Георгий полонский биография - биография. Полонский леонид александрович Полонский пьесы

Образование

  • Московский институт нефти и газа им. И.М. Губкина, отделение прикладной математики (1991), диплом инженера-математика
  • Государственная академия нефти им. И.М. Губкина, аспирантура по специальности "механика жидкости, газа и плазмы", диплом инженера-исследователя (1994)
  • Пост-докторантура Фрайбергского Технического университета - Горной академии (Германия, 1997-2000)
  • Брауншвайгский Технический университет - Европейская школа гидравлики, спецкурс по специальности "Численные методы" (Германия, 1998)
  • Российский государственный гуманитарный университет, факультет архивного дела Историко-архивного института по специальности историко-архивоведение (2012), диплом историка-архивиста (с отличием).

Кандидат технических наук (1994)

Трудовая деятельность

В 1993-1997 г. - научный, затем старший научный сотрудник Государственной академии нефти им. И.М. Губкина; вел семинарские занятия по различным техническим дисциплинам, руководил курсовыми работами студентов.

Научные интересы

источниковедение, история книжной культуры, палеография, ономастика, история церкви, история эпистолярного этикета, информационная эвристика

Публикации

Исторические исследования

  • Полонский Д.Г. Историческая эрудиция составителя “Слова о Халкидонском соборе” // “Slověne = Словѣне”. 2014. - Vol. 3. No. 2. - P. 130-174.
  • Полонский Д.Г. Особенности распространения поучений о Вселенских соборах в восточнославянской традиции уставных чтений XV-XVII веков // Румянцевские чтения – 2014. Ч. 2: материалы международной научной конф. (15-16 апр. 2014) : [в 2 ч.] / Российская гос. б-ка [редкол. : Л.Н. Тихонова, Е.А. Иванова, И.И. Шестопалов]. – М.: Пашков дом, 2014. – С. 130-135.
  • Полонский Д.Г. Историческая ошибка составителя «Слова о Халкидонском соборе» и Изборник 1073 г. // Вспомогательные и специальные науки истории в XX- начале XXI в.: призвание, творчество, общественное служение историка: Материалы XXVI Междунар. науч. конф. Москва, 14-15 апр. 2014 г. / редкол.: Ю.Э. Шустова (отв. ред.) и др. – М.: РГГУ, 2014. - С. 286-290.
  • Полонский Д. Г. Хронологические аспекты изучения послания римского папы Льва I в славянском переводе Феодосия Грека // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXV Междунар. науч. конф. Москва, 31 янв. − 2 февр. 2013 г.: В 2 ч. / редкол. : Ю.Э.Шустова (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспомогат. ист. дисциплин. Ч. II. М. : РГГУ, 2013. С. 478–481.
  • Полонский Д. Г. Первый русский печатный письмовник и его роль в формировании эпистолярной культуры Нового времени // Стародруки і рідкісні видання в університетській бібліотеці : матеріали II міжнародних книгознавчих читань (Одеса, 18-19 вересня 2012 р.). – Одесса, 2013. – С.244-260.
  • Полонский Д. Г. Папа римский Лев I Великий и его христологическая доктрина в восточнославянской книжности XII-XVII вв // Исторiя релiгiй в Украïнi: науковий щорiчник / упоряд. О. Киричук, М. Омельчук, I. Орлевич. – Львiв: Институт релiгiєзнавства – фiлiя Львiвського музею iсторii релiгiï, 2013. – Книга I: Iсторiя. 2013.
  • Полонский Д. Г. К истории первоизданий гражданской печати в России: «Кумплементальная книга» и ее влияние на культуру письма в XVIII в. // Румянцевские чтения – 2013. Ч. 2: материалы международной конф. (16-17 апр. 2013): [в 2 ч.] / Российская гос. б-ка; ред. Л. Н. Тихонова и др. – М. : Пашков дом, 2013. – С. 73-79.
  • Полонский Д. Г. Источниковедческие проблемы изучения Слова о Халкидонском соборе в русской книгописной традиции // «Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии». Материалы XXIV Международной научной конференции / ИАИ РГГУ, ИВИ РАН, Археографическая комиссия РАН. - М., 2012. - С. 429-432.
  • Полонский Д. Г. Место послания папы Льва I о природе Христа в русских рукописных четьих сборниках XIV-XVII вв. // «Румянцевские чтения – 2012». Ч. 2: Материалы Всероссийской науч. конф. (17-28 апр. 2012) : [в 2 ч.] / Российская гос. б-ка; [сост. Е.А. Иванова]. - М.: Пашков дом, 2012. - С. 133-138.
  • Полонский Д. Г. Рукописи «епистолии» папы Льва I в славянском переводе Феодосия Грека // // Румянцевские чтения - 2011: материалы международной научной конференции (19 - 21 апреля 2011): [в 2 ч.]/ [сост. М.Е. Ермакова]. – М.: Пашков дом, 2011. - Ч. 2: – 2011. – С. 36 - 41.
  • Полонский Д. Г. // «Меншиковские чтения - 2011: научный альманах». - СПб.: «XVIII век», 2011.- Вып. 2 (9). - С. 75-93.
  • Полонский Д. Г. Этногеографический фактор модификации имен иноземцев приказными служащими конца XVI – XVII в. // Историческая география: пространство человека vs человек в пространстве: материалы XXIII междунар. науч. конф. Москва, 27-29 янв. 2011 г. – М.: РГГУ, 2011. – С. 361-365.

