Сироты после войны. Как в ссср на самом деле жилось воспитанникам детдомов


В одном женском монастыре выбирали игуменью. Старая игуменья умерла, а новую надо было выбрать самим сестрам. Были предложены кандидатуры трех […]

В одном женском монастыре выбирали игуменью. Старая игуменья умерла, а новую надо было выбрать самим сестрам. Были предложены кандидатуры трех монахинь, которые, по мнению сестер, достойны были занять место игуменьи.

– Никому не скажешь, чего открою тебе?
– Никому, – отвечает сестра.
– Слушай, игуменья будет та, – сказал он тихо, – которая будет иметь один голос.
– Как так? – удивилась сестра.
– Вот увидишь, – сказал старец и пошел в свою келию.

Действительно, когда подсчитали голоса, то оказалось, что за двух сестер было подано по 50 голосов, то есть поровну, а за третью – всего один голос. Не зная, что теперь делать, сестры решили вынуть жребий. Они написали три бумажки с именами прежних кандидаток, положили их в клобук и попросили маленькую девочку вынуть одну бумажку.

И что вы думаете?

Девочка вынула бумажку с именем сестры,
получившей на выборах всего один голос.

Вот как действует и избирает Бог. Люди избирают человека в большинстве случаев по внешним качествам, они смотрят на лицо, Бог избирает по внутренним качествам, Бог зрит на сердце человека.
Так не смущайся, раб Христов, когда ты видишь, что тебя никто не защищает из людей. И ты сам не старайся искать себе сторонников, которые бы за тебя заступились в трудную минуту.

Но ищи себе опоры в Боге. Он Один постоит за тебя в правом деле твоем, и, если еще медлит заступиться за тебя, ты все равно верь, что окончательная победа будет за тобой, хотя и никто из людей тебя не поддерживал бы.

И вот эта игуменья, которую выбрал «один голос», потом творила великие добрые дела. Так, например, в последнюю (Великую Отечественную. – Примеч. ред.) войну она со своими сестрами спасла более трехсот малых детей. Эти малютки были силой отняты у матерей гитлеровцами, которые хотели увезти их в Германию. Однако им этого не удалось сделать. Советские войска перешли в наступление, и гитлеровцы бросили детей на одном из глухих полустанков Украины. Была зима, суровые морозы. Жители все скрывались по лесам, и дети мерзли и умирали от голода.

Игуменье, которую звали Павлина, кто-то сказал, что в тридцати километрах от монастыря погибают дети.

Недолго думая, мать Павлина с сестрами обители взяла провизию и отправилась пешком к полустанку. Каждую минуту могли нагрянуть немцы и убить сестер, но они шли и шли, не обращая внимания на опасность. Когда они добрались до эшелона, в котором были дети, то ужаснулись: ребятишки кричали и плакали, зовя на помощь своих мам.

Те, которые побольше, вылезли наружу, рваные и голодные. Они замерзли на снегу, не имея сил забраться в вагоны. А малые детишки, лет четырех-шести, не вылезали из вагона. Они от голода и холода умирали на дощатых нарах, лежа на сырой и грязной соломе. На весь длинный эшелон слышались одни вопли, плач и стоны умирающих детей.

Мать Павлина со своими сестрами поспешила к ним на помощь. «Мама! Мама! Милая мама!» – закричали в один голос дети, увидев сестер, подбежавших к вагонам. Какая же радость, растворенная плачем, посетила души этих малых страдальцев, когда увидели они ласковые лица сестер и принесенные им хлеб и продукты. Дети плакали, особенно девочки, они обнимали и целовали монахинь, видя их материнскую заботу. Плакали и сестры, сочувствуя горю несчастных детей, брошенных на произвол судьбы.

Сестры всех накормили, приласкали и повели детей в свой монастырь. Тех, которые не могли идти, несли на руках. С большим трудом добрались они до своей обители, приютили детей, где только могли, в своих убогих помещениях, помыли их, одели и затем воспитывали их у себя с материнской заботой и любовью.

