Теории личности. Теории личности - Л

Существующие в разных системах психологии учения о личности. Ныне становится преобладающей точка зрения, согласно которой теория личности является самостоятельным междисциплинарным направлением научного исследования. См. Персонология …

Теории личности - (Personality theories). Различные системы внутренне согласованных концепций, созданные исследователями для объяснения многообразия и сложности целостного индивидуума, функционирующего в реальном мире … Теории личности: глоссарий

Межличностное познание: имплицитные теории личности - (англ. implicit скрытый, подразумеваемый, не выраженный прямо) являются важной составляющей процесса О. и познания людьми друг друга. Имплицитные теории личности (И. т. л.) совокупность житейских представлений о личностных свойствах и их… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Типовые теории личности - Способы классификации людей по ограниченному числу психологических характеристик. В отличие от других классификаций личпости (например, экстравертностъ), типовые классификации строятся по принципу «все или ничего» т. е. человек принадлежит либо к … Большая психологическая энциклопедия

Теории личности в перспективе соц. научения это прежде всего теории научения. В начале своего становления Т. с. н. придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако совр. Т. с. н. приобрела явно выраженный когнитивный характер. Важность … Психологическая энциклопедия

Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия

Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия

Культурологи ческие и социально психологические теории, описывающие и объясняющие человеч. поведение и социальную реальность через взаимодействие между людьми. Элементы Т.в. содержались в социологии Зиммеля, феноменологии Гуссерля и… … Энциклопедия культурологии

ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА - теории, рассматривающие массовость в качестве решающей характеристики всех процессов совершающихся в современном об ве и объясняющие его специфику. Идейным истоком Т.м.о. является консервативно аристократич. критика революционных преобразований в … Российская социологическая энциклопедия

Теории личностных черт - направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях. Такого рода предрасположенность, сформировавшуюся в процессе развития конкретной личности, в рамках данного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Теории преступного поведения зарубежные - Механизм преступного (асоциального) поведения широко исследуется за рубежом с различных точек зрения (физиологической, антропологической, криминологической, социальной, социально психологической и т.д.), в соответствии с различными… … Энциклопедия современной юридической психологии

Теории личности - Л. Хьелл , Д. Зиглер - 1997.