Избранные публикации в общественно-политических изданиях

  • Лукин М., Полонский Д. (сост.) Все тюрьмы России // "Власть". №17 (620) от 02.05.2005 [электронная версия печатной публикации]
  • Полонский Д. Экономика строгого режима // "Деньги". №20(525) от 23.05.2005. [электронная версия печатной публикации]
  • Полонский Д. (сост.) Убийства мировых лидеров [Справочник] // "Власть". №17-18 (671-672) от 08.05.2006. [электронная версия печатной публикации]
  • Полонский Д. (сост.) Почти беспредельная страна // "Власть". №30(684) от 31.07.2006 [электронная версия печатной публикации]
  • Полонский Д. Бог ширму метит // "Власть". №49 (753) от 17.12.2007 [электронная версия печатной публикации]

Избранные публикации по прикладной математике и механике

  • Bedrikovetskii, P. G.; Polonskii, D. G. and Shapiro, A. A.: Analysis of the Convective Instability of a Binary Mixture in a Porous Medium // Fluid Dynamics. 1993. Vol. 28. No. 1. P. 82-89. Translated from Izvestiia Rossiiskoj Akademii Nauk, Mekhanika Zhidkosti i Gaza. No.1. P. 110-119.
  • Bedrikovetskii, P.G.; Polonskii, D.G. and Shapiro, A.A: Convective Stability of Equilibrium of a Binary Mixture in a Fractured Porous Medium // Fluid Dynamics. 1994. Vol. 29. No. 1. P. 68-75. Translated from Izvestiia Rossiiskoj Akademii Nauk, Mekhanika Zhidkosti i Gaza. 1994. No.1. P.88-97
  • Polonskii, D. G., Shapiro, A.A: Stability of the Discontinuity Front in Multiphase Multicomponent Displacement // J. Applied Mathematics and Mechanics. 1994. Vol.58. No.4. P. 691-701. Translated from Prikladnaya Matematika i Mekhanika, 1994, V.58. No.4. P. 114-123.
  • Bedrikovetsky, P.G., Polonsky, D.G. and Shapiro, A.A.: Convective Stability of a Binary Mixture in a Anisotropic Porous Medium // Entropie, 1994. Vol. 30. No. 184/185. P. 73-80
  • Polonskii, D. G.: Compressibility effects under conditions of convective stability of miscible fluids in a porous medium // Fluid Dynamics. 1995. Vol.30. No. 1, Р. 11-17. Translated from Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk, Mekhanika Zhidkosti i Gaza, 1995, No. 1. P. 16–23.
  • Bedrikovetsky P.G., Magarshak T., Polonsky, D. and Shapiro, A.: Effects of Capillary Pressure on the Phase Equilibrium of Gas-Condensates in Porous Media // Proceedings of International Gas Research Conference and Exhibition, France, Cannes, November 6-10, 1995.
  • Polonsky, D.: Diagnosis of Natural Convection in Hydrocarbon Reservoirs // Proceedings of the 5th European Conference on the Mathematics of Oil Recovery (ECMOR V), - Leoben, Austria, September 1996. P. 73-82
  • Kadet, V., Polonsky, D. : Percolation Modeling and Non-Newtonian Flows in Oil Reservoirs // Society of Petroleum Engineers, Paper SPE 39028 presented at the Latin American and Сaribbean Petroleum Engineering Conference, 30 August-3 September 1997, Rio de Janeiro, Brazil. 11 p.
  • Kadet, V. V., Polonskii, D. G. : Law of flow of a viscoplastic fluid through a porous medium with allowance for inertial losses // Fluid Dynamics. 1999, Vol. 34. No. 1, p.58-63. Translated from Izvestiia Rossiiskoj Akademii Nauk, Mekhanika Zhidkosti i Gaza.
  • Haefner, F., Behr, A., Polonski, D., and Nekrassov, A.: Lagerstaetten-Simulation – High-Tech des Reservoir Engineering // DGMK-Fruehjahrstagung am 27. / 28. April 2000 in Celle. ISBN 3-931850-64-1, S. 39-46.
  • Haefner F., Behr A., Nekrassov, A., and Polonski, D.: The Numerical Analysis of Convection and Diffusion-Dispersion Effects in Multiphase Compositional Modeling // Proceedings of the 7th European Conference on the Mathematics of Oil Recovery (ECMOR VII), - Baveno, Italy, September 2000. European Association of Geoscientists & Engineers, M-9.
  • Nekrassov, A., Behr A., Brusilovsky A., Haefner F. and Polonski, D.: Approximation of the Mass Exchange, Convection and Dispersion Fluxes in the Compositional Reservoir Simulation // Society of Petroleum Engineers, Paper SPE 66387, presented at the SPE Reservoir Simulation Symposium, Houston, Texas, 11-14 February 2001, 8 p.

