Где похоронен Гоголь? В каком городе? Николай Гоголь: Жизнь после смерти и тайна черепа Правда что гоголь перевернулся в могиле.

В мировой практике неоднократно встречаются случаи, когда медики устанавливали факт ложной смерти человека. Хорошо, если такой больной выйдет из состояния мнимой смерти до собственных похорон, но, по всей видимости, иногда в могилах оказываются живые люди... Так, например, при перезахоронении одного старого английского кладбища при вскрытии множества гробов в четырех из них были обнаружены скелеты, лежащие в неестественных позах, в которых их родственники в последний путь проводить никак не могли.

Известно, что Николай Васильевич Гоголь, страдавший приступами летаргического сна, боялся быть заживо погребенным. Учитывая, что летаргию от смерти бывает отличить очень трудно. Гоголь наказал своим знакомым похоронить его только тогда, когда появятся явные признаки разложения тела. Однако в мае 1931 года, когда в Москве было уничтожено кладбище Данилова монастыря, на котором и был похоронен великий писатель, при эксгумации присутствующие с ужасом обнаружили, что череп Гоголя был повернут набок.

Тем не менее летаргического сна в момент смерти не было, чему я нашёл документальные свидетельства, собирая материал для этой статьи исторического раздела http://www.forum-orion.com/viewforum.php?f=451 библиотеки форума. Почему же тогда при перезахоронении в гробу обнаружили скелет с повернутым набок черепом?

Этот факт подвигнул Андрея Вознесенского на стихотворение:
Вскройте гроб и застыньте в снегу. Гоголь, скорчась, лежит на боку. Вросший ноготь подкладку порвал сапогу.
А как же было на самом деле? В мае 1931 года в связи с ликвидацией части некрополя у Данилова монастыря состоялось перезахоронение Николая Васильевича Гоголя. На церемонии присутствовали многие литераторы: Всеволод Иванов, Юрий Олеша, Михаил Светлов и другие. Когда вскрыли гроб, всех поразила необычная для покойника поза.

Но оказалось, что в том нет ничего удивительного. Как объяснили специалисты, первыми обычно подгнивают боковые доски гроба. Они самые узкие и непрочные. Крышка под тяжестью грунта начинает опускаться, давит на голову погребенного, и та поворачивается набок на так называемом атлантовом позвонке. Профессионалы по эксгумации утверждают, что такую позу покойников они встречают довольно часто. Однако всем известная мнительность Николая Васильевича Гоголя, его вера в загробные таинства покрыла налетом загадочности не только его смерть, но и сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ». Гоголь в последние годы своей жизни сильно пал духом: не принимал знакомых, оставался по ночам один, много времени проводил в молитвах, плакал, постился, думал о смерти, старался оставаться в кресле, считая, что постель будет для него смертным одром.

Доцент Пермской медицинской академии М. И. Давидов, которого наши читатели знают по публикациям о ранениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, проанализировал 439 документов, изучая болезнь Гоголя.

Михаил Иванович, еще при жизни писателя по Москве ходили слухи, что он страдает "сумасшествием". У него была шизофрения, как утверждают отдельные исследователи?

Нет, шизофрении у Николая Васильевича не было. Но в течение последних 20 лет жизни он страдал, говоря языком современной медицины, маниакально-депрессивным психозом. При этом ни разу не осматривался психиатром, и о наличии у него психического заболевания врачи не догадывались, хотя близкие знакомые подозревали это. У писателя были периоды необычайно веселого настроения, так называемые гипомании. Они сменялись приступами жестокой тоски и апатии - депрессии.

Психическое заболевание протекало, маскируясь под различные соматические (телесные) болезни. Больного осматривали ведущие медицинские светила России и Европы: Ф. И. Иноземцев, И. Е. Дядьковский, П. Круккенберг, И. Г. Копп, К. Г. Карус, И. Л. Шенлейн и другие. Выставлялись мифические диагнозы: "спастический колит", "катар кишок", "поражение нервов желудочной области", "нервическая болезнь" и так далее. Естественно, лечение этих мнимых болезней эффекта не давало.

До сих пор многие думают, что Гоголь умер воистину ужасно. У него якобы наступил летаргический сон, принятый окружающими за смерть. И он был похоронен заживо. А затем умер от недостатка кислорода в могиле.

Это не более, чем слухи, ничего общего не имеющие с действительностью. Но регулярно попадающие на страницы газет и журналов. В появлении этих слухов частично виноват сам Николай Васильевич. При жизни он страдал тафефобией - страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном. И патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего.

Более 10 лет он не ложился в постель. Ночами дремал, сидя или полулежа в кресле или на диване. Не случайно в "Выбранных местах из переписки с друзьями" он написал: "Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения".

Гоголь был похоронен 24 февраля 1852 года на погосте Данилова монастыря в Москве, а 31 мая 1931 года прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.

В периодической печати встречаются утверждения, что при эксгумации вроде бы обнаружилось, что обшивка гроба как будто вся исцарапана и изорвана. Тело писателя неестественно скручено. На этом и базируется версия, что Гоголь умер уже в гробу.
- Чтобы понять ее несостоятельность, достаточно вдуматься в следующий факт. Эксгумация проводилась спустя почти 80 лет после захоронения. При таких сроках от тела остаются лишь костные структуры, не связанные друг с другом. А гроб и обивка изменяются настолько, что определить какое-либо "исцарапывание изнутри" совершенно невозможно.
- Есть и такая точка зрения. Гоголь покончил с собой, приняв незадолго до смерти ртутный яд...
- Да, действительно, некоторые литературоведы считают, что приблизительно за две недели до смерти Николай Васильевич принял пилюлю каломеля. А поскольку писатель голодал, она не выводилась из желудка и действовала как сильный ртутный яд, вызвав смертельное отравление.

Но для православного, глубоко верующего человека, каким был Гоголь, любая попытка самоубийства была страшным грехом. Кроме того, одна пилюля каломеля - распространенного ртутьсодержащего лекарства того времени - не могла принести вреда. Суждение, что у голодающего человека препараты длительно задерживаются в желудке, ошибочно. Даже при голодании лекарства под влиянием сокращения стенок желудка и кишечника передвигаются по пищеварительному каналу, изменяясь под влиянием желудочного и кишечного соков. Наконец, у больного отсутствовали симптомы ртутного отравления.