Монография видных американских исследователей Л. Хьелла и Д. Зиглера адресована всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности. Прочесть ее будет полезно психологам и врачам, преподавателям и студентам, а также широкому кругу читателей, интересующимся вопросами современной психологии личности, межличностным и семейным отношениям. Книга охватывает широкий круг направлений в теории личности, разработанных такими крупнейшими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни, Кеттел, Айзенк, Скиннер, Бандура, Роттер, Келли, Маслоу, Роджерс. Большинство этих теорий (психодинамическая, бихевиоральная, феноменологическая) впервые в столь полном объеме представлено на русском языке. В конце каждой главы читатель найдет обширный библиографический материал, посвященный конкретной проблеме.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому изданию 9
Об авторах 13
Предисловие 14
Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ 19
Теории личности 25
Компоненты теории личности 28
Критерии оценки теории личности 35
Основные положения, касающиеся природы человека 40
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 56
Метод анамнеза 62
Корреляционный метод 64
Экспериментальный метод 69
Оценка личности 77
Типы методов оценки 82
Резюме 96
Глава 3 ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЗИГМУНД ФРЕЙД 105
Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности 106
Биографический очерк 106
Психоанализ: основные концепции и принципы 110
Инстинкты - движущая сила поведения 116
Развитие личности: психосексуальные стадии 118
Природа тревоги 127
Основные положения Фрейда относительно природы человека 133
Эмпирическая валидизация психодинамических концепций 137
Применение: психоаналитическая терапия - исследование бессознательного 146
Глава 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ 161
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности 162
Биографический очерк 162
Основные тезисы индивидуальной психологии 165
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы 167
Основные положения Адлера относительно природы человека 182
Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии 187
Приложение: невроз и его лечение 191
Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности 197
Биографический очерк 198
Аналитическая психология: основные концепции и принципы 199
Резюме -206
Глава 5 ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЭРИК ЭРИКСОН, ЭРИХ ФРОММ И КАРЕН ХОРНИ 214
Эрик Эриксон: эго - теория личности 215
Биографический очерк 215
Эго-психология: результат развития психоанализа 217
Эпигенетический принцип 219
Развитие личности: психосоциальные стадии 221
Основные положения Эриксона относительно природы человека 235
Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории 239
Применение: американские подростки, или "кто я такой?" 243
Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах 246
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности 246
Биографический очерк 247
Гуманистическая теория: основные концепции и принципы 248
Карен Хорни: социокультурная теория личности 254
Биографический очерк 254
Социокультурная теория: основные концепции и принципы 255
Глава 6 ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ГОРДОН ОЛПОРТ, РЭЙМОНД КЕТТЕЛ И ГАНС АЙЗЕНК 270
Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности 271
Биографический очерк 271
Что такое личность 273
Концепция черты личности 274
Проприум: развитие самости 281
Функциональная автономия: прошлое - это прошлое 285
Зрелая личность 288
Основные положения Олпорта относительно природы человека 290
Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности 295
Применение: изучение ценностей 300
Подход к личности с позиции факторного анализа 303
Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности 305
Биографический очерк 305
Теория черт личности: основные концепции и принципы 307
Ганс Айзенк: теория типов личности 314
Биографический очерк 314
Основные концепции и принципы теории типов личности 315
Глава 7 НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: Б Ф СКИННЕР 331
Б Ф Скиннер: теория оперантного научения 332
Биографический очерк 332
Подход Скиннера к психологии 334
Респондентное и оперантное поведение 339
Основные положения Скиннера относительно природы человека 352
Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения 357
Применение: лечение, основанное на оперантном научении 361
Глава 8 СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АЛЬБЕРТ БАНДУРА И ДЖУЛИАН РОТТЕР 373
Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности 374
Биографический очерк 374
Основные принципы социально-когнитивной теории 376
Научение через моделирование 380
Подкрепление в научении через наблюдение 385
Основные положения Бандуры относительно природы человека 392
Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории 397
Применение: "власть человеку" - саморегулируемое изменение 405
Джулиан Роттер: теория социального научения 410
Биографический очерк 410
Теория социального научения: основные концепции и принципы 412
Резюме 422
Глава 9 КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ДЖОРДЖ КЕЛЛИ 431
Джордж Келли: когнитивная теория личности 432
Биографический очерк 432
Основы когнитивной теории 434
Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы 438
Основной постулат и некоторые выводы из него 444
Основные положения Келли относительно природы человека 453
Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории 457
Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли 466
Глава 10 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АБРАХАМ МАСЛОУ 479
Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности 480
Биографический очерк 480
Основные принципы гуманистической психологии 482
Мотивация: иерархия потребностей 487
Дефицитарная мотивация и мотивация роста 496
Основные положения Маслоу относительно природы человека 501
Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории 506
Применение: характеристики самоактуализирующихся людей 514
Глава 11 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: КАРЛ РОДЖЕРС 528
Карл Роджерс: феноменологическая теория личности 529
Биографический очерк 529 ,
Точка зрения Роджерса на природу человека 533
Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации 534
Феноменологическая позиция Роджерса 537
Я-концепция: "все-таки кто я?" 539
Полноценно функционирующий человек 548
Основные положения Роджерса относительно природы человека 551
Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории 556
Применение: терапия, центрированная на человеке 563
Глава 12 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 574
Основные положения в ретроспективе 575
Оценка теорий личности 579
Наступление эры персонологии 587
Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности 591
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Перевели с английского С. Меленевская и Д. Викторова

СПб, Изд-во «Питер Пресс», 1997

(в сокращенном варианте)

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
Зигмунд Фрейд

Когда психология отделилась от философии и во второй половине XIX века стала научной дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях. Это направление, получившее название структурной школы , основано Вильгельмом Вундтом, открывшим в 1879 году первую психологическую лабораторию в Лейпциге (об этом говорилось в главе 1). В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Поэтому психологи того времени были просто ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению людей, разработанного почти без посторонней помощи Зигмундом Фрейдом, тогда еще молодым венским врачом. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в прошлом веке взгляду на человека как на существо разумное и сознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин "психодинамический" указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода – она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического направления, особенно в трактовке Фрейда. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм распространяется на все, что мы делаем, чувствуем или о чем думаем , включая даже события, которые многие люди рассматривают как чистые случайности, а также оговорки, описки и тому подобное. Данное представление подводит нас к главной и решающей теме, разрабатываемой психодинамическим направлением. А именно, оно подчеркивает значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека. Согласно Фрейду, не только наши поступки часто являются иррациональными, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.

Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию XX века было глубоким и прочным. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по-видимому, недоступными.

За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал: 1) первую развернутую теорию личности; 2) обширную систему клинических наблюдений, основанных на его терапевтическом опыте и самоанализе; 3) оригинальный метод лечения невротических расстройств; 4) метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими способами.

ЗИГМУНД ФРЕЙД:


ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОАНАЛИЗ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Термин "психоанализ" имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оценкой личности пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении. Однако под всеми этими хитросплетениями и сложностями лежит относительно небольшое число исходных концепций и принципов, в которых отражается психоаналитический подход Фрейда к личности. Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики, которую часто называют "топографической моделью" Фрейда.

Уровни сознания: топографическая модель

В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве , Фрейд использовал эту "психическую карту", чтобы показать степень сознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы сознаете в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя мысли авторов, написавших этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание сознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного , иногда называемая "доступной памятью", включает в себя весь опыт, который не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером ; все города, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное . Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные половые желания, которые вы не сознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков предполагали, что основное содержание внутреннего мира недоступно для осознания (Ellenberger, 1970). Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не сознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд использовал в своей работе с больными .