Яков Полонский родился 6 (18) декабря 1819 года в г. Рязани в семье чиновника-интенданта. Мать поэта, Наталья Яковлевна, была образованной женщиной – много читала, записывала в тетради стихи, песни, романсы.

Сначала Полонский получил домашнее образование, а затем его отдали в рязанскую гимназию. В это время Полонский зачитывался произведениями Пушкина и В. Бенедиктова и сам начал писать стихи. Гимназическое начальство поручило Полонскому написать поздравительные стихи по случаю приезда в Рязань наследника престола Александра с поэтом Жуковским. Маститому поэту понравились стихи юного гимназиста, и он подарил ему золотые часы. Это было в 1837 году , а в следующем году Полонский закончил гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет.

В университете Полонского, как и многих других студентов, восхищали лекции профессора Т.Н. Грановского. Юноша познакомился с Н.М. Орловым, сыном известного генерала, героя Отечественной войны М.Ф. Орлова. В доме Орловых собирались И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, Ф.Н. Глинка и др. На этих вечерах Полонский читал свои стихи.

В 1844 г. Полонский окончил университет и вскоре выпустил первый сборник своих стихов – «Гаммы» , встреченный благожелательно в журнале «Отечественные записки».

Осенью 1844 г. Полонский переехал в Одессу – служить в таможенном ведомстве. Там он живет у брата известного впоследствии анархиста Бакунина, бывает в доме наместника Воронцова. Жалованья не хватало, и Полонский давал частные уроки. Весной 1846 г . поэт переехал на Кавказ, куда был переведен наместником М.С. Воронцов. Полонский служит в его канцелярии. Вскоре он становится также редактором газеты «Закавказский вестник».

В газете он печатает произведения разных жанров – от публицистических и научных статей до очерков и рассказов.

Кавказские впечатления определили содержание многих его поэтических произведений. В 1849 году Полонский издал сборник «Сазандар» (певец (груз.)). Служба на Кавказе продолжалась 4 года.

В 1857 году Полонский выехал за границу учителем-гувернером в семье губернатора Н.М. Смирнова. Однако поэт вскоре отказался от роли учителя, так как вздорный характер и религиозная фанатичность А.О. Смирновой-Россет претили Полонскому. Он пытается заняться живописью в Женеве (1858 ), однако вскоре встречается с известным литературным меценатом графом Кушелевым-Безбородко, предложившим ему пост редактора в организуемом им журнале «Русское слово». Полонский принял это предложение. До 1860 года поэт редактировал «Русское слово», позднее стал секретарем в Комитете иностранной цензуры, а три года спустя – младшим цензором в том же комитете. В этой должности он находился до 1896 года , после чего был назначен членом Совета главного управления по делам печати.

