Система аск ндс 3. Что означают коды в требованиях по ндс

66 Свердловская область

Дата публикации: 25.09.2015

Издание: Наши деньги Екатеринбург
Тема: Порядок исчисления налога на добавленную стоимость
Источник:   http://dengiekat.ru/journal/2015/82/stat1052.html

Основная доля поступления доходов федерального бюджета в первом полугодии 2015 года с территории Свердловской области обеспечена за счет налога на добавленную стоимость (НДС). Область перечислила более 31 млрд. рублей - с ростом на 22,5% (7 млрд рублей). Об этом сообщили в пресс-службе УФНС по Свердловской области.

Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС - так называемой системы АСК НДС-2 - стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.

В январе 2015 года внедрен второй этап автоматизированной системы - АСК НДС-2. Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.

«Новая система автоматизирует налоговые процедуры и сводит к минимуму влияние человеческого фактора, - отмечает заместитель руководителя УФНС России по Свердловской области Ольга Голендухина. - Система позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний. Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС».

Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС). Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.

Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев. С 2015 года налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы будут истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов (налоговый разрыв), свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС.

Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме. С этой целью и внедрены программные средства АСК НДС и АСК НДС-2.

АСК НДС - автоматизированная система контроля за возмещением НДС - успешно работает с 2013 года. Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска.

«Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск получают «особое внимание» не только инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка, но и управления ФНС России по Свердловской области. Например, в Свердловской области АСК НДС к «группе риска» ежеквартально относит порядка 10% заявленного по декларациям возмещения из бюджета НДС», - отмечает Ольга Голендухина.

В результате отбора сомнительных операций обеспечивается усиленный контроль, привлекаются правоохранительные органы, исключается возможность применения мошеннических схем.

В среднем 20 - 30% налогоплательщиков после этих процедур самостоятельно отказываются от заявленного возмещения из бюджета НДС, сдают уточненные декларации по НДС.

После внедрения автоматизированной системы контроля сокращение объема возмещения из бюджета НДС в Свердловской области уже составляет более 50% заявленного налогоплательщиками «группы риска».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Совсем недавно ФНС приняла систему BigData, которая успешно функционирует. Данная налоговая программа приняла название АСК НДС. Необходимо разобраться, что она собою представляет, как ею пользоваться и понять принцип работы нового сервиса ФНС.

Сотрудники налоговой службы второй год активно применяют данный сервис. Именно он позволяет выявлять фирмы, которые незаконно используют вычеты. Благодаря использованию данной системы, бюджет значительно увеличился.

Необходимо разобраться с тем, как работает эта программа. Вот что она представляет собою схематически:

Эта система собирает данные из книги продаж и сверяет их с вычетом по книге покупок. Программа самостоятельно проверяет правильность внесения информации в документы, а также правомерность получения вычета. При этом совершенно не требуется вмешательства извне.

Когда система находит несоответствие, автоматически направляется письмо с просьбой дать разъяснения. Компания обязана их предоставить в течение пяти рабочих дней. Если этого не произошло, то налоговая инспекция начинает проверку, по результатам которой возможно либо исправление ошибки, либо доплата в бюджет.

Эта база легко справляется с проверкой деклараций, сверкой информации, автоматическим нахождением ошибок, рассылкой писем.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

АСК НДС-2

Новый сервис ФНС АСК НДС-2 для поиска незаконных вычетов НДС разработан специально для борьбы с недобросовестными налогоплательщиками. Абсолютно все поданные декларации попадают в одну общую базу, с которой работают сотрудники налоговой службы. Происходит полная проверка всех предоставленных данных. В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.

Благодаря данной системе процесс проверки занимает менее минуты, что значительно ускорило работу налоговой.

Теперь налогоплательщики должны полностью проверять своих контрагентов. Подвергаться изучению теперь должна бухгалтерская отчетность, наличие офисов работы, проверка отзывов клиентов, проверка по всем возможным учетам.

АСК НДС-3

Благодаря данной системе налоговый сотрудник сможет просмотреть полностью все операции по продаже товаров. Потому как база самостоятельно проводит соответствие между книгами продаж и покупок. Производится это по счету-фактуре и НДС.

Очень удобным обстоятельством является тот факт, что система подключена к банковской. Поэтому сразу видны зависимые друг от друга компании, движение денежных сумм, которые выводятся из-под налогообложения.

Для того чтобы не оказаться в зоне риска, надо обязательно проверять документы официального лица контрагента. Должен соответствовать почтовый и юридический адрес. Также проверить по базе судебных приставов. Это поможет избежать проблем с новой системой проверки.

АСК НДС: откуда налогоплательщику ждать угрозы

Существует опасность сдать неверные данные, при которых начнутся расхождения в показателях. В таком случае бухгалтеру придется давать пояснения или уточненную декларацию.

При налоговом разрыве сравнивают данные в книге продаж и покупок, в результате получается, что контрагент отсутствует в ЕГРЮЛ, или не подает декларацию, или делает ее нулевой. В этом случае у него появляется счет-фактура, который не занесен в декларацию. Поэтому, если организация является покупателем, то налоговые сотрудники однозначно потребуют объяснений.

Случаются разрывы при невозможности сопоставить счета по авансам и зачет этих авансов. Происходит это из-за того, что организация, которая выдала авансовый платеж, самостоятельно выставляет счет-фактуру. Тогда предпринимателю будет достаточно просто составить разъяснение и приложить необходимые документы.

Благодаря данной системе налоговые сотрудники теперь могут выявлять фирму однодневку. А именно та операция, при которой денежная сумма не дошла до бюджета.

При каких-либо расхождениях предприятию придется предоставить разъяснения и приложить нужные документы. Если этого не сделать, то будет наложен штраф, а потом отказ в вычетах.

Теперь с появлением данной системы совершенно необязательным является ведение журналов полученных и выставленных счетов-фактур. Однако, лучше вести их для собственного учета.

Перед тем, как направлять все данные в базу, необходимо их перепроверять. Иначе существует риск попасть под разъяснения.

Так как сдача декларации проходит в электронном виде, нужно сдавать ее примерно за неделю до окончания срока. Тогда по времени точно все дойдет в срок.

При выявлении каких-либо расхождений нужно сотрудничать с органами налоговой службы. Они имеют право проверять необходимые документы, осматривать помещения, требовать пояснений. Но в таком случае все должно быть законно. Должно присутствовать основание осмотра территории налогоплательщика, которое подписано руководителем налогового органа.

Еще одним изменением благодаря данной системе считается видоизменение декларации. Подается она теперь исключительно в электронном виде, в нее включаются сведения по принятым и выставленным счетам-фактурам. Важно понимать, что при подаче такого документа в бумажном виде, он будет считаться не поданным. Значит, сразу же последуют штрафы. Каждую декларацию нужно подавать в срок. Обязательно нужно проверять правильность и достоверность внесенной информации, чтобы не возникало необходимости давать лишних разъяснений или переделывать декларацию.

Данная система является инновацией в налоговой среде, поэтому существуют многие недоработки. Но в основном она справляется с выявлением нарушителей и недобросовестных налогоплательщиков.

АСК НДС-2- это новый сервис ФНС для проверки вычетов НДС. Мы выяснили подробности, что такое новый сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС - АСК НДС-2.

Как программа «АСК НДС‑2» ищет расхождения в декларациях :

Компания получит требование из ФНС, когда программа налоговиков АСК НДС-2 найдет расхождения в декларациях. Запросы формируются автоматически. Чтобы не получить лишних требований и не попасть в зону риска выездной проверки, смотрите, как работает программа проверки деклараций.

АСК НДС-2: что это за программа

Декларации по налогу на добавленную стоимость сверяет между собой специальная программа налоговиков «АСК НДС-2». Эта программа позволяет выявить компании, которые незаконно используют вычеты по НДС.

Однако АСК НДС-2 - новый сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС позволяет не только отследить риски по налогу на добавленную стоимость, но и найти аналогичные риски по другим налогам. Например, по налогу на прибыль, когда компании формируют убытки с использованием фирм-однодневок.

Принцип работы АСК НДС-2

Программа АСК НДС сравнивает показатели счетов-фактур у покупателя и продавца. Сервис ищет расхождения — когда покупатель заявил вычет, а поставщик не начислил налог. То есть фактически новый сервис ФНС автоматически проводит встречные проверки по всем декларациям НДС.

Если программа нашла расхождение, она автоматически направляет письмо с просьбой дать пояснения. Компания обязана их предоставить в течение пяти рабочих дней. Если этого не произошло, налоговики начнут проверку. По итогам такой проверки компания должна либо исправить ошибку, либо доплатить в бюджет.

Рисунок. Как работает новый сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС

Программа АСК НДС-2 выявляет расхождения двух видов. Первый вид называется «НДС». Он означает, что оба контрагента показали сделки в декларациях, но у них не сошлись суммы налога. Второй вид - «Разрыв». Он означает, что:

  • контрагент не представил налоговую декларацию;
  • контрагент сдал отчетность с нулевыми показателями;
  • в налоговой декларации контрагента нет операций;
  • в отчетности сильно искажены сведения.

При любом типе расхождений потребуется представить пояснения или уточненку. Что необходимо пояснить, можно понять из требования налоговиков. В нем есть таблица, последняя графа которой называется «Справочно: код возможной ошибки». А код — цифровой. Расшифровку кодов смотрите в таблице ниже.

Что означают коды в требованиях по НДС

Код ошибки Что означает
1 Счет-фактура, отраженный в вашей декларации, отсутствует в декларации контрагента. Такая ошибка может возникнуть, например, в следующих случаях:
- контрагент не указал счет-фактуру с аналогичными реквизитами в декларации либо указал с неверными реквизитами;
- контрагент не сдал декларацию либо сдал нулевую декларацию;
- в вашей декларации указаны некорректные реквизиты счета-фактуры, из-за чего невозможно сопоставить их с данными контрагента
2 Выявлены расхождения между взаимосвязанными показателями внутри декларации в разделах 8 и 9. Например, при принятии к вычету НДС, уплаченного ранее с авансов
3 Выявлены расхождения между показателями разделов 10 и 11. Такие ошибки могут возникнуть только у посредников. Например, посредник, реализующий товары от своего имени, регистрирует полученный от заказчика счет-фактуру в части 2 журнала учета счетов-фактур. Одновременно реквизиты этого счета-фактуры посредник должен указать в графе 12 части 1 журнала учета счетов-фактур. Если данные по счетам-фактурам расходятся, это ошибка
4 Ошибка в сведениях, указанных в той или иной графе таблицы, которую инспекторы отправят вместе с требованием (приложения к , в ред. ). Номер этой графы будет указан в скобках рядом с кодом «4». Например, к требованию прилагается таблица к разделу 8 (приложение 2.1 к письму ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 , в ред. письма ФНС от 25.09.2018 № ЕД-4-15/18646 ). Если рядом с кодом «4» указана графа 18, нужно проверить стоимость покупок. А если графа 19 - сумму НДС к вычету. Скорее всего, эти данные расходятся с показателями, указанными в разделе 9 декларации по НДС у продавца
5 В разделах 8-12 декларации по НДС:
- не указана дата счета-фактуры;
- или дата счета-фактуры превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС
6 В разделе 8 (в приложении 1 к разделу) декларации заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет
7 В разделе 8 (в приложении 1 к разделу 8) декларации заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации
8 В разделах 8-12 декларации по НДС некорректно указан код вида операции , предусмотренный приказом ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136
9 Допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9 (в приложении 1 к разделу 9) декларации. Сумма НДС с отрицательным значением превышает сумму НДС, которая указана в записи по аннулированному счету-фактуре, либо нет записи по аннулированному счету-фактуре

Почему бывают расхождения в декларациях по НДС

Наиболее часто программа АСК НДС-2 находит расхождения не потому, что компания намеренно занизила налог. Причина обычно в том, что один и тот же счет-фактуру компания может регистрировать несколько раз в декларациях за разные кварталы.

Например, так делает покупатель, если заявил вычет частично, а остальную сумму перенес на следующий квартал. Также компании нередко регистрируют один и тот же счет-фактуру в книге покупок по ошибке. В итоге компания задваивает вычет.

При проверке программа ФНС суммирует вычеты по счету-фактуре во всех декларациях. Если общая сумма вычета превысит начисленный налог по этому счету-фактуре, инспекторы запросят пояснения.

Бывают ситуации, когда ошибки в декларации нет. А сравнить счета-фактуры программа не может из-за того, что компания привела частичную стоимость товаров. Безопаснее в книге покупок приводить полную стоимость товаров. Тогда от инспекторов будет поступать меньше запросов.

Как отвечать на запросы из нового сервиса АСК НДС-2

Как подать пояснения по требованию инспекции, зависит от того, обязаны ли вы подавать декларацию по НДС в электронной форме. Если не обязаны, пояснения можно сдать:

  • либо на бумаге;
  • либо в электронном виде по ТКС.

Если вы обязаны подавать электронные декларации по НДС, то и пояснения по расхождению в цифрах из книги покупок и книги продаж должны сдавать только в электронном формате. Такой порядок установлен абзацем 4 пункта 3 статьи 88 НК.

Если вы нарушите это требование, инспекторы сочтут, что пояснения вы не представили (письмо ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367). Отправить пояснения по ТКС в виде скана бумажного документа тоже нельзя. Для пояснений такой способ подачи не предусмотрен - письмо ФНС от 09.12.2016 № ЕД-4-2/1984.

Электронные пояснения к декларации по НДС нужно составлять в специальном формате, который утвержден приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682. Это формат XML. Для подготовки пояснений можно использовать компьютерную бухгалтерскую систему, в которой вы ведете учет. Разумеется, если эта система «умеет» формировать файлы с отчетностью в формате XML.

Другой вариант - использовать для подготовки пояснений программу, предоставленную спецоператором, через которого вы сдаете электронные отчеты. Если в этих системах нет такой функции, воспользуйтесь бесплатной программой, которую рекомендует налоговая служба, - «Налогоплательщик ЮЛ». Скачать ее можно с сайта ГНИВЦ.

На практике при автоматизированной проверке налоговых деклараций с использованием программного комплекса «АСК НДС-2» инспекции присылают требования о представлении пояснений в двух форматах:

  • в виде машиночитаемого файла в формате XML;
  • в виде документа в формате PDF.

При этом основным является файл в формате XML. Его инспекция направляет для обработки и подготовки пояснений с помощью учетной системы налогоплательщика. Именно на него надо отвечать в формате XML, который установлен приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682. Файл в формате PDF - вспомогательный, его инспекция направляет в дополнение к основному для наглядности и неизменности содержания.

Если электронное требование о представлении пояснений поступило из инспекции в другом формате, отвечать на него в формате XML организация не обязана. Пояснения можно подготовить в том же формате, в котором составлено требование.

Подайте запрошенные пояснения в течение пяти рабочих дней с даты, когда получили из инспекции требование (п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК). Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения требования (п. 2 ст. 6.1 НК).

Что будет, если ответить на требование по НДС в другом формате

На практике возможны случаи, когда отправить пояснения по утвержденному формату не удается по техническим причинам. Чтобы не пропустить пятидневный срок, который закон отводит для ответа, компании отправляют его обычным письмом по ТКС.

Как АСК НДС-2 выявляет налоговые риски

В программе АСК НДС используется 84 критерия риска. Среди них налоговая нагрузка, рентабельность, налоговая история компании за три года, задолженность перед бюджетом, данные об учредителях, директоре. Алгоритмы расчета этих критериев постоянно совершенствуют.

Новый сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС (АСК НДС-2) в автоматическом режиме распределяет компании, которые представили отчетность по НДС, на три группы налогового риска:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Информация о присвоенных критериях налогового риска в программе отражается в виде цветовых индикаторов - красный, желтый, зеленый. Усиленный контроль налоговики будут проводить по красной группе. Какие компании относятся к каждому из классов риска, видно в таблице ниже.

Таблица. Критерии налогового риска

Риск Характеристики компаний
Низкий/зеленый Компания ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме платит налоги. Для этого у организации есть все необходимые ресурсы
Средний/желтый Компании, которые не попали в группы с высоким или низким налоговым риском
Высокий/красный

Компания не платит налоги или платит их в минимальном размере, не обладает достаточными ресурсами для ведения деятельности. Возможно, применяет махинации с налогами, чтобы создать лишь видимость реальной деятельности. На самом же деле цель компании - получить необоснованную налоговую выгоду, в том числе, в пользу третьих лиц

Налоговики также анализируют контрагентов компании. Если среди них есть компании, которые обладают признаками однодневок, то вероятность усиленного контроля повышается. Проверять реальность сделки специалисты ФНС будут разными методами. Они вправе:

  • запросить документы у покупателя и поставщика по отгрузке, доставке, оплате товаров;
  • запросить документы в рамках встречной проверки по цепочке контрагентов, запросить информацию о движениях денег в банке;
  • провести осмотр складов и других помещений компании.

Все эти мероприятия инспекторы проводят в период камеральной проверки (п. 8.1 ст. 88, п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Она длится всего три месяца. Увеличивать его налоговики не могут.

Может ли анализ декларации в АСК НДС-2 привести к выездной проверке

Допустим, инспекторы не успели получить необходимую им информацию за время камеральной проверки. В таком случае сведения об организации передают в отдел предпроверочного анализа. Специалисты этого отдела сами принимают решение о том, нужна ли выездная проверка.

Рисунок. Основания для включения в план проверок

Решение о проверке зависит в том числе от цены вопроса — суммы возможных доначислений. Например, средняя цена выездной ревизии за 2018 год — 17 млн руб. Конкретная сумма зависит от региона. Таким образом, риск выездной проверки есть, если доначисления составят 10-17 млн руб.

Чтобы оценить этот показатель, можно взять общую сумму сомнительных вычетов. Это вычеты, по которым программа ФНС нашла разрывы, то есть поставщик не начислил налог. Далее следует прибавить доначисления по налогу на прибыль, а также штраф в размере 20 процентов. Ведь по фиктивным сделкам инспекторы также снимут расходы.

Если у компании сумма разрывов меньше 1 млн руб., то выездная проверка маловероятна. Но желательно, чтобы сомнительные вычеты не накапливались в крупную сумму. Ведь все такие вычеты программа фиксирует в базе налоговиков.

В последнее время ФНС обеляет целые отрасли через специальные хартии участников рынка. Этот механизм опробован уже на экспортерах зерна, рыбной отрасли, электронщиках, торговых сетях, фармацевтах. Основная цель налоговой службы понятна: уничтожить теневой рынок как явление. И для этого у ФНС России сегодня есть все необходимые инструменты. Все знают о существовании программных комплексов АСК НДС-2 и АСК НДС-3, но не до конца понимают механизм работы.

Что налоговикам дает АСК НДС-3

АСК НДС-3 позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц и повысить его продуктивность с 10 до 100%.

Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках.

На практике это означает, что находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица станет гораздо проще. Уловив разрыв в цепочке, программа подает сигнал, который должны уже дополнительно проверить сотрудники налоговой службы.
Уже сейчас в штате у налоговиков появилось новое подразделение, насчитывающее порядка 6 тысяч аналитиков.

Чем опасен АСК НДС-3

В 2018 году комплекс будет внедрен во всех субъектах страны и получит качественно новые возможности.
ВНИМАНИЕ! Программный комплекс АСК НДС-3 автоматически формирует отчет, который с ноября 2017 годя является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если сумма нарушений превышает установленный законом размер.
То есть если раньше для возбуждения уголовного дела Следственный комитет России должен был провести доследственную проверку, запросить встречные документы у контрагента, сверить данные и сделать выводы, то сейчас этого делать не требуется, инспектору ИФНС достаточно нажать одну кнопку.

Если программно-аналитический комплекс решит, что компания уклонилась от уплаты налогов, используя любую схему (будь то дробление фирмы, создание фирм — однодневок или цепочки посредников), то распечатка в руках инспектора сегодня уже является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.

Что такое экстерриториальные проверки

Кроме этого, у налоговиков появился новый инструмент — экстерриториальные проверки, благодаря которым договориться «по-хорошему» со своим налоговым инспектором больше не удастся, так как проверять предоставленные компанией данные будут работники ФНС из другой районной налоговой инспекции, а возможно даже из другого города, что существенно снижает возможность внеправового снижения налоговых рисков.

С особым вниманием с 2018 года ФНС планирует подходить к отслеживанию тендеров. Делать это предполагается с помощью отраслевых объединений участников рынка.

Отраслевой подход усиливают

В целом налоговики поменяли схему подхода к вопросам взимания налогов. Если раньше проверки касались отдельных крупных компаний, то с некоторых пор работа ведется по целым отраслям.

«Отраслевой подход к проведению проверок уже доказал свою эффективность в фармацевтической, ювелирной, алкогольной сферах экономики», — заявил начальник Контрольного управления ФНС Максим Чаликов на круглом столе с участниками рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации.

В 2018 году все нововведения будут отрабатываться на клининговой отрасли. Необходимо помнить, что под угрозой оказываются и заказчики услуг клининга и технической эксплуатации зданий и сооружений, которые ранее избегали ответственности.

Отныне для ФНС заказчики также становятся «бенефициаром агрессивной налоговой оптимизации». ФНС уже составило список из около 8000 компаний отрасли, которые в 2018 году попадают под пристальный контроль. Все текущие контракты этих компаний оцениваются на предмет налоговой нагрузки, которая в клининге должна составлять более 30% от оборота.
Такая нагрузка обусловлена большим количеством ручного труда в составе затрат, который составляет от 70 до 95 процентов.

Все эти меры заставят отрасль фасилити (профессиональной уборки и технической эксплуатации) выйти из «тени» и работать вбелую с полной уплатой в бюджет государства необходимых фискальных платежей.

Крупнейшие клининговые компании уже объединись в Национальную ассоциацию Фасилити Операторов НАФО, которая разработала отраслевую Хартию и открыта для приема новых членов. НАФО также ведет большую разъяснительную и методическую работу, направленную на содействие Заказчикам в минимизации возможных проблем, связанных с проводимой ФНС кампанией.

Если в расходной части вашей компании нет затрат на услуги уборки и технической эксплуатации вы счастливчик. В противном случае, необходимо провести ревизию имеющихся контрактов и провести переговоры с вашим контрагентом о гарантиях оплаты 100% налогов по заключенному контракту. Также следует поставить в известность службу безопасности компании — проверка поставщика услуг на налоговую добросовестность их задача.

Для добросовестных компаний, пользующихся услугами аутсорсинга по обслуживанию, угроза состоит в возможной потере вычета НДС из-за незаконных действий контрагентов. Налоговая может отказать в вычете на основании того, что контрагент имеет признаки однодневки.