Структура личности

Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: Оно, Я и Сверх-Я (в английских переводах Фрейда и англоязычной психоаналитической литературе используются латинские эквиваленты этих терминов – ид, эго и суперэго – прим. ред .). Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе. Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания (то есть, топографическая модель) изображена в виде диаграммы на рис. 3-1. На рисунке показано, что сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Оно.

Рис. 3-1

Связь структурной модели с уровнями сознания.

Оно. Оно у Фрейда обозначает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Оно функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, Оно – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия . Оно подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку Оно не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели – этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества. Иначе говоря, Оно можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но для осуществления этой власти он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд рассматривал Оно в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно "прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь" (Freud, 1915-1917, р. 104). Оно выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Фрейд описал два механизма, посредством которых Оно избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы . В первом случае Оно отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов – кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст возможности голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция Оно, называемая первичным процессом представления. Оно формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах, а также в психической деятельности новорожденных младенцев.

Первичные процессы – нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, "себя" и "не-себя". Трагедия поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между действительным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом (например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне). Такого рода смешение может привести к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, Я.

Я – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Я стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Я получает свою структуру и функцию от Оно, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Оно для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Я помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Оно, Я должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хочется снять напряжение. То есть он или она должны научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих Оно возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира – искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.д. Соответственно Я использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Оно.

В отличие от Оно, природа которого выражается в поиске удовольствия, Я подчиняется принципу реальности , цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Оно в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Например, выражение половой потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходящий объект и обстоятельства. Итак, когда объект и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Я, по контрасту с Оно, различает реальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в рациональной познавательной деятельности. Опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд называл вторичным процессом , Я способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивидуума и для других людей образом. Таким образом, Я служит "исполнительным органом" личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем. Как будет показано в дальнейшем, одной из основных целей психоаналитической терапии является высвобождение некоторого количества энергии Я, чтобы стало возможным решение проблем на более высоких уровнях функционирования психики.

Сверх-Я. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования Сверх-Я.

Сверх-Я – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается со Сверх-Я. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими "формирующими" фигурами. Будучи морально-этической силой личности, Сверх-Я выступает следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать "правильно" и "неправильно"; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет). Первоначально Сверх-Я отражает только родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. Каждый поступок ребенок учится приводить в соответствие с этими ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расширяться (благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера Сверх-Я увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать Сверх-Я как индивидуализированное отражение "коллективной совести" социума, хотя восприятие ребенком реальных ценностей общества может быть искаженным.

Фрейд разделил Сверх-Я на две подсистемы: совесть и Я-идеал . Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют "непослушным поведением" и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект Сверх-Я – это Я-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.

Сверх-Я считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Сверх-Я, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Оно, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить Я в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

ИНСТИНКТЫ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Например, если значительная часть вашей энергии расходуется на постижение смысла того, что написано на этой странице, то ее не хватит на другие виды психической активности – на то, чтобы помечтать или посмотреть телевизионную передачу. Аналогично, причиной, заставляющей вас читать эти строки, может служить стремление ослабить напряжение, вызванное необходимостью сдавать экзамен на следующей неделе.

Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами . В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются "конечной причиной любой активности" (Freud, 1940, р. 5).

Сущность жизни и смерти

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти . Первая группа (под общим названием Эрос ) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал половые инстинкты. Энергия половых инстинктов получила название либидо (от лат. "хотеть" или "желать"), или энергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Фрейд полагал, что существует не один половой инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной . В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения. Так, кусание или сосание вызывает оральное удовольствие, опорожнение кишечника ведет к анальному удовлетворению, а мастурбация дает генитальное удовлетворение.

Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос , – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: "Целью жизни является смерть" (Freud, 1920b, p. 38). Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще компульсивное стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. То есть Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти. Острота данного утверждения, однако, несколько смягчается тем фактом, что современные психоаналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти. Вероятно, это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспект теории Фрейда.

Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер

Теории личности

Основные положения, исследования и применение

Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину Теории личности Компоненты теории личности

Критерии оценки теории личности Основные положения, касающиеся природы человека Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Метод анамнеза Корреляционный метод Экспериментальный метод Оценка личности Типы методов оценки Резюме

Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности Биографический очерк Психоанализ: основные концепции и принципы

Инстинкты - движущая сила поведения Развитие личности: психосексуальные стадии Природа тревоги

Основные положения Фрейда относительно природы человека Эмпирическая валидизация психодинамических концепций Применение: психоаналитическая терапия - исследование бессознательного Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк Основные тезисы индивидуальной психологии

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы Основные положения Адлера относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии Приложение: невроз и его лечение

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности Биографический очерк Аналитическая психология: основные концепции и принципы Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Эрик Эриксон: эго - теория личности Биографический очерк Эго-психология: результат развития психоанализа Эпигенетический принцип

Развитие личности: психосоциальные стадии Основные положения Эриксона относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории Применение: американские подростки, или «кто я такой?»

Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности Биографический очерк Гуманистическая теория: основные концепции и принципы

Карен Хорни: социокультурная теория личности Биографический очерк Социокультурная теория: основные концепции и принципы Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности Биографический очерк Что такое личность Концепция черты личности

Проприум: развитие самости Функциональная автономия: прошлое - это прошлое Зрелая личность

Основные положения Олпорта относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности Применение: изучение ценностей Подход к личности с позиции факторного анализа

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности Биографический очерк Теория черт личности: основные концепции и принципы

Ганс Айзенк: теория типов личности Биографический очерк

Основные концепции и принципы теории типов личности Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк Подход Скиннера к психологии

Респондентное и оперантное поведение Основные положения Скиннера относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения Применение: лечение, основанное на оперантном научении Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк Основные принципы социально-когнитивной теории Научение через моделирование

Подкрепление в научении через наблюдение Основные положения Бандуры относительно природы человека

Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории Применение: «власть человеку» - саморегулируемое изменение Джулиан Роттер: теория социального научения Биографический очерк

Теория социального научения: основные концепции и принципы Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Джордж Келли: когнитивная теория личности Биографический очерк Основы когнитивной теории

Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы Основной постулат и некоторые выводы из него Основные положения Келли относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли Резюме

Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк Основные принципы гуманистической психологии

Мотивация: иерархия потребностей Дефицитарная мотивация и мотивация роста

Основные положения Маслоу относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории Применение: характеристики самоактуализирующихся людей Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк Точка зрения Роджерса на природу человека

Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации Феноменологическая позиция Роджерса Я-концепция: «все-таки кто я?» Полноценно функционирующий человек

Основные положения Роджерса относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории Применение: терапия, центрированная на человеке Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Основные положения в ретроспективе Оценка теорий личности Наступление эры персонологии

Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Предисловие к русскому изданию

На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.

В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная - не первая и не последняя - попытка обобщить, а точнее, осмыслить по-новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет - собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами - энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.

Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность. Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд - подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.

Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие - меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное

действие, что в период известных студенческих волнений 1960-х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.

Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия - далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).

Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей - это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».

Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.

Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев, канд. психол. наук М. А. Гулина С.-Петербургский государственный университет

Нашим женам Джин и Элизабет Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку

Ларри А. Хьелл - доцент психологии в Государственном университете Нью-Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально-личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д-р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8-го Подразделения (социально-личностное) АПА.

Дэниел Дж. Зиглер - профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д-р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д-р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.

Предисловие

Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в

действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.

Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.

Что нового в третьем издании?

Прежде всего, некоторые главы были расширены с тем, чтобы более полно осветить некоторые теории личности. А именно, мы дополнили изложение обзором теорий, сформулированных Карлом Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Рэймондом Кеттелом, Гансом Айзенком и Джулианом Роттером. Отчетливо выраженные каждым из этих теоретиков концепции и принципы в значительной мере способствуют пониманию явлений, попадающих в сферу личности. Их взгляды на личность представлены в заключительных разделах глав, посвященных подробному описанию конкретных теоретических подходов. В главе 5, например, выдающиеся идеи, высказанные Эрихом Фроммом и Карен Хорни, освещаются после детального объяснения концепций, основных положений, эмпирических данных и практического применения эго-теории Эрика Эриксона. Мы также включили краткую биографическую справку о каждом из теоретиков и конспективно изложили достоинства и недостатки его системы.

Во-вторых, мы включили новую главу, описывающую стратегии, используемые исследователями при изучении личностных феноменов. Мы рассматриваем, как применяют метод анамнеза, корреляционный анализ и формальные эксперименты, для того чтобы оценить валидность теоретических предположений. К тому же мы описываем различные методы оценки (интервью, самоотчеты и проективные тесты), с помощью которых обычно собирают информацию о людях. Знание этих методов позволит студентам узнать, какую роль играет оценка в измерении индивидуальных различий. Они также поймут, насколько тесно методы оценки связаны с общим подходом исследователя к изучению фундаментальных вопросов и проблем личности.

Мы внесли и другие изменения в третье издание, сохранив в то же время хорошо зарекомендовавшую себя форму изложения и общую направленность, характеризовавшие предыдущее издание. Мы включили описание самых новых исследований, связанных с эмпирической валидизацией теоретических концепций. Например, мы обсуждаем современные попытки установить валидность психоаналитических гипотез с помощью метода подсознательной психодинамической активации. Результаты недавних работ по осознанной самоэффективности и ее роли в осуществлении поведенческих изменений обсуждаются в контексте теории Бандуры. Более того, мы стремились сделать раздел, посвященный применению каждой теории, как можно более интересным и отражающим

современное положение вещей. Например, мы рассматривали применение концепций оперантного научения к тренировке уверенности в себе и в тренинге с биологической обратной связью. Для большей наглядности текст снабжен иллюстративным материалом: фотографиями и несколькими новыми рисунками и таблицами. И наконец, мы привели описание нескольких новых шкал самоотчета, используемых исследователями для измерения черт личности.