Кончилась война. Дети были переведены в детские дома и приюты разных городов. Сколько было слез и плача при расставании! Многие дети совсем не хотели уходить из монастыря, полюбив сестер своими детскими благодарными сердцами.

Прошло несколько лет. В монастырь стали поступать письма благодарности от взрослых ребят и девушек. Они уже учились в вузах, многие из них стали инженерами, техниками, врачами. И мать Павлина, получая эти письма, радовалась со своими сестрами и благодарила Бога, что Господь помог им сотворить такое доброе дело”.

Найдено в Интернете.

Вконтакте

Пожалуй, нет ничего печальнее, чем детство во время войны. Боль. Скорбь. Отчаянье. Страх. Что пережили мальчишки и девчонки в сороковые-пороховые, нам и не снилось в самых жутких кошмарах. И хорошо, если после всех этих ужасов с тобой рядом остаются мама и папа. Но если война забрала самых дорогих и нужных людей...

Дети-сироты той кровопролитной войны — особая категория людей. Какова же была их судьба и отношение к ним властей?

В источниках встречаются разные данные по количеству послевоенных детей-сирот в СССР. Чаще всего звучит цифра 680 тысяч. Вдумайтесь только! За каждым из них стоит сломанная судьба и большая трагедия.

Как и после Гражданской войны, детская беспризорность и безнадзорность вновь стала общенациональной проблемой, но как-то не укладывается в голове тот факт, что в годы Великой Отечественной войны беспризорных детей реально не было. Об этом говорят свидетели тех лет.

После великого перелома в 1943-м, когда фашистская армия покатилась на запад, руководство Советского Союза в августе того же года выпустило постановление об организации на освобожденных территориях суворовских, нахимовских и специальных ремесленных училищ с повышенными нормами содержания детей и обучения их лучшим военным и гражданским профессиям с обязательной тогда семилеткой.

Тогда оставшихся без родителей детей собирали на улицах и в развалинах разрушенных городов комендантские патрули и направляли в военкоматы. Дальше судьба ребятишек была определена. Вскоре они уже щеголяли в новенькой военной, морской или ремесленной форме. То есть у воюющей и наполовину разрушенной страны деньги для детства находились!

К концу 1945 года только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 сиротских приютов, в них воспитывались 17 тысяч детей. Кроме того, получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, а также прежней доблестной милиции. Вот и подтверждающие сей факт цифры: комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тысячи детских домов содержалось за счет колхозов.

Однако и это еще не все. В военные и послевоенные годы возродилась практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941—1945 годы было взято под опеку и патронирование 270 тысяч детей-сирот.

В 1950 году в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9 тысячи человек. В 1958-м — 4034 детских дома с 375,1 тысячи детей. И вот наконец в 1956 году по решению правительства стали создаваться школы-интернаты.

И как бы ни было трудно, важно то, что сироты не остались брошенными на произвол судьбы. Государство заботу о них взяло на себя. Полностью. Да, не все попали в детдома. Оставались и беспризорники, но по большей части те, кто не хотел идти в эти учреждения.

Сегодняшняя же картина с беспризорниками пугает, хотя и живем мы в мирное в общем-то время. В каждом городе и поселке мы встречам оборванных, грязных и истощавших ребятишек. И не всегда они оказываются сиротами, многих заставляют попрошайничать собственные родители. Они просто не могут накормить и одеть ребенка в нынешних условиях. Кто поможет? Никто. Подачки от государства в виде пособий не спасают. Ну а если родителей нет, то совсем плохо. Большая часть детских домов закрылась, содержать их невыгодно — сироты вообще невыгодны, им же надо путевку в жизнь дать в виде жилья и образования. Вот такая печаль современности...

Галина Аникеева.


