Иоанн Киевский, отрок, мч. Иоанн I (митрополит Киевский) «Послание против Латинян»

ИОАНН IV КИЕВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иоанн IV (+ 1166), митрополит Киевский и всея Руси.

Преемник Феодора, занимал митрополичью кафедру до своей смерти в течение двух лет (1164—1166).

Он был одним из первых, величавшихся титулом митрополита «всея Руси».

Не все свинцовые печати с именем Иоанна поддаются точной атрибуции, но некоторые из них, на которых Иоанн титулуется церковным главой ton nantian "Ros, скорее всего, принадлежат Иоанну IV: после преодоления церковного раскола Иоанн IV был вторым после Феодора киевским митрополитом, распространившим свою юрисдикцию de facto на «всю Русь».

28 марта 1165 г. Иоанн посвятил в новгородские епископы Илью и в том же году даровал ему звание титулярного архиепископа. Тем самым новгородский епископ сделался prototronos (т. е. первым из викариев) Киевской митрополии, каковым прежде был белгородский епископ.

Достойны внимания обстоятельства, сопровождавшие восшествие Иоанна IV на кафедру.

После смерти Феодора в июне 1163 г., когда обсуждался вопрос о его преемнике, шла речь и о повторном поставлении Клима. Сторонник такого решения киевский князь Ростислав отправил весной 1164 г. в Константинополь посольство, чтобы склонить на свою сторону императора Мануила I Комнина. Но весть о планируемом восстановлении Клима достигла берегов Босфора еще раньше; здесь, не теряя времени, поставили в митрополиты Иоанна IV и вместе с императорским посольством отправили его на Русь. В Олешье близ устья Днепра произошла неожиданная встреча обоих посольств, после чего они вместе двинулись в Киев.

Ростислав, будучи поставлен перед свершившимся фактом, поддался на уговоры императорского посла, доставившего сверх того и богатые подарки, хотя в душе был против Иоанна. Распространенное мнение, будто киевский князь поначалу отклонил кандидатуру Иоанна, основано на неверном понимании слов «не хоте прияти», которые по контексту летописного повествования следует, однако, понимать в том смысле, что Ростислав не имел особого желания принимать навязываемого ему митрополита.

Также необоснованным является постоянно возрождаемое в историографии мнение В. Н. Татищева, что во время этих переговоров, под угрозой церковного раскола, удалось добиться согласия Византии на то, что в будущем все кандидаты на Киевскую митрополию будут поставляться только с предварительного согласия киевского князя.

Митрополит Иоанн скончался в 1166 г.

Использованные материалы

Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.

http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОАНН IV КИЕВСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КИЕВСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    143381, Московской, …
  • ИОАНН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (благодать Божия) - имя различных лиц, упоминаемых в Свящ. Писании Ветх. и Нов. Завета, именно: 2Езд 8:38 - сын Акатана, …

  • Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: III - IV - V 290 291 292 293 294 295 296 297 298 …
  • ИОАНН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Римский император в 423-425 гг. Иоанн был первым секретарем при императоре Гонории. После его смерти он захватил власть (Сократ: 7; …
  • ИОАНН в биографиях Монархов:
    Римский император в 423—425 гг. Иоанн был первым секретарем при императоре Гонории. После его смерти он захватил власть (Сократ: 7; …
  • ИОАНН КОНСТ. ПАТРИАРХИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 14 константинопольских патриархов, из которых замечательны:И. II — патриарх константинопольский, прозванный "каппадокийцем", по месту рождения; избран в 518 г. …
  • КИЕВСКИЙ
    ЌИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. Осн. в 1833 (открыт в 1834) как рус. Ун-т Св. Владимира. В 1920 на его базе созданы укр. …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. Леси Украинки. Ведёт начало от т-ра Соловцова (1891). Открыт в 1926, с 1966 …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ МУЗЕЙ РУССКОГО ИСКУССТВА, осн. в 1922 как Киевская карт. гал., в 1934-36 отдел рус. иск-ва Худ. музея. Собрание др.-рус. …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ МУЗЕЙ ЗАПАДНОГО И ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА, крупнейшее в Украине собрание произв. заруб. иск-ва. Осн. в 1919. Памятники иск-ва древности, Зап. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ФИЛОПОН (5-6 вв.), греч. философ и христ. богослов. Предст. александрийской школы неоплатонизма, автор многочисл. комментариев к Аристотелю. В учении …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (Johannes Saresberiensis)(ок. 1120-80), философ, предст. шартрской школы, епископ (с …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, по происхождению ирландец; с нач. 840-х …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН РИЛЬСКИЙ (ок. 876-946), монах-пустынножитель, святой Болг. церкви, основатель Рильского …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ПАВЕЛ II (Joannes Paulus) (р. 1920), папа Римский с окт. 1978. С 1964 был архиепископом Кракова. В 1967 получил …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЛЕСТВИЧНИК (до 579 - ок. 649), визант. церк. писатель, монах-отшельник, в конце жизни настоятель монастыря на Синае. Автор популярного …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЛЕЙДЕНСКИЙ, Ян Бокелзон (Jan van Leiden, Jan Beukelszoon) (ок. 1509-36), голл. анабаптист, вождь Мюнстерской коммуны (1534-35). …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КУКУЗЕЛЬ, см. Кукузель …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРОНШТАДТСКИЙ (в миру Ив. Ил. Сергиев) (1829-1908), церк. деятель, проповедник, духовный писатель. Протоиерей и настоятель собора Андрея Первозванного в …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРЕСТИТЕЛЬ (Иоанн Предтеча), в христианстве предвозвестник прихода Мессии, предшественник Иисуса Христа; назван Крестителем по обряду крещения, к-рый он …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРЕСТА, см. Хуан де ла Крус …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ИТАЛ (2-я пол. 11 в.), визант. философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354-407), один из гл. отцов Церкви, архиепископ Константинополя (с 397), представитель греч. церк. красноречия. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ДУНС СКОТ (Joannes Duns Scotus) (ок. 1266-1308), философ, ведущий предст. францисканской схоластики. Его учение (скотизм) противостояло доминиканской схоластике - …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ДАМАСКИН (ок. 675 - до 753), визант. богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греч. патристики; ведущий идейный противник …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ВОРОТНЕЦИ, см. Ованес Воротнеци …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БОГОСЛОВ (Евангелист Иоанн), в христ-ве один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Присутствовал при воскресении Христа, его преображении, …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БЕССТРАШНЫЙ (Jean sans Реur) (1371-1419), герцог Бургундии с 1404. Глава бургиньонов. Организовал в 1407 убийство герцога Людовика Орлеанского, после …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ (John Lackland) (1167-1216), англ. король с 1199; из династии Плантагенетов. В 1202-04 потерял значит. часть англ. владений во …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ХХIII (Giovanni) (1881-1963), папа Римский с 1958. В 1962 созвал 2-й Ватиканский собор, наметивший пути модернизации культа, организации и …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II Добрый (Jean II le Воn) (1319-64), франц. король с 1350; из династии Валуа. В ходе Столетней войны 1337-1453 …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН VI Кантакузин (ок. 1293-1383), визант. император в 1341-54. Будучи с 1341 регентом малолетнего имп. Иоанна V, возглавил мятеж феод. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН IV (?-1165/66), митрополит Киевский с 1164. После "церковной смуты" при Клименте Смолятиче и Константине I и фактич. расколе митрополии …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II (1087-1143), визант. император с 1118; из династии Комнинов. Одержал победы над печенегами (1122), сербами (ок. 1124), венграми (1129), …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II (?-1089), митрополит Киевский с 1076/77. Основал Владимиро-Волынскую (ок. 1085) и Туровскую (1088) епископии. Автор "Послания" к папе Римскому …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН I (гг. рожд. и смерти неизв.), митрополит Киевский (до 1013 - сер. 30-х гг. 11 в.). Заложил новый дерев. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН (в миру Стефан Митропольский) (1827-1914), церк. деятель, миссионер, проповедник. В 1870-77 епископ Алеутский и Аляскинский, в 1889 епископ Аксайский. …
  • ИОАНН в Словаре Кольера:
    (англ. John Lackland, фр. Jean sans Terre) (1167-1216), прозванный Безземельным, английский король из династии Плантагенетов. Иоанн, младший из пяти сыновей …
  • КИЕВСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    к`иевский (от …
  • КИЕВСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    киевский (от …
  • КИЕВСКИЙ в Орфографическом словаре:
    к`иевский (от …
  • МИХАИЛ III КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил III (II) , (XII в.), митрополит Киевский . Занимал киевскую кафедру, как можно …
  • МИХАИЛ I КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил I (+ 992 / 998), митрополит Киевский, святитель. Память 15 июня в …
  • ЛЕОН КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леон (Лев, Леонт, Леонтий) (XI в.), митрополит Киевский. По вопросу о том, когда он …
  • КИЕВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Киевский Троицкий храм Храмы Украинской Православной Церкви: Киевский Троицкий собор на Троещине Киевский Троицкий храм …