Структура учебника

Учебник содержит систематическое изложение основных теоретических направлений, эмпирических исследований и приложений психологии личности. В первой главе обсуждаются вопросы, связанные с личностью как объектом исследования, функции, выполняемые теорией, компоненты теории и критерии, с помощью которых ее можно оценить. В главе также обсуждаются основные положения о природе человека, которые дают схему для рассмотрения различий между концепциями человечества у разных теоретиков.

Вторая глава подробно рассматривает исследовательские стратегии, используемые для изучения личности. Подчеркивается сила и слабость этих стратегий, с тем чтобы студенты приобрели какой-то опыт в оценке исследований, цитируемых в учебнике. Затем мы рассматриваем, как с помощью методов оценки личности можно получить полезную информацию об индивидуальных различиях. Также тщательно разобраны концепции надежности и валидности методик самоотчета и проективных методик.

В главах с 3-й по 11-ю включительно представлены наиболее значительные теоретические концепции личности. Рассматриваются теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Гордона Олпорта, Б. Ф. Скиннера, Альберта Бандуры, Джорджа Келли, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Каждая глава начинается с краткого рассмотрения основных тезисов и акцентов изучаемого направления. Затем следует краткая биография теоретика, чьи идеи описываются. В этих очерках содержится информация о жизни ученого, существенная для понимания того, почему он придерживался именно такой точки зрения на личность. Затем идет наиболее обширный раздел каждой теоретической главы - подробное изложение конструктов и утверждений, составляющих теорию. В этом разделе приводятся различные примеры, иллюстрирующие теоретические концепции и их практическую значимость для повседневной жизни. За этим разделом следует анализ основных положений, касающихся природы человека, в процессе которого мы обобщаем позицию теоретика по нашим девяти положениям, связывая их с теоретическими концепциями, представленными в предыдущем разделе главы. Таким образом, студенты могут увидеть тесную связь между концепциями личности и философскими положениями, на которых они основаны. Затем мы обсуждаем эмпирическую валидизацию рассматриваемой теории. Мы показываем, как можно экспериментально проверить различные теоретические концепции, и вкратце суммируем результаты исследований, поводом для которых послужила данная теория. Затем следует раздел, посвященный применению теории или какихто ее аспектов к соответствующей сфере поведения человека. Показано, что личностные концепции - не голые академические абстракции, а очень важные и необходимые понятия, которые могут объяснить широкий спектр поведения человека и его жизненные переживания.

Ранее мы уже говорили, что это издание было расширено за счет включения еще некоторых теорий личности, имеющих принципиальное значение. Мы надеемся, что студенты смогут лучше понять поведение человека, познакомившись с различными точками зрения внутри отдельного направления. В заключительной части соответствующих глав описаны основные представления о личности в интерпретации Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Карен Хорни, Рэймонда Кеттела, Ганса Айзенка и Джулиана Роттера. Студенты имеют возможность изучить 15 разных точек зрения на проблему личности. Мы полагаем, что студенты, начинающие изучение личности, без затруднений смогут справиться с таким количеством теорий в течение одного семестра.

Каждая глава заканчивается кратким резюме основных положений, вопросами для обсуждения, словарем ключевых терминов, библиографией и списком рекомендуемой литературы. Мы полагаем, что это сделает учебник очень полезным и привлекательным для студентов.

В заключительной главе учебника мы обсуждаем полезность использования основных положений как структуры, в которой могут рассматриваться теории личности. Здесь мы возвращаемся к исходным позициям и оцениваем девять теорий, наиболее подробно описанных в тексте, по шести критериям полезной теории, обсуждавшимся в главе 1. И в заключение мы даем небольшой прогноз направлений и основных проблем, которые, вероятно, будут доминировать в области исследований

личности в обозримом будущем.

Выражение признательности

Это новое издание заметно выиграло благодаря конструктивным замечаниям и предложениям ряда людей. Мы особенно благодарны группе рецензентов, каждый из которых внимательно прочел и прокомментировал часть рукописи или всю рукопись. Среди них были такие талантливые ученые, как: Аллен Дж. Браун, Северо-восточный университет; Джон С. Дюрье, Университет Фарли Дикинсон; Роберт А. Эммонс, Университет Калифорнии в Дэвисе; Рэнди Д. Фишер, Университет Центральной Флориды; Джейн Е. Гордон, Государственный университет Нью-Йорка в Олбани; Джеймс Дж. Джонсон, Государственный университет Иллинойса в Нормале; Крис Лэнгстон, Университет Пердью; Рэнди Дж. Ларсен, Мичиганский университет, Энн-арбор; Джозеф Дж. Палладино, Университет Южной Индианы; Шэрон Пресли, Государственный университет Калифорнии в Нортридже; Ричард Н. Уильямс, Молодежный университет Брайэма и Брайан Т. Йетс, Американский университет.

