Питание по сунне. Правила питания Пророка Мухаммада ﷺ

Стол Пророка Мухаммада был беден, но в помощи людям и в вере в Аллаха он был самым богатым. На его столе никогда не было пищи запрещённой Аллахом. Пророк не любил есть в одиночестве. Если ему не нравилось что-то из еды, он никогда этого не показывал, и запрещал обсуждать еду, учил уважать мнение других людей. Уронив на землю что-то из еды, советовал поднять, сдуть грязь, съесть, ничего не оставлять в тарелке и не объедаться. Пророк сказал: "Никто не может наполнить сосуд хуже чем свой желудок". .

Любимые блюда Пророка:

Он любил мëд и разные сладости. Одно из самых его любимых блюд было суп с хлебом разрезанным на куски (тирит). Он также любил арбуз, незрелые финики, мясные блюда.

Как и у всех арабов, молоко - любимый напиток Пророка, он сам доил коров. У семьи Пророка и у других семей угощение гостей молоком считалось большим почтением.

Трудности и порядок на кухне Пророка:

Пророк имел самую трудную должность (пророчество). Его семья часто переживала трудности. Он не имел время на заработки. Люди, которые были с ним от начала, тоже имели проблемы, в первую очередь материальные. Пророк от голода клал на живот камень. "В день он не ел две разных блюд" говорила умм аль-муминин Аиша.

Разнообразная пища вредна для здоровья. так как еды не хватало Пророк мало кушал. По словам Анаса "Он никогда не ел свежий хлеб и жареную баранину" . .

У Пророка дома ели хлеб с отрубями. В то время мусульмане ещё не добрались до мест, на которых растут оливки, гранаты, инжир и т.д.

В доме у него не было прислуг, жëны всë делали сами. Аиша говорила: "Я нигде не ела такую вкусную еду" . Он всегда отпускал рабов на волю. Он не имел собственного повара, но имел друзей-поворов. Его супруги сами молотили муку. Дочь Пророка хотела иметь раба, но получила отказ, ложилась спать усталой, вспоминая Аллаха.

Пророк запретил использовать золотую и серебрянную посуду. "Я не видел, чтобы он ел с медной тарелки" , говорил Анас, "он всегда ел за скатертью" .

В доме у него сидели на листьях финика, а посуда была деревянной. После еды он советовал использовать салфетку или полотенце.

Еда для нуждающихся и для гостей:

Сам голодный, он помогал другим. Всем, у кого есть возможность, советовал тоже самое.

После того, как власть над частью необработанных земел Бани Надир и Хайбар перешла к нему, Пророк заставлял их помогать нуждающимся. Пророк угощал гостей хлебом, мясом, молоком, маслом и т.д. Абу Хурайра говорит: "Гостей было много, и по этому Пророк оставался голодным" .

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас собирается есть (трапезничать), то пусть непременно упомянет имя Господа [скажет «бисмил-ля»]. Если забудет об этом в начале, тогда [вспомнив] пусть скажет: «Бисмил-ля ‘аля аввалихи ва ахирихь» (с именем Бога от начала и до конца)» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) доволен тем, когда человек благодарит Его всякий раз, принимая пищу или делая глоток питья» .

Важным после завершения трапезы является поблагодарить Бога на любом из языков мира. Согласно сунне, следует сказать «аль-хамду лил-ля» (слава Богу).

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас собирается есть, то пусть ест правой рукой. А если собирается пить [воду, например], то пусть пьет [держа сосуд] правой рукой. [Во время трапезы можно помогать себе левой рукой, но класть пищу в рот и пить воду необходимо именно правой]. Поистине, Дьявол ест и пьет левой рукой [и вам верующим совсем не к лицу уподобляться ему в манере приема пищи, тем более что это ежедневный процесс, который можно наполнять Божественной благодатью и благословением]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Чего я больше всего опасаюсь относительно моих последователей, так это (1) больших животов [тучности, полноты, отсутствия меры в питании], (2) долгого сна [отсутствия строгого распорядка дня; малоподвижности, пассивности], (3) лени [отсутствия конкретных целей, задач] и (4) слабости в убеждениях [когда они лишь на языке, в сердце не спускаются, а в делах, в их правильности, последовательности, долгосрочности отсутствуют]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, - это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если этого слишком мало, тогда: треть [желудка] - для пищи, треть - для питья и треть - для дыхания» .

