось два образа Спасителя: один - мессия невыполнимых ветхозаветных пророчеств, другой - Христос Нового Завета, своим царством благодати отменяет власть космических законов необходимости для спасения человека. Основой этой гностической парадигмы Маркиона очевидно стали слова апостола Павла \"Ветхая мимо идоша и новая всем възвищаю\". Обратившись к данной теме, Иларион делает ее исходной для размышлений о мировой истории, судьбе Руси, последовательно проводит идею универсальности и целостности истории человечества, оригинальной составной частью которой является каждый народ, представление об историческом процессе, где на смену тому, что ушло, приходит новое, благодаря чему движение осуществляется по восходящей линии.
Объяснение исторического процесса Иларион осуществляет в пределах провиденциалистичного и теологического представления, согласно которому ритм и направленность, конечная цель, к которой стремится история, предусмотренные Богом в его в пророчествах. В этих пророчествах содержится символическое начертание исторического развития, а сама история наполняется глубоким смыслом, который рождается в невременном миром вечности. Такой подход к историческим событиям предусматривает универсальность, целостность взгляда, согласно которому все имеет свое начало и конец, а каждое событие вписывается в контекст истории человечества, предоставляя ему свой смысл.
Следование указанным факторам обусловили богатству \"Слова\", обращение к сфере вечного, представленного ветхозаветной историей, которая символизировала учение о \"закон\" и \"благодать\"; истолкование смысла ветхозаветной истории и в контексте всемирно-исторического развития человечества; изображение истории русского народа, в которой повторяется история человечества; похвала Владимиру, молитва за русский народ с характеристикой и оценкой древнерусской действительности, к которой принадлежал сам Иларион. Однако эта типичная схема имеет в \"Слове\" только второстепенное значение, составляя структуру работы, а не ее содержание.