Мы также хотим поблагодарить Центр подготовки документов в SUNY, Брокпорт, за предоставление необходимой технической помощи во время написания рукописи. В частности, мы выражаем признательность Джин Камиц, Лорен Николсон и Вики Уиллис за неоценимую помощь на завершающих стадиях проекта и за то, что они помогли представить издателю рукопись в форме магнитного диска.

Профессионализм, компетентность и поддержка всех сотрудников издательства McGraw-Hill достойны самой высокой оценки. Особая благодарность Марии Чиапетта, помощнику редактора по психологии, за ее великолепную работу по координированию рецензий и помощь в осуществлении проекта. Работать с ней было истинным удовольствием. Кроме того, мы благодарны нашему инспектору по производству Кэти Порцио и старшему инспектору по редактированию Скотту Эмерману за их помощь в процессе публикации. Крис Роджерс, исполнительный редактор, также оказал неизмеримую помощь на заключительном этапе работы.

Мы еще раз выражаем нашу глубокую признательность нашим женам, Джин и Элизабет, за их любовь и поддержку в процессе пересмотра и выхода в свет этого издания. Сердечная благодарность Джин Хьелл за ее ценные предложения относительно содержания и организации материала, чтение корректуры и за то, что она стойко переносила ворчание мужа, когда казалось, что работа идет медленно. Ее вклад в это издание был поистине огромным.

Ларри А. Хьелл Дэниел Дж. Зиглер

Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Сравним, например, убийцу-рецидивиста, самоотверженного ученого, наркомана, коррумпированного политика, монаха и офицера высшего командного состава. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства «человеческой натуры» могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда,

поскольку большинство серьезных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Наука о человеке

Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов. Однако формально рождение психологии как самостоятельной дисциплины датируется 1879 годом (Fancher, 1990). В этом году в Лейпциге (Германия) Вильгельм Вундт основал первую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений. В последующие годы психология переживала период бурного роста. Было выработано множество различных концептуальных моделей, позволяющих планировать научные исследования и интерпретировать экспериментальные данные. Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Основная цель сегодняшней психологии личности - объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования. Подобная методологическая ориентация предполагает необходимые ограничения: не всякая концепция или метод могут применяться при изучении личности. Тем не менее, большинство психологов убеждены в том, что в объяснении сложной природы поведения человека в конечном счете наибольший вес будет иметь именно научный подход.

Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагается на интуицию, фольклор или здравый смысл. Например, вместо предположений о том, почему подростки выпивают и убегают из дома, исследователи должны сформулировать свое представление о психологии юношеского возраста и личностных механизмах лживости у подростков. В то же время отношение к «науке о личности» достаточно противоречиво, поскольку ее развитие порождает некоторые естественные опасения. Так, каким бы заманчивым ни казалось нам постигнуть причины, лежащие в основе тех или иных наших поступков, мы в то же время сопротивляемся, когда кто-то другой пытается дать объективную картину нашего поведения, как-то нас характеризовать. В самой психологии имеет место определенное сопротивление процессу «объективизации» личности: некоторые психологи доказывают, что попытки в этом направлении могут зайти слишком далеко, а это грозит разрушением представления об уникальности и сложности человеческой натуры. Вместо этого они призывают сконцентрировать усилия на исследовании более неуловимых свойств людей - их борьбе за личностное и духовное просвещение, - которые находят свое выражение как в литературе, так и в произведениях искусства, таких как пьесы Шекспира или живопись Гойи. Однако при том, что литература, искусство, кино, история, религия действительно могут оказывать существенную помощь в осмысливании человеческого поведения, все же необходимо различать информацию, добытую таким путем, от данных научного исследования. Более того, поскольку наука в настоящее время не дает ответов на все вопросы (и, возможно, никогда не даст), мы должны наиболее эффективно использовать эмпирическую информацию, имея в виду в то же время ограничения, которые внутренне присущи применению научных методов для изучения людей. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи - этот термин предложил Генри Мюррей (Murray, 1938) для обозначения как экспериментаторов, так и теоретиков в области психологии личности.

Другая цель психологии личности - помогать людям получать большее удовлетворение от жизни. Продолжая развивать теорию и экспериментальные исследования, многие персонологи занимаются сегодня поиском путей реализации более эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей. К достижениям здесь можно отнести новые формы психотерапии, различные обучающие программы и изменения в психосоциальном окружении, позволяющие людям открывать в себе все лучшее, на что они способны. Исследования в этой области служат экспериментальным обоснованием теоретических представлений о конструктивных личностных изменениях. Многие из них обсуждаются в нашей книге.