Журналист Белышева выдвинула гипотезу, что писатель умер от брюшного типа, вспышка которого была в 1852 году в Москве. Именно от тифа умерла Екатерина Хомякова, которую во время болезни несколько раз навещал Гоголь.
- Возможность брюшного тифа у Гоголя обсуждалась на консилиуме, проведенном 20 февраля с участием шести известных московских докторов: профессоров А. И. Овера, А. Е. Эвениуса, И. В. Варвинского, С. И. Клименкова, врачей К. И Сокологорского и А. Т. Тарасенкова. Диагноз был категорически отвергнут, ибо признаков этого заболевания у Николая Васильевича действительно не было.
- К какому выводу пришел консилиум?
- Лечащий врач писателя А. И. Овер и профессор С. И. Клименков настояли на диагнозе "менингит" (воспаление мозговых оболочек). К этому мнению присоединились другие участники консилиума, за исключением опоздавшего Варвинского, который выставил диагноз "гастроэнтерит вследствие истощения". Однако объективных симптомов менингита у писателя не было: ни лихорадки, ни рвоты, ни напряжения затылочных мышц... Заключение консилиума оказалось ошибочным.
К тому моменту состояние писателя было уже тяжелым. Бросалось в глаза резко выраженное истощение и обезвоживание организма. Он находился в состоянии так называемого депрессивного ступора. Лежал на постели прямо в халате и сапогах. Отвернувшись лицом к стене, ни с кем не разговаривая, погруженным в себя, молча ожидая смерти. С ввалившимися щеками, запавшими глазами, тусклым взором, слабым ускоренным пульсом...
- Что же было причиной такого тяжелого состояния?
- Обострение его душевной болезни. Психотравмирующая ситуация - скоропостижная смерть Хомяковой в конце января - вызвала очередную депрессию. Жесточайшая тоска и уныние овладели Гоголем. Возникло острое нежелание жить, характерное для этой душевной болезни. Нечто подобное было у Гоголя в 1840, 1843, 1845 годах. Но тогда ему посчастливилось. Состояние депрессии самопроизвольно прошло.
С начала же февраля 1852 года Николай Васильевич практически полностью лишил себя пищи. Резко ограничил сон. Отказался от приема лекарств. Сжег практически готовый второй том "Мертвых душ". Стал уединяться, желая и в то же время со страхом ожидая смерти. Он свято верил в загробную жизнь. Поэтому, чтобы не оказаться в аду, ночи напролет изнурял себя молитвами, стоя на коленях перед образами. Великий пост начал на 10 дней раньше, чем полагалось по церковному календарю. По существу это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти писателя.
- Наука утверждает, что без пищи можно продержаться все 40 дней.
- Срок этот едва ли безоговорочно справедлив и для здоровых, крепких людей. Гоголь же был физически слабым, больным человеком. После перенесенного ранее малярийного энцефалита страдал булимией - патологически повышенным аппетитом. Много ел, преимущественно сытные мясные кушанья, но из-за обменных нарушений в организме совершенно не прибавлял в весе. До 1852 года посты он практически не соблюдал. А тут, кроме голодания, резко ограничил себя в жидкости. Что вместе с лишением пищи привело к развитию тяжелейшей алиментарной дистрофии.
- Как лечили Гоголя?
- Соответственно неверно поставленному диагнозу. Сразу после окончания консилиума, с 15 часов 20 февраля доктор Клименков принялся за лечение "менингита" теми несовершенными методами, что применялись в ХIХ веке. Больного насильно посадили в горячую ванну, а голову стали обливать ледяной водой. После этой процедуры писателя бил озноб, но его держали без одежды. Выполнили кровопускание, к носу больного приставили 8 пиявок, чтобы усилить носовое кровотечение. Обращение с пациентом было жестоким. На него грубо кричали. Гоголь пытался противиться процедурам, но его руки с силой заламывали, причиняя боль...
Состояние больного не только не улучшилось, но стало критическим. Ночью он впал в беспамятство. И в 8 часов утра 21 февраля, во сне, у писателя остановилось дыхание и кровообращение. Медицинских работников рядом не было. Дежурила сиделка.
Участники состоявшегося накануне консилиума стали собираться к 10 часам и вместо больного застали уже труп писателя, с лица которого скульптор Рамазанов снимал посмертную маску. Врачи явно не ожидали такого быстрого наступления смерти.
- Что стало ее причиной?
- Острая сердечно-сосудистая недостаточность, вызванная кровопусканием и шоковыми температурными воздействиями на страдавшего тяжелой алиментарной дистрофией больного. (Такие больные очень плохо переносят кровотечения, нередко совсем не большие. Резкая перемена тепла и холода также ослабляет сердечную деятельность). Дистрофия же возникла из-за длительного голодания. А оно было обусловлено депрессивной фазой маниакально-депрессивного психоза. Таким образом получается целая цепочка факторов.
- Врачи откровенно навредили?
- Они добросовестно заблуждались, поставив неверный диагноз и назначив нерациональное, ослабляющее больного лечение.
- Писателя можно было спасти?
- Насильственным кормлением высокопитательными продуктами, обильным питьем, подкожными вливаниями соляных растворов. Если бы это было сделано, его жизнь безусловно была бы сохранена. Кстати, самый молодой участник консилиума доктор А. Т. Тарасенков был уверен в необходимости насильственного кормления. Но по каким-то соображениям на этом не настоял и лишь пассивно наблюдал за неверными действиями Клименкова и Овера, позднее жестоко осудив их в своих воспоминаниях.
Сейчас подобных больных обязательно госпитализируют в психиатрическую больницу. Насильственно кормят высокопитательными смесями через желудочный зонд. Подкожно вводят солевые растворы. А также назначают антидепрессанты, которых во времена Гоголя еще не было.

Трагедия Николая Васильевича состояла в том, что его психическое заболевание при жизни так и не было распознано.
Письмо Николая Рамазанова о смерти Гоголя

"Кланяюсь Нестору Васильевичу и сообщаю крайне горестную весть...
Сего числа после обеда прилег я на диван почитать, как вдруг раздался звонок и слуга мой Терентий объявил, что приехал г. Аксаков и еще кто-то, и просят снять маску с Гоголя. Эта нечаянность так поразила меня, что я долго не мог опомниться. Хотя и вчера еще Островский бывши у меня говорил, что Гоголь крепко болен, но никто не ожидал такой развязки. В минуту эту я собрался, взяв с собою моего формовщика Баранова, отправился в дом Талызина, на Никитском бульваре, где у графа Толстого проживал Николай Васильевич. Первое, что я встретил, это была гробовая крыша малинового бархата /.../ В комнате нижнего этажа я нашел останки так рано взятого смертию.
В минуту закипел самовар, был разведен алебастр и лицо Гоголя было им покрыто. Когда я ощупывал ладонью корку алебастра - достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил завещание (в письмах к друзьям), где Гоголь говорит, чтобы не предавали тело его земле, пока не появятся в теле все признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон /.../
При уходе от тела Гоголя я наткнулся у крыльца на двоих безногих нищих, которые стояли на костылях на снегу. Подал я им и подумал: эти безногие бедняжки живут, а Гоголя уже нет!"
(Николай Рамазанов - Нестору Кукольнику, 22 февраля 1852 года).

Известный литературовед, главный редактор академического полного собрания сочинений Н.В. Гоголя, профессор РГГУ Юрий МАНН прокомментировал этот документ.
- Когда и при каких обстоятельствах стало известно это письмо?
- Впервые оно было опубликовано в сборнике М.Г. Данилевского, вышедшем в 1893 году в Харькове. Письмо было приведено не полностью, без указания адресата и потому оказалось вне внимания исследователей, изучавших обстоятельства смерти Гоголя. Года два назад я работал в рукописном отделе РНБ (бывшая библиотека имени Салтыкова-Щедрина), фонд 236, единица хранения 195, лист 1-2, где собирал материалы для второго тома биографии Гоголя. (Первый том - "Сквозь видный миру смех..." Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835." - вышел в 1994 году). В числе других я обнаружил и этот документ.
- Почему же вы так долго молчали?
- Все это время я работал над книгой, где письмо будет опубликовано полностью. Предоставить фрагменты письма для публикации меня заставил тот факт, что к недавней печальной дате версия о том, что Гоголь был похоронен живым, снова пошла гулять по страницам газет.
- Что именно в этом письме свидетельствует, что Гоголя похоронили не живым?
- Начнем с фактов. Гоголя лечили лучшие врачи того времени. Если с точки зрения современной медицины и не все делалось так, как надо, все-таки это были не шарлатаны, не недоумки, и отличить мертвого от живого они, конечно же, могли. Кроме того, врачей соответствующим образом предупредил сам Гоголь, точнее, его завещание, где было сказано: "Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения."
- Но в письме про эти признаки ничего нет...
- И не могло быть. Гоголь скончался в 8 часов утра, Рамазанов появился сразу после обеда. Он был замечательным скульптором, знал Гоголя лично и, конечно, со всем вниманием отнесся к порученному делу. Снятие маски с живого человека невозможно. Рамазанов убедился, что опасения Гоголя были напрасны, и с величайшим сожалением констатировал, что это сон вечный. Достоверность его вывода увеличивается тем, что внимание было соответствующим образом, то есть завещанием Гоголя, направлено. Отсюда категорический вывод.
- Почему же все-таки голова Гоголя оказалась повернутой?
- Бывает, что в гробу крышка под давлением смещается. При этом она касается черепа, и он поворачивается.
- И все же версия о том, что Гоголя похоронили живым, гуляет...
- Причина тому - обстоятельства жизни, характер, психологический облик. Сергей Тимофеевич Аксаков говорил, что нервы у Гоголя были вверх ногами. От него всего можно было ожидать. Надо еще учесть, что невольно произошло сопряжение двух тайн: "Мертвые души" должны были раскрыть тайну русской жизни, предназначение русского народа. Когда Гоголь умер, Тургенев сказал, что в этой смерти скрыта какая-то тайна. Как это часто бывает, высокая тайна жизни и творчества Гоголя была низведена на уровень дешевого беллетристического хода и мелодраматического эффекта, которые всегда впору массовой культуре.

Академик Иван Павлов описывал некоего Качалкина, проспавшего 20 лет с 1898 по 1918 год. Его сердце вместо обычных 70-80 ударов в минуту делало лишь 2-3 еле ощутимых удара. Вместо 16-18 вздохов он делал в минуту 1-2 незаметных. То есть все функции человеческого организма замедлились приблизительно в 20-30 раз. При этом никаких признаков жизни, никаких рефлексов, температура тела чуть теплее температуры воздуха. В течение многих суток больные не пьют, не едят, выделение мочи и кала прекращается. Как часто замечают родственники, люди, проспавшие 2-3 десятка лет, внешне стареют за этот период лишь на год. Но после пробуждения, видимо, естественные процессы в организме берут свое, и проснувшиеся за последующие 3-4 года "набирают" свой "паспортный" возраст.
Летаргия - от греческого "лете" (забвение) и "аргия" (бездействие). Большая медицинская энциклопедия (3-е издание, 1980 год) определяет летаргию как "состояние патологического сна с более или менее выраженным понижением обмена веществ и ослаблением или отсутствием реакции на звуковые, тактильные и болевые раздражения. Причины летаргии не установлены".
Известны случаи, когда летаргический сон возникал периодически. Один английский священник спал шесть дней в неделю, а в воскресенье вставал, чтобы поесть и отслужить молебен. Четкая статистика по летаргическому "засыпанию" никогда и никем не велась, однако известно, что в большинстве своем люди страдают этим недугом во взрослом возрасте. Нередко упоминалось, что после летаргического сна проснувшиеся люди приобретают на какое-то время паранормальные способности - они начинают говорить на иностранных языках, читать мысли людей, исцелять недуги. Корреспонденту "Интерфакс ВРЕМЯ" удалось побывать в гостях у молодой женщины-феномена Назиры Рустемовой, которая заснула в четырехлетнем возрасте и проспала летаргическим сном 16 лет!!! Назира любезно согласилась ответить на некоторые вопросы о своей необычной судьбе.
- Назира, сколько вам лет? Как случилось, что вы заснули?
- Уснула я в четыре года. Как это было, не помню, потому что была совсем маленькой.
Скоро мне должно исполниться 36 лет, но из них я проспала 16. Родилась я в маленьком горном кишлаке под городом Туркестан Южно-Казахстанской области. По рассказам моей мамы знаю, что с детства я страдала сильными головными болями, потом однажды впала в состояние бреда, и меня отвезли в областную больницу, где я пролежала около недели. Врачи решили, что я умерла, так как не подавала никаких признаков жизни, и родители похоронили меня. Но в ночь после этого мои дедушка и папа услышали во сне Глас, который сообщил им, что они совершили тяжкий грех, так как похоронили меня живой.
- Как же вы не задохнулись?
- По нашим обычаям, людей не хоронят в гробах и не закапывают в землю. Тело человека оборачивают саваном и оставляют его в специальном подземном домике-могильнике особой конфигурации. Видимо, доступ воздуха туда был, несмотря на то что вход в могильник закрывают кирпичами. Родители дождались второй ночи и отправились "спасать меня". Как утверждает папа, саван был в не которых местах даже порван, и это убедило их, что я действительно жива. Меня сначала отвезли в областной центр, но потом перевезли в научно-исследовательский институт в Ташкенте, где я и пролежала под специальным колпаком до просыпания.
- Когда вы спали, вы что-нибудь видели? Были ли сны?
- Это были не сны, я ЖИЛА там. Я общалась со своим предком, которому я прихожусь внучкой в четырнадцатом поколении.
Он был величайшим мистиком, ученым, духовным целителем и поэтом-суфием XII века.
Его имя - Ахмед Яссави, и в честь него в Туркестане построен большой храм. С ним я общалась, гуляла по садам и озерам. Там было очень хорошо.
- Каким было ваше "второе рождение"? От чего вы проснулись?
- Я проснулась 29 августа 1985 года от телефонного звонка. Он звонил долго и настойчиво. Я поняла, что никто, кроме меня, не возьмет трубку и мне необходимо встать и поднять ее. Я пошла на звонок и услышала еще радио, по которому Валерий Леонтьев пел: "Всплывает радость сквозь туман и как во сне..." Оказывается, телефон звонил в соседней комнате. Там сидел кто-то из обслуживающего персонала института, и когда они меня увидели, то, наверное, были шокированы.
- В четыре года вы знали, что такое телефон? И вообще, вы помните что-нибудь до сна?
- Практически ничего, ведь я была очень маленькой. В памяти остался только мой дедушка и то, как он учил меня молитвам. Конечно, я не умела тогда еще ни писать, ни читать, ни говорить по-русски. Естественно, в кишлаке никогда не было телефона, и я никогда не слышала песню Леонтьева. Но в момент просыпания я четко знала о телефонах все и знала услышанную песню наизусть.
- То есть после просыпания вы стали обладать некоторыми необычными для простого человека знаниями и возможностями...
- Да. Медики чуть не лишились чувств, увидев меня стоящей перед ними, ведь барокамера, в которой я лежала, была закрыта, и ее никто не открывал. Она так и осталась цела и невредима. Но я вышла из нее, точнее, я прошла сквозь нее, как прошла и через стены, чтобы попасть в соседнюю комнату, где звонил телефон. После увиденного ташкентские специалисты позвонили в Москву и сообщили, что их пациентка очнулась от 16-летней спячки и стала вытворять невероятное. По приезде в Москву со мной занимались многие психологи, парапсихологи, изучали мои способности, экзаменовали. Меня возили из одного места в другое, в разные страны, показывали в телепередаче "Третий глаз". В то время весь новый мир был для меня совершенно необычным и удивительным. Когда меня "познакомили" с моими мамой и папой, я не знала, зачем они мне нужны. Кроме того, все меня страшно боялись, и мама даже предлагала сдать меня в сумасшедший дом. А папа говорил, что бесполезно со мной что-либо делать, так как меня не свяжешь, не запрешь - я же все равно пройду сквозь стены.
- Что вы еще могли делать и как вы можете объяснить возникновение таких способностей?
- Я могла левитировать - отрываться от земли и летать в прямом смысле этого слова. Я знала язык природы, язык зверей, все существующие языки, могла общаться телепатически. Последнее сохранилось и до сих пор.
Только если раньше мне стоило только взглянуть на человека, я знала его мысли и он понимал, что я ему на это отвечаю, то теперь это стало более сложно. Мне приходится настраиваться, сосредотачиваться. В первые годы после пробуждения я могла даже материализовать деньги, если была в них необходимость. Эта способность стала закрытой для меня уже более года.
К моему собственному удивлению, я обнаружила, что могу телепортироваться - перемещаться в пространстве. Пусть об этом случае лучше расскажет мой друг Сергей.
- Физически это происходило так. Мы ехали с Назирой в автобусе, я вышел на остановке, а она поехала дальше до метро. Я перебежал дорогу и быстрым шагом направился в одну контору. На входе висела табличка: "Обед". Тогда я развернулся и увидел, что напротив меня стоит Назира. Но как она могла оказаться здесь, когда я видел, как она осталась в автобусе, как закрылись его двери и он тронулся? Я помахал ей еще рукой! Как ты это сделала, Назира?
- А я доехала до метро, начала спускаться по лестнице и вдруг вспомнила, что мои документы, деньги, жетоны у Сергея. Я не знаю, как я это сделала, у меня было одно сильное желание - вернуть сумочку. Кроме того, я не знала, где находится Сергей в этот момент, но мне нужно было его найти. И вот я очутилась перед ним. То есть я как бы исчезла из одной точки пространства и появилась в другой. Но, к сожалению, способность к телепортации у меня исчезла года три назад. Видимо, в то время во мне не было практически ничего материального, я была в духовном теле. Это потом меня закормили мясом, хлебом, и я все более и более начала "входить" в физическое тело.
- Назира, вы заснули маленьким ребенком, а проснулись сформировавшейся женщиной?
- Нет, несмотря на то что к моменту просыпания мне должно было бы исполниться 20 лет, я проснулась еще ребенком. Правда, за 16 лет сна я выросла на 28 сантиметров. Потом я достаточно быстро сформировалась, как бы в ускоренном времени, и, как видите, сейчас я выгляжу на свои годы, если считать со дня рождения. Но я как бы пропустила детские годы и до сих пор чувствую себя ребенком.
- За 16 лет сна вы не разучились передвигаться на ногах?
- Я знаю, что если человек пролежит даже несколько месяцев без движения, то мышцы его тела атрофируются и необходимо учиться ходить заново. Но у меня ни одна мышца не затекла, и я не задумываясь пошла.
- Назира, вы учились в школе, институте?
- Нет, конечно, и в этом нет необходимости. Если у меня возникает какой-то вопрос, то мне приходит на него ответ свыше, из некоего информационного поля. Иначе я не могу это объяснить. Сначала, как я уже говорила, я знала практически все языки и письменность. Сейчас многое, правда, стала забывать, наверное, в силу того, что необходима была практика. В настоящее время пишу и говорю только на русском, казахском, узбекском, таджикском и арабском языках. На английском еще могу писать, а прочитать и понять, что написала, -уже нет. Многие говорят, что можно вернуть все мои бывшие знания и необычные способности, и я очень надеюсь на это...