Полонский был в хороших отношениях с Некрасовым, И. Тургеневым, П. Чайковским, для которого писал либретто («Кузнец Вакула», позднее – «Черевички»), с А.П. Чеховым – ему он посвятил стихотворение «У двери».

В 1887 году было торжественно отмечено 50-летие творческой деятельности Полонского.

Скончался Я. Полонский 18 (30) октября 1898 года в Петербурге, похоронен в Льговском монастыре. В 1958 году прах поэта перевезен в Рязань (территория Рязанского кремля).

Полонский писал стихотворения, поэмы, газетные сатирические фельетоны, печатал рассказы, повести и романы, выступал как драматург и публицист. Но из обширного творческого наследия его ценность представляют лишь стихотворные произведения, лирика.

Ключевые слова: Яков Полонский,подробная биография Якова Полонского,критика,скачать биографию,скачать бесплатно,реферат,русская литература 19 века,поэты 19 века

Георгий Полонский


Георгий Полонский родился 20 апреля 1939 года в Москве. Ещё учась в школе, он начал писать стихи, и в начале пути мечтал реализоваться как поэт. Но получив осторожный отзыв Михаила Светлова, предположившего, что "молодой человек будет писать прозу", сборника стихотворений ни тогда, ни позднее Г. Полонский так и не опубликовал. И всё же он с юности сознавал, что главным делом для него станет литературное творчество, и сочетал свои первые поэтические и прозаические опыты с увлечением филологией. Он даже получил в 1957 году первый приз на олимпиаде по языку и литературе, организованной Московским университетом, а награду (многотомное собрание сочинений Леонида Леонова) будущему драматургу вручал знаменитый теперь лингвист и литературовед Вяч. Вс. Иванов. Естественно, что человек с такими интересами, как Г. Полонский, сознательно выбирал для поступления филологический факультет МГУ. Но на экзамене его "засыпали": внепрограммный вопрос о том, что писал про Троцкого журнал "Вопросы истории", не мог оказаться по силам абитуриенту, а тогдашний декан филфака МГУ, печально памятный специалистам Р. М. Самарин, попросту выгнал недавнего призера, пытавшегося подать апелляцию.

Георгий Полонский поехал в Минск, поступил на филфак Белорусского госуниверситета и, проучившись там семестр, перевёлся в Московский областной пединститут им. Крупской. Оказалось, что в МОПИ возникает интересная литературная жизнь: в те же годы там начинали Камил Икрамов, Олег Чухонцев, Владимир Войнович. В этой электронной публикации собраны страницы воспоминаний Георгия Полонского о товарищах его юности, соучениках и учителях.

В 1959 году, в результате случайного знакомства с Роланом Быковым, который тогда был главным режиссером Студенческого театра МГУ, студент МОПИ Георгий Полонский стал заведующим литературной частью этого театра. Театр как раз искал пьесу о времени и о том, как себя в этом времени ощущает молодежь, - но продукция советской драматургии, как казалось, мало чем могла помочь коллективу. Тогда двадцатилетний завлит решил написать пьесу сам. В 1961 г. пьесу под названием "Сердце у меня одно" (впоследствии автор стеснялся и этого названия, и чрезмерного пафоса своей лирической драмы) поставил на сцене Студенческого театра МГУ Сергей Юткевич.

Молодой драматург, ставший дипломированным учителем русского, литературы и английского языка, пошел преподавать в школу. Возможно, ученики считали его очень странным учителем: за несколько минут до конца урока он говорил: "А теперь - стихи!" - и читал Заболоцкого, Пастернака, Слуцкого. Решив для себя, что объясниться с учениками в пределах школьной программы удается не вполне, Полонский предпочитал делать это на языке поэзии. Работая учителем, он продолжал пробовать себя в прозе: писал рассказы, не оставлял и драматургических опытов. Спектакль по его второй пьесе "Два вечера в мае" вышел в 1965 г. на сцене Академического театра им. Моссовета в постановке Юрия Завадского. В этой вещи, как и в первой пьесе, лирическим героем стал молодой человек, пишущий стихи. Вообще в большинстве произведений Полонского присутствует поэзия: стихи нужны его персонажам, и реалистическим, и сказочным, как воздух, - это для них и атмосфера, и способ жить, видеть и понимать других и самих себя.

Георгий Полонский не считал себя педагогом по призванию и, оставив школу в 1965 г., поступил на Высшие сценарные курсы в мастерскую одного из лучших драматургов отечественного кино И. Г. Ольшанского. Сценарий фильма "Доживем до понедельника", поставленного Станиславом Ростоцким, стал дипломной работой Полонского. В душной атмосфере "закручивания идеологических гаек", после того как в Прагу вошли советские танки, картина принималась администраторами от кино, проходя через огромное количество обсуждений и придирок. На сдаче фильма в Госкино осенью 1968 г., ещё до начала обсуждения, когда после просмотра погас свет в зале, раздался громкий голос одного из видных чиновников: "Вот вам среда и почва чешских событий". "Доживем до понедельника" спасло то, что картина, показанная на дачах высших руководителей государства, понравилась кому-то из их детей. Премьера, состоявшаяся в 1969 г. на VI Международном кинофестивале в Москве, принесла главным создателям "Золотой приз", а в 1970 г., по инициативе Всесоюзного съезда учителей - Государственную премию СССР.

Затем последовали пьесы "Побег в Гренаду" (1972), "Драма из-за лирики" (1975), "Репетитор" (1978), "Перепелка в горящей соломе" (1981), которые шли на сценах Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Казани, Ростова и многих других городов. Тогда же, в 70-е годы, по сценариям Полонского были сняты телефильмы "Перевод с английского" (в соавт. с Натальей Долининой) и "Ваши права?" (в соавт. с Аркадием Ставицким), а кинофильм "Ключ без права передачи", поставленный Динарой Асановой, заслужил успех у многих зрителей и был удостоен диплома "За лучший сценарий" кинофестиваля 1976 года в Польше. В эти же годы сочинения Г. Полонского переводились на немецкий, венгерский, словацкий, китайский и другие языки.

Последняя пьеса драматурга - "Короткие гастроли в Берген-Бельзен" - завершена в 1996 году. Вариант пьесы был напечатан в журнале "Современная драматургия", но сцены она так и не увидела.

В разное время Г. Полонский выступал в печати и как публицист, осмысляя те же нравственные, педагогические, мировоззренческие проблемы, которые волновали его и как художника. В одной из статей он отстаивал важность для школы особой гуманитарной дисциплины, которую предлагал назвать "уроки медленного чтения". Эти слова послужили названием последней его книги, вышедшей уже после кончины автора: в них во многом заключено то отношение, которое исповедовал Георгий Полонский по отношению к литературе, к творчеству, да и к жизни вообще.

Именно напряженное внимание к внутренней жизни человека, столь заметное в "школьных" и "молодежных" пьесах 70-х годов, впоследствии побудило драматурга расширить круг сюжетных мотивов, обратиться к новым для него средствам выражения. В период с 1979 по 1988 год он пишет сказки, адресованные, по его словам, "взрослым, ещё не забывшим своего детства".

"Медовый месяц Золушки" - сказка особая: в ней рассказано о всеми любимой Золушке после свадьбы с принцем, чего не бывало ни у Шарля Перро, ни у братьев Гримм, ни у Евгения Шварца. Никто еще не заглядывал за опущенный на свадьбе Золушки занавес… Здесь такая попытка предпринята. Фея и ее ученик решают вернуться и проверить: какое именно счастье устроили они Золушке?

"Не покидай…" - сказка о королевстве, трон которого захвачен кавалерийским полковником, о наследном принце-поэте, много лет проведшем в немоте, о его любви, о чудесном цветке - Розе Правды, о борьбе Поэта и бродячих актеров с тиранией и торжестве справедливости…

"Рыжий, честный, влюбленный" - римейк детской сказки шведского автора Я. Экхольма про лисенка Людвига XIV и его избранницу Тутту Карлсон, цыпленка. Оставив сюжетную основу Экхольма, Полонский переписал текст целиком и ввел новых действующих лиц, наделив "звериных" персонажей человеческой психологией и придав конфликтам опасную остроту.

Последние две из этих историй могут быть известны читателю по телевизионным экранизациям Леонида Нечаева.

Возможно, даже в реалистических своих сочинениях Георгий Полонский был "сказочником" - не только потому, что сочинял и любил сказки, а вообще, по мироощущению. Он шёл не столько от реальной жизни, сколько от собственной интуиции и вкуса. В его произведениях почти нет намеренного зла, но есть убеждённые в своей "правоте" люди и болезненные, конфликтные столкновения их слишком разных "правд", благодаря которым и читатель, а порой даже и сам автор мог понять что-то новое про собственную жизнь.

На этом свете литератору уже не доведётся испытать чувство, выраженное им от лица одного из киногероев формулой, которая, как теперь кажется, существовала всегда: "Счастье - это когда тебя понимают…". Но есть надежда, что над страницами это чувство ещё испытает читатель.


| |

Еще один кандидат в президенты России, заявивший о своем желании баллотироваться в 2018 году, - бизнесмен Сергей Полонский, основатель Mirax Group (помните, историю с обманутыми дольщиками?), мечтает построить в Крыму «город будущего». Под ним он подразумевает создание на полуострове некой межгосударственной территории, не принадлежащей Российской Федерации, но ставшей достоянием всего мира.

Иностранные государства смогут бесплатно получить земельные участки для реализации своих проектов в Крыму. Про мнение крымчан ничего сказано не было: «Город будущего будет принадлежать не Российской Федерации, а всем странам мира, всему человечеству. Мы пришли к выводу, что новый город третьего тысячелетия правильно построить на территории Крыма».

Мы решили, мы задумали, нам кажется – это лейтмотив его предвыборной кампании, судя по всему.

Помимо бесплатной раздачи крымской земли Полонский мечтает построить на полуострове и международное здание ООН. Также в «городе будущего» наличие охраны и полиции не предусмотрено. В сфере налогообложения могут быть введены послабления. И, вероятно, еще планы имеются, раз он заговорил о реализации настолько масштабного проекта. Правда, иллюзий относительно победы на выборах он не испытывает, но рассчитывает на «твердую четверку» - занять второе место.

В принципе, ничего нового Сергей Полонский относительно будущего развития Крыма не сообщил. Как заявил в начале ноября глава Республики Крым Сергей Аксенов, крымчане настроены на международное сотрудничество и предлагают российским и иностранным партнерам привлекательные условия.

На полуострове действует свободная экономическая зона уже с начала 2015 года, за это время объем заявленных инвестиций в рамках СЗЭ превысил 100 млрд. рублей, а число участников зашло за отметку в тысячу. Иностранные компании, не афишируя свое присутствие в Крыму, спокойно работают. По сути, Крым в современном мире уже превратился в символ многополярного мира и гармонично развивается.

Крымчане не раздают бесконтрольно свою землю, кому попало. Претворение в жизнь задумки Полонского чревато серьезными проблемами для России в целом и для Крыма в частности. Судите сами: надгосударственная зона, где не действуют законы Российской Федерации, но присутствуют иностранцы на правах хозяев, которых не проверить, ни призвать к ответу, ни выдворить за пределы полуострова – это же угроза национальной безопасности.

Кто гарантирует, что реализацией проектов не займутся представители западных спецслужб? Не проникнут на территорию террористы или диверсанты? Мало ли потенциальных угроз можно перечислить… Интересно, Сергей Полонский просто эксцентричный бизнесмен и мечтатель или он руководствуются иными мотивами?

Георгий Полонский

Библио- и фильмография произведений Георгия Полонского

Георгий Полонский

Биография

Георгий Полонский родился 20 апреля 1939 года в Москве. Ещё учась в школе, он начал писать стихи, и в начале пути мечтал реализоваться как поэт. Но получив осторожный отзыв Михаила Светлова, предположившего, что "молодой человек будет писать прозу", сборника стихотворений ни тогда, ни позднее Г. Полонский так и не опубликовал. И всё же он с юности сознавал, что главным делом для него станет литературное творчество, и сочетал свои первые поэтические и прозаические опыты с увлечением филологией. Он даже получил в 1957 году первый приз на олимпиаде по языку и литературе, организованной Московским университетом, а награду (многотомное собрание сочинений Леонида Леонова) будущему драматургу вручал знаменитый теперь лингвист и литературовед Вяч. Вс. Иванов. Естественно, что человек с такими интересами, как Г. Полонский, сознательно выбирал для поступления филологический факультет МГУ. Но на экзамене его "засыпали": внепрограммный вопрос о том, что писал про Троцкого журнал "Вопросы истории", не мог оказаться по силам абитуриенту, а тогдашний декан филфака МГУ, печально памятный специалистам Р. М. Самарин, попросту выгнал недавнего призера, пытавшегося подать апелляцию.

Георгий Полонский поехал в Минск, поступил на филфак Белорусского госуниверситета и, проучившись там семестр, перевёлся в Московский областной пединститут им. Крупской. Оказалось, что в МОПИ возникает интересная литературная жизнь: в те же годы там начинали Камил Икрамов, Олег Чухонцев, Владимир Войнович. В этой электронной публикации собраны страницы воспоминаний Георгия Полонского о товарищах его юности, соучениках и учителях.

В 1959 году, в результате случайного знакомства с Роланом Быковым, который тогда был главным режиссером Студенческого театра МГУ, студент МОПИ Георгий Полонский стал заведующим литературной частью этого театра. Театр как раз искал пьесу о времени и о том, как себя в этом времени ощущает молодежь, - но продукция советской драматургии, как казалось, мало чем могла помочь коллективу. Тогда двадцатилетний завлит решил написать пьесу сам. В 1961 г. пьесу под названием "Сердце у меня одно" (впоследствии автор стеснялся и этого названия, и чрезмерного пафоса своей лирической драмы) поставил на сцене Студенческого театра МГУ Сергей Юткевич.

Молодой драматург, ставший дипломированным учителем русского, литературы и английского языка, пошел преподавать в школу. Возможно, ученики считали его очень странным учителем: за несколько минут до конца урока он говорил: "А теперь - стихи!" - и читал Заболоцкого, Пастернака, Слуцкого. Решив для себя, что объясниться с учениками в пределах школьной программы удается не вполне, Полонский предпочитал делать это на языке поэзии. Работая учителем, он продолжал пробовать себя в прозе: писал рассказы, не оставлял и драматургических опытов. Спектакль по его второй пьесе "Два вечера в мае" вышел в 1965 г. на сцене Академического театра им. Моссовета в постановке Юрия Завадского. В этой вещи, как и в первой пьесе, лирическим героем стал молодой человек, пишущий стихи. Вообще в большинстве произведений Полонского присутствует поэзия: стихи нужны его персонажам, и реалистическим, и сказочным, как воздух, - это для них и атмосфера, и способ жить, видеть и понимать других и самих себя.

Георгий Полонский не считал себя педагогом по призванию и, оставив школу в 1965 г., поступил на Высшие сценарные курсы в мастерскую одного из лучших драматургов отечественного кино И. Г. Ольшанского. Сценарий фильма "Доживем до понедельника", поставленного Станиславом Ростоцким, стал дипломной работой Полонского. В душной атмосфере "закручивания идеологических гаек", после того как в Прагу вошли советские танки, картина принималась администраторами от кино, проходя через огромное количество обсуждений и придирок. На сдаче фильма в Госкино осенью 1968 г., ещё до начала обсуждения, когда после просмотра погас свет в зале, раздался громкий голос одного из видных чиновников: "Вот вам среда и почва чешских событий". "Доживем до понедельника" спасло то, что картина, показанная на дачах высших руководителей государства, понравилась кому-то из их детей. Премьера, состоявшаяся в 1969 г. на VI Международном кинофестивале в Москве, принесла главным создателям "Золотой приз", а в 1970 г., по инициативе Всесоюзного съезда учителей - Государственную премию СССР.

Затем последовали пьесы "Побег в Гренаду" (1972), "Драма из-за лирики" (1975), "Репетитор" (1978), "Перепелка в горящей соломе" (1981), которые шли на сценах Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Казани, Ростова и многих других городов. Тогда же, в 70-е годы, по сценариям Полонского были сняты телефильмы "Перевод с английского" (в соавт. с Натальей Долининой) и "Ваши права?" (в соавт. с Аркадием Ставицким), а кинофильм "Ключ без права передачи", поставленный Динарой Асановой, заслужил успех у многих зрителей и был удостоен диплома "За лучший сценарий" кинофестиваля 1976 года в Польше. В эти же годы сочинения Г. Полонского переводились на немецкий, венгерский, словацкий, китайский и другие языки.