Исключение возможно в отдельных случаях. Например, когда человек гостит у другого. Однажды Абу Хурайра, находясь рядом с Пророком, выпил очень много молока и воскликнул: «Больше нет места [выпить еще]!». Сподвижники Пророка ели порой досыта в его присутствии и он (да благословит его Всевышний и приветствует) не упрекал их .

Однажды к пророку Мухаммаду пришел в гости человек неверующий. Посланник Божий приказал домашним подоить козу. Гость выпил надоенного молока и не насытился. Подоили еще одну, а он опять не насытился. И так продолжалось до тех пор, пока этот человек не выпил столько молока, сколько надоили с семерых коз. Гость переночевал и наутро [к удивлению многих] стал верующим [в корне изменившись и преобразившись]. На завтрак ему принесли молока, надоенного с одной козы. Он выпил. Затем принесли еще, но гость не смог допить. [Все поразились, а] Пророк пояснил: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а неверующий - за семерых» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Уважительно относитесь к хлебу!»

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Дьявол приходит к каждому из вас всегда и по любому поводу. Даже когда вы едите. А потому если у кого-то из вас упал кусочек [еды, ломтик хлеба, например], то [подняв] пусть очистит его от грязи [безусловно, в разумных пределах], а после пусть непременно съест, не оставляет Дьяволу. Когда же доест [завтрак, обед или ужин, например], пусть оближет свои пальцы [если во время трапезы что-то ел руками и на пальцах присутствуют остатки пищи. Опять же без перегибов и с учетом норм приличия того общества, в окружении которого трапезничает]. [Зачем все это?] Поистине, человек не знает, в какой еде (остатках пищи) заложена Божья благодать (баракят)» .

Благоразумно сторонясь Дьявола и становясь ближе к Богу даже, на первый взгляд, в таких мелочах, человек открывает для себя новые формы проявления Божьей милости. Как говорят, если человек не умеет грамотно использовать имеющиеся у него $100, Бог не даст ему $1000. В результате таких вроде незначительных, но важных правил, соблюдаемых в мусульманской культуре, перед верующим открываются врата изобилия не только с перспективой в земной обители, но и с перспективой в обители вечной. Напомню, что подсознательно бедные люди расточительны . Подсознательно богатые - экономны, рациональны, аккуратны, чистоплотны.

Прием пищи - это ежедневный процесс, который помогает наполнять жизнь Божественной благодатью (баракятом) и благословением. А вот накладывать в тарелку нужно столько, сколько необходимо съесть для поддержания жизненных сил, и доедать все до конца. Как сказано в достоверном хадисе: «Человек не знает, в каких остатках пищи заложена Божья благодать» .

«Пророк, сходив по нужде [следует учесть, что при этом использовалась вода для подмывания], вернулся, и ему подали еду, спросив, не нужна ли вода для совершения омовения (вуду’), а он ответил: «Зачем? Я ведь не собираюсь сейчас совершать молитву[-намаз]» .

Некоторые богословы говорили об отсутствии необходимости мыть руки перед едой, если они на вид чистые, приводя в качестве аргумента данный достоверный хадис. Имам ан-Навави в комментарии к этому хадису говорит, что здесь имеется в виду именно омовение (вуду’), а не просто мытье рук перед едой. Но есть также достоверный хадис, где сказано, что «приступив к трапезе, Пророк не коснулся воды (не помыл рук перед трапезой)». Итак, «чистота - половина веры», как сказано в достоверном хадисе. Когда руки были чистыми, пророк Мухаммад не видел необходимости мыть их. В противном случае - мытье было необходимо, дабы соблюдать чистоту, сохранять чистоплотность.

Напомню, что по Сунне (по примеру Пророка), а также в свете аятов и хадисов, призывающих к чистоте, руки нужно мыть до еды и после. До еды - если они грязные. Тем более в современных реалиях, особенно когда бываем в общественных местах . Все это без излишней щепетильности, но с элементарной приверженностью чистоте и порядку, в меру возможностей.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто провел ночь [заснул], и у него на руках остался запах мяса [то есть перед сном он не помыл после еды руки], и с ним что-то случилось [например, плохо спал или увидел страшный сон], тот пусть никого не упрекает в этом, кроме как самого себя» .

Сподвижник пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) Джабир передает: «Посланник Божий накормил нас кониной и запретил употреблять в пищу ослятину (ослиное мясо)» .

В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима также от Джабира приведены слова: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил употреблять в пищу ослятину и разрешил есть конину» .

«Мы [порой] употребляли в пищу конину во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)», - передает в достоверном хадисе Джабир ибн ‘Абдулла .

Асма’, дочь Абу Бакра, передает: «Мы во времена пророка Мухаммада порезали лошадь [в соответствии с мусульманской традицией перерезали шейные артерии для выхода основной части крови] и съели ее» .

Хадис от ‘Аиши; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 476, «сахих».

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и ан-Насаи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 543, 544, хадис № 1821, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 112, хадис № 1795, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 481, «сахих».

Хадис от Джабира; св. х. ад-Дара Кутни. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 295.

Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 88, 89, глава № 46, хадис № 81, «сахих».

См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 17.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 89; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 544, хадис № 1824, «хасан»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 854, хадис № 186 (2063).

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 88, хадис № 1423, «сахих».

Хадис от Джабира; св. х. Муслима См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 841, 842, хадис № 135–(2033); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 124, хадис № 2023, «сахих».

В Коране Господь миров говорит: «Вне всяких сомнений, расточительные [растрачивающие свои доходы и Божьи дары на бесполезное, не говоря уже о тех, кто тратит на вредное, греховное, преступное] являются братьями [близкими по духу и поступкам друзьями и соратниками] Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) [проклятый Богом навечно] оказался абсолютно неблагодарным своему Господу [что можно сказать и о побратавшихся с ним]» (Св. Коран, 17:27).

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1752, хадис № 5456; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 12. С. 720–722, хадис № 5456 и пояснение к нему. Также хадис от Джабира; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 841, хадис № 133–(2033). Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 478, «сахих».

Подробнее см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 162, хадисы № 120–(374) и № 121–(374); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 69, 70, хадисы № 120–(374) и № 121–(374) и пояснение к ним; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 415, хадис № 3760, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 313, хадис № 1847, «сахих».

Хадис, в котором говорится, что пророк Мухаммад совершал малое омовение (вуду’) до еды и после еды, не является достоверным. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 415, хадис № 3761, «да‘иф»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 313, хадис № 1846, «да‘иф».

Например: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит искренне кающихся и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]» (см. Св. Коран, 2:222); «Аллах (Бог, Господь) любит старающихся быть [в меру своих сил и возможностей] предельно чистыми» (см. Св. Коран, 9:108).

Так как вирусы и бактерии постоянно мутируют, чтобы быть более жизнеспособными и стойкими, в XXI веке появились новые их виды, которых не существовало в VI–VII веках и которые способны нанести значительный вред организму, если не соблюдать правил гигиены.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 554, хадис № 1865, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 315, хадис № 1860, «сахих».

См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 454, хадисы № 4328, 4329, оба «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1776, хадисы № 5520 и 5524; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 12. С. 809, хадис № 5520; там же т. 9. С. 611, хадис № 4219; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 805, хадис № 36–(1941).

См.: ан-Насаи А. Сунан. С. 454, хадис № 4330, «сахих».

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1776, хадисы № 5519; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 798, 799, хадисы № 5511, 5512; там же С. 809, хадис № 5519; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 805, хадис № 38–(1942).

Подробнее по теме см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 7. Ч. 13. С. 95, 96; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 14; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 12. С. 809–814; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С. 189, 190.












Хлеб , который ел Посланник Аллаха (с.а.в.): Наш Пророк всегда ел хлеб из ячменной муки с отрубями. От Абу Хазма передают: "Я спросил у Сахля ибн Сада: "Ел ли Посланник Аллаха (с.а.в.) хлеб из очищенной муки?" Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел очищенной муки". Я спросил: "А были ли у вас сита?". Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел сита". Я спросил: "Как же вы ели непросеяный ячмень?" Он поведал: "Мы его мололи, потом дули на него, собирали то, что разлеталось, смешивали с водой и замешивали тесто""(Бухари). От Айши (р.а.) передают: "Члены семьи нашего Пророка (с.а.в.) до самой его смерти не ели досыта два раза ячменного хлеба".

Мед и халва : От Айши (р.а.) передают: "Посланник Аллаха (с.а.в.) любил халву и мед" (Ибн Маджа, Дарими).

Оливковое масло : Наш Пророк (с.а.в.) рекомендовал: "Употребляйте в пищу оливковое масло и наносите его на кожу, потому что его делают из плодов одаренного благодатью дерева" (Ибн Маджа, Дарими).

Употреблять в пищу курятину - сунна. "Я пришел к Абу Мусе (р.а.). Он ел курятину. Он подошел ко мне и сказал: "Кушай курятину и ты, потому что я видел, как Посланник Аллаха (с.а.в.) ел курятину" (Насаи, Дарими).

Финики и молоко – прекрасная дозволенная пища. От Абу Халида (р.а.) передают: "Я пришел к человеку, который ел финики с молоком. Он пригласил меня: "Угощайся, ведь наш Пророк (с.а.в.) назвал финики с молоком ‘двумя прекрасными дозволенными’" (Ахмад ибн Ханбал).

Гранатовые деревья – деревья рая. От Ибн Аббаса (р.а.) передают: "Наш Пророк (с.а.в.) ел гранатовые зерна по одному. Мы спросили у него: ‘Почему ты так делаешь?’ Он ответил: ‘Нет на земле ни одного гранатового дерева, в котором ни было бы одного зернышка из рая. Я надеюсь, что одно из этих зернышек райское’" (Табарани). От Али (р.а.) передают: "Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: ‘Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок’" (Ахмад ибн Ханбал).

Айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение . Тальха (р.а.) передает: "Однажды я пришел навестить Посланника Аллаха (с.а.в.). Когда я вошел к нему, у него в руках был плод айвы. Он сказал мне: ‘О, Тальха, угощайся. Ибо айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение’" От Ибн Аббаса (р.а.) передают: "Джабир ибн Абдуллах (р.а.) передал нашему Пророку (с.а.в.) плод айвы, привезенный им из Таифа. Пророк (с.а.в.) сказал: "Айва прогоняет печали, придает сияние сердцу"(Табарани).

Уксус . "Уксус – прекрасная приправа" (Ибн Маджа, Абу Давуд). От Умму Хани (р.а.) передают: "Пророк (с.а.в.), придя к нам, спросил: ‘Есть ли у вас что-нибудь поесть?’ Я ответила: ‘У нас есть только немного хлеба и уксус’. Он сказал: ‘Принесите мне. Дом, в котором есть уксус, не считается бедным’" (Тирмизи).

Дом, в котором нет фиников, считается голодным . "Обитатели дома, в котором нет фиников, голодные"(Муслим, Абу Давуд и Тирмизи).

Хлеб – приправа к финикам . От Юсуфа ибн Абдуллах ибн Саляма передают: "Я видел, как Посланник Аллаха (с.а.в.) взял кусок хлеба, положил на него финики и сказал: ‘Это приправа к этому’" (Абу Давуд).

Наш Пророк (с.а.в.) ел молодые финики с арбузом . "Наш Пророк (с.а.в.) ел молодые финики с арбузом" (Абу Давуд). Как рассказывает мать верующих Айша (р.а.): "Наш Пророк (с.а.в.) ел арбузы и дыни с финиками и говорил: ‘Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого’" (Абу Давуд, Тирмизи).

Иногда наш Пророк (с.а.в.) ел молодые финики с огурцами . "Посланник Аллаха (с.а.в.) ел молодые финики с огурцами" (Ибн Маджа, Абу Давуд). От Абдуллаха ибн Джафара передают (р.а.): "Я видел, как Посланник Аллаха (с.а.в.) ел свежие финики с огурцами" (Бухари, Абу Давуд, Тирмизи).