Вот такая необыкновенная женщина Назира Рустемова живет сейчас в Москве. Недавно она поняла, что ее физическое тело не боится ни жары, ни холода, с тех пор и летом, и зимой женщина ходит только босиком и в легком платье. Неоднократно особое внимание проявляли к ней блюстители столичного порядка, и Назире пришлось пару раз отсидеть в милиции.

У молодой женщины необычны не только судьба и способности, удивительна и ее внешность. Темные, глубокие глаза светятся неподдельной искренностью, добротой и любовью. С одной стороны, Назира - это мудрая женщина, с другой - открытый, непосредственный ребенок. Кстати, вспомним, чему учил Иисус: "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Евангелие от Матфея, гл. 18, ст. 3). Кроме того, практически во всех эзотерических учениях процесс самосовершенствования индивидуума предполагает рост и развитие человеческой сущности. Но уже у пятилетнего ребенка эта сущность перестает развиваться и "обрастает толстой скорлупой" привитых манер поведения, приличий и прочих ограничивающих свободу рамок.

По мнению некоторых авторитетных метафизиков, когда человек находится в состоянии летаргического сна, его душа пребывает в более тонком мире, чем физический, - в астральном. В этом мире, где все процессы жизнедеятельности происходят на уровне мысли, Назира, видимо, и провела 16 земных лет, оттуда и получила все свои необыкновенные знания и способности. Грань между астральным и физическим миром для Назиры осталась размытой. Обитая все более длительное время здесь, на Земле, женщина невольно "втянулась" в грубый мир и начала терять связь с тонким. В результате этого ее паранормальные способности стали утрачиваться, чем Назира очень обеспокоена. Однако женщина отказывается от помощи некоторых довольно навязчивых "гуру" различных эзотерических школ и считает, что сможет без их опеки вернуть способности человека будущего.

Этой весной — 208 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Яновского, более известного публике как Гоголь.Того самого, который воспевал фольклорный мистицизм в “Вечера на хуторе близ Диканьки” и разоблачал коррупцию тогдашних чиновников в своих “Мертвых душах”.

Произведения одаренного мастера пера, став бесценными, привлекли и к его персоне понятный интерес, вылившийся в скандальные страсти, связанные с захоронением писателя.

Николай Гоголь скончался утром 21 февраля 1852 года в возрасте сорока двух лет, не дожив двух недель до своего сорок третьего дня рождения. 24 февраля писателя похоронили в присутствии его друзей на московском кладбище Свято-Данилова монастыря. Похоронами заведовал Московский Государственный Университет, силами которого могила была увенчана бронзовым крестом, водруженным на надгробном камне из крымского черного гранита.

Таинственная эксгумация

Когда в рамках государственной программы борьбы с религией Свято-Даниловский монастырь было принято упразднить, а кладбище перераспределить, Иосиф Виссарионович распорядился обстоятельно отнестись к культурному наследию молодой постреволюционной страны — останки ряда известных деятелей по распоряжению правительства предполагалось перезахоронить на Новодевичьем кладбище под стенами монастыря.

Слухи поползли самые невероятные. Вспомнили про коммунистов-кровопийц, поэтому все открытия могил производились тайно, но при авторитетных свидетелях — так вскрытие могил Н. М. Языкова и Н.В. Гоголя производили в присутствии группы археологов и известных литераторов.

В тщательно задокументированных актах эксгумации тела Гоголя, составленных на месте сотрудниками НКВД не нашлось место фактам отсутствия частей тела великого писателя.

Позднее это объясняли распоряжения о неразглашении подробностей производимого перезахоронения. Но слухи продолжали циркулировать.

Милостивый государь, не сносить Вам головы!

В прессе известный миф о пропавшем черепе Гоголя получил новый старт после опубликования в 1991-м году воспоминаний Владимира Германовича Лидина — советского писателя-библиофила. Он написал об эксгумации, на которой последний присутствовал в числе других.

Свои очерки Лидин написал только пятнадцать лет спустя после событий на Свято-Даниловском кладбище. И так как “Российский архив” разместил свою публикацию мемуаров уже после смерти Лидина, то получить какие-то комментарии по этому поводу уже не представлялось возможным.

Из воспоминаний писателя Лидина следовало, что добравшись до могилы автора “Мертвых душ” уполномоченные гробокопатели обнаружили на внутренней крышке гроба несколько отчетливых царапин, как будто кто-то пытался ногтями содрать обивку крышки и это ему частично удалось. Но самой главной неловкостью вечера, до которого дотянулись поиски входа в исторический “мавзолей” писателя, было отсутствие у останков классика черепа — обезглавленная шея заканчивалась на уровне шейных позвонков.

При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку.

Из этих записей Лидина становилось известно, что скелет Гоголя был облачен в отлично сохранившийся сюртук, нижнее бельё и превосходно сохранившиеся ботинки. Не сохранился совершенно никак только череп писателя — он непостижимым образом отсутствовал в гробу.

Слухи присутствовавшие вместе с Лидиным известные деятели советской и русской литературы, такие, как Валентин Катаев, Владимир Луговской, Юрий Олеша, Михаил Светлов (его мы знаем как человека, давшего название теплоходу из “Бриллиантовой руки”) не только поддерживали эксгумацию, но приложили руку к дальнейшему разбору на сувениры легендарных останков великого писателя.

Одежду и останки Гоголя буквально растащили на сувениры. Сам Лидин якобы урвал кусок сюртука, послужившего в дальнейшем переплетом раритетного издания “Мертвых душ”, писатель Иванов разжился обломком ребра, а директор кладбища Аракчеев присвоил те самые великолепно сохранившиеся башмаки на высокой подошве.

Череп никто из писателей не трогал, да и разграбление могилы выглядит скорее литературной мистификацией в стиле Владимира Соловьева.

Где череп Гоголя?

Самой первой версией исчезновения являлась версия про то, что позарившиеся на щедрое вознаграждение монахи Свято-Данилова монастыря совершили кощунство, доставив в начале XX века заказанную голову литературного светила в частную коллекцию известного авантюриста и собирателя ценностей московского миллионера Алексея Бахрушина.

К сожалению, ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию невозможно, миллионер подобную жемчужину своей коллекции почему-то не сохранил — то ли из-за суеверий, то ли под напором отчаянных родственников поруганного писателя. Удобная резервная версия, обрушающая всю доказательную базу инцидента и выставляющая церковное духовенство в роли мздоимцев и осквернителей могил, врагов чистоплотного пролетариата, коих призывалось гнобить и искоренять.

Самым любопытным же фактом во всей истории являются те глубокие царапины на внутренней крышке гроба. Если их не воспроизвели шутники, воровавшие череп, то имеет право на существование версия о том, что Гоголя могли похоронить в состоянии летаргической комы, иногда наблюдающейся при сильном истощении организма и призванной предотвратить его гибель, переведя в off-line на некоторое время. Тем незавиднее становится судьба писателя, последние дни который провел в душевных терзаниях, покинутый всеми в доме Толстого.

Посмертная маска Гоголя

А что до пропавшего черепа — единственный способ проверить на прочность все мифы и небылицы — это произвести повторную эксгумацию несчастного тела. Или все-таки стоит некоторые тайны старины оставить нетронутыми?

Вскрытие могилы Гоголя состоялось 31 мая 1931 года. Параллельно были вскрыты могилы философа-публициста Алексея Хомякова и поэта Николая Языкова. Вскрытие могил происходило в присутствии группы известных советских литераторов. В том числе во время эксгумации Гоголя присутствовали писатели Всеволод Иванов, Владимир Лидин, Александр Малышкин, Юрий Олеша, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич. Помимо литераторов, при церемонии перезахоронения присутствовали историк Мария Барановская, археолог Алексей Смирнов, художник Александр Тышлер.
Основным источником, по которому можно судить о произошедших в тот день на Свято-Даниловском кладбище событиях, являются письменные воспоминания свидетеля вскрытия могилы Гоголя - писателя Владимира Лидина.
Согласно этим воспоминаниям, вскрытие могилы Гоголя происходило с большими трудностями. Во-первых, могила писателя оказалась расположена на существенно большей, чем другие захоронения, глубине. Во-вторых, при раскопках обнаружилось, что гроб с телом Гоголя был вставлен в кирпичный склеп ”необычайной прочности” через отверстие в стенке склепа. Вскрытие могилы завершилось уже после захода солнца, и в связи с этим Лидин не смог сфотографировать прах писателя.
Об останках писателя Лидин сообщает следующее: ”Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся; только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста”.
Далее Лидин пишет: ”Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку”.
Лидин не скрывает, что ”позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплетчик вделал в футляр первого издания ”Мертвых душ”. По свидетельству писателя Юрия Алехина, переплетенное фрагментом гоголевского камзола первое издание ”Мертвых душ” сейчас находится у дочери Владимира Лидина.
Лидин приводит городскую легенду о том, что череп Гоголя был украден по заказу известного коллекционера и театрального деятеля Алексея Бахрушина монахами Свято-Даниловского монастыря при реставрации могилы Гоголя, которая проводилась в 1909 году в связи со 100-летним юбилеем писателя. Лидин также пишет, что ”в Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них по предположению… Гоголя ”.
Однако Леопольд Ястржембский, впервые опубликовавший воспоминания Лидина, в своих комментариях к статье сообщает, что его попытки обнаружить в Центральном Театральном музее имени Бахрушина какие-либо сведения о якобы находящемся там черепе неизвестного происхождения ни к чему не привели.
Историк, специалист по московскому некрополю Мария Барановская утверждала, что сохранился не только череп, но и светло-каштановые волосы на нем. Однако другой свидетель эксгумации ‑ археолог Алексей Смирнов ‑ опровергал это, подтверждая версию об отсутствовавшем черепе Гоголя. А поэт и переводчик Сергей Соловьев утверждал, что при вскрытии могилы не было найдено не только останков писателя, но и вообще гроба, но якобы обнаружилась система вентиляционных ходов и трубок, устроенных на тот случай, если похороненный окажется жив, сообщается на сайте ”Религия и СМИ”.
Как сообщает портал gogol.lit-info.ru, бывший член московского Военно-революционного комитета, дипломат и писатель Александр Аросев в своем дневнике приводит свидетельство Всеволода Иванова о том, что при вскрытии могил на кладбище Свято-Даниловского монастыря ”у Гоголя головы не нашли”.
Однако писатель Юрий Алехин, который в середине 1980‑х годов провел собственное расследование обстоятельств, связанных с перезахоронением Гоголя, в интервью, впервые опубликованном в журнале ”Русский дом”, утверждает, что многочисленные устные воспоминания Владимира Лидина о событиях, происходивших 31 мая 1931 года на Свято-Даниловском кладбище, значительно отличаются от письменных. Во-первых, в личной беседе с Алехиным Лидин даже не упоминал о том, что скелет Гоголя был обезглавлен. По его устному свидетельству, донесенному до нас Алехиным, череп Гоголя был лишь ”повернут набок”, что, в свою очередь, мгновенно породило легенду о том, что писатель, якобы впавший в подобие летаргического сна, был похоронен заживо.
Кроме того, Алехин сообщает, что Лидин в своих письменных воспоминаниях скрыл факты, упомянув лишь о том, что он взял из гроба писателя фрагмент сюртука. По сообщению Алехина, ”из гроба кроме куска материи стащили ребро, берцовую кость и… один сапог”.
Позднее, по устному свидетельству Лидина, он и еще несколько литераторов, присутствовавших при вскрытии могилы Гоголя, из соображений мистического порядка тайно ”похоронили” похищенную берцовую кость и сапог писателя неподалеку от его новой могилы на Новодевичьем кладбищ.
Литератор Вячеслав Полонский, хорошо знавший многих присутствовавших на кладбище писателей, в своем дневнике также говорит о фактах мародерства, сопровождавших вскрытие могилы Гоголя: ”Один отрезал кусочек сюртука Гоголя (Малышкин…), другой - кусок позумента с гроба, который сохранился. А Стенич украл ребро Гоголя - просто взял и сунул себе в карман”.
Позднее, как утверждает Полонский, ребром Гоголя обманным путем завладел писатель Лев Никулин: ”Стенич… зайдя к Никулину, просил ребро сохранить и вернуть ему, когда он поедет к себе в Ленинград. Никулин изготовил из дерева копию ребра и, завернутое, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, Стенич собрал гостей - ленинградских писателей - и… торжественно предъявил ребро, гости бросились рассматривать и обнаружили, что ребро изготовлено из дерева… Никулин уверяет, что подлинное ребро и кусок позумента сдал в какой-то музей”.

В жизни Гоголя было много обстоятельств, которые не и сейчас трудно и даже невозможно объяснить. Он вел странный образ жизни, писал странные, но гениальные произведения Его нельзя было назвать здоровым человеком, но врачи не могли классифицировать его болезнь.

Гоголь был… ясновидцем! Отсюда его поразительная фраза в письме к Жуковскому о новой совсем стране - США: «A что такое Соединённые Штаты? МЕРТВЕЧИНА. Человек в них выветрился до того, что выеденного яйца не стоит».

Осознав, что «мертвечины» полно вокруг и в «родном отечестве», Гоголь задумался, а для КОГО он написал 1 января (по ст.ст.) 1852 года продолжение «Мёртвых душ»?

Охваченная Гоголем «бездна падения душ человеческих» в николаевскойРоссийской империи неизбежно подводила к мысли, что едва ли не всё население страны «прямым ходом» идёт в… Ад.

И возникпроклятый вопрос для думающего писателя: «Что делать?»

Даже после смерти его тело не нашло упокоения (из могилы загадочным образом исчез череп)…

Гоголь с детства не отличался хорошим здоровьем и прилежанием, был «необыкновенно худ и слаб», с вытянутым лицом и большим носом. Руководство лицея в 1824 году неоднократно наказывало его за «неопрятность, шутовство, упрямство и неповиновение».

Сам Гоголь признавал парадоксальность своего характера и считал, что в нем заложена «страшная смесь противоречий, упрямства, дерзкой самонадеянности и самого униженного смирения».


Что касается здоровья, то и болезни у него также были странные. Гоголь имел особенный взгляд на свой организм и полагал, что устроен совсем иначе, чем другие люди. Он считал, что желудок у него перевернут и постоянно жаловался на боли. Он постоянно говорил о желудке, полагая, что эта тема всем интересна. Как писала княжна В.Н. Репина: «Мы постоянно жили в его желудке»…

Следующая его «напасть» - это странные припадки: он впадал в сомнамбулическое состояние, когда пульс его почти затихал, но все это сопровождалось волнением, страхами, онемением. Гоголь очень боялся, что его похоронят заживо, когда сочтут мертвым. После очередного приступа он написал завещание, в котором требовал «не погребать тело до первых признаков разложения».

Но ощущение тяжелой болезни не оставляло Гоголя. Начиная с 1836 года работоспособность начала падать. Творческие подъемы стали редкостью, а он все глубже погружался в пучину депрессии и ипохондрии.Его вера стала неистовой, исполнилась мистическими представлениями, что побуждало его идти на религиозные «подвиги».

В ночь с 8 на 9 февраля 1852 года Гоголь слышал голоса, говорившие ему, что он скоро умрет. Он пытался отдать бумаги с рукописью второго тома Мертвых душ гр. А.П. Толстому, но тот не взял ее, чтобы не укреплять Гоголя в мысли о скорой смерти. Тогда Гоголь сжег рукопись! После 12 февраля состояние Гоголя резко ухудшилось. 21 февраля, во время очередного тяжелого приступа, Гоголь умер.

Гоголя похоронили на кладбище Даниловского монастыря в Москве. Но сразу же после его смерти по городу поползли жуткие слухи, что он погребен заживо.

Летаргический сон, врачебная ошибка или суицид? Загадка смерти Гоголя

Тайна смерти величайшего классика литературы Николая Васильевича Гоголя уже более полутора веков не дает покоя ученым, историкам, исследователям. Как же на самом деле умер писатель?

Основные версии случившегося.

Летаргический сон

Самая распространенная версия. Слух о якобы страшной смерти писателя, похороненного заживо, оказался настолько живучим, что до сих пор многие считают его абсолютно доказанным фактом.

Отчасти слухи о своем погребении заживо создал, сам того не ведая… Николай Васильевич Гоголь. Дело в том, что писатель был подвержен обморочным и сомнамбулическим состояниям. Поэтому классик очень боялся, как бы в один из припадков его не приняли за мертвого и не похоронили.

Этот факт практически единогласно отрицают современные историки.

«Во время эксгумации, которая проводилась в условиях определенной секретности, у могилы Гоголя собралось всего лишь около 20 человек… - пишет в своей статье «Тайна смерти Гоголя» доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов . - Писатель В. Лидин стал по существу единственным источником сведений об эксгумации Гоголя. Вначале он рассказывал о перезахоронении студентам Литературного института и своим знакомым, позднее оставил письменные воспоминания. Рассказы Лидина были неправдивы и противоречивы. Именно он утверждал, что дубовый гроб писателя хорошо сохранился, обивка гроба изнутри была изорвана и исцарапана, в гробу лежал скелет, неестественно скрученный, с повернутым набок черепом. Так с легкой руки неистощимого на выдумки Лидина и пошла гулять по Москве страшная легенда о том, что писатель был похоронен заживо.

Чтобы понять несостоятельность версии летаргического сна, достаточно вдуматься в следующий факт: эксгумация была произведена через 79 лет после захоронения! Известно, что разложение тела в могиле происходит неимоверно быстро, и по истечении всего лишь нескольких лет от него остается лишь костная ткань, причем обнаруженные кости уже не имеют тесных соединений друг с другом. Непонятно, как могли по истечении восьми десятилетий установить какое-то «скручивание тела»… А что остается от деревянного гроба и материала обивки по истечении 79 лет пребывания в земле? Они настолько изменяются (гниют, фрагментируются), что установить факт «исцарапывания» внутренней обивки гроба совершенно невозможно».

А по воспоминаниям скульптора Рамазанова, снимавшего посмертную маску писателя, на лице покойного явно были видны посмертные изменения и начало процесса разложения тканей.

Однако версия летаргического сна Гоголя жива до сих пор.

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать — тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

— Гроб нашли не сразу,— рассказывал он студентам Литературного института,— он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли — залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок — и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В фобу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь — при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,— этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания...

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб... наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить...» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Тогда Лидин запустил новую версию. В своих письменных воспоминаниях об эксгумации он поведал новую историю, еще более страшную и загадочную, чем его устные рассказы. «Вот что представлял собой прах Гоголя,— писал он,— черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков; весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета... Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы на малой глубине значительно выше склепа с замурованным гробом был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку».

Эта новая выдумка Лидина потребовала новых гипотез. Когда мог исчезнуть из гроба череп Гоголя? Кому он мог понадобиться? И что вообще за возня поднята вокруг останков великого писателя?

Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Вот тогда-то таинственные злоумышленники и могли похитить череп писателя. А что касается заинтересованных лиц, то недаром, видно, ходили по Москве слухи, что в уникальной коллекции А. А. Бахрушина, страстного собирателя театральных реликвий, тайно хранились черепа Щепкина и Гоголя...

А неистощимый на выдумки Лидин поражал слушателей новыми сенсационными подробностями: дескать, когда прах писателя везли из Данилова монастыря в Новодевичий, кое-кто из присутствовавших на перезахоронении не удержался и прихватил себе на память некоторые реликвии. Один будто бы стащил ребро Гоголя, другой — берцовую кость, третий — сапог. Сам Лидин даже показывал гостям том прижизненного издания гоголевских сочинений, в переплет которого он вделал кусок ткани, оторванный им от сюртука лежавшего в гробу Гоголя.

В 1931 году производилась эксгумация останков для переноса тела писателя на Новодевичье кладбище. Но тут присутствующих при эксгумации ждал сюрприз - в гробу не было черепа! Монахи монастыря рассказали на допросе, что накануне столетия со дня рождения Гоголя в 1909 году, на кладбище проводилась реставрация могилы великого классика. Во время реставрационных работ на кладбище появился московских коллекционер и миллионер Алексей Бахрушин - экстравагантная личность тех времен. Предположительно, именно он решился на святотатство, заплатив могильщикам за кражу черепа. Сам Бахрушин умер в 1929 году и навсегда унес тайну нынешнего местонахождения черепа в могилу.

Голову писателя купец увенчал серебряным венком и поместил в специальный палисандровый ларец со стеклянным оконцем. Однако «обретение реликвии» не принесло коллекционеру счастья - у Бахрушина начались неприятности в бизнесе и в семье. Московские обыватели связывали эти события с «кощунственным нарушением покоя писателя-мистика».

Бахрушин и сам был не рад своему «экспонату». Но куда было его девать? Выбросить? Святотатство! Отдать кому-нибудь - значит публично
признаться в осквернении могилы, навлечь на себя позор, тюрьму! Захоронить обратно? Сложно, так как склеп был добротно заложен кирпичом по распоряжению Бахрушина.

Несчастного купца выручил случай… Слухи о черепе Гоголя дошли до племянника Николая Васильевича - лейтенанта военно-морского флота Яновского. Последний решил «восстановить справедливость»: добыть любым способом череп знаменитого родственника и предать его земле, как того требует православная вера. Тем самым будут «успокоены» останки Гоголя.

Яновский без приглашения явился к Бахрушину, положил на стол револьвер и сказал: «Тут два патрона. Один в стволе для Вас, если Вы не отдадите мне череп Николая Васильевича, другой в барабане - для меня, если мне придётся Вас убить. Решайтесь!».

