Художественные декоративные изделия методом гальваники. Роль русской гальванотехники в развитии декоративной гальваноскульптуры

Переводчик

1 часть

Н. ОДНОРАЛОВ
ГАЛЬВАНОТЕХНИКА В ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ
Москва
«Искусство»
1974

Допущено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для художественных вузов и училищ.
В книге описывается техника репродукции методом гальвс пластики художественной скульптуры всех видов - от монументной круглой скульптуры до медальерной. Описываются способы приготовления форм, ряд специальных приемов использования гальвк пластики; указываются способы декоративной отделки металлической скульптуры и художественных изделий из металла; приведены новые теоретические сведения о гальванотехнике.

Рассмотрены сохранившиеся наиболее интересные исторические образцы русской и современной" гальванопластической скульптуры. Книга предназначена для скульпторов, студентов художественых и архитектурных вузов и техникумов и работников художественной промышленности.

издание второе, дополненное

(с) Издательство «Искусство», 1974

Гальванопластика была открыта выдающимся русским ученым, действительным членом Российской Академии наук Борисом Семеновичем Якоби в середине XIX века. Вскоре после этого открытия в Петербурге впервые в мире было организовано крупное промышленное гальванопластическое предприятие - завод по изготовлению монументальной скульптуры. Но в условиях дореволюционной России крупное открытие- русского ученого было принесено в жертву капиталистам, которые, получив огромные прибыли в период грандиозного строительства Исаакиевского собора и других архитектурных сооружений того времени, ликвидировали завод, распродав его по частям.
В последующие годы применение гальванопластики ограничивалось почти исключительно техническими целями; лишь мелкие кустарные мастерские использовали ее как ценнейший способ воспроизведения художественно-декоративных изделий.
В далекие времена раннего развития художественного литья скульптор был одновременно и литейщиком, так как процесс литья был тогда неотъемлемо связан с процессом художественного творчества. Такая связь обеспечивала гармо-I нию между замыслом художника и осуществлением его в металле, но требовала от художника огромной затраты времени и сил. Современному скульптору уже не приходится самому воспроизводить в металле свои творения. Он воплощает свой замысел в пластических материалах, воспроизведение же в металле передано в руки, техников. Современные мастера художественного литься призваны быть хранителями творческого замысла скульптора, обладать чутьем художника, способностью с полным пониманием осуществлять замысел автора в металле.
К качеству современного художественного литья предъявляются особенно высокие требования, так как для скульптора стали привычными точность отделки деталей произведения и безукоризненная передача фактуры, особенно в скульптуре, предназначенной для зрительного восприятия на близких расстояниях. Наибольшей точности требуют портретные работы в, круглой, барельефной и особенно в медальерной скульптуре.
Литье в землю и даже литье по восковой модели не могут удовлетворить высоким художественным требованиям, так как необходимые последующие чеканяные и другие работы отделяют репродукцию от оригинала скульптора. Метод прецизионного литья, внедренный в настоящее время в советской художественной промышленности и достигший успехов в области техники репродуцирования скульптур, повысил точность передачи оригинала. Однако ни прецизионное литье, ни любой из других видов современного литья, применяемый в художественной; промышленности, не может сравниться по точности репродуцирования с техникой гальванопластики, безукоризненно передающей все тонкости оригинала и тем Сохраняющей всю специфику мастерства скульптора.
Гальванопластический метод репродуцирования скульптуры - пока единственное средство, при помощи которого можно достичь полного сходства оригинального произведения скульптора с воплощением его в металле. Поэтому гальванопластика наряду с художественным литьем все больше завоевывает право на широкое промышленное применение и может стать одним из главных технических средств, используемых для воспроизведения монументальной скульптуры.
Преимущество этого метода заключается, между прочим, и в том, что он" дает возможность получать облегченную скульптуру с любой толщиной стенок, снижая расход металла, упрощая монтаж и облегчая нагрузку на строительные конструкции, что особенно важно для применения гальваноскульптуры в архитектуре.
Описания способов репродуцирования скульптурных произведений в металле, приводимые в данной книге, основываются в значительной мере на опыте автора, работающего над внедрением гальванопластики в скульптуру.
Настоящая работа по художественной гальванопластике является попыткой осветить некоторые технологические принципы, применяемые при репродуцировании скульптуры, и сможет послужить кратким руководством для скульпторов в работников художественной металлообрабатывающей промышленности, а также для студентов художественных учебных заведений, готовящих скульпторов в художников по обработке металла.

ГЛАВА I ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Изобретение, первое применение и усовершенствование гальванопластики
ИЗОБРЕТЕНИЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

До открытия гальванопластики в русской науке был сделан ряд крупнейших открытий, которые послужили основой для изобретения, сделанного академиком Якоби.

Около сорока лет производились изыскания в области электролиза известным русским ученым В. В. Петровым (1762-1834), который первый построил в 1802 г. мощную гальваническую батарею. Он провел также важные исследования в области электролитичесского получения ртути, свинца, олова, электролиза воды и органических соединений.

Выдающийся русский ученый Борис Семенович Якоби занимался исследованием законов электролиза в связи с изучением физического и химического действия электрического тока, главным образом для создания новых его источников, а также улучшения существовавших в то время гальванических элементов.

Проводя последовательную работу по усовершенствованию электродвигателя, телеграфа и мины-торпеды, Б. С. Якоби! во время одного из своих опытов с гальваническими элементами в 1836 г. открыл способность отделения электролитически осажденной меди из раствора медного купороса. (

Этот процесс был назван гальванопластикой, так как осаждаемая в процессе электролиза медь пластически точно воспроизводила форму пластинки, на которую осаждалась.

Только в 1838 г. Якоби официальным письмом на имя непременного секретаря Академий наук Фусса в следующих словах сообщил об открытии гальванопластики:

«Позволю себе передать при сем искусственное гальвано-пластическое произведение, с покорнейшей просьбою соблаговолить представить его Академии как доказательство, что гальванизм не только в состоянии приводить в движение машины, но имеет также свою эстетическую, или, вернее, художественную, сторону. Что не удалось многократным стараниям медно-граверного искусства - производить рельефно вырезанные металлические доски, - то сумело совершить тихое творчество природы.

При чистке гальванических приборов мне не раз случалось замечать, что осадившаяся на медном полюсе медь могла быть снимаема в совершенно связанных пластинках, вроде того образчика, который я позволил себе при сем приложить. В то же время я замечал и то обстоятельство, что на этих осаждаемых медных пластинках воспроизводились в обратном виде все случайные шероховатости, следы молотка, напильника и т. п. Это было действительно любопытно, так как свидетельствовало о большом спокойствии и постоянстве -означенного молекулярного действия. За сим уже, понятно, должно было явиться, так сказать само собою, желание испытать, что станется с гравированной медной пластинкой, если ввести таковую в вольтаическую комбинацию вместо обыкновенной пластинки. Результат оказался, как можно было ожидать, благоприятным в отношении резкости и точности вопроизведенных линий, но неблагоприятным в том отношении, что не удалось в целости отделить нарощенный осадок от гравированной медной пластинки...»

«...Я не сомневаюсь, что если бы заняться этим делом, было бы возможным производить по этому способу рельефные " медные доски для тиснения, подобные тому, как печатают гравюры на дереве; тут была бы еще и та выгода, что самые штемпельные доски возможно производить в неограниченном количестве, для чего потребовалась бы только одна гравировальная модель...»1

За изобретение гальванопластики. Якоби получил Демидовскую премию Академии наук (отзыв о работе Якоби был представлен по поручению Академии Э. X. Ленцем).

С тех пор гальванопластика получила самое широкое распространение. Первое в мире электрохимическое и электрометаллургическое промышленное производство возникло в России в 1844 г.2.

Сообщение об изобретении Якоби было опубликовано в 1838 г. в «С.-Петербургской газете»3 под названием «О новом открытии, сделанном профессором Якоби». В-Л840 г. Б. С. Якоби издал свой труд под названием «Гальванопластика, или Способ по данным образцам производить медные изделия из медных растворов с помощью гальванизма». Вскоре после издания этого труда Якоби получил ряд восторженных отзывов о своем открытии от выдающихся мировых ученых, в том числе от Фарадея4.

Способ покрытия медью непроводников также принадлежит Б. С. Якоби. При испытании керамических сосудов, применявшихся в гальванических батареях, Якоби графитовым карандашом делал на них пометки и обратил внимание на то, что буквы, написанные графитом, покрылись медью.

1 «Записки Русского технического общества», 1889, т. XXIII, № 4, стр. 9-11.
2 В Англии и Америке электрометаллургия стала применяться только с 1867 г., а в других странах еще позднее.
3 «С.-Петербургская газета», 1838, 24 декабря с/с,- № 291.
4 Письма опубликованы в «Записках Русского технического общества» за 1889 г. (т. XXIII, № 4).


1. Аполлон. Гальваноскульптура. 1851 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев

2. Силен с Дионисом. Гальваноскульптура.-50-е годы XIX века

В начале 40-х гг. XIX в. в Петербурге на Васильевском острове в здании Министерства финансов Якоби устроил специальную мастерскую, предназначенную для демонстрации технологии гальванопластики.

В 1839 г. Якоби усовершенствовал способ гальванопластического отложения меди, применив растворимый медный анод, что позволило поддерживать постоянство концентрации электролита. Благодаря этому усовершенствованию появилась гальванопластическая ванна.

ПЕРВОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ


Близкий к царскому двору герцог Лейхтенбергский увидел большие возможности применения гальванопластики и уже в 1844 г. организовал в Петербурге за Нарвской заставой, в здании, где позже помещалась таможня, «гальванопластическое заведение», в котором насчитывалось до 2500 рабочих. Он писал об этом:

«Я устроил в С.-Петербурге заведение, в котором изготовляются всякого рода предметы гальванопластическим способом... Цель этого заведения - дать гальванопластике на самой родине ее, в России, возможность применения в больших размерах со всеми теми успехами, которые она сделала со дня своего рождения, и довести ее до самой высшей степени совершенства в артистическом и промышленном отношении».

В «заведении» герцога Лейхтенбергского, несомненно, были очень опытные и талантливые техники и рабочие, сумевшие превосходно изготовить гальванопластические скульптуры и, несмотря на низкую техническую оснащенность предприятия, создать шедевры гальванопластической техники, образцы которой сохранились до нашего времени.

В делах строительства Исаакиевского собора имеются докумен-" ты, подтверждающие выполнение скульптуры на указанном заводе. Достаточно просмотреть только ряд счетов «гальванопластическо-го заведения», чтобы стала ясной грандиозность работ, проделанных для украшения Исаакиевского собора русскими мастерами - создателями первых в мире гальванопластических скульптур. Приведем для примера один счет1:

«Гальванопластическому заведению за отливку из меди гальванопластическим способом украшений в своды собора: 38 кругловыпуклых фигур; из них 12 апостолов и 20 пророков. Вышина их около 6 аршин, по 7300 руб.

1 «Дело Комиссии строительства Исаакиевского собора», 1846, № 19, стр. 39. Цит. по кн.: В. Серафимов и М. Фомин, Описание Исаакиевского собора, х Спб., 1865.


3. Венера с амуром. Гальваноскульптура. 1851 г.

4. Венера Таврическая. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века
14 консолей; шириной в 3 и вышиной в 11/2 аршина.
14 барельефов, изображающих различные атрибуты с лучами вышиной 27а и шириной 2 аршина.
4 барельефа круглых 3 аршина в диаметре, изображающих 2 фигуры ангелов и головку херувима.
8 херувимских ангелов, держащих доски с надписями, вышиной 2 аршина, шириной 2 аршина 14 вершков.
8 медальонов ангелов с их атрибутами в диаметре 2 аршина.
8 барельефов в кругах, в диаметре 3 аршина, изображающих группу детей с крыльями и досками.
32 головки херувимов с крыльями шириной 2 аршина.
32 розеты в диаметре 13 вершков и 40 розет в диаметре 10 вершков.
17 розет в диаметре 1 арш. 12 верш.
34 гирлянды из плодов толщ. 5 верш.
8 порезок шириной в 4 вершк&.
% 16 конселей под фигуры пророков вышин. 2V2, ширин.
3 аршина.
63 гирлянды из плодов толщиною от 4 до 10 вершков.
8 рам с порезками ширин, в 1 "/2 аршина.
24 гирлянды на рамы в диаметре 5 аршин.
"96 аршин украшений из плодов и листьев ширин.
10 вершков.
8 рам с листьями около медальонов ангелов в диаметре 3 аршина 5 верш., ширин. 8 вершков.
4 украшения в средине свода, длиной 4х/2 арш., ширин. IV2 аршина.
За все вышеозначенные украшения заплачено 408 460 рублей.
За модели для всех означенных выше фигур и украшении для сводов заплачено г. Витали 80 943 рубля».
После смерти герцога Лейхтенбергского (1852) заводом управляли генералы Фуллон и затем Рашет, а позднее завод перешел К Обществу железных дорог, «которое далее продавало уже отдельные цехи. Гальванопластический цех приобрели французы Генке, Плеске и Моран. В 1857 г. они производили золочение шпиля ко-" локольни Петропавловского собора, но вскоре в Париже был открыт новый завод, целиком перенесший опыт русской технологии гальванопластики.

РАЗВИТИЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ


В 1867 г. на Всемирной выставке в Париже экспонировались художественные и технические образцы гальванопластических изделий, в том числе монументальная скульптура. Б. С. Якоби выступил на выставке с отчетом о результатах своих исследований в

Области гальванопластики и практического ее применения. Высказанные Якоби взгляды на процесс гальванопластики не утратили значения поныне. "

Якоби совершенно ясно указывал на необходимость применения для медного электролита сернокислой меди, а не каких-либо других ее солей,.а также на необходимость серной кислоты и ее роль в электролите. Более того, Якоби было известно применение в электролитах коллоидов и влияние их на качество медных осадков, а также необходимость применения коллоидов в незначительных количествах.

Якоби сообщал:

«Медь, осаждающаяся из таким образом приготовленных растворов, отличается своей твердостью и ковкостью, даже на ощупь является она нам совершенно иным металлом...»

«...[она] на взгляд, как будто подвергалась сильному действию плющильной машины и имеет действительно большую плотность, которая хотя и не равносильна плотности листовой меди, но все-таки близка к ней и превосходит плотное!^ листовой меди, с которою сходствует гальванопластическая медь, получающаяся из обыкновенных чистых растворов, между тем как медь, осаждающаяся из растворов с примесью желатины, равняется (относительно плотности) самрй чистой листовой меди, она тверда, однородна, непориста и очень ковка».

Якоби указывал также на необходимость циркуляции раствора для подачи свежего электролита в глубокие и быстро обедняющиеся раствором места форм, а также на необходимость устройства газоотводов в закрытых формах. Якоби была известна возможность нанесения разделительного слоя для медных гальванопласти-ческих форм. В своей работе1 он писал:

«Самый тончайший слой масла или жира, которым покрывают оригинал, весьма облегчает отделение копии. Если на поверхность оригинала налить слой расплавленного стеарина, то по остывании он снимается весьма удобно, оставляя на оригинале ровный слой жира такой именно толщины, какая для этого нужна бывает...»

«...С посеребренных или позолоченных оригиналов копия снимается всёгда удобно».

" На Всемирной Парижской выставке были представлены не только художественные образцы и монументальная скульптура, выполненная путем гальванопластики, но и образцы технических изделий. Их представил Ф. Г. Федоровский, работавший в Кронштадте и изготовивший различные детали котельной арматуры: бесшовные тонкостенные медные трубы диаметром от 3 до 240 мм с толщиной стенок от 0,75 до 9,5 мм, прямые и фасонные - с тремя разветвлениями, угловые и изогнутые по радиусу. Все трубы при очень сложных формах имели равномерную толщину стенок.

1 М. Г. Якоби, Гальванопластика, или Способ по данным образцам производить медиые изделия. из ■ медных растворов с помощью гальванизма, Спб., 1840, стр. 53.


Следует, отметить, что Россия являлась ведущей страной в техническом развитии гальванопластики с момента ее открытия*

Открытие гальванопластики имело огромное влияние на раз--витие не только электрометаллургии, но и печатного дела во всем мире. Оно особенно отразилось на развитии стереотипного дела, а также на изготовлении клише для художественных репродукций и для печатания государственных бумаг1. Копирование различных гравюр на дереве, линолеуме и т. п. и до сего времени осуществляется только гальванопластически. Благодаря гальванопластике можно огромными тиражами изготовлять граммофонные пластинки, которые прессуются гальванопластическими матрицами.

Для точного воспроизведения станковой скульптуры и для получения тонкостенной и облегченной монументальной скульптуры гальванопластика является наиболее совершенным и экономичным техническим способом.
Развитие русской монументально-декоративной гальванопластической скульптуры

В 30-х гг. прошлого столетия, вскоре после открытия гальванопластики, появляется скульптура, впервые выполненная путем электролиза. В 40-50-х гг. гальванопластическая медная скульптура занимала уже значительное место рядом с медночеканной скульптурой, которая изготовлялась из листовой меди.

Медночеканная скульптура широко и вполне успешно применялась не только в интерьере, но и на экстерьере зданий прошлого века. Многочисленные великолепные образцы такой скульптуры сохранились до нашего времени, в частности на памятниках архитектуры Ленинграда.

Открытие гальванопластики расширило технику медночеканной скульптуры, позволив вводить гальванопластические элементы в детали, требующие точного репродуцирования. Этим одновременно упростилось изготовление медночеканной скульптуры.

Разнообразные образцы гальванопластической и медночеканной с гальванопластическими деталями скульптуры сохранились до наших дней в садово-парковой и монументально-декоративной скульптуре.

К превосходным образцам монументально-декоративной скульптуры, выполненной техникой гальванопластики, самостоятельно или в комбинации с медночеканной техникой, относится основная часть декоративной скульптуры Исаакиевского собора, выдающегося памятника, архитектуры XIX в.

1 С 1867 г. в России начали изготовлять железные клише гальванопластикой в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Б. С. Якоби и Е. И. Клейн в 1867 г. получили патент (№ 2456) на способ изготовления химически чистого железа путем электролиза.


ГАЛЬВАНОСКУЛЬПТУРА ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА


Монументально-декоративная скульптура Исаакиевского собора в большинстве образцов представляет комбинированную скульптуру, выполненную различной техникой: детали, требовавшие точного репродуцирования, выполнены гальванопластикой, а детали более грубые - из листовой меди и листового свинца1.

Таким комбинированным способом, в частности, выполнены скульптуры на аттике, и под аттиком собора. Объемная монументально-декоративная скульптура на аттике и горельефная под ним выполнены скульптором В. Витали на основе проекта академика К- А. Молдавского2, работавшего на строительстве Исаакиевского собора в 1847 и 1848 гг. Им выполнены не только эскизы скульптур для аттика собора, но и значительное количество эскизов для его внутреннего декора. Имеющиеся в архиве Исаакиевского собора эскизы академика К. А. Молдавского выполнены в карандаше и утверждены архитектором - строителем собора Монферраном.

Монументальная скульптура собора представляет значительный интерес не только тем, что выполнена в деталях путем гальванопластики, но совместным использованием разнородных металлов и одновременным применением различной техники художественной их обработки.

Скульптура на аттике! представляет двухфигурные композиции, изображающие коленопреклоненных ангелов со светильниками; между фигурами ангелов расположена гирлянда из фруктов.

Горельефная скульптура под аттиком изображает стоящих ангелов; высота каждой скульптуры около 5 м. Скульптура укреплена на стенах и находится над узкими плинтами, причем ноги скульптуры выступают с плинтов. Такая установка сделана для того, чтобы плинты не закрывали нижней части скульптуры, которую можно рассматривать не только издали, но и под более острыми углами- вблизи сооружения.

Верхние и нижние скульптуры выполнены сочетанием отдельных гальванопластических деталей с деталями из листового металла. Гальванопластикой воспроизведены главным образом сложно-профилированные детали: головы, руки, гирлянды и светильники; остальные детали, представляющие одежду с многочисленными складками, сделаны из листовой меди и листового свинца.
Скульптура монтировалась комбинированным путем: гальвано-пластические детали скреплялись паянием оловянно-свинцовым

1 В своей работе «Монументально-декоративная скульптура» (М., Искусство», 1949) И. В. Крестовский утверждает, что свинец для скульптур из-за большого удельного веса и мягкости не употреблялся (стр. 78). Это утверждение мы считаем ошибочным. Свинцовые статуи находятся не только на Исаакиевском Соборе; например, в нишах Петропавловской крепости статуи Марса и Венеры свинцовые.
2 Константин Антонович Молдавский (1810-1855) окончил Российскую Академию художеств в 1843 г., вскоре получил звание академика.



5. Римский оратор. Гальваноскульнтура. 50-ё годы XIX века
припоем, а детали из листового металла соединялись внутри скульптуры в фальц с прочеканкой наружных швов.

На аттике скульптуры установлены без обычных внутренних каркасов, которые заменены конструкциями из стальных тяг. Внутри каждой скульптуры имеется стойка, от которой идут тяги с резьбой, снабженные регулировочными натяжными гайками. Тяги одним концом прикреплены к стойке, другим - к внутренним стенкам скульптуры (к фальцам). Таким образом тяги поддерживают изнутри стенки скульптуры из листового металла.

Кроме того, скульптуры снабжены каркасами для крыльев ангелов, также поддерживаемых натяжными устройствами, прикрепленными к крыше и связанными с кованными двойными скобами, которые установлены по диагонали между крыльями и скреплены с ними с задней стороны железными болтами. Это натяжное устройство усиливает стойкость крепления всей скульптуры и крыльев против значительной ветровой нагрузки. (Попутно следует отметить, что с точки зрения электрохимии крепление медночеканных крыльев железными болтами недопустимо, так как контакт меди и железа вызывает интенсивную коррозию болтов и скоб, что и наблюдается в настоящее время.) Тяги, идущие от скоб, расположены сзади скульптур также по диагоналям; с лицевой стороны они не видны.

Головы всей скульптуры над и под аттиком изготовлены гальванопластикой из меди. Наращивание меди производилось непосредственно на рельеф, возможно на выплавляющуюся восковую модель.

На головах, кистях рук и других деталях скульптур заметны многочисленные следы опиловки. Видимо, все гальванопластические детали скульптур были покрыты дендритными образованиями, которые затем удалялись опиливанием. Так, например, на лицах ангелов в височной части у прядей волос, на ушах, а также на других сложно профилированных гальванопластических деталях в глубоких рельефах имеются значительные, дендриты, оставшиеся поныне там, где заканчиваются следы опиловки.

Гирлянды из фруктов, начинающиеся у орнаментированного пояса светильников, спускаются по вертикали к плинту, затем декорируют шинт скульптуры. Следует отметить подчеркнутую, лаконическую манеру лепки гирлянд, рассчитанную на восприятие с дальнего расстояния. Вместе с тем гирлянды относятся к числу наиболее сложно профилированных деталей.

На гирляндах- по сравнению с другими гальванопластическими деталями скульптуры наиболее заметна разница в толщине металла. Толщина колеблется от 3 до 0,2 мм и чрезвычайно неравномерна.

Наименьшую толщину имеют отложения металла в углублениях между скульптурными элементами гирлянд, а наибольшую на сферических поверхностях - плодах, т. е. в местах наибольшей высоты рельефа. По мере перехода от высоких мест рельефа к углублениям толщина металла постепенно становится меньше. -

Такое неравномерное распределение металла по поверхности рельефа свидетельствует о наращивании его на объемную модель: гальванопластические отложения металла всегда резко неравномерны по толщине н.а сложнопрофилированных рельефах - они всегда тоньше в углублениях и толще в выпуклых местах.

В кистях рук ангелов, выполненных гальванопластическим путем, медь имеет толщину, едва достигающую 0,4-0,5 мм. С внутренней стороны металл не имеет ни дендритов, ни выраженных вкраплений, тогда.как с внешней стороны имеются дендритные образования.

Это подтверждает вывод о способе гальванопластического отложения не в форму, а непосредственно на отдельные детали скульптуры. "

Таким же образом поверху изготовлены и светильники.

Корпуса, представляющие наиболее грубопрофилированные части скульптур, которые состоят, как уже отмечено выше, из многочисленных больших складок, спадающих к плинту, изготовлены медночеканной техникой. Они, видимо, были вычеканены на специальных твердых формах-моделях, которые могли быть изготовлены из дерева, баббита или цинкового сплава.

Эта часть скульптур не нуждалась в точном репродуцировании, да и была сложна для техники гальванопластики того времени. Здесь скульптор применил листовую 3-мм медь в комбинации с листовым свинцом такой же толщины.

Часть корпусов скульптур с волнами больших и сложных складок была целиком изготовлена из мягкого листового свинца.

Интересным примером в технике художественной обработки металла того времени служит прием, которым придавалась более высокая Жесткость листовому свинцу в дополнение к нагартованию его во время чеканных работ. Указанные свинцовые детали после получения окончательной скульптурной формы были гальванически покрыты толстым слоем меди с двух сторон; это придало им дополнительную жесткость, а скульптурам - однородность тона.

Аналогичная техника художественной обработки металла применялась при изготовлении скульптур ангелов под аттиком собора и ряда настенных скульптур внутри собора.

гальванопластическая
САДОВО-ПАРКОВАЯ СКУЛЬПТУРА


Образцы гальванопластической садово-парковой скульптуры широко и разнообразно представлены в Екатерининском парке города Пушкина. Гальванопластические скульптуры установлены на балюстраде террасы парка, на аллее парка, вблизи пруда и у самого пруда.

Приведенные образцы гальванопластической скульптуры различны по сложности и размерам. Уникальные образцы скульптуры античных мастеров репродуцированы в 1840-1853 гг. Таковы


6. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века

«Аполлон Бельведерский» - копия со скульптуры Леохара (IV в. до н. э.), «Силен с малюткой Дионисом» - копия со скульптуры Лизиппа (IV в до н. э.) и др.

Скульптуры сохранились и находятся в удовлетворительном состоянии; лишь некоторые из них требуют частичных реставрационных работ. Все они изготовлены комбинированной техникой: гальванопластической и медночеканной. Только часть деталей, например кисти рук у отдельных фигур, выполнена из литой бронзы (можно предположить, что литые детали изготовлены при реставрации) .