Своей целью Иларион ставит не просто представления общей истории, картины ее развития в соответствии с канонами христианского мировоззрения, вписания в контекст истории Руси, похвалить Владимира Святославича, а одобрить величие своего времени, посмотреть на него с точки зрения \"новых людей\", которыми выступают идеологи политики Ярослава Мудрого, попробовать теоретически обосновать задачи и послужить успеху их решения. Конечная цель - хвала Ярославу, который принес величие и славу Киеву, своей земле и народу. Илларион использовал для толкования не столько богословских, сколько социальных проблем, связанных с вопросом о месте отдельных народов в мировой истории. Опираясь на уже упомянутые средневековые представления о развитии истории как борьбу двух противоположных начал, Илларион символически выражает их \"с АКОН \"-\" стень \",\" благодать \"-\" истина \",\" закон \"- рабство,\" благодать \"- свобода, существование которых мыслится как единство актуального и потенциального. Изначально благодать существует только потенциально, как замысел Бога. Актуально каждое начало не существует, а меняет друг друга: сначала \"закон\", а затем \"благодать\". Если эпоха Ветхого Завета, основанная на законе, строила отношения между народами на принципе рабства, то эпоха Нового Завета дает свободу, истину и благодать. Закон разделял народы, превознося одни и унижая другие. Новый Завет, \"благодать\" вводит всех людей в вечность, где все народы равны перед Богом. Благодать даруется всему миру и не существует отдельных богоизбранного народа. Защищая это положение, Иларион вводит идею равенства народов как залог свободного, а не рабское существования. Более того, выступая против гегемонистичних посягательств Византии, он подчеркивает определенные преимущества \"новых народов\", тех, которые позже приняли христианство, перед старыми народами, которые пытаются с помощью веры покорить другие народы, выражая глубокую уверенность в том, что русский народ не будет рабом чужих народов.
Следует отметить, что представление Илариона об изменении старого новым отнюдь не перерастает в апологию нового самого по себе. Новое направляется в будущее, где для настоящего земная история полна той красотой, что уже сегодня позволяет видеть свершения мечты о будущем. В противоположность построениям Библии, взгляд Илариона на историю не предлагает преимущества \"обетованного\" будущего, на которые можно променять все блага настоящего. Сегодняшнее у него сливается с будущим, выступает итогом человеческой истории. Толкование движения истории ведется им не столько во времени, сколько в пространстве. Движение истории является как упорядочение все новых и новых территорий, что происходит с принятием христианства, подобно росе, благотворительного дождя орошая земли, осушенные законом идолопоклонства.
Своеобразное отношение к настоящему в образе истории Иларион связывает с утверждением патриотизма, любви к Родине, что является ведущей темой \"Слова\". Так, говоря о принятии христианства Русью, Иларион отмечает, что это происходит \"не в убогой и неизвестной земли\", а в Русской, \"о которой знают и слышат все четыре конца земли\" (Иларион Слово о законе и благодати / / Киев, старина - 1992 - № 1 - С 139) \"Слово\", собственно, является первым памятником, в котором подтверждаются величие и единство земли Русской. Закладывая основы характерного для древнерусской культуры панорамного видения мира, словно с высоты охватывая единым взглядом всю землю Русскую, Иларион стремится органично вписать свой народ во всемирной исторический процес.
Пафос противопоставление \"благодати\" как действительной стадии истории, \"закону\", как ниже, пройденному ее состояния заключается в утверждении Иларионом всемирного характера этой истории, где свободно чувствуют себя все \"края земли\" \"Зависть\" и \"закон\" как ошибочном стремлению утвердить избранности одного народа противопоставляется \"щедрость\" и \"благодать\", которые одинаково сияют всем землям. Каждый народ, по мнению Илариона, словно воспроизводит в мире истории степени всемирно-исторического развития, символически выраженные в Ветхом Завете. Величие русского народа он видит не просто в выполнении старой истории, а в осуществлении того, что в символических образах встал в ветхозаветной истории. В обосновании политических целей Руси Илларион часто приносил в жертву взгляды конфессиональной системы, используя доступные ему идеи, далекие от христианских догматов, черпая их из народного самосознания. Он рассматривал Христа как человеколюбца, подчеркивая его любящую природу и светские деяния, видя в этом основу для богосыновства, призывая его быть терпеливым к человеку. Как человек Христос - сын божий и назван так за его высокие действия в чувственном обличии, Он завещает подражать себе в делах человеческих, а не божественных. Отсюда недалеко до вывода, что каждый как \"доля\", подражая Богу, может стать сыном Божьим, если он творит добро по учению Христа.
В общем контексте \"Слова\" Илариона существует ряд вопросов, имеющих философский смысл. Среди них проблема разума и веры, решение которой дается не в ортодоксальном для христианства духе. Уже само принятие христианства рассматривается Иларионом как политический акт, \"благо-вирья\" связывается с властью. Этот акт рассматривается им не как божественные поступления, а как результат хорошего понимания и \"остроумности \"(Гам же - С 141), где приобщение к вере означает приобщение к интеллектуальной культуре мира, по которой верования в единого Бога является не только святое, но и разумное.
При таком подходе вера и разум не взаимоисключаются, а становятся почти тождественными. Как то, что неподвластно глубокому чувствительному восприятию, вера для Иллариона является результатом особого чистого разума. Высоко оценивая роль и значение разума, Иларион акцентирует внимание на роли языка. Так он одобряет деятельность Ярослава Мудрого, он обращает внимание на то, что тот не только способствовал написанию книг, но и то, что тот не оставил сказанное, а завершил делом, \"не говорит - а действует. И недостроенное заканчивает\". Местом локализации познания, понимания мира и деятельности в мире Иларион считал сердце, в котором \"сияет ум\" и с которым связаны воля и желание, которые, как и разум, играют решающую роль в действиях человека. Так, по мнению Илариона, принятие Владимиром христианства было не только результатом \"света разума в сердце\" но и \"желанием сердца\" и \"горением духом".
Следует подчеркунуть, как сторонник монархического принципа правления в единодержавности он видел залог единства и силы государства, его территориальной целостности, прославлял тех князей, которые принесли славу русским землям, призвал к единству Руси, укреплению государства для сохранения и приумножения ее богатств, независимости всей Руси, развития образования. Эти требования в целом свойственны \"книжникам\" Ярослава Мудрого, видное место среди которых принадлежит и Луке Жидяту.
http://uchebnikionline.ru/filosofia/istoriya_filosofskoyi_dumki_v_ukrayini_-_ogorodnik_iv/filosofski_suspilno-politichni_ideyi_kiyivskih_knizhnikiv.htm Митрополиты Киевские:
Михаил Киевский, Леон, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I, Иларион Киевский ,

ИОАНН I, митрополит (архиепископ?) Киевский (начало XI в.).

Митрополит Иоанн I был современником киевских князей Владимира Святославича (978—1015) и Ярослава Владимировича Мудрого (1017—1018, 1019—1054). Достоверные биографические сведения о нем крайне скудны. Его имя отсутствует в древнейших русских летописях («Повести временных лет» и Новгородской Первой), но приведено в памятниках т. н. «борисоглебского цикла» — житиях князей Бориса и Глеба, первых канонизированных русских святых († 1015), а также в поздних летописях. В отличие от первых легендарных киевских митрополитов Михаила и Леона, Иоанн признается реальной исторической личностью. До нашего времени дошла свинцовая булла (печать) с греческой надписью: «Иоанн, митрополит Росии», которую исследователи датируют рубежом X—XI вв.

По свидетельству Никоновской летописи, Иоанн был поставлен на кафедру ранее 1008 г. (В «Истории Российской» В. Н. Татищева названа точная дата: 1007 г.) Под 1008 г. сообщается о строительстве митрополитом двух каменных церквей: Св. Петра и Павла в Киеве и Воздвижения Честного Креста в Переяславле, а также о его участии в княжеском суде над неким «славным разбойником» Могутом, впоследствии жившем в митрополичьем доме и совершенно раскаявшемся и исправившемся. Однако достоверность этих известий московского летописца XVI в. вызывает сомнения.

Возможно, именно митрополита Иоанна имеет в виду немецкий хронист Титмар Мерзебургский, упоминая о некоем киевском «архиепископе» в рассказе о захвате Киева Болеславом Храбрым в 1018 г.: этот не названный по имени иерарх встречал 14 августа 1018 г. вступающих в город Болеслава и Святополка Окаянного, а затем был отправлен Болеславом в качестве посла к новгородскому князю Ярославу Владимировичу.

О последующем тесном сотрудничестве митрополита Иоанна с Ярославом Мудрым свидетельствуют жития святых князей Бориса и Глеба. В рассказе о посмертных чудесах святых Иоанн выступает советчиком князя Ярослава. Так, после пожара обветшавшей деревянной церкви Св. Василия в Вышгороде митрополит и князь принимают совместное решение об отыскании тел святых князей (первоначально похороненных рядом с церковью) и о построении сначала небольшой «клети», а затем и пятиглавого деревянного собора во имя св. Романа и Давида (христианские имена св. Бориса и Глеба). Ярослав рассказывает митрополиту о чудесах, совершающихся у гробниц святых, и 24 июля неизвестного года происходит перенесение мощей Бориса и Глеба в новопостроенную церковь.

Время первого церковного прославления св. Бориса и Глеба историки определяют по-разному. По мнению одних, речь идет о самом начале княжения Ярослава Мудрого (в качестве вероятной даты предлагается, например, 24 июля 1026 г.); другие относят это событие ко второй половине 30-х гг. XI в., когда Ярослав стал единоличным правителем Русского государства (между 1036 и 1039 гг.). Высказывается и такое мнение: Борис и Глеб были причтены к лику святых только в 1072 г., уже при сыновьях Ярослава Мудрого; создание же пятиглавой вышгородской церкви (о которой рассказывается в памятниках «борисоглебского цикла») имело место в последние годы княжения Ярослава, около 1052 г. В таком случае получается, что имя митрополита Иоанна в связи с этими событиями попало в источники в результате недоразумения, ошибки или сознательного искажения фактов. Однако для столь категорического вывода нет достаточных оснований.

Митрополит Иоанн признается также автором церковной службы св. Борису и Глебу (наиболее ранний список с указанием на авторство «Иоана митрополита Русьскаго» датируется XII в.). В литературе, однако, высказываются сомнения в том, что служба была составлена ранее 1072 г., а на роль ее автора предлагается митрополит Иоанн II.

Время оставления Иоанном митрополичьей кафедры не известно. Во всяком случае, это произошло ранее 1039 г., поскольку под этим годом источники называют уже другого киевского митрополита — Феопемпта.

ИСТОЧНИКИ

Абрамович Д. И. Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 17—19, 53—55, 134—143;

Полное собрание русских летописей. Т. 9: Никоновская летопись. М., 2000. С. 69;

Купранис А. Печать Иоанна, митрополита Росии // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции. Вып. 8. Новгород, 1994. С. 205—212.


© Все права защищены

ИОАНН IV КИЕВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иоанн IV (+ 1166), митрополит Киевский и всея Руси.

Преемник Феодора, занимал митрополичью кафедру до своей смерти в течение двух лет (1164—1166).

Он был одним из первых, величавшихся титулом митрополита «всея Руси».

Не все свинцовые печати с именем Иоанна поддаются точной атрибуции, но некоторые из них, на которых Иоанн титулуется церковным главой ton nantian "Ros, скорее всего, принадлежат Иоанну IV: после преодоления церковного раскола Иоанн IV был вторым после Феодора киевским митрополитом, распространившим свою юрисдикцию de facto на «всю Русь».

28 марта 1165 г. Иоанн посвятил в новгородские епископы Илью и в том же году даровал ему звание титулярного архиепископа. Тем самым новгородский епископ сделался prototronos (т. е. первым из викариев) Киевской митрополии, каковым прежде был белгородский епископ.