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли тогда "путь из варяг в греки".

На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали святое Крещение. Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940-950-х гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги).

Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю, младший, Владимир, - Новгород. Правление Ярополка (970-978 гг.), как правление его бабки, Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников - язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир "сел на столе отца своего в Киеве", а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: "И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот".

Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, которую можно в этом случае датировать 12 июля 978 г. Возможно, впрочем, что подвиг святых киевских варягов-мучеников имел место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и всюду волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение.

Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии "Турова божница", было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.

"И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил: "Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам".

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, "стоял на сенях с сыном своим", мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. (Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: "Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына". Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их...

Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми "русскими гражданами небесного града" назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу. Путь "из варяг в греки" становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года (празднуется 12 мая). В нее были перенесены в 1007 г. мощи святой равноапостольной Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам святой Владимир, крестивший Русскую землю, а в 1044 г. его сын, Ярослав Мудрый, перенес в эту церковь останки своих дядей, Ярополка и Олега, предварительно "крестив их кости". Очевидно, последнее вызвано было требованием церковных правил о повторном крещении христианина при отсутствии достоверных свидетельств о первом крещении. С другой стороны, в древнем Киеве придавали большое значение древнехристианским сказаниям о возможности по особой милости Божией посмертного совершения таинства Крещения над людьми, скончавшимися вне церковного общения. Такой рассказ читается, например, в известном памятнике древнерусской учительной литературы - "Изборнике 1076 года", принадлежавшем сыну Ярослава Мудрого, благочестивому князю Святославу († 1076).

Дивен Бог во святых Своих. Камня и бронзы не щадит время, а нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженного тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.

    Митрополит киевский, по происхождению грек, правил от 1080 до 1088 г. Летописец называет его "добрым и кротким" и, вместе с тем, "хитрым в книгах и ученьи". Он известен двумя посланиями: 1) к папе римскому Клименту и 2) к… …

    Митрополит Иоанн III 10 й Митрополит Киевский и всея Руси 1089 1091 Церковь … Википедия

    Митрополит киевский (грек Иона), скончался в 1035 г., после 27 лет управления. {Брокгауз} Иоанн I, митрополит Киевский митрополит Киевский. О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией … Большая биографическая энциклопедия

    Иоанн II митрополит Киевский и всея Руси (1078 1089). По происхождению грек, занимал киевскую кафедру в 1078 1089. Летописец называет его «добрым и кротким» и, вместе с тем, «хитрым в книгах и ученьи». Он известен двумя посланиями: 1) к папе… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоанн IV. Митрополит Иоанн IV Митрополит Киевский и всея Руси 1164 1169 … Википедия

    Митрополит Киевский. По происхождению грек. В 1164 году возведен на Киевскую митрополию Константинопольским патриархом Лукой (Хрисовергом; патриарх с 1156 по 1169 годы), но князь Ростислав Мстиславович не захотел признать присланного патриархом… … Большая биографическая энциклопедия

    Иоанн I (в схиме Иона) митрополит киевский. О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией с 1019 года, по другим не позже 1008. О происхождении его также имеются различные мнения. Одни… … Википедия

    Митрополит Киевский. По происхождению грек. В 1089 году возведен на Киевскую митрополию в Царьграде патриархом Константинопольским Николаем Грамматиком и в этом же году выехал в Россию с великой княгиней Анной Всеволодовной, сестрой великого… … Большая биографическая энциклопедия

    Митрополит киевский (грек Иона), скончался в 1035 г., после 27 лет управления …

    Митрополит киевский, по происхождению грек, правил от 1080 до 1088 г. Летописец называет его добрым и кротким и, вместе с тем, хитрым в книгах и ученьи. Он известен двумя посланиями: 1) к папе римскому Клименту и 2) к черноризцу Иакову (см.).… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церковь: Константинопольская православная церковь Община: Киевская Митрополия Предшественник: Леон Преемник: Феопемпт Смерть: (?)