Последняя пьеса драматурга - "Короткие гастроли в Берген-Бельзен" - завершена в 1996 году. Вариант пьесы был напечатан в журнале "Современная драматургия", но сцены она так и не увидела.

В разное время Г. Полонский выступал в печати и как публицист, осмысляя те же нравственные, педагогические, мировоззренческие проблемы, которые волновали его и как художника. В одной из статей он отстаивал важность для школы особой гуманитарной дисциплины, которую предлагал назвать "уроки медленного чтения". Эти слова послужили названием последней его книги, вышедшей уже после кончины автора: в них во многом заключено то отношение, которое исповедовал Георгий Полонский по отношению к литературе, к творчеству, да и к жизни вообще.

Именно напряженное внимание к внутренней жизни человека, столь заметное в "школьных" и "молодежных" пьесах 70-х годов, впоследствии побудило драматурга расширить круг сюжетных мотивов, обратиться к новым для него средствам выражения. В период с 1979 по 1988 год он пишет сказки, адресованные, по его словам, "взрослым, ещё не забывшим своего детства".

"Медовый месяц Золушки" - сказка особая: в ней рассказано о всеми любимой Золушке после свадьбы с принцем, чего не бывало ни у Шарля Перро, ни у братьев Гримм, ни у Евгения Шварца. Никто еще не заглядывал за опущенный на свадьбе Золушки занавес… Здесь такая попытка предпринята. Фея и ее ученик решают вернуться и проверить: какое именно счастье устроили они Золушке?

"Не покидай…" - сказка о королевстве, трон которого захвачен кавалерийским полковником, о наследном принце-поэте, много лет проведшем в немоте, о его любви, о чудесном цветке - Розе Правды, о борьбе Поэта и бродячих актеров с тиранией и торжестве справедливости…

"Рыжий, честный, влюбленный" - римейк детской сказки шведского автора Я. Экхольма про лисенка Людвига XIV и его избранницу Тутту Карлсон, цыпленка. Оставив сюжетную основу Экхольма, Полонский переписал текст целиком и ввел новых действующих лиц, наделив "звериных" персонажей человеческой психологией и придав конфликтам опасную остроту.

Последние две из этих историй могут быть известны читателю по телевизионным экранизациям Леонида Нечаева.

Возможно, даже в реалистических своих сочинениях Георгий Полонский был "сказочником" - не только потому, что сочинял и любил сказки, а вообще, по мироощущению. Он шёл не столько от реальной жизни, сколько от собственной интуиции и вкуса. В его произведениях почти нет намеренного зла, но есть убеждённые в своей "правоте" люди и болезненные, конфликтные столкновения их слишком разных "правд", благодаря которым и читатель, а порой даже и сам автор мог понять что-то новое про собственную жизнь.

На этом свете литератору уже не доведётся испытать чувство, выраженное им от лица одного из киногероев формулой, которая, как теперь кажется, существовала всегда: "Счастье - это когда тебя понимают…". Но есть надежда, что над страницами его сочинений это чувство ещё испытает читатель.

Библио- и фильмография произведений Георгия Полонского

Книги, журнальные публикации:

1. Доживем до понедельника.

Киносценарий о трех днях в одной школе. М., Искусство, 1970

2. Доживем до понедельника.

Сборник "Школьные годы", М., "Молодая гвардия", 1975, с.5-75

3. Перевод с английского (совм.с Н.Долининой). Ваши права? (совм. с А.Ставицким).

Сценарии телевизионных фильмов. М., Искусство, 1977

4. Ключ без права передачи.

Три киноповести о школе. М., Детская литература, 1980

5. Перепёлка в горящей соломе. Пьеса в двух действиях.

"Театр", 7, 1982, c.128-152

6. Репетитор

Курортная история в двух частях, семи картинах.

М., Искусство, 1980

7. Репетитор.

Пьесы. М., Советский писатель, 1984

8. Медовый месяц Золушки.

Фантазия на детскую и вечную тему в двух действиях.

"Театр", 7, 1988, c.2-26

9. Короткие гастроли в Берген-Бельзене ("Кецеле").

Драматические мемуары о непрошедшем времени.

"Современная дра...