Арбузы, дыни и огурцы были любимой едой нашего Пророка (с.а.в.). "Посланник Аллаха (с.а.в.) очень любил дыню, арбуз и огурцы" (Тирмизи).

Наш Пророк (с.а.в.) любил тыкву . От Анаса (р.а.) передают: "Один портной пригласил Посланника Аллаха (с.а.в.) к себе в гости, я пошел вместе с ним. Портной угостил нас ячменным хлебом, похлебкой с тыквой и вяленым мясом. Я увидел, что Посланник Аллаха (с.а.в.) искал в посуде куски тыквы и собирал их. С того времени я очень люблю тыкву". В другом риваяте говорится: "Увидев это, я не стал есть тыкву, которой угостили меня, а поставил перед ним". В следующем риваяте Анас (р.а.) говорит: "С того времени мне по мере возможности стали готовить блюда с тыквой" (Муслим, Тирмизи, Абу Давуд).

Наш Пророк (с.а.в.) отдавал предпочтение луку и не любил запах чеснока . От Айши (р.а.) передают: "Блюдо, которое самым последним отведал наш Пророк (с.а.в.), было с луком" (Абу Давуд). От Джабира ибн Самуры (р.а.) передают: "Посланник Аллаха (с.а.в.) был гостем у Абу Аййуба (р.а.). [Абу Аййуб] отправлял ему еду. Однажды отправил одно блюдо. Посланник Аллаха (с.а.в.) не стал его есть. Придя к Посланнику Аллаха (с.а.в.), Абу Аййуб спросил об этом. Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: ‘Оно было с чесноком’. Абу Аййуб (р.а.) спросил: ‘О, Посланник Аллаха (с.а.в.), а разве чеснок запретен?’ Ответил: ‘Нет, но я не люблю его запаха’" (Тирмизи).

Посланник Аллаха (с.а.в.) не любил, когда молоко смешивали с медом . От Анаса (р.а.) передают: "Посланнику Аллаха (с.а.в.) принесли сосуд с подслащенным медом молоком. Он сказал: ‘В сосуде две приправы. Я и не ем их, и не запрещаю’" (Тирмизи).

Кто ест глину, то открывает дорогу самоубийству . "Кто ест землю, тот словно открывает дорогу самоубийству"(Табарани).

Какой гурман не хотел бы попробовать любимое блюдо своего кумира? В известном питерском ресторане любой посетитель в праве потребовать для себя любимое кушанье Пушкина. Давно не проблема испробовать гурьевскую кашу, мясо по-строгановски, пожарские котлеты, не говоря уже о гоголе-моголе и салате Оливье. Как вы понимаете, все это принадлежность европейской кухни. А чем же славится культура застолья мусульманских народов?

Любимое блюдо пророка Мухаммеда – сарида, которое исламская традиция представляла в качестве арабского национального блюда. Сарид или сарида – «национальное блюдо» арабов в первые годы ислама. Сарид стал олицетворением арабской кухни, потому что «пророк Мухаммед объявил его лучшим из блюд, способным своим совершенством тягаться с любимейшей из жен его, Айшей», пишет Лилия Зауали в книге «Исламская кухня» . Что же представляет собой это потрясающее блюдо? По сути дела – это хлеб.

Кусочки хлеба крошатся в мясной бульон, затем, хорошенько пропитанные бульоном, складываются горкой и обкладываются нарезанным мясом. Любимое лакомство пророка упоминается в Сунне, священном предании о деяниях и изречениях Мухаммеда, которое каждый мусульманин обязан знать и передавать потомкам. Хлеб крошили руками или при помощи терки. Для этого существовал термин – сард. В зависимости от рецепта и достатка повара использовали как черствый хлеб, так и тончайшие лепешки из белой пшеницы. В наваристый мясной бульон для сарида обильно добавляли зелень и специи. Он становился таким густым, что блюдо можно было есть руками без помощи ложки.