Эти события происходили в детском доме в годы войны. В январе 1944 года я оказался в детском доме города Кромы Орловской области.

В Брянской области было широко развернуто партизанское движение. Партизаны не давали войскам фашистов покоя, в большинстве сел и деревень области постоянно шли бои.От боевых действий страдало и мирное население. Во время одного из боев в июне погибла и наша мама. Мы, я и мои две несовершеннолетние сестры, остались сиротами, мне исполнилось одиннадцать лет. Армия генерала Батова и дивизия, в которой воевал мой отец, принимала участие в освобождении Брянской области. Отцу дали пять дней отпуска, чтобы он мог определить детей - меня в детский дом, среднюю дочь в ремесленное училище.

Я уже начал учиться в сентябре месяце во втором классе сельской школы, как в январе 1944 года меня отправили в детский дом районного городка Кромы. До войны в здании детского дома располагалась детская колония, и колонисты оставили у горожан не самые лучшие воспоминания. Поэтому жители городка перенесли свое прежнее отношение и к новым обитателям детского дома.

Мне хотелось бы вспомнить о питании в детском доме. Все дети испытывали постоянный голод днем и ночью. Поэтому основным смыслом нашей жизни в это время было найти что-нибудь съестное, чтобы заглушить этот страшный голод. Изобретательность наша была неимоверна. Как-то идя из школы мы увидели, что из одинокого амбара разгружают чечевицу для кормления птицы. Уже вечером амбар был обследован на предмет добычи из него этого зерна. Амбар стоял на нескольких столбах и был обшит снизу досками. Мы проделали лаз между столбами, подлезли в подполье амбара, доски пола амбара были не такими уж плотными, чтобы мы не смогли жесткой проволокой проделать лазейки между досками. После нескольких движений желанные зерна мелкой струйкой потекли между досками пола в подставленные нами шапки. Нужно сказать, что наши спальные комнаты были холодными, по стенам постоянно стекала влага. Чтобы мы не замерзли буржуйки топились днем и ночью. Верхняя часть наших печей служила своего рода сковородкой,на которой мы поджаривали чечевицу. По длинному коридору, по обе стороны которого были расположены комнаты, вечером разносился приятный запах поджаренных зерен. Мы столько нажарили себе чечевицы, что утром пошли в школу с набитыми карманами поджаренных зерен.Мы настолько увлеклись этим занятием, что не заметили, как амбар с чечевицей был опустошён наполовину за несколько дней. Когда мы в очередной раз пришли к нашему амбару, то увидели, что он со всех сторон заколочен досками, а около амбара появился сторож.

Лиха беда начало. Голод не тетка, он гнал нас на поиски новых путей добычи добавления к нашему скудному рациону. Мы с моим другом Анатолием обнаружили подвал, в котором хранилась картошка для нашей столовой. Подвал хорошо закрывался на прочные замки. Мы заметили, что картошка, чтобы не загнить, проветривалась через вентиляционные трубы. Воспитанники детского дома частенько дежурили по столовой, в нашу обязанность входило приносить из подвала картошку для приготовления пищи. Отверстия труб для проветривания находились над хранилищем картофеля. Поразмыслив, мы пришли к выводу-если к концу веревки прикрепить заточенную на конце проволоку и бросить эту верёвку в трубу, то на проволоку должно попасть как на удочку несколько картофелин.

Задумано, сделано. Мы с Анатолием бросаем с размаху нашу "удочку" в трубу и с конца проволоки снимаем наш улов - пять картофелин. Но теперь уже картошку мы не жарим на крыше буржуйки, а печём в самой печке. Своей находкой делимся со всеми товарищами по комнате. И вот, уже поздно вечером мы засовываем наши картошку в печь, поджаренная картошка издает апетитный запах. Мы не можем дождаться пока она полностью испечется, есть очень хочется (после ужина в столовой мы выходим из-за стола такими же голодными, как и до прихода в неё), мы вытаскиваем каждый свою картофелину, объедаем поджаренную часть, а объеденную - опять суем в печь. Уж на третий вечер жарки картофеля все это становится достоянием завуча детского дома.

Человек этот был лет сорока пяти, постоянно злой на детей и постоянно ругающий нас на чем свет стоит. Его никто не любил. Ведь наши отцы воевали на фронте, а этот недобрый мужчина воевал с детьми фронтовиков. Мы его про себя звали "фюрер", боялись его, иногда он мог проказника взять за шиворот, ударить в лицо. Следует заметить, что плохо кормили детей в детском доме не только из за малой нормы на человека, но и из-за громадного воровства продуктов персоналом детского дома, начиная от рабочего персонала кончая руководством детского дома.
Расскажу только один эпизод воровства продуктов поваром столовой. Как-то в один из дней моего дежурства по кухне я заметил, как повар набрал в карманы пачку сахара, банку американского яичного порошка, банку американской тушенки, закрыл карманы фартуком, вышел из кухни и направился в общежитие персонала. Я все это высмотрел и быстро сообщил об этом своим товарищам. Набралось человек восемь наблюдателей и скрытно пошли по следам повара. Он зашел в свою комнату и стал ворованые продукты из карманов перегружать в пустой матрац своей постели. Мы с криком -Держи вора!-бросились к повару. Он же, видя, что попался стал быстро выбрасывать из матраца ранее запрятанные туда продукты. Наша набежавшая команда быстро прибрала дилекатесы повара в свои карманы. Через пять минут повар-вор все дилекатесы разбросал по комнате. При этом он громко кричал на нас -Воры, бандиты, что вы делаете?- Через десят минут улики воровства были ликвидированы. Повар освободился от улик, мы же наполнили свои карманы дилекатесами.
И таких примеров воровства продуктов питания детей было много.
Казалось бы и направь свою энергию завуч на пресечение воровства, но он видел свою задачу в борьбе со своими воспитанниками. Мне кажется, что в педагогическом коллективе детского дома было много не подготовленных для этой работы людей.
Директором детского дома был Евсеев Алексей Иванович Он к нам относился по отечески. Не знаем, почему он не мог призвать к порядку своего заместителя. Можт быть потому, что директора детского дома менялись довольно часто и они даже не успевали глубоко вникнуть в свою работу. Но продолжу свой рассказ как мы старались уталить наш голод. На третью ночь нашего пиршества, когда мы уже съели второю порцию поджаренной картошки, в нашу спальню ворвался взбешенный "фюрер". Был примерно второй час ночи, "фюрер" поднял нас с кроватей, построил в ряд в кальсонах, обглоданные картофелины были разложены на столе, и он приказал каждому из нас забрать свой огрызок. Мы держались стойко, не проронив ни слова. Мы недавно только что прочитали в газете статью "Таня" о Зое Космодемъянской,как её мучили фашисты, требуя от неё показаний о партизанах. Комсомолка-Зоя приняла мученеческую смерть, но не выдала фашистам партизан. Мы тоже терпели издевательства от нашего заведующего учебной частью и дали слово не отвечать на угрозы "фюрера", Пожалуй, он продержал нас часа два, дело шло к утру. Но мы выдержали это наказание от нашего "воспитателя".
Тогда мы еще не имели понятия о правах ребенка, и что можно кому-то написать о нарушении прав ребенка.
Прошло много лет,но мне до сих пор памятны дни нашего пребывания в детском доме города Кромы. Конечно, среди воспитателей детского дома были великолепные педагоги, которые дали нам путевку в жизнь. О них я написал в других сборниках и статьях. Об одной из наших любимых воспитательниц Кузнецовой Ине Ивановне я в 1983 году написал два очерка в журнале "Работница." Сегодня, когда мы готовимся к 70-тилетию нашей победы в Великой Отечественной войне мне захотелось вспомнить и горькие страницы пребывания в детском доме. Терпели и переносили трудности взрослые, трудности переносили и дети.
Где вы теперь мои бывшие друзья, как сложилась ваша судьба и всегда ли она была к вам благосклонна?
После Кромского детского дома я продолжил учебу в Некрасовском специальном детском доме, потом - в Харьковском артиллерийском подготовительном училище; закончил Ленинградский государственный университет, военно-политическую академию им. В.И.Ленина в Москве, получил учёную степень кандидата исторических наук, стал доцентом. Много лет преподавал в военных училищах и военных академиях, прослужил более 36 лет в армии и уволился из рядов Советской армии в звании полковник. Но годы, проведенные мной в двух детских домах, закалили меня, научили преодолевать трудности, добиваться поставленных целе, детсский дом дал мне путевку в жизнь. Годы учебы в детском доме я не забуду никогда. Они всегда во ммне и со мной.

Усыновление детей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. позволило облегчить судьбу тех, кто потерял родителей, и стало своеобразным символом проявления истин­ного патриотизма и гуманности. Усыновление детей, находя­щихся в эвакуации, потерявших свою семью и родителей, при­няло массовый характер безотносительно к национальной при­надлежности усыновителя и усыновляемого. С целью усовер­шенствования действовавшего законодательства по усыновле­нию в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Это был еще один шаг к укреплению правовых предпосылок усыновления. Но только спустя много лет, в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР достаточно подроб­но и тщательно урегулировал отношения, связанные с усынов­лением. И чтобы было ясно, что речь идет о детях обоего пола, в тексте этого кодекса стал фигурировать помимо термина «усы­новление» термин «удочерение». Специальные правила, посвященные усыновлению без согласия родителей, изменению фа­милии, имени, отчества усыновляемого, отмене усыновления только в судебном порядке, и прочие облегчали возможность такого усыновления, которое отвечало интересам ребенка и одновременно не допускало неоправданного нарушения прав его родителей, других лиц. Усложнился ведущий лейтмотив усыновления - интересы не только усыновляемого, но и лиц, желающих обрести родительские права и обязанности, стремя­щихся к тому, чтобы их семья была полной, а под интересами усыновляемого стали понимать прежде всего благоприятные условия его воспитания,

Даже беглый обзор основных этапов развития законодатель­ства об усыновлении в России наглядно демонстрирует, как время и своеобразие того или иного отрезка истории Государст­ва Российского сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Тем не менее именно усыновле­ние во все времена как зеркало отражало особенности государ­ственного воздействия на семейные отношения.

2. Понятие усыновления.

Усыновление(удочерение)-наиболее предподчительная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологи­ческих родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыно­вителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ре­бенка.

Ежегодно в России усыновля­ется около 30 тыс. детей. При этом около 18 тысяч детей усынов­ляется отчимами, мачехами и 12 тыс. - посторонними гражданами из родильных отделений больниц, роддомов, домов ребен­ка и других детских учреждений, в которых содержатся дети, остав­шиеся без попечения родителей.

Усыновление является самой предпочтительной формой устрой­ства детей, оставшихся без попе­чения родителей на воспитание в семью. Усыновители, доброволь­но принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных зако­ном на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделе­ны теми же правами.

Условия и порядок усыновле­ния, права и обязанности, возникающие в результате усы­новления, а также отмена усы­новления регламентируется Се­мейным кодексом Российской Федерации, Законом Российс­кой Федерации от 21 августа 1996 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", Положением о порядке передачи детей, явля­ющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федера­ции и иностранным гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 15 сентября 1995г. № 917, постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 3 августа 1996г. № 919 "О по­рядке организации централизо­ванного учета детей, оставших­ся без попечения родителей.", нормативно-правовыми актами Минобразования России и Минздравмедпрома России.

3.Основание усыновления.

