Правописание глаголов прошедшего времени. Урок русского языка "правописание глаголов в прошедшем времени" Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени правило

Спряжение — это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям, а в прошедшем времени и сослагательном наклонении — по родам. Спряжением называют также тип словоизменения глагола в настоящем или будущем времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний. В зависимости от системы окончаний в формах настоящего или будущего времени все глаголы (за небольшим исключением) делятся на глаголы I и II спряжения. Глаголы совершенного вида, образующие формы будущего простого времени, имеют те же окончания, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида, но отличаются своим значением; в словоизменении формы будущего простого описываются, как формы настоящего времени.

К I спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

Глаголы I спряжения

Лицо

Единственное число

Множественное число

-у, -ю (веду , играю )

-ем , -ём (ведём , играем )

-ешь , -ешь (ведешь , играешь )

-ёте , -ете (ведёте , играете )

-ёт , -ет (ведёт , играет )

-ут , -ют (ведут , играют )

Комментарий. Основа настоящего времени глаголов I спряжения оканчивается на парно-твердую согласную, шипящую, мягкие [р" ], [л" ] или [j ]. При образовании форм 2 и 3 л. ед.ч. и 1 и 2 л. мн.ч. конечные твердые согласные основы (кроме шипящих [ш ], [ж ]) чередуются: парно-твердые — с соответствующей мягкой, заднеязычные [к ], [г ] — с шипящими [ч ], [ж ]: ве [д ]-ут ве [д"-о ]шь , не [с ]-ут не [с"-о ]м , пе [к ]-ут пе [ч-о ]шь , стри [г ]-ут стри [ж ]-ошь. В нормированной речи только глагол ткать не имеет чередования [к — ч ] (ткут ткёшь , ткёт , ткём , ткёте ), в просторечии словоформы с отсутствием чередования заднеязычного с шипящим встречаются чаше.

Ко II спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

Глаголы II спряжения

Комментарий. Основа настоящего времени II спряжения оканчивается на парно-мягкую согласную, шипящую или [j ]. При образовании формы 1 л. ед.ч. происходят чередования [o" ] — в [л" ], [ф ] —ф [л" ], [б" ] — б [л" ], [п ] — п [л" ], [м ] — м [л" ], с [т" ] (`ш" ), [т" — ч ], [д" — ж ], [з" — ж ], [с" — ш ]: вдохно [в"-а ]т вдохно [вл"-у ], гра [ф"-а ]т гра [фл"-у ], скор [б"-а ]т скор [бл"-у ], ле [п"-а ]т ле [пл"-у ], гре [м"-а ]т гре [мл"-у ], кру [т"-а ]т кру [ч-у ], xo [д"-а ]т хо [ж-у ], вон [з"-а ]т вон [ж-у ], но [с"-а ]т но [ш-у ]. В некоторых глаголах при образовании формы 1 л. ед.ч. конечный [т" ] чередуется с [`ш" ]: возвра [т"-а ]т — возвра [`ш"-у ], превра [т"-а ]т — превра [`ш"-у ], сокра [т"-а ]т — сокра [`ш"-у ].

Наконец, в русском языке есть так называемые изолированные глаголы, не относящиеся ни к I, ни ко II спряжению и объединяющие в своей парадигме окончания разных спряжений. Изолированные глаголы характеризуются особым соотношением основ или особыми системами окончаний: зиждиться , зыбить (ся ), хотеть , бежать , чтить , есть , надоесть , дать , создать , быть (а также забыть , добыть , сбыть и другие глаголы с компонентами -есть , -дать , -быть ), ехать , идти. Спряжение изолированных глаголов дано в табл.

Спряжение изолированных глаголов

Инфинитив

Настоящее время

Прошедшее время

Число

Лицо

Форма

Число

Форма

зиждиться

зижди-л-ся

зижди-л-а-сь

зижд-ет-ся

зижди-л-о-сь

зижди-л-и-сь

зижд-ут-ся

зыбить(ся )

зыби-л-ся

зыби-л-а-сь

зыбл-ет-ся

зыби-л-о-сь

зыби-л-и-сь

зыбл-ют-ся

бежать

бег-у

бежа-л

беж-ишь

бежа-л-а

беж-ит

бежа-л-о

беж-им

бежа-л-и

беж-ите

бег-ут

хотеть

хоч-у

хоте-л

хоч-ешь

хоте-л-а

хоч-ет

хоте-л-о

хот-им

хоте-л-и

хот-ите

хот-ят

чтить

чти-л

чт-ишь

чти-л-а

чт-ит

чти-л-о

чт-им

чти-л-и

чт-ите

чт-ят (и чт-ут )

есть

е-л-а

е-л-о

ед-им

е-л-и

ед-ите

ед-ят

дать

да-шь

да-л-а

да-ст

да-л-о

дад-им

да-л-и

дад-ите

дад-ут

быть

буд-у

буд-ешь

бы-л-а

буд-ет

бы-л-о

буд-ем

бы-л-и

буд-ете

буд-ут

ехать

еха-л

ед-ешь

еха-л-а

ед-ет

еха-л-о

ед-ем

еха-л-и

ед-ете

ед-ут

идти

ид-ешь

ш-л-а

ид-ет

ш-л-о

ид-ем

ш-л-и

ид-ете

ид-ут

Правописание глаголов в прошедшем времени

Продолжим изучать тему «Глаголы» и сегодня поговорим о правописании глаголов в прошедшем времени. Чем же отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем?

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы:

что делал? что сделал?

что сделала? что сделала?

что делало? что сделало?

что делали? что сделали?

В прошедшем времени глаголы имеют суффикс -л- : склеи л , спрята л а . Они изменяются по числам. В единственном числе глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.

Во множественном числе > окончание : склеил и , сказал и

В единственном числе:

Мужской род > нулевое окончание

Женский род > окончание : сделал а , спросил а

Средний род > окончание -о: упал о , проросл о

Для определения рода глагола в прошедшем времени надо определить род существительного, к которому он принадлежит:

Солнце освещало верхушки деревьев . > Солнце (оно, мое) о свещало : ср. род

Для того, чтобы определить суффикс, который пишется перед суффиксом -л- в глаголах пошедшего времени, надо определить суффикс, который пишется у этого глагола в неопределенной форме перед –ть .

Например: стро и ть > стро и л , слыш а ть > слыш а л , ла я ть > ла я л .

Глаголы, в неопределенной форме отвечающие на вопрос что сделать? настоящего времени не имеют.

beginnerschool.ru

Правила грамматики. Правописание глаголов в прошедшем времени

Продолжаю разговор о глаголе. Восстанавливаю несправедливость по отношению к этой части речи, незаслуженно игнорируемой большинством школьников и людей, давно вышедших из школы с аттестатом, но не всегда с прочными знаниями. В статьях, опубликованных ранее (о личных окончаниях глагола I и II спряжения и о правописании -ТЬСЯ и –ТСЯ ) я напоминала правила правописания, связанные с глаголом. Сегодня речь пойдет о прошедшем времени как самого глагола, так и причастий (глагольных форм), точнее будет сказать, о суффиксах глаголов прошедшего времени и причастий прошедшего времени.

Дело в том, что для прошедшего времени совершенно не подходят правила, связанные с настоящим-будущим временем. Если мы задумываемся том, с каким гласным суффиксом надо писать глагол в прошедшем времени , то должны на время совершенно забыть о спряжении глагола. В прошедшем времени глагол «отдыхает» от спряжения. Зато мы обращаем пристальное внимание на то, какая гласная буква пишется в инфинитиве (неопределенной форме глагола) перед окончанием неопределенной формы -ТЬ.
Объясняю на примере: накле И ть, посе Я ть, увид Е ть, услыш А ть, застрел И ть, расстрел Я ть, утеш И ть, почу Я ть, высмотр Е ть
Чтобы поставить глаголы в прошедшее время, надо отбросить окончание –ТЬ и прибавить суффикс прошедшего времени глагола -Л. Вот что получается:

наклеИть – наклеИл
посеЯть – посеЯл
увидЕть – увидЕл
услашАть – услышАл
застрелИть – застрелИл
расстрелЯть – расстрелЯл
утешИть – утешИл
почуЯть – почуЯл
высмотрЕть – высмотрЕл

Точно по такому же принципу образуются действительные причастия прошедшего времени , только вместо суффикса -Л надо подставить суффикс -ВШ- плюс окончание –ИЙ.