Понятие личности

Термин «личность» имеет несколько различных значений. Ее изучением занимается особый подраздел в структуре академической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представлений. Наука о личности - персонология [От англ. personality - личность, индивидуальность. (Прим. перев. )] - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. В следующих главах мы приведем характерные примеры, иллюстрирующие, как идеи, положения и принципы, выдвинутые психологами для объяснения поведения человека, проходили проверку в эмпирическом исследовании. Другая отличительная черта психологии личности - особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности, которое мы рассматриваем в этой книге, предполагает использование той или иной техники оценки. Поэтому мы посвятили часть следующей главы вопросам оценки характеристик личности, которых также будем касаться и в теоретических главах. Наконец, как вы увидите дальше, личность - это поле для исследований, результаты которых позволяют продвинуться в понимании и лечении патологического поведения. По сути дела, некоторые подходы к изучению личности (такие как психодинамический, когнитивный или феноменологический) дают богатый материал для размышления о том, что же представляют собой нарушения поведения и каковы пути их преодоления. Тем не менее, современную психологию личности не надо отождествлять с патопсихологией или клинической психологией. Чтобы добиться предельной ясности, персонологи гораздо более склонны обращаться к нормальному поведению индивида, чем к отклоняющемуся от нормы. С другой стороны, психология личности традиционно отделилась от остальных психологических дисциплин благодаря тому, что здесь делается акцент на индивидуальные различия между людьми. Хотя персонологи признают, что в способах поведения людей есть сходство, они прежде всего стремятся объяснить, как и почему люди отличаются друг от друга.

Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно - оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина - их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.

Что такое личность? Альтернативные ответы

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непрофессионала, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и других социально желательных характеристик. Подобный подход порождает комментарии вроде «Майк - личность что надо» и «Сюзанна - неприятная личность». Именно такое представление о личности находит выражение в обещании, даваемом различными курсами по созданию имиджа «сделать вас личностью». Данная концепция целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она оставляет в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности.

Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик

ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЛИЧНОСТИ

План семинара:

2. Когнитивно-познавательная сфера личности. Интеллектуальный потенциал.

3. Мотив и мотивация. Каузальная атрибуция.

4. Потребности личности. Специфически человеческие потребности.

5. Отрицательные психические состояния. Фрустрация.

6. Гуманистическая теория личности. А. Маслоу и Э. Фромм

Контрольные вопросы для семинарских занятий:

1. Как определяется личность в психологии?

2. Что такое мышление и интеллект?

3. Что такое память? Опишите основные виды памяти.

4. Дайте развернутую характеристику понятию способностей.

5. Дайте определение понятию мотива в психологии.

6. В чем отличие мотивации от мотива?

7. Опишите основные человеческие потребности.

8. Каковы место и роль потребностей в поведении человека?

9. Изложите основные принципы гуманистической психологии в теории мотивации (по А. Маслоу).


Основная литература к теме:

1. Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. – М., «Проспект», 2008

2. Покровский А. В. Психология: учебник для студентов Вузов. - М.: «Академия», 2007

3. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 2008

4. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для Вузов. - Спб.: «Питер», 2008

5. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. – Спб.: «Питер», 2007

6. Тертель А. Л. Психология: учебное пособие. – М.: «Проспект», 2009

7. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2008.

8. Радугин А. А. Психология и педагогика. М., «Центр». 2009.

9. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001.

Дополнительная литература к теме:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лек­ций. М., 1988.

2. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, са­мосознание: Учебное пособие к спецкурсу. - Пермь, 1990.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. II. - М., 1989.

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

Примерные темы рефератов:

1. Роль и значение потребностей в структуре личности

2. Личность: мотив и мотивация

3. Проблема личности в гуманистической психологии

4. Природа человеческих способностей

5. Проблема самоактуализации в персонологии

6. Личность в учении Э. Фромма

7. Формирование и развитие основных человеческих способностей

8. Отрицательные психические состояния человека

9. Проблема свободы в концепции Э. Фромма

10. Персонология – плюсы и минусы подхода

Введение...................................................................................................................................... 6

Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001. С. 22 – 24…………………….…………….6 Что такое личность? Альтернативные ответы…………………………………………………….6

Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. – М., «Проспект», 2008С. 189-190, 198-208, 212-224.............................................................................................................................................................. 8

Р. С. Немов Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2001. С. 374 – 390........................ 22

1. Понятие о способностях.......................................................................................................... 22

2. Природа человеческих способностей..................................................................................... 28

3. Развитие способностей............................................................................................................ 28

Р. С. Немов Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2001 С. 462 – 469, 496 - 507........ 31

1. Мотив и мотивация.................................................................................................................. 31

2. Мотивация и личность............................................................................................................. 35

Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001С. 479 – 480, 487 – 501.............................. 42

1. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу............................... 42

2. Мотивация: Иерархия потребностей...................................................................................... 43

3. Физиологические потребности............................................................................................... 44

4. Потребности безопасности и защиты..................................................................................... 44

5. Потребности принадлежности и любви................................................................................ 45

6. Потребности самоуважения.................................................................................................... 46

7. Потребности самоактуализации............................................................................................. 47

Введение

Данное методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, в программу которых входите учебный курс «Психология и педагогика» Настоящее пособие ставит своей целью формирование у студентов ВУЗов представлений об основных понятиях по теме «Психический склад личности». В представленном методическом пособии освещаются основные вопросы, касающиеся основных психологических характеристик личности, таких как способности и интеллектуальный потенциал, как меры развития когнитивно-познавательной сферы личности. Также рассматриваются проблема развития способностей личности и условий, способствующих данному развитию.