Чтобы не обжечь пальцы, сарид подавали остывшим. «Кроме того, мясо от долгой варки должно было стать настолько податливым, чтобы было удобно отделять его костей одной рукой, ведь арабы используют при еде только правую руку», - пишет Лилия Зауали. Рецепты сарида, имеющиеся в кулинарных книгах, различны. Сариды бывают острые и не очень, с сыром, простоквашей, уксусом или сахаром и т.д. Общим остается лишь накрошенный хлеб, пропитанный бульоном. Исключение составляет тунисский сарид: в него крошат жареные на сковороде специальные блины, которые потом разрезают, а потом еще и варят на пару.

Искушенный читатель знает, что древние римляне начинали свою трапезу с яйца, заканчивая её фруктами. Отсюда пошло знаменитое латинское выражение “ ab ovo usque ad mala ” – «от яиц до яблок», т.е. с начала до конца. Халифы из династии Аббасидов начинали с фруктов, отдавая предпочтение финикам, потом ели соленые блюда. Горячие или скорее даже теплые блюда из ягнятины или баранины, домашней птицы, рыбы и прочее подавались с маринованными или солеными овощами. Плоскими лепешками вымазывали тарелки, которые сервировали на низком деревянном столике или на расстеленной на земле скатерти.

Все приготовленные блюда подавались одновременно: горячие и холодные, главные блюда, первые блюда. Соусы мурри и камак с уксусом и пряной солью - в отдельных маленьких пиалах, как это делают в японских ресторанах. Обед завершали сладостями и сиропами. Средневековый араб из Андалузии Ибн Разин советовал начинать с тяжелых блюд, потому что на «дне желудка» они перевариваются легче, чем «вверху». «Тяжелыми блюдами» считались молочные продукты, сарид, макароны, жирную говядину или баранину, вяленое мясо, рыбу, жареные семечки и тому подобное.

После этого переходили к овощам. Вся еда с большим содержанием соли должна «оказаться в середине желудка», а напоследок лучше съесть сладости, спелые фрукты или выпить сладкий шербет.

Правила хорошего тона в эпоху Аббасидов предписывали тщательно мыть руки до и после еды с помощью специальных мыл и порошков. Некрасивым считалось шумно сосать кости, класть обратно на блюдо надкусанный кусок мяса. Аккуратно обсосанные фруктовые косточки незаметно выбрасывались, а от спелых фруктов отрезали ножом небольшие кусочки, стараясь при этом не испачкать руки соком. Вилка упоминается у аль-Джахиза, но, похоже, не пользовалась большим успехом. После еды зубы чистили зубочисткой и сосали пастилки от дурного запаха изо рта, сделанные из мускуса, сандала, амбры, белоуса, гвоздики, дерева алоэ, розы, корицы.

Вопрос: Насколько достоверны следующие хадисы:

Передается от Аишы (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «Поистине, самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними». Аль-Бухари.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам не есть всего, что нам захочется. Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чрезмерность – это когда человек ест все, что пожелает». Ибн Маджа.

Есть ли запреты на чрезмерность в еде или порицание за то, что человек не может контролировать себя во время еды? Есть ли хадисы, аяты или книги о запрете чрезмерности в еде или о сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении еды и принятия пищи? Да воздаст вам Аллах благом.

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых: Чревоугодие является одним из величайших грехов, который ведет к погибели и становится причиной болезней, как душевных, так и физических, потому что оно вызывает похоть, страсть к богатству и положению для осуществления этих желаний. Оно также становится причиной душевных недугов, например, лицемерия, зависти, хвастливости и высокомерия из-за увлеченности мирской жизнью. Оно часто приводит к совершению грехов и аморальных поступков, и все из-за этого желания. Арабы говорили в старину: «Желудок – дом болезней, а диета – основа лечения».

Аллах говорит:

وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Преграды 7:31)

В Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) поощряется умеренность в еде, а расточительность крайне порицается.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания». Ат-Тирмизи, 2380; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Ас-Сильсиля ас-Сахиха» (2265).

Сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) никогда не садился есть, пока к нему не приводили какого-нибудь бедняка, который разделял с ними трапезу. Нафи‘, передававший хадисы с его слов, сказал: «Однажды я привёл с собой какого-то человека, чтобы он поел вместе с ним, и этот человек ел очень много, а потом Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «О Нафи‘, больше не приводи ко мне этого человека, ибо я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий кушает в один желудок, а неверующий в семь». Аль-Бухари, 5393; Муслим, 2060.

Ан-Навави сказал, комментируя этот хадис (14/25): «Ученые сказали: «Этот хадис означает, что нужно довольствоваться малым в этой жизни, а также в нем поощряется аскетизм. Довольство малым количеством еды является хорошей чертой, в противовес обжорству. Что касается слов Ибн Умара о бедняке, который много ел: «Пусть он больше не приходит», то он сказал так только потому, что тот вел себя как неверующий, и если человек походит своим поведением на неверующего, то нежелательно смешиваться с ним без необходимости; кроме того, тем количеством пищи, которое он съел, можно было накормить несколько человек».

Во-вторых: Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) собрал и обобщил из достоверных хадисов сведения, касающиеся Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении еды и питья. Он говорит в книге «Заад аль-Ма’ад» (1/147):

«Обычаем Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было принимать то, что имелось, и не искать то, чего не было. Когда ему приносили хорошую пищу, то он вкушал ее, если она нравилась ему, в противном случае он не трогал ее, но и не запрещал. Он никогда не порицал никакую еду: если он желал ее, то ел, а если она ему не нравилась, то оставлял ее. Например, так было с мясом ящерицы, которое он не ел, но он не запретил его для своей уммы. Он ел сладости и мед, которые любил. Он ел верблюжатину, баранину, курицу, мясо дрофы, дикого осла, кролика и морепродукты. Он ел жареное мясо, свежие и сушеные финики…Он не отказывался от хорошей еды, но не пытался искать ее, а довольствовался тем, что у него было. Если у него не было еды, то он проявлял терпение и от голода привязывал к животу камень. Можно было увидеть три молодых месяца подряд и за это время в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разжигали огня».

В-третьих: Ученые перечислили преимущества умеренности в еде, в том числе:

1. Чистота сердца, живость ума и проницательность. Сытость порождает глупость и ослепляет сердце. Поговорка гласит: «Человек с голодным желудком приобретает способность глубоко мыслить и отличается острым умом».

2. Смирение и избавление от тщеславия, празднества и высокомерия, которые являются основой тирании и пренебрежения Аллахом.

3. Человек помнит о гневе Аллаха и Его наказании, а также о тех, кого постигли несчастья. Сытый забывает о голоде и о тех, кто голоден, но благоразумный вспоминает о бедах Следующей жизни, когда видит тех, кто попал в беду в жизни земной.

4. Одно из самых больших преимуществ умеренности – это преодоление греховных желаний и контроль над своим нафсом, который склонен ко злу. Желания и сила являются источником всех грехов, а еда служит топливом для них. Зуль-Нун сказал: «Когда бы я ни наедался досыта, я грешил или думал о грехе».

5. Избавление от сонливости и бодрствование допоздна. Кто много ест, тот много пьет; кто много пьет, тот много спит. Сон отнимает много времени и по этой причине человек пропускает тахаджуд. Он становится вялым, а его сердце черствеет. Время – это самый ценный дар и человеческий капитал, а долгий сон укорачивает жизнь и является смертью.

6. Физическое здоровье и защита от болезней, которые возникают от переедания и смешивания в желудке различной еды. Врачи говорят, что переедание приводит к болезням, а диета лечит.

См. «Ихья Улюм ад-Дин», 3/103-104.

В-четвертых: Оба хадиса, о которых вы спросили, недостоверны.

Первый хадис: Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Поистине, самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними». Передал аль-Бухари в «Ад-Ду’афа», как сказал об этом аз-Захаби в «Мизан аль-И’тидаль» (3/335). Этот хадис также передал Аби Дунья в «Аль-Джуу», №22.

Передан через Гассана ибн Убейды аль-Азди аль-Маусили, который сказал: «Рассказал нам Хамза аль-Басри от Хишама ибн Урвы, от его отца, от Аиши».

Я говорю: «Его иснад очень слабый из-за Гассана ибн Убейды. Сказано в его биографии из «Лисан аль-Мизан» (4/418): «Ахмад ибн Ханбаль сказал: Мы записывали от него, а когда он пришел к нам сюда, я сжег все, что записал от него. Ибн Ади сказал: Слабость его хадиса очевидна. Передается от Яхьи ибн Ма’ина, что он слабый…Затем он посчитал этот хадис от Аиши неприемлемым (мункар)».

Поэтому шейх аль-Альбани сказал в «Даиф ат-Таргиб» (1239): «Это отвергаемый хадис».

Обратите внимание: в вопросе этот хадис приписывают аль-Бухари и это серьезная ошибка, потому что слова «передан аль-Бухари» обычно означают, что это хадис из его «Сахиха». Однако имам аль-Бухари написал множество других книг, где он передавал хадисы и их иснады, которые не всегда достоверны, например, в его напечатанной книге «Ду’афа ас-Сагир», или «Ду’афа аль-Кабир», о которой упомянули Ибн ан-Надим и Брокельманн в «Тарих аль-Адаб» (ст.р 65), и которая до сих пор хранится в библиотеке индийского города Патна. Если аль-Бухари передал хадис в любой другой своей книге, помимо «Сахиха» (который, безусловно, является самым великим трудом, написанным ученым в Исламе), то при цитировании хадиса следует отметить: «передан аль-Бухари в «Ат-Тарих», или в «Ад-Ду’афа», или в «Аль-Адаб аль-Муфрад». Тогда следует изучить иснад хадиса и его достоверность, как это делается в других книгах.

Возможно, хадис от Аиши содержится в «Ад-Ду’афа аль-Кабир». Мы искали его в «Ад-Ду’афа ас-Сагир», но не нашли. В «Ад-Ду’афа ас-Сагир» редко упоминаются хадисы и иснады. И Аллах знает лучше.

Второй хадис: Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чрезмерность – это когда человек ест все, что пожелает». Передали Ибн Маджа (3352); Абу Йала, «Муснад» (5/154); Абу На’им, «Аль-Хилях» (10/213); аль-Бейхаки, «Шу’аб аль-Иман» (5/46) и другие. Хадис марфу (приписываемый Пророку, мир ему и благословение Аллаха) передан через Бакийя ибн аль-Валида, Йусуфа ибн Аби Касира, Нуха ибн Захвана, от аль-Хасана, от Анаса.

Иснад хадиса очень слабый и имеет несколько недостатков, например:

1. Йусуф ибн Аби Касир, о котором Ибн Хаджар сказал: «Один из шейхов Бакийи, который неизвестен». См. «Тахзиб ат-Тахзиб», 11/421.

2. Нух ибн Захван, чьи хадисы отвергаются. В его биографии из «Тахзиб ат-Тахзиб» говорится: «Ибн Ади сказал: «Его хадисы недостоверны». Ибн Хиббан сказал: «Его хадисы полностью отвергаются и их не должны передавать». Абу На’им сказал: «Он передавал сомнительные хадисы от аль-Хасана, и у него есть бумага от аль-Хасана от Анаса»».

Более чем один ученый назвал этот хадис слабым: Ибн Хиббан, «Аль-Маджрухин», 3/47; Ибн Ади, «Аль-Камиль», 8/299; Ибн аль-Джаузи, «Аль-Маудуат», 3/182; аль-Бусайри, «Мисбах аз-Зуджяджя», 2/188; ас-Саххави, «Аль-Макасид аль-Хасана», 515. Аль-Альбани сказал в «Ас-Сильсиля ад-Даифа» (№241): «Выдуманный хадис».

Достаточно тех достоверных хадисов, которые мы привели выше, и нет нужды в этих двух слабых хадисах. Желающие узнать больше по этой теме могут обратиться к следующим книгам: «Аль-Джуу» , Ибн Аби Дунья; «Мухтасар Минхадж аль-Касидин», Ибн Кудама; «Заад аль-Ма’ад», Ибн аль-Кайим; «Шарх Рийяд ас-Салихин», Ибн Усеймин.