наклеИть – наклеИл — наклеИвший
посеЯть – посеЯл — посеЯвший
увидЕть – увидЕл — увидЕвший
услашАть – услышАл — услышАвший
застрелИть – застрелИл – застрелИвший
расстрелЯть – расстрелЯл – расстрелЯвший
утешИть – утешИл – утешИвший
почуЯть – почуЯл — почуЯвший
высмотрЕть – высмотрЕл — высмотрЕвший

Немного сложнее обстоит дело со страдательными причастиями прошедшего времени . Перед суффиксом -НН- сохраняются все гласные, кроме гласной -И- . Когда в инфинитиве перед -ТЬ стоит -И- , в страдательном причастии вместо нее пишется буква Е:

наклеИть – наклеИл – наклеЕННый
посеЯть – посеЯл – посеЯННый
увидЕть – увидЕл – увидЕННый
услашАть – услышАл – услышАННый
застрелИть – застрелИл – застрелЕННый
расстрелЯть – расстрелЯл – расстрелЯННый
утешИть – утешИл – утешЕННый
почуЯть – почуЯл – почуЯННый
высмотрЕть – высмотрЕл – высмотрЕННый

Вот, собственно, и все, о чем я хотела рассказать сегодня. Конечно, с непривычки вся эта премудрость может показаться немного сложной, но я думаю, что через некоторое время ясность наступит и придет понимание сути.
Вот так. Успехов вам в освоении правописания глагола !

Конспект урока по русскому языку в 4 классе Тема: Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

Русский язык Ниятова К.Ш. 4 «В» класс

Тема: Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

Создать условия для наблюдения за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени, правописания окончаний глаголов в прошедшем времени.

Открытие новых знаний и способов действий./ решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Наблюдают за окончаниями глаголов в форме прошедшего времениВысказывают предположения при обсуждении проблемного вопроса, аргументируют своё мнение.

Применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные : извлекают необходимую информацию из учебного текста; осуществляют анализ, сравнение, классификацию; делают выводы.

Регулятивные : определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.

Коммуникативные : участвуют в учебном полилоге; слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия

Основное содержание темы, понятия, термины

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

I. Организационный момент.Блиц – опрос по теме:Глагол(добавить вопрос о наклонениях глагола Устно составить предложения с глаголами разных наклонений

II. Словарная работа.

Словарный диктант: район, комета, матч, революция, решать, сверкать, свитер, секрет, сочинять.

Проверка по слайду 2 – обмен тетрадями, взаимопроверка, оценка.

Морф. Разбор сущ. комета — В какой форме употребляются глаголы?

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока.

— На какие две группы можно разбить словарные слова? (сущ., глаголы)

— В какой форме употребляются глаголы?

— Поставьте глаголы в форму прошедшего времени, запишите, выделите окончания. (Решал, решало, сверкала, сочинили и т.д).

Почему разные окончания у глаголов прошедшего времени?

— Чему будем учиться на уроке?

— Сформулируйте тему нашего урока.

IV. Наблюдение за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Проведение исследования.

Выскажем предположение. От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

— Спишите предложение, выбирая нужные окончания.

На кухне висел(-а, -о, -и) красивая лампа.

В прихожей висел(-а, -о, -и) огромное зеркало.

В гостиной висел(-а, -о, -и) старинный светильник.

На ёлке висел(-а, -о, -и) чудесные игрушки.

— Подчеркните в каждом предложении слово, которое помогло вам сделать правильный выбор окончания. (Выполнение на интерактивной доске)

— Какое окончание у глагола висел?(нулевое)

— Сделайте вывод о правописании окончаний глаголов в форме прошедшего времени. (Окончания у глаголов такие же как и у существительных, которые подчеркнули)

2. Обсуждение вывода, сделанного Аней, стр. 19 учебника.

Формулировка вывода учащимися о написании окончаний глаголов в прошедшем времени:

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени ед. ч., муж. р. (нулевое);

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени ед. ч., жен. рода (-а);

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени ед. ч., ср. рода (-о);

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени мн. числа (-и).

V. Отработка написания окончаний глаголов в форме прошедшего времени

1. Устная фронтальная работа: упр. 1, стр. 19

— В какой части стихотворения установлены причинно-следственные связи?

— Спишите 2 часть стихотворения.

2. Дополнительное задание.