Митрополит Иоанн I (в схиме Иона ) - митрополит Киевский . О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений.

В 1008 году митрополит Иоанн создал две каменные церкви: одну в Киеве во имя святых апостолов Петра и Павла , а другую в Переяславе в честь Воздвижения Честного Креста Господня .

О происхождении его также имеются различные мнения. Одни считали его греком , но судя по тому, что он 14 июля 1021 года торжественно открыл и прославил мощи русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и установил празднование их памяти, есть основание предполагать, что он был русским. По другим соображениям его считали болгарином .

Напишите отзыв о статье "Иоанн I (митрополит Киевский)"

Примечания

Литература

  • Назаренко А. В. Киевский митрополит Иоанн I //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2007. № 3 (29). С. 76-77.

Ссылки

  • на сайте Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

Отрывок, характеризующий Иоанн I (митрополит Киевский)

– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.

Краткое житие преподобного Ионы (в схиме Петра) Киевского

Пре-по-доб-ный Иона Ки-ев-ский ро-дил-ся в 1802 го-ду в бед-ной се-мье. Был на-бож-ным с дет-ства, ча-сто по-се-щал мо-на-сты-ри и пер-во-на-чаль-но по-се-лил-ся у стар-ца Се-ра-фи-ма Са-ров-ско-го. У него Иоанн про-жил 8 лет, по-сле че-го ста-рец бла-го-сло-вил его ид-ти в Брян-скую Бе-ло-бе-реж-скую пу-стынь. Через семь лет в 1843 го-ду там он при-нял мо-на-ше-ство с име-нем Ио-ны.

Пре-по-доб-ный Иона был удо-сто-ен осо-бо-го ви-де-ния, ко-то-рое он по-нял как ве-ле-ние Про-мыс-ла, по-стро-ить на бе-ре-гах Дне-пра но-вый мо-на-стырь. Он при-ни-ма-ет ре-ше-ние уехать в Ки-ев.

Иеро-мо-нах Иона вы-де-лял-ся сво-ей ду-хов-ной опыт-но-стью и бла-го-че-сти-вой жиз-нью, по-это-му мно-гие ки-ев-ляне хо-те-ли быть его ду-хов-ны-ми ча-да-ми. В 1867 го-ду по-стро-е-на бы-ла де-ре-вян-ная цер-ковь во имя Свя-той Тро-и-цы, за-тем но-вый мо-на-стырь быст-ро ста-но-вит-ся круп-ным соб-ствен-ни-ком зем-ли.

Несмот-ря на пре-клон-ный воз-раст и му-чив-шую его бо-лезнь, отец Иона со-хра-нял бод-рость ду-ха и по-чти до са-мой смер-ти при-ни-мал у се-бя на-род. Он мир-но умер в 1902 го-ду.

Полное житие преподобного Ионы (в схиме Петра) Киевского

В 1802 го-ду в се-мье Пав-ла и Пе-ла-геи Ми-рош-ни-чен-ко ро-дил-ся сын, его на-зва-ли Иоан-ном. Ро-ди-те-ли Иоан-на про-ис-хо-ди-ли из ме-щан по-са-да Крю-ко-ва Пол-тав-ской гу-бер-нии Кре-мен-чуг-ско-го уез-да. Се-мья Ми-рош-ни-чен-ко жи-ла в бед-но-сти, и ро-ди-те-ли Иоан-на не мог-ли дать ему хо-ро-ше-го об-ра-зо-ва-ния. Един-ствен-ным, че-му он на-учил-ся, бы-ло чте-ние. Как боль-шин-ство дру-гих де-тей его со-сло-вия, учил-ся чи-тать он по Ча-со-сло-ву и Псал-ти-ри. От при-ро-ды он был ода-рен Гос-по-дом вы-со-ки-ми и бо-га-ты-ми ум-ствен-ны-ми да-ро-ва-ни-я-ми и твер-дою па-мя-тью. С дет-ства он лю-бил чте-ние книг, осо-бен-но ре-ли-ги-оз-но-нрав-ствен-ных, и чи-тал очень мно-го.