Достойны внимания обстоятельства, сопровождавшие восшествие Иоанна IV на кафедру.

После смерти Феодора в июне 1163 г., когда обсуждался вопрос о его преемнике, шла речь и о повторном поставлении Клима. Сторонник такого решения киевский князь Ростислав отправил весной 1164 г. в Константинополь посольство, чтобы склонить на свою сторону императора Мануила I Комнина. Но весть о планируемом восстановлении Клима достигла берегов Босфора еще раньше; здесь, не теряя времени, поставили в митрополиты Иоанна IV и вместе с императорским посольством отправили его на Русь. В Олешье близ устья Днепра произошла неожиданная встреча обоих посольств, после чего они вместе двинулись в Киев.

Ростислав, будучи поставлен перед свершившимся фактом, поддался на уговоры императорского посла, доставившего сверх того и богатые подарки, хотя в душе был против Иоанна. Распространенное мнение, будто киевский князь поначалу отклонил кандидатуру Иоанна, основано на неверном понимании слов «не хоте прияти», которые по контексту летописного повествования следует, однако, понимать в том смысле, что Ростислав не имел особого желания принимать навязываемого ему митрополита.

Также необоснованным является постоянно возрождаемое в историографии мнение В. Н. Татищева, что во время этих переговоров, под угрозой церковного раскола, удалось добиться согласия Византии на то, что в будущем все кандидаты на Киевскую митрополию будут поставляться только с предварительного согласия киевского князя.

Митрополит Иоанн скончался в 1166 г.

Использованные материалы

Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.

http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОАНН IV КИЕВСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КИЕВСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    143381, Московской, …
  • ИОАНН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (благодать Божия) - имя различных лиц, упоминаемых в Свящ. Писании Ветх. и Нов. Завета, именно: 2Езд 8:38 - сын Акатана, …

  • Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: III - IV - V 290 291 292 293 294 295 296 297 298 …
  • ИОАНН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Римский император в 423-425 гг. Иоанн был первым секретарем при императоре Гонории. После его смерти он захватил власть (Сократ: 7; …
  • ИОАНН в биографиях Монархов:
    Римский император в 423—425 гг. Иоанн был первым секретарем при императоре Гонории. После его смерти он захватил власть (Сократ: 7; …
  • ИОАНН КОНСТ. ПАТРИАРХИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 14 константинопольских патриархов, из которых замечательны:И. II — патриарх константинопольский, прозванный "каппадокийцем", по месту рождения; избран в 518 г. …
  • КИЕВСКИЙ
    ЌИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. Осн. в 1833 (открыт в 1834) как рус. Ун-т Св. Владимира. В 1920 на его базе созданы укр. …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. Леси Украинки. Ведёт начало от т-ра Соловцова (1891). Открыт в 1926, с 1966 …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ МУЗЕЙ РУССКОГО ИСКУССТВА, осн. в 1922 как Киевская карт. гал., в 1934-36 отдел рус. иск-ва Худ. музея. Собрание др.-рус. …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ МУЗЕЙ ЗАПАДНОГО И ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА, крупнейшее в Украине собрание произв. заруб. иск-ва. Осн. в 1919. Памятники иск-ва древности, Зап. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ФИЛОПОН (5-6 вв.), греч. философ и христ. богослов. Предст. александрийской школы неоплатонизма, автор многочисл. комментариев к Аристотелю. В учении …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (Johannes Saresberiensis)(ок. 1120-80), философ, предст. шартрской школы, епископ (с …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, по происхождению ирландец; с нач. 840-х …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН РИЛЬСКИЙ (ок. 876-946), монах-пустынножитель, святой Болг. церкви, основатель Рильского …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ПАВЕЛ II (Joannes Paulus) (р. 1920), папа Римский с окт. 1978. С 1964 был архиепископом Кракова. В 1967 получил …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЛЕСТВИЧНИК (до 579 - ок. 649), визант. церк. писатель, монах-отшельник, в конце жизни настоятель монастыря на Синае. Автор популярного …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЛЕЙДЕНСКИЙ, Ян Бокелзон (Jan van Leiden, Jan Beukelszoon) (ок. 1509-36), голл. анабаптист, вождь Мюнстерской коммуны (1534-35). …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КУКУЗЕЛЬ, см. Кукузель …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРОНШТАДТСКИЙ (в миру Ив. Ил. Сергиев) (1829-1908), церк. деятель, проповедник, духовный писатель. Протоиерей и настоятель собора Андрея Первозванного в …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРЕСТИТЕЛЬ (Иоанн Предтеча), в христианстве предвозвестник прихода Мессии, предшественник Иисуса Христа; назван Крестителем по обряду крещения, к-рый он …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРЕСТА, см. Хуан де ла Крус …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ИТАЛ (2-я пол. 11 в.), визант. философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354-407), один из гл. отцов Церкви, архиепископ Константинополя (с 397), представитель греч. церк. красноречия. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ДУНС СКОТ (Joannes Duns Scotus) (ок. 1266-1308), философ, ведущий предст. францисканской схоластики. Его учение (скотизм) противостояло доминиканской схоластике - …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ДАМАСКИН (ок. 675 - до 753), визант. богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греч. патристики; ведущий идейный противник …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ВОРОТНЕЦИ, см. Ованес Воротнеци …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БОГОСЛОВ (Евангелист Иоанн), в христ-ве один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Присутствовал при воскресении Христа, его преображении, …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БЕССТРАШНЫЙ (Jean sans Реur) (1371-1419), герцог Бургундии с 1404. Глава бургиньонов. Организовал в 1407 убийство герцога Людовика Орлеанского, после …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ (John Lackland) (1167-1216), англ. король с 1199; из династии Плантагенетов. В 1202-04 потерял значит. часть англ. владений во …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ХХIII (Giovanni) (1881-1963), папа Римский с 1958. В 1962 созвал 2-й Ватиканский собор, наметивший пути модернизации культа, организации и …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II Добрый (Jean II le Воn) (1319-64), франц. король с 1350; из династии Валуа. В ходе Столетней войны 1337-1453 …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН VI Кантакузин (ок. 1293-1383), визант. император в 1341-54. Будучи с 1341 регентом малолетнего имп. Иоанна V, возглавил мятеж феод. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН IV (?-1165/66), митрополит Киевский с 1164. После "церковной смуты" при Клименте Смолятиче и Константине I и фактич. расколе митрополии …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II (1087-1143), визант. император с 1118; из династии Комнинов. Одержал победы над печенегами (1122), сербами (ок. 1124), венграми (1129), …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II (?-1089), митрополит Киевский с 1076/77. Основал Владимиро-Волынскую (ок. 1085) и Туровскую (1088) епископии. Автор "Послания" к папе Римскому …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН I (гг. рожд. и смерти неизв.), митрополит Киевский (до 1013 - сер. 30-х гг. 11 в.). Заложил новый дерев. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН (в миру Стефан Митропольский) (1827-1914), церк. деятель, миссионер, проповедник. В 1870-77 епископ Алеутский и Аляскинский, в 1889 епископ Аксайский. …
  • ИОАНН в Словаре Кольера:
    (англ. John Lackland, фр. Jean sans Terre) (1167-1216), прозванный Безземельным, английский король из династии Плантагенетов. Иоанн, младший из пяти сыновей …
  • КИЕВСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    к`иевский (от …
  • КИЕВСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    киевский (от …
  • КИЕВСКИЙ в Орфографическом словаре:
    к`иевский (от …
  • МИХАИЛ III КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил III (II) , (XII в.), митрополит Киевский . Занимал киевскую кафедру, как можно …
  • МИХАИЛ I КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил I (+ 992 / 998), митрополит Киевский, святитель. Память 15 июня в …
  • ЛЕОН КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леон (Лев, Леонт, Леонтий) (XI в.), митрополит Киевский. По вопросу о том, когда он …
  • КИЕВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Киевский Троицкий храм Храмы Украинской Православной Церкви: Киевский Троицкий собор на Троещине Киевский Троицкий храм …
Церковь: Константинопольская православная церковь Община: Киевская Митрополия Предшественник: Леон Преемник: Феопемпт Смерть: (?)

Митрополит Иоанн I (в схиме Иона ) - митрополит Киевский . О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений.

В 1008 году митрополит Иоанн создал две каменные церкви: одну в Киеве во имя святых апостолов Петра и Павла , а другую в Переяславе в честь Воздвижения Честного Креста Господня .

О происхождении его также имеются различные мнения. Одни считали его греком , но судя по тому, что он 14 июля 1021 года торжественно открыл и прославил мощи русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и установил празднование их памяти, есть основание предполагать, что он был русским. По другим соображениям его считали болгарином .

Напишите отзыв о статье "Иоанн I (митрополит Киевский)"

Примечания

Литература

  • Назаренко А. В. Киевский митрополит Иоанн I //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2007. № 3 (29). С. 76-77.

Ссылки

  • на сайте Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

Отрывок, характеризующий Иоанн I (митрополит Киевский)

– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.