Скульптура выполнена в полтора-два раза больше натуральной величины.

Плинты скульптур изготовлены из листовой меди толщиной

1,5-2 мм, спаянной оловянно-свинцовым припоем встык. Ввиду легкости скульптуры плинты прикреплены к каменным основаниям скобами.

Отдельные детали скульптуры соединены пайкой оловянно-свинцовым припоем встык с накладкой меди на швы изнутри.

На скульптуре заметны следы опиловки и грунтовки специальной шпаклевкой. .

Формовка деталей и, следовательно, сборка их в скульптуре производились преимущественно по горизонтальным линиям. Отдельные горизонтальные швы видны на бедрах некоторых скульптурных фигур, например «Юноша с эстафетой», «Апоксиоме-на» и др.

Головы скульптур собраны из трех-четырех спаянных деталей; кисти рук из двух частей: верхней и нижней, спаянных между собой и с запястьем, пайка имеется также в плечевой части. Лицевая и тыльная части рук также изготовлены отдельно и спаяны между собой.

В торсах, ногах и других деталях скульптур толщина гальванопластической меди равна 1-1,5 мм. Исключение составляют кисти рук, которые имеют толщину меди всего в 0,3-0,4 мм. Недостаточная толщина металла в кистях рук, видимо, и была причиной их поломки у тех скульптурных фигур, кисти которых заменены литыми из бронзы. Детали скульптур, не требовавшие абсолютно точного репродуцирования, например складки одежды, выполнены медночеканной техникой в скульптурах «Молодая женщина», «Диана», «Римский император Нерва», «Венера с амуром» и др.

Гальванопластической техникой выполнены опоры1 скульптур, а плинты изготовлены, как уже упомянуто выше, в некоторых случаях из листовой меди, даже с фактурой камня, например скульптура «Римский император Нерва». В скульптурах имеются отверстия (диаметром 2,5-3 мм) для стока воды, собирающейся от дождей и тающего снега внутри скульптур. Благодаря наличию

1 Опоры в гальванопластических скульптурах придают скульптурам конструктивную жесткость и фактически играют ту же роль, что и в мраморных оригиналах.


сточных отверстий предотвращается возможность скопления воды внутри скульптур, чем устраняется опасность вздутий или разрыва швов скульптур при замерзании воды. Сточные отверстия сделаны в непросматриваемых деталях скульптур, например в локтях, согнутых руках, под складками одежды и т. п.

Скульптуры выполнены с высокой точностью гальванопластиче-ского репродуцирования. Способом бронзового литья даже по восковой модели, который широко применялся в то время, нельзя было бы достигнуть таких результатов без дополнительных чеканных работ. Кроме того, метод литья в той или иной мере вызывает усадку металла, в процессе его остывания. Металл может деформироваться не только в процессе литья, но и в процессе паяния твердыми припоями (например, латунными или серебряными), в случае применения которых необходим прогрев больших площадей до высоких температур (в пределах 800-1000°).

Особенно значительным деформациям подвержен при высоких температурах тонкий металл. Поэтому для пропаивания швов в тонкостенной скульптуре применялись низкоплавкие (свинцовооловянные) мягкие припои, что исключало возможность искажения их форм.

РОЛЬ РУССКОЙ ГАЛЬВАНОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ДЕКОРАТИВНОЙ ГАЛЬВАНОСКУЛЬПТУРЫ

Приведенные выше образцы монументально-декоративной и парковой скульптуры характеризуют высокий уровень русской художественной гальванопластики середины XIX в.

Отличное качество русских образцов.гальванопластических репродукций оказало огромное влияние на развитие гальваноскульптуры в странах Европы, особенно во Франции, Италии и впоследствии в Германии.

Значительное количество скульптур, декоративных, архитектурных деталей и изделий изготовил методом гальванопластики парижский завод Кристофля. Другой завод, Удри, даже декорировал чугунные столбы для уличных фонарей и фонтаны наращиванием меди по предварительно нанесенной специальной восковой мастике.

Русская гальванопластика, будучи самой передовой в мире, создала многочисленные художественные шедевры, которые не раз демонстрировались на различных международных выставках, в том числе на Лондонской выставке 1851 г. и на Всемирной выставке в Парщке 1867 г., где, как мы уже отмечали выше, сам Б. С. Якоби демонстрировал образцы русской гальванопластики и выступал с сообщением о ее достижениях.

Но со времени смерти Б. С. Якоби (1874) и до Великой Октябрьской социалистической революции художественная гальванопластика находилась в полном упадке. Советская художественная гальванопластика явилась истинной продолжательницей дела вы

дающегося русского изoбpeтafeля. В эпоху социализма стали создавать превосходные образцы декоративной и монументальной скульптуры с использованием новых, усовершенствованных методов гальванопластики. Много сделано в этой области заводом «Мо-нументскульптура» и лабораторией Московского института прикладного и декоративного искусства.

Ряд работ лучших, талантливейших советских мастеров ваяния- М. Г. Манизера, В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича, Н. В. Томского и других - репродуцирован с сохранением всей глубины и тонкости их мастерства при помощи гальванопластической техники. Эти гальванорепродукции свидетельствуют о высоких достижениях советской гальванопластики и дают представление о тех путях, по которым она должна развиваться в дальнейшем.


7. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века

Барельеф спб (панно) изготавливается путем гальванопластического осаждения. Основным материалом для их изготовления является медь, которую потом покрывают другим металлом для придания изделию большей выразительности и завершенности. Конечный результат способен составить конкуренцию настоящим произведениям искусства. Барельеф является прекрасным подарком, с которым не сравнится ни одна картина, ну хотя есть некоторые =)

Мы уделяем значение каждой мелочи и прорабатываем каждую деталь, изготавливая продукцию на современном оборудовании. Именно эти факторы помогают нам значительно сокращать время изготовления изделий и повышать их качество. Изготовляемая нами сувенирная продукция отличается качеством и прочностью.

Наши барельефы отличаются многообразием форм и точной проработкой каждого элемента.
В настоящее время изделия из металла используются как в быту, так и в различных сферах промышленности. Металл широко используется в дизайнерском искусстве и выполняет не только декорирующую, но и предохраняющую функцию. Изделия из металла отличаются прекрасными характеристиками, такими как прочность, надежность и приятный внешний вид. Данный материал многофункционален и практичен, поэтому изделия из металла пользуются такой популярностью.

Благодаря использованию литьевых пресс форм, упрощается производство крупных партий товара. Художественные кованые изделия вносят в интерьер элементы роскоши. Не теряют своей актуальности ювелирные украшения, по-прежнему оставаясь любимым подарком любой женщины. Преобразить интерьер и добавить нотки оригинальности в обыденность способен барельеф на стене.

Изготовление сложных изделий требует присутствия мастеров различных квалификаций, а также затрат времени и финансов. Существенное сокращение расходов и увеличение производительности осуществляется за счет применения гальванопластики. Благодаря ей становится возможным воссоздание точной формы предмета, процесс происходит за счет разложения электрическим током металлических растворов. Благодаря гальванопластике возможно не только воссоздание точных металлических копий, но и укрепление и декорирование существующих поверхностей путем нанесения на покрытия никеля, золота либо серебра.

Ярким примером полученного таким образом изделия может служить барельеф, линии полученного изделия безупречны и точны, изделие приобретает изящный вид. Изготовленный таким образом барельеф купить гораздо выгоднее, чем изделие, выполненное любым иным способом.

Выбрав нас, вы можете быть уверены в качестве и своевременности выполнения изделия. Наши специалисты способны воссоздать элементы любой сложности, а арт-мастера – предложить нестандартные и свежие решения.
Особое внимание уделяется изготовлению барельефов, используются специальные методики.

В данной статье мы расскажем, как изготавливаются иконы выполненные методом гальванопластики. И для начала начнем непосредственно с того, что же это такое - гальванопластика?

Способ создания копий электролитическим методом открыл Б.С. Якоби ещё 100 лет назад. Этот процесс и был назван, сложным словом, гальванопластика. Подробную технологию здесь приводить не будем, с ней можно ознакомиться в Интернете или, прочитав специальную литературу, опишем только самое основное.
Если кратко, гальванопластика это – электрохимическое наращивание толстого слоя металла в жидком электролите. Нас в этой статье будет интересовать только медь, хотя гальванопластикой можно нарастить и другие металлы.
Итак, есть анод и катод. Чтобы окончательно все запутать, к аноду подключается плюс, а к катоду – минус. Ионы меди двигаются от анода к катоду.
Чтобы раз и на всегда запомнить, что и куда нужно подключать, можно просто вспомнить, что положительные заряды притягиваются к отрицательными. Ионы меди положительно заряжены, следовательно они будут притягиваться к отрицательной клемме источника питания.

Процесс изготовления гальванокопий рассмотрим на примере копии тороида для трансформатора, выполненного из пластилина. После изготовления формы, вокруг нее проложен зачищенный медный проводок, с которого и начнется наращивание меди. Его видно на фотографиях ниже.

Затем, на копию наносится токопроводящий слой, в нашем случае-это специальный графит в аэрозольной упаковке (Graphit 33, kontakt chemie), его удобно наносить и он имеет сопротивление в сотни ом, что будет оптимальным.

Из-за мелкости частиц графита, сразу видны все неровности. Хорошо это или плохо – зависит от случая. Так как медь будет толстая, то все неровности зарастут.

При изготовлении икон, в качестве "болванки" применяются спецальные заготовки (восковки), выполненые из специального ювелирного воска, на которые также наносится токопроводящий слой. Заготовки являются точной копией будущей иконы, которая получится в конце изготовления, и поэтому мелкие неровности и шероховатости на ней недопустимы. На фото снизу приведены две заготовки икон из ювелирного воска, Николай Чудотворец и Божья Матерь Владимирская.

В состав электролита входит серная кислота, которая в нашей стране идиотов отнесена к прекурсорам, а значит, в свободной продаже ее не найти. Придется доставать. Достать можно как электролит для автомобильных аккумуляторов. Концентрация кислоты нам не важна.

Итак, состав электролита для работы без перемешивания из книжки Казнаячей Б. Я, "Гальванопластика в промышленности”

CuSO4 (медный купорос) – 200г/л

Серная кислота (по массе чистого H2SO4, нужно пересчитать в зависимости от концентрации) – 30г/л

Спирт этиловый – 5г/литр (для увеличения смачиваемости)

Режим работы – 1-3 А/дм^2 при температуре 18-20 градусов.

Скорость роста меди при такой плотности тока – 220нм(нанометров)/минуту. Тоесть, для получения 1мм меди понадобится 4545минут, или три дня. При в двое большей плотности тока, время получится в два раза меньше. Все просто.

Итак, подготавливаем все ингредиенты, я готовлюсь делать три литра электролита:

Растворяем. Сначала насыпаем купорос, в него заливаем дистиллированную воду, ждем растворения, лучше перемешивать (придется ждать довольно долго!). После этого заливаем серную кислоту. Кислоту нужно заливать вот так:

Обязательно кислоту в воду, а не наоборот, и желательно по стеклянной палочке с постоянным перемешиванием. В техническом купоросе содержатся карбонаты, поэтому будьте готовы к тому, что при первом контакте в раствором кислота зашипит.

Даем раствору немного отстояться (при добавлении кислоты часть купороса может выпасть в отсадок – снижается его растворимость) и фильтруем его. Я фильтровал через обычную ХБ ткань. Знаю, что это плохо – она растворяется, но ничего другого небыло. В принципе, можно просто отстоять электролит, тогда вся грязь осядет на дно, а потом слить "вершки”.

Саму ванну для электролиза я сделал из куска 6-литрового бутыля от минералки.

В процессе растворения анода, с него слетают меткие частицы меди – так называемый шлам. Это шлам, плавая по раствору, попадает на форму. Из-за таких включений, медь на заготовке растет не равномерно, появляются дендриды. В промышленности для того, чтобы не дать шламу попасть в общий раствор используют либо кожухи из специальной кислотостойкой ткани, либо короба из ПВХ. Я решил не уходить далеко от бутылочной тематики, и сделал короб из еще одной бутылки из-под минералки.

Делается просто – сгибаем литровую бутылку до получения прямоугольного профиля и тыкаем 100вт паяльником много-много раз. Главное, чтобы, когда этот короб будет опущен в раствор, ватерлиния находилась на не истыканном дырками месте. Естественно, дно тоже не должно быть дырявым.

Погружаем заготовку. По моему, лучше сначала залить электролит в ванну, а только потом погружать форму.

Теперь – самое главное, наращиваем медь. Само наращивание состоит из двух стадий – затяжка и собственно, наращивание.

Затяжка – покрытие всей заготовки медью проводят при низких токах, обычно до 1А/дм^2. Лично я сначала вовсе начинаю со 100мА/дм^2 и постепенно довожу до ампера, ведь в начале проводимость распределена очень неравномерно и в песте залегания провода могут появиться пузырьки водорода, который попортит всю медь.

Наращивание. Тут все относительно просто – врубаем максимальный ток и ждем окончания процесса. Главное – не забывать подкармливать нашего медноядного монстрика.

Окончание процесса затяжки. Общий ток – 1А, а плотность – 0.64А/дм^2:

Сразу после окончания гальванопластики, половина тороида выглядит вот так:

Процесс изготовления икон методом гальванопластики полностью идентичен. На восковую заготовку наносится токопроводящий слой, затем посредством электрохимического процесса на ней откладывается слой меди необходимой толщины. При необходимости, поверх меди может наносится слой серебра, в результате которого получается икона "под серебро".

Единственным недостатком производства является токсичность, так как в технологии применяются химреактивы.

Гальванопластика только внешне кажется сложной, но на практике всё довольно просто. Этот способ позволяет создавать документально точные копии барельефов, монет, гербов, медалей, эмблем и т.д. Широко применяется при реставрации.

выделения теплоты при прохождении электрического тока через электролит.

Фильтрование электролита должно осуществляться возможно чаще, чтобы удалять из ванн осадок - шлам, накапливающийся в виде порошкообразной меди, графита и пыли.

Чем выше плотность тока и чем интенсивнее растворяются аноды, тем больше шлама собирается в ванне (особенно это наблюдается при использовании низкосортной анодной меди).

Как правило, шлам оседает на дно ванны, но более легкие его частицы, находясь во взвешенном состоянии, благодаря конвекции перемещаются к катоду, что вызывает засорение гальванопластической меди.

Шлам, соприкасаясь с отлагающейся на катоде медью, включается в металл, приводя к образованию шероховатостей и шишек, которые мешают дальнейшему равномерному отложению металла. Кроме того, графит, применяемый как электропроводящий слой для форм, также загрязняет электролит, вкрапливается в металл и способ-ctbj ет получению шероховатостей поверхности. Поэтому фильтрование электролита имеет важное значение для создания доброкачественных отложений меди. Обычно фильтрование производится сифонным переливанием электролита через фильтр из сукна, стеклянного или асбестового волокна.

ПОЛУЧЕНИЕ МЕДНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ТЕХНИКОЙ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

Одно из первых применений гальванопластики - создание декоративной скульптуры. Техникой гальванопластики в 30-40-х гг. XIX в. в России было изготовлено значительное число скульптуры, сохранившейся до нашего времени (например, часть скульптуры на фасаде Исаакиевского собора в Ленинграде, скульптура в Екатерининском парке города Пушкина и др.).

Свое произведение скульптор обычно создает в глине или пластилине. Однако работа никогда не остается в этих материалах - она передается в руки мастеров, переводящих скульптуру в более прочные материалы, не разру

шающиеся со временем: медь, бронзу или чугун.

Воспроизведение скульптур в бронзе или чугуне возможно только литейным способом, к сожалению, не дающим возможности получить скульптурное произведение с абсолютной точностью: при отливке ухудшается передача мельчайших штрихов, а вместе с ними меняется манера, в которой воспроизведена лепка.

Для того чтобы воссоздать скульптуру в металле с сохранением всех деталей работы скульптора, прибегают к технике гальванопластики, область которой, занимающаяся репродуцированием скульптур, называется художественной гальванопластикой. Под репродуцированием понимают изготовление копий со скульптур, исполняемых с полным сохранением объемных размеров и фактуры (характером обработки поверхности).

Следует отметить, что скульптурой называют как оригинал, изваянный скульптором, так и полученную с него в каком-либо материале копию. Исходную скульптуру называют м о-делью в отличие от окончательной копии, являющейся репродукцией. Последняя, изготовленная в металле при помощи гальванопластики, называется гальванорепродукцией.

Термин «скульптура» применяют не только к крупным монументальным произведениям (например, статуям), но и к меньшим по размерам предметам (например, медалям).

С точки зрения техники репродуцирования важнейшее значение имеет пространственный (объемный) характер очертаний скульптуры. По этому признаку скульптуру обычно подразделяют на одностороннюю и многостороннюю.

Односторонняя скульптура предназначена для рассмотрения с мест, расположенных на центральной оси, перпендикулярной к плоскости фона. К односторонней скульптуре относят барельефы (низкий рельеф) и горельефы, имеющие высокий рельеф (в горельефах выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона).

Многосторонняя скульпту

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - это электрохимический процесс, в результате которого на поверхности какого-либо предмета, форму которого хотят воспроизвести, осаждается толстый слой металла. ГАЛЬВАНОПЛАСТИКУ используют в тех случаях, когда у металлической детали (оригинала изделия) очень сложная форма и обычными способами (литьем или механической обработкой) ее трудно или невозможно изготовить.

Основной целью ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ является получение точной металлической копии предмета или воспроизведение формы предмета посредством электролитического осаждения металлов.

При ГАЛЬВАНОПЛАСТИКЕ осадки получаются массивными, прочными, легко отделяющимися от покрываемой поверхности.

В нашей работе основное применение в ГАЛЬВАНОПЛАСТИКЕ имеет медь, более ограниченно мы используем никель и хром.

Метод ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ дает самые неограниченные возможности для творчества, и наши мастера постоянно находят новые и новые формы применения этой технологии.

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - технология электролитического копирования рельефных оригиналов, - позволяет создавать документально точные копии барельефов, монет, гербов, медалей, эмблем, мемориальных досок, табличек с надписями, а также эта технология широко применяется при реставрации или создании предметов интерьера.

Технология ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКУ применяют для изготовления изделий (копий) с уникальной детали (формы) сериями или небольшими партиями.

Соответственно, для технологии ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ нужна форма, с которой будут делать остальные копии изделия из гальванопластики .

Формой называется специально разработанный, сконструированный и изготовленный образец для снятия с него копии с использованием технологии гальванопластики . С формы (которая может быть весьма дорогой) получают определенное число копий.

Копия - это заготовка, полученная электролитическим осаждением металла на поверхности формы и отделенная от нее. В дальнейшем, после механической обработки, копию используют по назначению.

Технология гальванопластики может применяться как к формам из электропроводящего материала (например, чеканка по металлу), так и к копируемым изделиям из не электропроводящего материала.

Технология гальванопластики успешно применяется в разнообразных сферах жизни, бизнеса и дизайна. Ее использование открывает потрясающие возможности для ювелирного дела, мебельного производства, багетных мастерских, изготовления церковной утвари и сувенирной продукции, а также многих других областей.

Относительная дешевизна материалов и простота в работе, позволяет получать с помощью технологии гальванопластики высококачественные изделия (точные копии оригиналов), не уступающие, а часто превосходящие по красоте аналоги, изготовленные по другим дорогостоящим и сложным технологиям, например литью из бронзы.

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - преимущества

С помощью ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ можно с большей точностью, чем любым другим способом, воспроизводить предметы до мельчайших подробностей. Появляется возможность изготавливать предметы таких сложных форм, что производство их другими способами либо невозможно, либо слишком дорого.

В каком случае покупатель предпочтёт изделие из гальванопластики , а не отливку или чеканку ? Это может быть в нескольких случаях - когда цена ниже, высокое качество соответствует требованиям заказчика и необходимо выполнить определенное количество абсолютно одинаковых изделий из гальванопластики в короткий промежуток времени.

Изготовление копий методом гальванопластики предоставляет ряд преимуществ:

  • высокое качество воспроизведения
  • возможность точного воспроизведения фактуры и рельефа оригинала
  • возможность изготовления изделий с высотой рельефа до 20 мм
  • возможность изготовления изделий размером 60 х 100 мм
  • толщина металла копии - от 1 до 3 мм
  • возможность финишной отделки изделий из гальванопластики - придание заданного цвета и покрытие защитными материалами
  • низкая стоимость по сравнению с другими технологиями - литьем и чеканкой
  • возможность изготовления, как единичных изделий, так и крупных партий
  • высокая скорость и возможность быстрого начала производства
  • производство гальвано изделий при отсутствии сборки (подгонки частей и их пайки) менее трудоёмкий процесс, чем литье по выплавляемой модели
  • меньший вес изделия из гальванопластики по сравнению с изделием из отливки

Поверхность медной репродукции методом гальванопластики идеально и до мельчайших деталей совпадает с оригиналом. Это позволяет нам делать неотличимые от оригинала медные декоративные изделия с поверхностью, например, коры дерева, выделанной кожи, фактуры камня, растительных и художественных орнаментов и т.д. Ни один из известных методов репродуцирования не даёт таких впечатляющих результатов!

Медная гальванопластика имеет преимущества перед изделиями, отлитыми из бронзы. Литье из бронзы может иметь усадку, непролив или продольную деформацию. Средняя толщина большого бронзового рельефа не может быть меньше 5 мм. Все это отражается и на цене, и на весе изделия из литья. Изделия же из ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ могут быть толщиной от 1 мм и больше, и не имеют отклонений от геометрии оригинала (формы).

Изделия из ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА позволяет производить нам широкий спектр предметов декоративно-прикладного искусства и предметов интерьера, таких как:

  • декоративные и ажурные элементы, орнаменты, узоры, надписи и т.д. по эскизам заказчика или копиям изделий
  • декоративные металлические накладки для художественного оформления изделий из металла, дерева, стекла, натурального камня и т.д.
  • плакетки с гербами, эмблемами и знаками
  • таблички, логотипы, символы, фирменные знаки
  • бюсты, портреты, мемориальные доски
  • картины и декоративные панно из металла
  • изделия по религиозной тематике - иконы, барельефы, оклады, медали, венцы для икон и т.д.
  • рельефные вставки и рельефы для мебели в этнических и исторических стилях
  • медные элитные раковины с художественным и дизайнерским оформлением
  • медные цветочные горшки и вазоны

Наши возможности производства изделий из гальванопластики :

  • сохранение точной копии оригинала и воспроизведение рельефа (до 20 мм в высоту)
  • размер изделия (копии) - до 60 х 100 мм
  • толщина металла - до 3 мм
  • материал гальванопластики - медь
  • минимальная партия - от 5 шт.
  • декоративная отделка и придание заданного цвета – да
  • выполнение защитного покрытия - да
  • монтаж в рамку из дерева (дуб, ясень) - да

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - цена

Цена гальванопластики зависит от объема заказа, размера копии, требуемого качества поверхности, толщины покрытия, конфигурации и сложности изделий, наличия оригинала изделия, наличия эскиза, вида обработки и отделки.

В среднем цена гальванопластики (обработанное готовое изделие с покрытием и в рамке) составляет 100 000 руб. за 1 кв. м. При наличии правильного оригинала и количества от 10 шт. цена гальванопластики может быть уменьшена в 2-3 раза.

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - наши работы

В этом разделе представлены примеры наших работ изделий гальванопластики .

Фото 1. Гальванопластика плакетка

Фото 2. Гальванопластика плакетка

Фото 3. Гальванопластика плакетка

Фото 4. Гальванопластика плакетка

Фото 5. Гальванопластика плакетка

Фото 6. Гальванопластика плакетка

Фото 7. Гальванопластика плакетка

Фото 8. Гальванопластика плакетка

Фото 9. Гальванопластика плакетка

Фото 10. Гальванопластика плакетка

Фото 11. Гальванопластика плакетка

Фото 12. Гальванопластика декоративное панно

Фото 13. Гальванопластика декоративное панно

Фото 14. Гальванопластика декоративное панно

Фото 15. Гальванопластика декоративное панно

Фото 16. Гальванопластика плакетка

Фото 17. Гальванопластика декоративное панно

Фото 18. Гальванопластика декоративное панно

Фото 19. Гальванопластика декоративное панно

Фото 20. Гальванопластика декоративное панно

Фото 21. Гальванопластика - икона, гальванопластика медью , обработка меди никелем, чернение фона

По представленным работам у нас уже есть готовые формы для быстрого изготовления гальванопластики (2-3 дня) и Вы можете купить гальванопластику , которая Вам понравилась.

Если Вам необходимо изготовить гальванопластику по индивидуальному заказу, то условия и этапы см. ниже.

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - этапы работы, заказ и изготовление

Для того, что бы мы смогли изготовить гальванопластику для Вас необходимо осуществить заказ.

В зависимости от вида гальванопластики и изделия в целом заказ может быть двух видов:

  • упрощенный заказ гальванопластики – через Интернет, когда требуется изготовить гальванопластику как отдельное изделие, не привязанное к другим изделиям, и для ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ не требуется монтаж
  • заказ гальванопластики с выездом на место , выполнение обмеров и обсуждение деталей монтажа изделия

Основные этапы при заказе гальванопластики следующие:

  • получение от Заказчика исходной информации - идея, стиль, эскиз, размеры, материал, вид изделия, способ крепления, фото места, где планируется разместить изделие и т.д.
  • определение размеров и способа монтажа - при необходимости
  • определение предварительной цены гальванопластики
  • подготовка и согласование эскиза и чертежа (сложный эскиз выполняется за отдельную плату)
  • определение конечной цены гальванопластики и стоимости монтажа (при необходимости)
  • оплата аванса за - 50%
  • изготовление гальванопластики с возможностью предоставления фотоотчета для контроля процесса
  • сдача готового изделия Заказчику и/или выполнение монтажа изделия по месту
  • окончательный расчет - 50%

При изготовлении гальванопластики мы применяем уникальные собственные и новейшие разработки в области технологии гальванопластики , что позволяет нам повысить качество воспроизводимых копий и сократить время, затрачиваемое на их изготовление.

Заказать изготовление гальванопластики у нас можно, воспользовавшись электронной почтой Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или телефонами из раздела контакты .

Закажите изготовление гальванопластики у нас, и Вы получите качественное выполнение и превосходный результат.