Бу-дучи с ма-лых лет весь-ма на-бож-ным, Иоанн Ми-рош-ни-чен-ко очень ча-сто по-се-щал мо-на-сты-ри и пер-во-на-чаль-но по-се-лил-ся в ка-че-стве по-слуш-ни-ка у стар-ца , из-вест-но-го всей Рос-сии по-движ-ни-ка ХIХ ве-ка, жив-ше-го в Са-ров-ской пу-сты-ни Там-бов-ской епар-хии. По-слуш-ник Иоанн про-жил на по-слу-ша-нии у стар-ца во-семь лет. За это вре-мя он на-учил-ся тво-ре-нию ум-ной мо-лит-вы. То-гда и бы-ло по-ло-же-но ос-но-ва-ние его ду-хов-ной жиз-ни. Не слу-чай-ным был тот факт, что свя-той Се-ра-фим по-слал его к уче-ни-кам . Пре-по-доб-ный Се-ра-фим бла-го-сло-вил Иоан-ну ид-ти в Брян-скую Бе-ло-бе-реж-скую пу-стынь, ку-да, со-глас-но во-ле стар-ца, он по-сту-пил по-слуш-ни-ком в 1836 го-ду. Через семь лет, в 1843 го-ду, Иоанн Ми-рош-ни-чен-ко при-нял мо-на-ше-ство с име-нем Ио-ны и в 1845 го-ду был ру-ко-по-ло-жен в сан иеро-ди-а-ко-на.

Про-во-дя жизнь в оби-те-ли в су-ро-вых по-дви-гах по-ста и воз-дер-жа-ния, в по-сто-ян-ной мо-лит-ве и бо-го-мыс-лии, Иона раз-вил в се-бе вы-со-кую сте-пень са-мо-углуб-ле-ния и са-мов-ни-ка-ния, тща-тель-но сле-дил за сво-ею внут-рен-нею жиз-нью и ду-хов-ным раз-ви-ти-ем. Тут же он удо-сто-ил-ся осо-бо-го ви-де-ния, по-вли-яв-ше-го на его даль-ней-шую жизнь, ко-то-рое он по-нял как ве-ле-ние Про-мыс-ла взять на се-бя де-ло устрой-ства на бе-ре-гах Дне-пра но-во-го мо-на-сты-ря. Он ре-шил уй-ти в Ки-ев.

В 1851 го-ду от-ца Иону встре-тил Ки-ев-ский мит-ро-по-лит , по его во-ле и же-ла-нию в ав-гу-сте то-го же го-да иеро-ди-а-кон Иона был пе-ре-ве-ден в Ки-ев-ский Ни-коль-ский мо-на-стырь. За-тем в 1858 го-ду он был ру-ко-по-ло-жен в сан иеро-мо-на-ха и через два го-да, в 1860 го-ду, пе-ре-ве-ден в чис-ло бра-тий Ки-е-во-Вы-ду-бец-ко-го мо-на-сты-ря, рас-по-ло-жен-но-го на од-ной из весь-ма жи-во-пис-ных окра-ин Ки-е-ва, на так на-зы-ва-е-мом Зве-рин-це. Уже в это вре-мя иеро-мо-нах Иона вы-де-лял-ся сво-ей ду-хов-ной опыт-но-стью и бла-го-че-сти-вой жиз-нью, и мно-гие ки-ев-ляне ис-ка-ли слу-чая по-лу-чить со-вет и на-став-ле-ние у от-ца Ио-ны, быть его ду-хов-ны-ми ча-да-ми.

Сре-ди мно-го-чис-лен-ных ду-хов-ных дще-рей о. Ио-ны бы-ла и су-пру-га то-гдаш-не-го ки-ев-ско-го ге-не-рал-гу-бер-на-то-ра кня-ги-ня Ва-силь-чи-ко-ва, весь-ма ува-жа-е-мая от-цом Ионой, мно-го со-дей-ство-вав-шая и по-мо-гав-шая ему, осо-бен-но в по-стро-е-нии Тро-иц-кой оби-те-ли. В 1867 го-ду по-стро-е-на бы-ла де-ре-вян-ная цер-ковь во имя Свя-той Тро-и-цы, ко-то-рая в 1871 го-ду за-ме-не-на об-шир-ным и ве-ли-ко-леп-ным ка-мен-ным хра-мом. Кня-ги-ня Ва-силь-чи-ко-ва по-жерт-во-ва-ла от се-бя мо-на-сты-рю да-чу в 55 де-ся-тин зем-ли близ Ки-е-ва. С это-го же вре-ме-ни но-вый мо-на-стырь по-сте-пен-но ста-но-вит-ся круп-ным соб-ствен-ни-ком зем-ли: ча-стью - пу-тем по-жерт-во-ва-ний, ча-стью - пу-тем по-куп-ки, где мо-на-ха-ми ве-дет-ся об-раз-цо-вое сель-ское хо-зяй-ство. В ав-гу-сте 1872 го-да о. Иона воз-ве-ден в сан игу-ме-на. Ука-зом Свя-щен-но-го Си-но-да от 17 ян-ва-ря 1886 го-да о. Иона на-зна-чен на-сто-я-те-лем Ки-е-во-Ме-жи-гор-ско-го Спа-со-Пре-об-ра-жен-ско-го мо-на-сты-ря с воз-ве-де-ни-ем в сан ар-хи-манд-ри-та. Ре-зо-лю-ци-ей Ки-ев-ско-го мит-ро-по-ли-та Иоани-кия от 9 де-каб-ря 1899 го-да отец Иона по ста-ро-сти и бо-лез-ни был уво-лен от управ-ле-ния Свя-то-Тро-иц-ким мо-на-сты-рем и остав-лен лишь на-сто-я-те-лем его.

Несмот-ря на свой пре-клон-ный - свы-ше 100 лет - воз-раст, о. Иона по-чти до по-след-них дней сво-ей зем-ной жиз-ни со-хра-нил бод-рость ду-ха и про-яв-лял при-су-щую ему энер-гию, все-це-ло на-прав-лен-ную на де-ло бла-го-устрой-ства Свя-то-Тро-иц-кой оби-те-ли. По-след-ние два го-да свой жиз-ни он стра-дал неиз-ле-чи-мой и тяж-кой бо-лез-нью, от ко-то-рой и слег в по-стель по-сле 1901 го-да.

Несмот-ря на пол-ный упа-док физи-че-ских сил, он по-чти до са-мой смер-ти при-ни-мал на-род и оста-вил всем его знав-шим вы-со-кий урок ду-хов-но-го бодр-ство-ва-ния, са-мо-от-вер-жен-но-го тру-да во сла-ву Бо-жию. Глу-бо-кий ста-рец, ве-ли-кий де-я-тель ар-хи-манд-рит Иона, в схи-ме Петр, мир-но по-чил о Гос-по-де 9 (22 по но-во-му сти-лю) ян-ва-ря 1902 го-да.

Жизнь и де-ла стар-ца Ио-ны, про-жив-ше-го свы-ше ста лет, вы-со-ко по-учи-тель-ны и на-гляд-но сви-де-тель-ству-ют, как мно-го мо-жет до-стичь при энер-гии, са-мо-от-вер-жен-ной де-я-тель-но-сти и люб-ви к де-лу че-ло-век. По-слу-шай-те, де-ти, на-ка-за-ния от-ча, и внем-ли-те ра-зу-ме-ти по-мыш-ле-ние. Дар бо бла-гий да-рую вам: мо-е-го за-ко-на не остав-ляй-те (). Так зву-чит за-вет стар-ца. Со всей Рос-сии к о. Ионе еха-ли лю-ди, чтобы услы-шать его со-вет и по-лу-чить бла-го-сло-ве-ние. Ос-но-ван-ная им Свя-то-Тро-иц-кая оби-тель на-все-гда ста-ла при-ста-нью спа-се-ния, где ца-рит дух сми-ре-ния и по-слу-ша-ния, дух ис-крен-не-го бра-то-лю-бия и все-це-лой пре-дан-но-сти во-ле Бо-жи-ей.

Молитвы

Тропарь преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

Я́ко лучеза́рное со́лнце/ от коне́ц земли́ возсия́вшее,/яви́лся еси́ напосле́док дни́й,/ тезоимени́тому проро́ку подо́бяся во е́же воздви́гнути лю́ди к покая́нию./ Те́мже и Сама́ Пречи́стая с со́нмом святы́х тебе́ мно́гажды яви́шася,/ Ея́же повеле́нием создана́ бы́сть оби́тель во и́мя Живонача́льныя Тро́ицы./ К Не́йже име́я дерзнове́ние,/ моли́, преподо́бне о́тче на́ш Ио́но,// пода́ти на́м ми́лость и оставле́ние грехо́в в де́нь су́дный.

Перевод: Как лучезарное солнце от концов земли воссиявшее, явился ты в последние дни, одноименному подобный, чтобы подвигнуть людей на . Потому и Сама Пречистая с собранием святых тебе много раз являлась, Ее же повелением создана была во имя Живоначальной Троицы. К Ней же имея , моли, отче наш Иона, подать нам милость и прощение грехов в день судный.

Ин тропарь преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому, на перенесение мощей

Дне́сь пресве́тло красу́ется сто́льный гра́д Ки́ев,/ я́ко светолу́чными заря́ми, мо́лниями чуде́с твои́х осия́емь,/ всю́ вселе́нную созыва́ет похвали́ти тя́, Богому́дре Ио́но;/ пречестна́я же сла́вная оби́тель твоя́,/ ю́же во И́мя Святы́я Тро́ицы мно́гими труды́ твои́ми созда́л еси́, о́тче,/ иму́щи в себе́ ста́да учени́к твои́х, весе́лия и ра́дости исполня́ется./ Мы́ же, пра́зднующе пресла́вное обре́тение честны́х моще́й твои́х,/ в земли́ сокрове́нных, я́ко цве́т благоуха́нен и кади́ло благово́нно,/ любе́зно я́ лобыза́юще, разли́чная исцеле́ния прие́млем/ и твои́ми моли́твами грехо́в проще́ния сподобля́емся,/ о́тче преподо́бне Ио́но,// моли́ Святу́ю Тро́ицу спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня пресветло радуется столичный город Киев, как лучезарным сиянием, молниями чудес твоих озаряемый, всю вселенную созывает восхвалить тебя, Богомудрый Иона, почитаемая же славная обитель твоя, которую во имя Святой Троицы многими трудами твоими создал ты, отче, имея у себя стада учеников твоих, весельем и радостью наполняется. Мы же, празднуя преславное обретение драгоценных твоих, сокрытых в земле, как благоухающие цветы и благовонное кадило, с любовью их лобызая, различные исцеления получаем и по твоим молитвам грехов прощения удостаиваемся, отче преподобный Иона, моли Святую Троицу о спасении душ наших.

Кондак преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нныя моли́твы я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́л еси́ бесо́вская ополче́ния Ио́но о́тче на́ш.// Моли́ непреста́нно о все́х на́с.

Перевод: Чистотой душевной с Божией помощью вооружившись, и непрестанные молитвы, как копье взяв крепко, низложил ты бесовские ополчения, Иона, отче наш. Моли непрестанно о всех нас.

Ин кондак преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому, на перенесение мощей

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию, обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию./ С ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́// вопию́щим ти́: ра́дуйся, о́тче Ио́но.

Перевод: Ты был наследником (святых) отцов, преподобный, последуя их жизни и учению, нраву и воздержанию, молитве и предстоянию (перед Богом). С ними же, имея дерзновение ко Господу, прощение согрешений и спасение испроси взывающим к тебе: «Радуйся, отче Иона».

Молитва преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Ио́но!
Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й на́с всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу.
Помяни́ ста́до твое́, е́же са́м упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́д твои́х. Моли́ за ны́, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны́ ко Го́споду, и не пре́зри на́с, ве́рою и любо́вию чту́щих тя́.
Помина́й на́с, недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о на́с ко Христу́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бы́сть благода́ть за ны́ моли́тися. Не мни́м бо тя́ су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от на́с, но и по сме́рти жи́в сы́й пребыва́еши. Не отступа́й от на́с ду́хом, сохраня́я на́с от стре́л вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю на́ш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима е́сть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся.
Ве́дуще у́бо тя́ вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о на́с всеси́льному Бо́гу о по́льзе ду́ш на́ших, и испроси́ на́м вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми Пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.