Бахрушин не испугался. Наоборот, с радостью отдал «экспонат». Но осуществить своё намерение Яновский по ряду причин не смог. Череп Гоголя, по одной версии, попал в Италию весной 1911 года, где хранился в доме капитана военно-морского флота Боргезе. А летом того же года череп-реликвия был похищен. И теперь неизвестно, что стало с ним…Так это или нет — история умалчивает. Официально подтверждено лишь отсутствие черепа — об этом говорится в документах НКВД.

По слухам, в свое время была сформирована секретная группа, целью которой были поиски черепа Гоголя. Но о результатах ее деятельности ничего не известно — все документы на эту тему были уничтожены.

По поверьям, тот, кому принадлежит череп Гоголя, может напрямую общаться с темными силами, исполнять любые желания и повелевать миром. Говорят, сегодня он хранится в личной коллекции известного олигарха, входящего в пятерку «Forbes». Но даже если это является правдой, об этом, наверное, никогда не будет объявлено публично..

Над новой могилой по распоряжению Сталина был поставлен парадный бюст. Тайна смерти Николая Васильевича Гоголя не разгадана до сих пор.

Когда в 1931 году прах Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище и скульптор Томский сделал гоголевский бюст с золотой надписью под ним «От Советского правительства», камень-символ с крестом был не нужен… На могиле писателя оставили лишь надгробную плиту из чёрного мрамора с эпитафией из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеются». А «Голгофу» вместе с беломраморным бюстом Гоголя на колонне бросили в яму.

Вот этот многотонный камень, по просьбе вдовы Булгакова, с трудом извлекли и по доскам переволокли к могиле создателя мистического творения «Мастера и Маргариты», уложив вершиной вниз… Так Гоголь «уступил» свой крестный камень Булгакову.

Кстати, в 1931 году, при вскрытии гроба Николая Васильевича Гоголя советские литераторы явили свои «мёртвые души»: обобрали покойника, оторвав «на память» клочья от сюртука великого писателя-«душезнавца», от его сапог… Не погнушались взять даже некоторые кости… Вскоре эти «творцы новой советской литературы» в полной мере испытали то, что и купец-фетишист Бахрушин…

Самоубийство

В последние месяцы своей жизни Гоголь переживал тяжелейший душевный кризис. Писателя потрясла смерть его близкой знакомой, Екатерины Михайловны Хомяковой , которая внезапно умерла от стремительно развившейся болезни в 35 лет. Классик бросил писать, большую часть времени проводил за молитвами и неистово постился. Гоголем овладел страх смерти, знакомым писатель сообщал, что слышал голоса, говорившие ему, что он скоро умрёт.

Именно в тот лихорадочный период, когда писатель пребывал в полубреду, он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Считается, что сделал он это во многом под давлением своего духовника, протоиерея Матфея Константиновского , который был единственным человеком, прочитавшим это так и не изданное произведение и посоветовал уничтожить записи.

Депрессивное состояние писателя усиливалось. Он слабел, очень мало спал и практически ничего не ел. Фактически писатель добровольно сживал себя со свету.

По свидетельствам врача Тарасенкова , наблюдавшего Николая Васильевича, в последний период жизни он за месяц «враз» постарел. К 10 февраля силы уже настолько оставили Гоголя, что он не мог больше выходить из дома. 20 февраля писатель впал в горячечное состояние, никого не узнавал и все время шептал какую-то молитву. Собравшийся у постели больного консилиум врачей назначает ему «принудительное лечение». К примеру, кровопускание с помощью пиявок. Несмотря на все усилия, в 8 часов утра 21 февраля его не стало.

Однако и версию о том, что писатель намеренно «заморил себя голодом», то есть по сути совершил самоубийство, большинство исследователей не поддерживают. Да и для летального исхода взрослому человеку необходимо не есть дней 40. Гоголь же отказывался от пищи около трех недель, да и то периодически позволял себе съесть несколько ложек овсяного супа и выпить липового чая.
КОНТАКТЫ С АНГЕЛАМИ

Есть версия, что расстройство психики могло случиться не из-за болезни, а «на религиозной почве». Как сказали бы в наши дни — его вовлекли в секту. Писатель, будучи атеистом, стал верить в бога, размышлять о религии и ждать конца света.

Известно: вступив в секту «Мученики ада», Гоголь проводил почти все свое время в импровизированной церкви, где в компании прихожан пытался «установить контакт» с ангелами, молитвами и голоданиями доводя себя до такого состояния, что у него начинались галлюцинации, во время которых он видел чертей, младенцев с крыльями и женщин, напоминающих по облачению Богородицу.

Все свои денежные сбережения Гоголь потратил на то, чтобы вместе со своим наставником и группой таких же как он сектантов отправиться в Иерусалим к Гробу Господню и на святой земле встретить конец времен.

Организация поездки проходит в обстановке строжайшей секретности, родным и близким писатель сообщает, что едет лечиться, лишь немногие узнают, что он собрался стоять у истоков нового человечества. Уезжая, он просит у всех, кого знал, прощения и сообщает, что с ними он больше никогда не увидится.

Поездка состоялась в феврале 1848 года, однако чуда не произошло — апокалипсис не случился. Некоторые историки утверждают, что организатор паломничества планировал напоить сектантов алкогольным напитком с ядом, чтобы все разом отправились на тот свет, но алкоголь растворил яд, и он не подействовал.

Потерпев фиаско, он якобы бежал, бросив последователей, которые, в свою очередь, возвращались домой, едва наскребя денег на обратную дорогу. Впрочем, документальных подтверждений этому нет.

Гоголь вернулся домой. Его поездка не принесла душевного облегчения, напротив, она лишь усугубила ситуацию. Он становится замкнутым, странным в общении, капризным и неопрятным в одежде.
Как потом вспоминал Грановский, к могиле, в которую уже опустили гроб, неожиданно подошел черный кот.

Откуда он взялся на кладбище — никто не знал, а работники церкви сообщили, что ни в храме, ни на прилегающей территории его никогда не видели.

«Невольно поверишь в мистику, — напишет потом профессор. — Женщины заохали, полагая, что душа писателя вселилась в кота».

Когда погребение было завершено, кот исчез так же неожиданно, как появился, никто не видел его ухода.

Врачебная ошибка

ДРАМА В ДОМЕ НА НИКИТСКОМ БУЛЬВАРЕ

Последние четыре года своей жизни Гоголь провел в Москве в доме на Никитском бульваре.

С хозяевами дома — графом Александром Петровичем и графиней Анной Георгиевной Толстыми — Гоголь познакомился в конце 30-х годов, знакомство переросло в близкую дружбу, и граф с супругой сделали все, чтобы писателю жилось в их доме свободно и удобно. В этом-то доме на Никитском бульваре и разыгралась заключительная драма Гоголя.

В ночь с пятницы на субботу (8—9 февраля) после очередного бдения он, изнеможенный, задремал на диване и вдруг увидел себя мертвым и слышал какие-то таинственные голоса.

В понедельник 11 февраля Гоголь изнемог до такой степени, что не мог ходить и слег в постель. Приезжавших к нему друзей принимал неохотно, мало говорил, дремал. Но еще нашел в себе сил отстоять службу в домовой церкви графа Толстого. В 3 часа ночи с 11 на 12 февраля он после горячей молитвы призвал к себе Семена, велел ему подняться на второй этаж, открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и зажег свечой. Семен на коленях умолял его не жечь рукописи, но писатель остановил его: «Не твое дело! Молись!» Сидя на стуле перед огнем, он дождался, когда все сгорело, встал, перекрестился, поцеловал Семена, вернулся в свою комнату, лег на диван и заплакал.

«Вот, что я сделал! — сказал он наутро Толстому,— Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен — вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало».

АГОНИЯ

Ошеломленный происшедшим граф поспешил вызвать к Гоголю знаменитого московского врача Ф. Иноземцева, который сначала заподозрил у писателя тиф, но потом отказался от своего диагноза и посоветовал больному попросту отлежаться. Но невозмутимость врача не успокоила Толстого, и он просил приехать своего хорошего знакомого врача-психопатолога А. Тарасенкова. Однако Гоголь не захотел принять приехавшего 13 февраля в среду Тарасенкова. «Надо меня оставить,— сказал он графу,— я знаю, что должен умереть»...

Тарасенков убеждал Гоголя начать нормально питаться, чтобы восстановить силы, но пациент отнесся к его увещаниям безучастно. По настоянию врачей, Толстой просил митрополита Филарета воздействовать на Гоголя, укрепить у него доверие к врачам. Но ничто не действовало на Гоголя, на все уговоры он тихо и кротко отвечал: «Оставьте меня; мне хорошо». Он перестал следить за собой, не умывался, не причесывался, не одевался. Питался крохами — хлебом, просфорами, кашицей, черносливом. Пил воду с красным вином, липовый чай.

В понедельник 17 февраля он лег в постель в халате и сапогах и больше уже не вставал. В постели он приступил к таинствам покаяния, причащения и елеосвящения, выслушал все евангелия в полном сознании, держа в руках свечу и плача. «Ежели будет угодно Богу, чтобы я жил еще, буду жив»,— сказал он друзьям, убеждавшим его лечиться. В этот день его осмотрел приглашенный Толстым врач А. Овер. Он не дал никаких советов, перенеся разговор на следующий день

На сцену выступил доктор Кли-менков, поразивший присутствовавших грубостью и дерзостью. Он кричал Гоголю свои вопросы, как если бы перед ним был глухой или беспамятный человек, пытался насильно нащупать пульс. «Оставьте меня!» — сказал ему Гоголь и отвернулся.

Клименков настаивал на деятельном лечении: кровопускании, заворачивании в мокрые холодные простыни и т. д. Но Тарасенков предложил перенести все на следующий день.

20 февраля собрался консилиум: Овер, Клименков, Сокологорский, Тарасенков и московское медицинское светило Эвениус. В присутствии Толстого, Хомякова и других гоголевских знакомых Овер изложил Эвениусу историю болезни, напирая на странности в поведении больного, свидетельствующие будто бы о том, что «его сознание не находится в натуральном положении». «Оставить больного без пособия или поступить с ним как с человеком, не владеющим собою?» — спросил Овер. «Да, надобно его кормить насильно»,— важно произнес Эвениус.

После этого врачи вошли к больному, начали его расспрашивать, осматривать, ощупывать. Из комнаты послышались стоны и крики больного. «Не тревожьте меня, ради Бога!» — выкрикнул наконец он. Но на него уже не обращали внимания. Решено было поставить Гоголю две пиявки к носу, сделать холодное обливание головы в теплой ванне. Исполнить все эти процедуры взялся Клименков, и Тарасенков поспешил уйти, «чтобы не быть свидетелем мучений страдальца».

Когда через три часа он вернулся назад, Гоголь был уже извлечен из ванны, у ноздрей у него висело шесть пиявок, которые он усиливался оторвать, но врачи насильно держали его за руки. Около семи вечера приехали снова Овер с Клименковым, велели поддерживать как можно дольше кровотечение, ставить горчичники на конечности, мушку на затылок, лед на голову и внутрь отвар алтейного корня с лавровишневой водой. «Обращение их было неумолимое,— вспоминал Тарасенков,— они распоряжались, как с сумасшедшим, кричали перед ним, как перед трупом. Клименков приставал к нему, мял, ворочал, поливал на голову какой-то едкий спирт...»

После их отъезда Тарасенков остался до полуночи. Пульс больного упал, дыхание становилось прерывистым. Он уже не мог сам поворачиваться, лежал тихо и спокойно, когда его не лечили. Просил пить. К вечеру начал терять память, бормотал невнятно: «Давай, давай! Ну, что же?» В одиннадцатом часу вдруг громко крикнул: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!» Сделал попытку встать. Его подняли с постели, посадили на кресло. Но он уже был так слаб, что голова не держалась и падала, как у новорожденного ребенка. После этой вспышки Гоголь впал в глубокий обморок, около полуночи у него начали холодеть ноги, и Тарасенков велел прикладывать к ним кувшины с горячей водой...

Тарасенков уехал, чтобы, как он писал, не столкнуться с медиком-палачом Клименковым, который, как потом рассказывали, всю ночь мучил умиравшего Гоголя, давая ему каломель, обкладывая тело горячим хлебом, отчего Гоголь стонал и пронзительно кричал. Он умер не приходя в сознание в 8 часов утра 21 февраля в четверг. Когда в десятом часу утра Тарасенков приехал на Никитский бульвар, умерший уже лежал на столе, одетый в сюртук, в котором обычно ходил.

У каждой из трех версий смерти писателя есть свои приверженцы и противники. Так или иначе, тайна эта не разгадана до сих пор.

«Скажу Вам без преувеличения, - писал еще Иван Тургенев Аксакову, - с тех пор, как себя помню, ничего не произвело на меня такого гнетущего впечатления, как смерть Гоголя… Эта странная смерть - историческое событие и понятна не сразу; это тайна, тяжёлая, грозная тайна - её надо стараться разгадать... Но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто её разгадает».

«Долго глядел я на умершего,— писал Тарасенков,— мне казалось, что лицо его выражало не страдание, а спокойствие, ясную мысль, унесенную в гроб». «Стыдно тому, кто привлечется к гниющей персти...»

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь...

В своем завещании Гоголь стыдил тех, кто «привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя». Но не устыдились ветреные потомки, нарушили завещание писателя, нечистыми руками на потеху стали ворошить «гниющую персть». Не уважили они и его завет не ставить на его могиле никакого памятника.

Аксаковы привезли в Москву с берега Черного моря камень, по форме напоминающий Голгофу — холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях.

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа — создателя «Мастера и Маргариты».

Не менее таинственна и мистична судьба московских памятников Гоголю. Мысль о необходимости такого монумента родилась в 1880 году во время торжеств по поводу открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре. А через 29 лет, к столетию со дня рождения Николая Васильевича 26 апреля 1909 года, на Пречистенском бульваре был открыт памятник, созданный скульптором Н. Андреевым. Эта скульптура, изображавшая глубоко удрученного Гоголя в момент его тяжких раздумий, вызвала неоднозначные оценки. Одни восторженно хвалили ее, другие яростно порицали. Но все соглашались: Андрееву удалось создать произведение высочайших художественных достоинств.

Споры вокруг самобытной авторской трактовки образа Гоголя не продолжали утихать и в советское время, не терпевшее духа упадка и уныния даже у великих писателей прошлого. Социалистической Москве требовался другой Гоголь — ясный, светлый, спокойный. Не Гоголь «Выбранных мест из переписки с друзьями», а Гоголь «Тараса Бульбы», «Ревизора», «Мертвых душ».

В 1935 году Всесоюзный Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявляет конкурс на новый памятник Гоголю в Москве, положивший начало разработкам, прерванным Великой Отечественной войной. Она замедлила, но не остановила эти работы, в которых участвовали крупнейшие мастера скульптуры — М. Манизер, С. Меркуров, Е. Вучетич, Н. Томский.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, на месте андреевского памятника установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским. Андреевский же памятник был перенесен на территорию Донского монастыря, где простоял до 1959 года, когда, по ходатайству Министерства культуры СССР, его установили перед домом Толстого на Никитском бульваре, где жил и умер Николай Васильевич. Чтобы пересечь Арбатскую площадь, творению Андреева потребовалось семь лет!

Споры вокруг московских памятников Гоголю продолжаются даже сейчас. Некоторые москвичи в перенесении памятников склонны усматривать проявление советского тоталитаризма и партийного диктата. Но все, что ни делается, делается к лучшему, и Москва сегодня имеет не один, а два памятника Гоголю, равно драгоценному для России в минуты как упадка, так и просветления духа.