Основанием возникновения усыновления является юриди­ческий акт компетентного государственного органа, по новому законодательству - решение суда. Волеизъявление усыновите­ля обычно рассматривается как одно из условий усыновления. Представляется, что таким образом принижается правовое зна­чение волеизъявления усыновителя. Решение об усыновлении принимается судом, и правовые последствия усыновления воз­никают лишь с момента вступления этого решения в законную силу. Однако и без волеизъявления усыновителя усыновление не может возникнуть. Усыновление нельзя рассматривать в ка­честве соглашения между усыновителем и ребенком, поэтому, основанием возникновения усыновления следу­ет считать сложный состав юридических фактов: волеизъявле­ние усыновителя и решение суда об усыновлении. Согласие на усыновление иных лиц - ребенка и его родителей - не входит в состав юридических фактов, влекущих возникновение усы­новления. В ряде случаев усыновление возможно и без такого согласия.

Усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение. С вступлением решения суда об усыновлении в законную силу между усыновителем и усы­новленным возникают правоотношения, аналогичные роди­тельским. В этом состоит его правоустанавливающее значение. Одновременно усыновление влечет прекращение всех правоот­ношений между усыновляемым и его родителями и родствен­никами. Усыновленные дети и их родители и родственники взаимно освобождаются от всех имущественных и личных не­имущественных прав и обязанностей.

Из этого правила могут быть предусмотрены исключения. Если ребенок усыновляется только одним лицом, возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположнного усыновителю пола. Так, возможно сохранение право­вых отношений с матерью, если усыновитель мужчина, или с отцом, если усыновитель - женщина. Наиболее распростра­ненный случай - это усыновление ребенка новым супругом его отца или матери. Для сохранения правовой связи необходимо согласие того из родителей ребенка, который желает ее сохра­нения. Относительно того, должен ли усыновитель также выра­зить согласие на сохранение отношений ребенка с одним из родителей, указания в законе нет. Представляется, что сохране­ние правовой связи между ребенком и его родителем может быть условием согласия этого родителя на усыновление ребен­ка. В этом случае усыновитель возражать не может. Если же согласие на усыновление дано без всяких условий, вопрос о сохранении правоотношений с одним из родителей должен ре­шаться судом исходя из интересов ребенка, с учетом мнения усыновителя и самого ребенка. Если один из родителей ребенка умер, то по просьбе родителей умершего (бабушки и дедушки ребенка) возможно сохранение правовой связи между ребен­ком и родственниками умершего родителя. Решение этого во­проса отнесено на усмотрение суда и поставлено в зависимость от того, что в наибольшей степени отвечает интересам ребенка.

В 2017 году в России наконец-то будет принят законопроект и «детям войны» увеличат пенсии, а также предоставят дополнительные льготы. Тем не менее далеко не все граждане нашей страны знают о том, какие льготы из бюджета им положены, но стоит заняться этим вопросом вплотную, как выяснится, что почти каждый взрослый гражданин имеет право на их получение.

Может быть, есть льготы, которые касаются ваших близких родственников, но они их не получают по незнанию?

  1. Ветеранам ВОВ и боевых действий, их семьям.
  2. и инвалидам.
  3. Гражданам, имеющим государственные награды.
  4. Многодетным семьям.
  5. Малоимущим гражданам.
  6. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
  7. Реабилитированным лицам, их семьям.
  8. Детям до 16 лет.

Из тех людей, кто подал заявление и предоставил необходимые документы, льготы предоставляются в первую очередь наиболее нуждающимся гражданам.

Все социальные доплаты делятся на несколько категорий: медицинские, проездные, жилищные, налоговые, и прочие.

  • Жилищные – предусматривают снижение оплаты за коммунальные услуги или факт предоставления жилья безвозмездно.
  • Медицинские – льготы на приобретение лекарств.
  • Налоговые – предоставляются в виде вычетов по уплате налоговых сборов.
  • Проездные – бесплатный проезд в городском транспорте или льготы при приобретении билетов на междугородный проезд.

Каждый регион, исходя из своего бюджета, имеет право на предоставление своих дополнительных льгот: на протезирование, льготные билеты на авиаперелеты и др.

Официального подтверждения статусу «Дети войны» нет на федеральном уровне. Но проект закона о том, чтобы присвоить этот статус гражданам, родившимся в 1928-1945 г.г., рассматривается Государственной думой несколько лет.

Регионы принимают подобные законы на своём уровне. Около 20 областей России приняли постановления о льготах детям войны, и им предусмотрена их выплата.

В некоторых областях данное понятие толкуется с дополнениями в виде определения «сироты войны».

Конкретные действующие льготы для детей военных лет в некоторых областях РФ:

  1. Обслуживание в медицинских и социальных учреждениях вне очереди.
  2. Ежемесячные денежные выплаты. Сумма разная в разных регионах. В основном они приравнены по статусу к труженикам тыла.
  3. Скидки на оплату коммунальных услуг – могут быть разными в различных регионах.
  4. Бесплатное предоставление лекарств по предписаниям медиков.
  5. Право бесплатного проезда в городском транспорте.

Граждане, которые имеют право причислить себя к данной категории, должны подтвердить свой статус документально.

По положению, предложенному в проекте закона, к гражданам данной категории следует отнести тех, кто родился в Советском Союзе с 1928 по 1945 г.г. Эти люди не принимали участия в военных действиях, но пострадали от тягот войны. Некоторые были вывезены в концентрационные лагеря, другие, будучи детьми, трудились в тылу, заменяя взрослых.

Сегодня возраст этой категории людей колеблется в диапазоне от 88 до 93 лет. Они остались без детства. Государство считает своей обязанностью обеспечить им спокойную старость, предоставляя различные льготы. Но пока предоставление льгот организовано только в нескольких регионах.

В 20 областях РФ льготы действуют несколько лет: Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской и др. Выплаты небольшие, но и они для пенсионеров всегда кстати. Льготы, положенные детям военных лет, приравнены к льготам ветеранов тыла, например, в г. Челябинске, Санкт-Петербурге, в Москве.

К этой же категории относятся люди, оставшиеся сиротами во время войны. Если закон будет принят на общегосударственном уровне, то во всех областях они будут приравнены к ветеранам тыла, и денежные доплаты к их пенсиям возрастут значительно.

Чтобы получить статус, граждане с соответствующим годом рождения должны написать заявление в органы соцзащиты, предоставив свой паспорт, как подтверждающий документ. Дополнительных документов не требуется. Через 2 недели ему выдадут удостоверение о присвоении регионального статуса «ребёнок войны».

Перспективы утверждения законопроекта в 2017 г.

В 2013 г. КПРФ внесла проект закона об установлении статуса «дети войны». Суть их предложений заключается в предоставлении льгот:

  • Ежемесячные выплаты в сумме 1000 рублей.
  • Ежегодная бесплатная диспансеризация.
  • Проезд на всех видах городского и междугородного транспорта бесплатно.
  • Внеочередное определение в дома престарелых.

По сей день закон не принят и даже не обсуждался. Госдума отреагировала на необходимость принятия закона устным предложением приравнять данную категорию граждан к ветеранам тыла.

В ожидании принятия закона в 2017 году гражданам данной категории стоит обратить внимание на другие категории льготников. Возможно, к одной из них они могут иметь непосредственное отношение, если в регионе проживания не выплачиваются льготы детям войны.

Для выяснения вопросов по поводу использования существующих льгот рекомендуется обратиться в местные органы соцзащиты или в ПФ с паспортом. Сегодня регионы в ожидании решения о том, что наконец какое-то решение будет принято федеральной властью.

В случае официального утверждения законопроекта региональные власти смогут корректировать свои бюджеты в соответствии с новыми условиями.