В данном пособии приведены взгляды нескольких авторов, рассматривающих сферу мотивации личности, которые анализируют природу специфически человеческих потребностей, отличия человеческих потребностей. Ниже приведены также взгляды одних из наиболее известных персонологов (Э. Фромма и А. Маслоу) на роль и место человеческих потребностей в поведении человека.

В настоящем методическом пособии представлены также фрагменты работ авторов, которые рассматривают интересы и психологические установки как детерминанты направленности человеческой деятельности. Во фрагментах нижеприведенных работ анализируются и отрицательные психические состояния человека (фрустрация и т. д.); освещаются вопросы, касающиеся предупреждения отрицательных состояний человеческой психики.

Структура настоящего методического пособия представляет собой копии статей авторов, занимающимися проблемами анализа психического склада личности. В Начале каждой из представленной ниже работ указывается источник материала с номерами страниц и приводятся выходные данные издания. Выше приведен список тем и вопросов, предлагаемых для обсуждения на семинарских занятиях по психологии, указывается основная и дополнительная литература, использованная при составлении данного пособия, и также приводится список тем для написания рефератов по данной проблеме.

Термин «личность» имеет несколько различных значений. Ее изучением занима­ется особый подраздел в структуре академической психологии, который охватыва­ет широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представле­ний. Наука о личности - персонология - это дисциплина, стремящаяся зало­жить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. В следующих гла­вах мы приведем характерные примеры, иллюстрирующие, как идеи, положения и принципы, выдвинутые психологами для объяснения поведения человека, прохо­дили проверку в эмпирическом исследовании.

Другая отличительная черта пси­хологии личности - особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографи­ческих и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности, которое мы рассматриваем в этом пособии, предполагает использование той или иной техники оценки. Наконец, как вы увидите дальше, личность - это поле для исследо­ваний, результаты которых позволяют продвинуться в понимании и лечении пато­логического поведения. По сути дела, некоторые подходы к изучению личности (такие как психодинамический, когнитивный или феноменологический) дают богатый материал для размышления о том, что же представляют собой нарушения поведения и каковы пути их преодоления. Тем не менее, современную психологию личности не надо отождествлять с патопсихологией или клинической психологи­ей. Чтобы добиться предельной ясности, персонологи гораздо более склонны обра­щаться к нормальному поведению индивида, чем к отклоняющемуся от нормы. С другой стороны, психология личности традиционно отделилась от остальных психологических дисциплин благодаря тому, что здесь делается акцент на индиви­дуальные различия между людьми. Хотя персонологи признают, что в способах поведения людей есть сходство, они прежде всего стремятся объяснить, как и поче­му люди отличаются друг от друга.

Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстракт­ное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмо­ции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно - оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенно­сти поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, обще­принятого значения этого термина - их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.

Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001. С. 22 – 24.

Что такое личность? Альтернативные ответы

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном дей­ствии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда иг­рает определенные жизненные роли - некая «личина», общественное лицо, обра­щенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непро­фессионала, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и дру­гих социально желательных характеристик. Подобный подход порождает коммен­тарии вроде «Майк - личность что надо» и «Сюзанна - неприятная личность». Именно такое представление о личности находит выражение в обещании, даваемом различными курсами по созданию имиджа «сделать вас личностью». Данная кон­цепция целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она остав­ляет в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности.

Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он - «общи­тельная личность» или «робкая личность», имея в виду, что робость или дружелю­бие являются его наиболее характерными чертами. В подобных примерах мы на­блюдаем отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, какое индивидуум производит на окружающих при взаимодействии с ними, то есть можно сказать, мы видим, в какой степени его наиболее выпуклые, яркие особенно­сти окрашивают большинство его поступков в ситуациях общения. К сожалению, при таком, в общем, популярном использовании термина упускается из виду возмож­ность того, что человек может быть или раскованным, или робким в зависимости от конкретной обстановки. К тому же термин «личность» в понимании большинства персонологов не предполагает оценки характера человека или его социальных навы­ков. Когда мы отзываемся об Эмме как о «необыкновенной личности», мы, вероятно, имеем в виду ее доброжелательность, искренность или готовность помочь другим Однако психологи, изучающие личность, не употребляют характеристик в оценоч­ном значении (то есть не делят личности на хорошие и плохие).

Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой об­ласти. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, со­ставляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле - внутрен­нее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индиви­дууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концеп­цию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рас­сматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния ин­дивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концеп­ций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в перво­начальной концепции «внешнего социального образа». Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Кроме этого принципиального согла­шения большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения.