Правописание не и ни. Правописание не и ни Различие на письме не и ни

Различие на письме частиц не и ни.
Цель урока: формирование умения различать на письме правописание частиц не и ни.
Задачи урока: 1.Научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;
2.сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.
Ход урока.
ОргмоментПодготовка к РЭ. Задание 6.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Катался по дороге клок соломы и жалобно шуршал, (НЕ)НАХОДЯ места, куда приткнуться на ночь.
Дверь в комнату (НЕ)ПРИТВОРЕНА, мне холодно, тоскливо и обидно среди этих людей.
Ярко горели лампы, и всѐ пел свою (НЕ)ХИТРУЮ песню медный самовар.
Смысл этих фраз был далеко (НЕ)УТЕШИТЕЛЬНЫМ.
Задание 7.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Огромный старый клѐн (1) возвышавшийся (2) над всей южной частью сада (3) видный отовсюду (4) оделся свежей и густой зеленью.
Задание 10.
Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 7: «Еѐ жѐлтая картонная обложка обтѐрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы».
антитеза
сравнение
фразеологический оборот
метафора
Словарный диктант.
Устойчивые выражения с частицей НИ.
Ни за что ни про что, во что бы то ни стало, ни ответа ни привета, ни свет ни заря, откуда ни возьмись, ни с того ни с сего, ни там ни сям, ни два ни полтора, ни больше ни меньше, куда ни шло.Составить и записать 2 предложения с данными выражениями.
Новая тема.
Просмотр видео.
Различение частиц НЕ и НИ
НЕ НИ
Если опустить частицу, смыслизменится на противоположный (Не выучил - выучил) Если опустить частицу, смысл не изменится (Ее не остановят ни горы, ни реки. - Ее не остановят горы, реки.)В вопросительных и восклицательных предложениях (Кто не слышал об этом? Куда он только не обращался!)В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест.) Придаточная часть начинается словами: что ни..., кто ни..., чего ни..., сколько ни..., куда ни..., о чем ни..., где бы ни...
С существительными в родительном падеже (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т.д.) В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера и т.д.)
Учитель: Ребята, а кто мне скажет, что какое предложение называется сложным?
Другой вопрос - что такое устойчивые выражения?
Самостоятельная работа
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
Тесты по теме «Правописание частиц не и ни».
1 Команда

(Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.
2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.
3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?
4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.
5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.
6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.
7. Миша н_ пошел на каток.
2 Команда
Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ
1. В предрассветной тишине не слышно (н_) шороха.
2. (Н_) раз художники пытались изобразить горы.
3. Но (н_) один из них не смог превзойти своим мастерством Н.Рериха.
4.Н_льзя было не задержаться в Москве.
5. Разве вы (н_) мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
6. Мы должны добраться во что бы то (н_) стало.
7. Куда (н_) посмотришь, кругом простирается водная даль.
Исправьте речевые и грамматические ошибки.
1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты. (Подсказка: нарушение словообразования; несуществующее слово)
2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
(Подсказка: нарушение связи подлежащего и сказуемого)
Проверка
КЛЮЧ
Нельзя не восхититься торжеством красоты.
КЛЮЧ
Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.)Проверка знаний. «Верные и неверные утверждения»
1. Частицы НЕ и НИ - формообразующие частицы.
2. Чтобы правильно написать слово с НЕ или с НИ, нужно учитывать его смысл.3. Если в предложении опустить частицу и смысл не изменится, то нужно писать частицу НИ.
4. В устойчивых выражениях с частицами НИ - НИ нужно ставить запятую.
5. Если опустить частицу, и смысл изменится на противоположный, то нужно писать НЕ.6. Частицы со словами пишутся слитно.
Итог.Д/з. Составить карточки с предложениями для друга, где были бы частицы не и ни.,

Отличие не от ни - наиболее трудная для правописания тема и в VI классе, где она изучается впервые, и в старших классах, где повторяется не раз. Поэтому остановимся на ней подробно, используя все возможные сопоставления.

Учащиеся должны запомнить:

Не может стоять перед различными частями речи и передавать полное отрицание. Особенно четко выражено значение полного отрицания у частицы не при наличии противопоставления: Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (загадка).

Не во значению равняется нет: Я не был в театре. (Был?- Нет.) Здесь не место и не время вести эти разговоры. (Место?- Нет. Время?- Нет.)

Частицу не нельзя опустить, не разрушив смысла высказывания (в нем исчезает отрицательный смысл, т. е. высказывание приобретает противоположное значение): Не упреки, не наказание ждали его, а счастливые глаза матери.

Ни - частица усилительная, она употребляется в двух основных значениях: усиливает утверждение и усиливает отрицание.

Остановимся на первом значении ни.

Ни усиливает утверждение, т. е. имеет утвердительный смысл, употребляется в придаточных предложениях с уступительным оттенком. Сопоставим предложения: Уснуть доктор не мог и не старался. Уснуть доктор не мог, как ни старался (Пан.).

В первом предложении оба сказуемых отрицательные. (Мог?- Нет. Старался?- Нет.) Во втором предложении сказуемое главного предложения отрицательное (не мог), а в придаточном предложении уступительном ни усиливает утвердительное значение. Здесь ни по значению равняется да. (Уснуть мог?- Нет. Старался?- Да.)

В этом случае ни можно выпустить из предложения, не нарушив смысла, так как ни само по себе не отрицает, а только усиливает отрицание (Уснуть доктор не мог, хотя старался).

Здесь полезно сопоставить предложения с не и ни: Кто не отвечал сегодня, ответит завтра и кто ни отвечал сегодня, ответил хорошо. Из первого предложения частицу не выпустить нельзя, так как получится бессмыслица, из второго предложения утвердительную частицу ни легко выпустить, не изменив при этом его смысла (Кто отвечал сегодня, ответил хорошо).

После анализа достаточного количества примеров можно провести такие тренировочные упражнения.

1. Переделать текст, чтобы вместо не было ни и наоборот; Чтобы он не делал ошибок, с ним много работали.- Чтобы он ни делал, все делал с большим старанием.

1) Кто ни слышал его, всех поражало его красноречие.

2) Кто ни приезжал в эти места, все мечтали приехать сюда снова.

3) Кто не приезжал в город, тот ничего не знал о событиях.

4) Кто не посетил выставку, может пожалеть об этом.

5) Чтобы он не говорил на эту тему, мы старались отвлечь его,

2. Дополнить предложения.

1) Куда не пойду… . Куда ни пойду… .

2) Что (бы) ни случилось… . Что (бы) не случилось,.. .

3) Где бы ни был… , Где бы не был… .

4) Кто с ним не работал… , Кто с ним ни работал… .

5) Кого не просил… . Кого ни просил… .

6) Когда он не обращался… . Когда он ни обращался… .

7) Кому ни… . Кому не… .

Где ни… . Где не… .

9) Кто ни… . Кто не… .

10) Кого не… .Кого ни… .

11) Куда не… . Куда ни… ,

12) Когда не… . Когда ни… .

3. Перестроить следующие предложения, вставив в них частицу ни: Много сплю, а все спать хочется.- Сколько ни сплю, а все спать хочется.

1) Вглядывался, но в тумане не мог разглядеть ничего.

2) Он торопился, но все равно опаздывал.

3) Что он задумает, ему все удается.

4) О чем ты попросишь, я все выполню.

Второе назначение ниусиливать отрицание, которое выражено частицей не, стоящей перед сказуемым. Отрицательное сказуемое может выражаться так же словом нег. На небе ни звездочки не видно.На небе нет ни звездочки; У меня не было ни минуты свободного времени.У меня нет ни минуты свободного времени.

Отрицательное сказуемое в таких предложениях может вообще отсутствовать, но его очень легко восстановить, и тогда ни усиливает подразумевающееся отрицание: На небе ни звездочки. У меня ни минуты свободного времени.

В этих предложениях ни можно заменить усилительной частицей даже или союзом и: На небе даже звездочки не видно; На небе и звездочки не видно. Если опустить ни, смысл предложения не изменится: На небе звездочки не видно; У меня минуты свободного времени не было.

Итак, ни — даже — и. Ни можно опустить.

Несколько упражнений на закрепление правописания частицы ни, усиливающей отрицание.

1. В приведенных предложениях там, где возможно:

1) опустить сказуемое.

2) заменить ни усилительной частицей даже.

3) союзом и.

4) выпустить ни из предложения.

1) Он от меня ни на шаг не отстает.

2) Вокруг не было ни души.

3) Его нельзя оставить ни на секунду.

4) Дождь не прекращался ни на час.

2. Вставить существительное с ни.

1) Кругом не было ….

2) Отступать нельзя … .

3) Во рту не было…..

4) В его рассказе правды нет … .

5) Свободного времени у меня нет ….

Часто встречаются предложения с повторяющейся частицей ни, которая употребляется в качестве соединительного союза при однородных членах и усиливает не только отрицание, но и перечисление. Здесь, так же как и в предыдущем случае, ни – даже — и и ни можно опустить. Чтобы учащиеся уяснили это, следует сопоставить предложения:

1) Ни под деревом, ни под кустом зверька не было. - Он оказался не под деревом, не под кустом, а на открытом месте.

2) Этой картины не было ни в музее, ни на выставке.- Эта картина была не в музее, не на выставке, а в запасном фонде.

При решении вопроса о написании не или ни мы приучаем школьников рассуждать. Возьмем в качестве примера предложение Как Алексей ни старался, не мог он разглядеть на их лицах ни радости, ни удивления. Учащиеся будут рассуждать так: «Алексей старался? - Да, старался (ни- да). Он мог разглядеть? - Нет, не мог (не-нет). Ни радости, ни удивления (даже радости, даже удивления; и радости, и удивления; радости и удивления). Можно опустить ни: Алексей старался, но не мог разглядеть на их лицах радости и удивления.

Для подобного разбора можно использовать следующие предложения.

1) Какая бы жара ни стояла, как бы ни трещали морозы, работа ни на минуту не прекращалась.

2) Казалось, уже никогда не будет на свете ни солнца, ни блеска, ни красок (Т.).

3) Куда ни посмотришь, нигде не увидишь ни кустика, ни деревца.


Частицы не и ни различаются по смыслу. Не - отрицательная частица, ни - усилительная частица, в некоторых случаях выступающая в роли отрицательной.
Основные случаи употребления не и ни

Не

Ни

4. Для выражения неуверенности, опасения, восхищения: Как бы дождь не пошёл. Ну чем не красавица! Не враг ли ты коварный?

4. Для выражения неопределённости:
На душе ни весело, ни грустно.

5. В значении «много», «несколько»:
Я был там не один. Он не раз приходил сюда.

5. В значении «никто», «никогда»:
Ни один не вернулся. Он ни разу не приходил сюда.

6. В сложноподчинённых предложениях, когда главное и придаточное предложения являются отрицательными: Нет такого города, в каком бы он не побывал.

6. При союзных словах и союзах, связывающих придаточное предложение с главным: Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, всё те же мы! (А. Пушкин)
(куда бы ни = в любую сторону)

7. В восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словом только): Где он только не бывал! Какие страны не видывал! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)

7. Ни входит в состав повторяющегося союза ни... ни: Над миром мы пройдём без шума и следа, не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда. (М. Лермонтов)

8. В придаточном предложении времени с союзом пока Куй железо, пока не остыло. (В. Даль)

8. Во фразеологических сочетаниях:
ни рыба ни мясо; ни тпру ни ну

I Раскройте скобки и вставьте частицу не или ни.
1) (..)сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (..)крот- кий блеск лазури неба, (..)запах, веющий с полей, (..)быстрый лет коня ретива - (..)что души (..)веселит. (К. Батюшков) 2) В глуши (..) слышно было (..)души. 3) Но Кочубей богат и горд (..)долгогривыми конями, (..)златом, данью крымских орд, (..)родовыми хуторами. 4) Унынья моего (..)что (..)мучит, (..)тревожит, и сердце вновь горит и любит - оттого, что (..)любить оно (..)может. 5) И во всю ночь безумец бедный куда стопы (..)обращал, за ним повсюду Всадник Медный с тяжёлым топотом скакал. (А. Пушкин) 6) Моей судьбой, сказать по правде, очень (..)кто (..)озабочен. А если спросит кто-(..)будь, ну, кто бы (..)спросил, скажи им, что (на)вылет в грудь я пулей ранен был. 7) И (..)навидим мы, и любим мы случайно, (..)чем (..)жертвуя (..)злобе, (..)любви. 8) Так тощий плод, до времени созрелый, (..)вку- са нашего (..)радуя, (..)глаз, висит между цветов... 9) (..)вы(ль) сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар? 10) (..)раз от скуки он свои мечты мне поверял. (М. Лермонтов)








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ход урока

1. Организационный момент – 5 минут.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Откроем тетради и запишем число и тему урока: “Различение частиц НЕ и НИ. Употребление частицы НЕ”.

Нам необходим сначала заряд бодрости для изучения новой темы, поэтому я начну читать стихотворение Федора Ивановича Тютчева, а вы послушайте и скажите, о каком природном явлении идет речь:

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла .

Правильно, это радуга. Смотрим на экран, вот она перед нами (слайд № 1) . Кто знает, что символизирует радуга? Что означает ее появление? (Ответы детей.) Радуга – добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце, закончился дождь, значит, будет хороший урожай и хорошее настроение. Даже по–старославянски слово “радь” означало “веселый”, а некоторые считали “райский”. На слайде радуга, наше настроение хорошее, мы ожидаем чего-то приятного. Закрепим наше состояние. Орфографическая работа и индивидуальная работа по карточкам. Добровольцы! Четыре человека проходите к доске.

2. Орфографическая работа – 8 минут.

Пишем по очереди словосочетания, обозначая графически орфограммы и объясняя их устно (2 человека):

Как хорошо, неужели правильно,
только отлично, едва ли сомневается,
именно на уроке, вот и результат,
все-таки получится, давай-ка тренироваться.

(1 человек – слева – карточка)

Записать разряды смысловых частиц. Привести примеры на каждый разряд частиц из словарного диктанта и свои. (Усилительные частицы: даже, всё-таки. Вопросительные частицы: разве, неужели. Восклицательные частицы: что за, как. Сомнительные частицы: авось, едва ли. Частицы уточнения: именно, как раз. Выделительные частицы: только, почти. Указательные частицы: это, вот и.)

(1 человек – справа – карточка)

Дать определение частицы. Для чего нужны в речи частицы? На какие две большие группы делятся все частицы? Привести примеры. (Частицы – это служебные слова, которые нужны для образования наклонений глагола и для выражения различных оттенков значения в предложении. Частицы делятся на две большие группы: формообразующие (бы, пусть)и смысловые (даже, всё, вон, как, разве и другие).

Ребята, а как вы думаете, какая в русском языке самая употребительная частица? (Самая употребительная в русском языке частица НЕ.) А о каких частицах мы ещё не упомянули? Правильно, об отрицательных частицах – не и ни. Таким образом, вся система частиц перед вами на экране (слайд № 2).

3. Объяснение нового материала – 10 минут.

Отрицательные частицы – это очень интересное явление русского языка. Одни лингвисты относят их к смысловым частицам, другие считают, что роль этих двух маленьких слов такова, что они должны быть выделены в отдельный разряд наряду со смысловыми и формообразующими частицами.

Наша задача познакомиться с правилами употребления в речи частицы не, запомнить их и выбирать в каждом примере нужную частицу. А на следующем уроке вы будете говорить о правилах употребления частицы ни в речи.

Внимание! Частица не служит (слайд № 3)

Для чего? Записываем:

1)для придания отрицательного смысла:

Например:

Я пошел в школу.
Я не пошел в школу.
Я пошел не в школу.
Не я пошел в школу.

Теперь я прочту вам одну легенду, она появится на слайде, а вы выпишите из неё слова с частицей не, соответствующие первому пункту правила – придание отрицательного смысла.

(Слайд № 4.) Легенда.

Жил царь. Был он богаче всех царей на свете. Амбары его ломились от добра. Сундуки были полны золота и драгоценных камней. В конюшне ржали самые быстрые кони. Самые зеленые сады, самые красивые дворцы, самые тучные поля, самые глубокие озера принадлежали ему одному.

Однажды царь сидел на балконе и озирал свои владения. На небе разгоралась заря. Сначала красным огнем она озарила краешек неба, где опустилось солнце. Потом ширилась и ширилась и вскоре объяла все небо. Она была так красива, что не оторвать было от нее глаз. Люди с радостью любовались зарей. Не радовался только царь. Мысль, что заря принадлежит не ему одному, а всем, терзала его сердце. От этой мысли он заболел и тут же умер. (Текст Б. Сергункова.)

Что вы выписали? Не оторвать, не радовался, не ему одному (слайд № 5).

Для чего ещё служит частица не? Записываем:

2)для придания положительного смысла, частица стоит при двух глаголах, один из которых МОЧЬ (слайд № 6):

Такие примеры напоминают математические, в которых минус на минус дает плюс.

В-третьих, частица не нужна (слайд № 7):

3)для придания положительного смысла в вопросительных и восклицательных простых предложениях с обобщающим смыслом:

Где он только не бывал!
Кто не знает имени Льва Толстого!
И чего только они не видели?

4. Закрепление нового материала – 9 минут.

Ребята, какой пункт правила из этих трех нам лучше других известен? Правильно, первый. Вот почему мы потренируемся сейчас по второму и третьему пунктам правила. Записываем:

Друг может сегодня зайти ко мне.
Друг не может сегодня зайти ко мне.
Друг может сегодня не зайти ко мне.
Друг не может сегодня не зайти ко мне.

Как только друг не спешил ко мне!
Чего только друг не принес мне!
О чем мы только с другом не поговорили!

А теперь вернёмся к радуге, которая озарила наш класс в начале урока. Сколько цветов у радуги? Почему? Какие цвета? Какую придумали люди поговорку, чтобы было легче восстановить цвета радуги и их последовательность?

Правильно: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для закрепления записываем:

Я не мог не радоваться весне.
Кому я только не старался сделать приятное!

Продолжите и придумайте ещё 5 предложений на употребление двойной частицы не и употребление частицы не в вопросительно-восклицательных предложениях.

(Читаем и объясняем.)

(Например)

Я не мог не улыбаться солнцу.
Я не мог не поразиться теплу.
Я не мог не излучать улыбок.
Я не мог не понравиться людям.
Я не мог не обрадоваться друзьям.
Я не мог не любить всех друзей.
Что только они не брали с собой!
Кто только так не играл!
Как только они ее не называли!

Раскрасьте, пожалуйста, каждое из семи предложений в соответствующий цвет радуги.

5. Минута отдыха и расслабления – 1 минута.

А сейчас сядьте удобно, не напряженно, расслабьтесь, закройте глаза и представьте радугу. Вообразите, что вы начинаете восхождение по ней. Вам хорошо и приятно. Вот красный цвет – здесь красивые цветы, следующий оранжевый цвет – это солнечный свет на поляне, желтый цвет – ласковое и тёплое солнце, зеленый – вокруг изумрудная трава, голубой цвет – это лазурное небо, синий цвет – плывущие по небу облака, фиолетовый – полетели необыкновенной красоты птицы. Открываем глаза. Мы здесь, в классе, но радуга как будто ещё перед глазами.

6. Подведение итогов урока – 7 минут.

Ребята, кто из вас когда-нибудь видел радугу?

Сколько дуг было там? Бывает и не одна дуга, а больше.

Долго ли длится радуга? Почему? Может ли человек оказаться под радугой? (Ответы учащихся.)

Давайте дослушаем окончание стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, с отрывка из которого начался наш разговор:

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,-
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь .

Как вы понимаете завершающие строчки этого философского произведения?

Радуга, действительно, неуловима и недолговечна. Она даёт ощущение радости, но, увы, ощущение это мимолетно. Радуга дарит мечту о счастье, но счастье это оказывается недостижимым. Удивительное в своей красоте “мимолетное виденье” – радуга буквально тает на наших глазах, оставляя нам чувство светлой грусти.

7. Домашнее задание (слайд № 8).

8. Оценки учащихся, комментарий учителя.

9. Прощание с учениками.

Список литературы

Как слово наше отзовётся…Избранная лирика. М.: Правда, 1986 год. С.144.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994 год. С. 194 – 195.
Как слово наше отзовётся…Избранная лирика. М.: Правда, 1986 год. С.144.

Что за тишь! Не клонит ветер ни былинки, ни цветочка. Не дождешься ты такого благодатного денёчка! (А. Плещеев.)

Частица Не чаще всего передаёт отрицание: Не я, не мог, не друг, не болен. Она пишется отдельно от слов, к которым относится

Частица Не может употребляться также в предложениях, которые не имеют отрицательного значения: При наличии двойного отрицания: Я не мог не знать (= я знал); В вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего значения типа: Кто не знает имён Толстого и Достоевского! (= все знают!)

Частица Ни чаще всего усиливает отрицание, когда оно выражено частицей Не или словами нет, нельзя: Из-за темноты нельзя было ни читать, ни писать. Усиливать отрицание – основная функция частицы НИ!

Частица Ни, как и частица Не пишется отдельно от слов, к которым относится. Употребляясь при однородных членах, частица Ни приобретает значение союза И: Ни брат, ни сестра уезжать не хотели. (= И брат, и сестра уезжать не хотели.)

1. В предложениях с отрицательным смыслом, но без отрицательных слов не, нет, нельзя: Ни звука, ни шороха. . . (подразумевается, что не слышно, нет ни звука, ни шороха).

2. В придаточной части предложения типа Сколько раз я ни приходил, его никогда не было дома. (= Хотя я приходил много раз, его дома не было.)