— Назовите глаголы в форме прошедшего времени с нулевым окончанием (снял, растаял)

Выписать основу предложения, выделить окончания глаголов, определить число и род:

Зимой солнце поздно вставало. Трещал мороз. На земле лежал снег. Берёзка сверкала серебром. Дул сильный ветер.

Физ. минутка (Показываю движения, запомните глаголы в прошедшем времени)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!
— Почему лопнул мяч? (Почему лопнул мяч?)

В Парах:- Записать по памяти глаголы, определить род, выделить окончания (Разбор по составу глагола добежал)

VI. Закрепление связи окончаний глаголов в форме прошедшего времени и ряда имен существительных.

1. Работа в группах.

Для работы берётся упр. 2, стр. 19 из учебника. Или

Напишите словосочетания с глаголами в прошедшем времени.

Выделите окончания, определите род и число глаголов.

(Задание на карточке)

Река, облако, ребёнок, мальчики (бежал).

Портрет, зеркало, груша, ягода (висел).

Куст, клубника, дерево, цветы (отцвёл).

После завершения работы результаты сверяются.

Каждому ученику записать в свою тетрадь одну-две группы слов.

2. Письмо по памяти (слайд 4)

На низкие крыши

— Прочитайте, запомните стихотворение. Обратите внимание на орфограммы.

Запись закрывается, пишут по памяти.

Сверяют вою запись со вновь открытой записью.

VII. Упражнения на развитии орфографической зоркости и контроля повторений орфограмм в окончаниях слов.

1. Работа в парах, упр. 4 стр. 20 .

— Всего Кирилл допустил 4 ошибки;

— Найдите ошибки в работе Кирилла. (Все ошибки допущены в окончаниях слов).

Выполняется устно (кто успеет — письменно).

2. Назовите глаголы в форме прошедшего времени.

VIII. Дифференцированная работа .

Работа в тетради «Пишем грамотно» №2, стр. 6, упр.1.

IX. Подведение итогов урока. Рефлекcия.

Назови временные формы глагола.

Вопросы глаголов прошедшего времени.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени?

Родовые окончания глаголов прошедшего времени?

Как определить род глаголов прошедшего времени?

— Как вы думаете, мы справились с целями, которые поставили в начале урока?

— Как можете оценить свою работу на уроке? Поставьте себе оценку по шкале на полях.

интернет проект BeginnerSchool.ru

Ранее, мы научились определять спряжения глаголов по их личным окончаниям. Поговорим подробнее о написании личных окончаний глаголов, а также об употреблении мягкого знака после шипящих на конце глагола.

Правописание личных окончаний глаголов

С ударными окончаниями глаголов все понятно. Буква под ударением и является проверочной:

Слова кип еть , кип ишь , след ишь и так далее – ударные окончания. Они пишутся так же, как произносятся (слышатся).

В безударных окончаниях глаголов правописание букв е и и определяются по неопределенной форме этих глаголов:

Глаголы оканчивающиеся на –ить относятся ко II спряжению: помн ить , глад ить .

Все остальные глаголы относятся к I спряжению, а именно глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на

-ать, -оть,

-ять, -ыть

-еть, -уть.

Но существуют глаголы – исключения, относящиеся ко II спряжению, которые надо запомнить. Легче всего их запомнить с помощью стишка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть,

Вы запомните друзья,

Их на –е спрягать нельзя.

Составим таблицу безударных окончаний глаголов:

I спряжение

II спряжение

-ут, -ют (в 3-м лице мн.ч)

-ат, -ят (в 3-м лице мн.ч)

глаголы в неопределенной форме, с окончаниями на

Ать, -оть, -уть, -ять, -еть, -ыть

7 глаголов – исключений на –еть :

вид еть, ненавид еть, смотр еть,

завис еть, верт еть, обид еть, терп еть

4 глагола – исключения на –ать :

гн ать, держ ать, дыш ать, слыш ать

Есть разноспрягаемые глаголы, например, глаголы – бежать и хотеть. Давайте рассмотрим их окончания:

Ты хоч ешь, беж ишь

он хоч ет, беж ит

Мы хот им, беж им

Вы хот ите, беж ите

Они хот ят, бег ут

В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа.

Например, глагол победить . Вместо первого лица единственного числа, говорят:

Я хочу победить или я постараюсь победить .

Итак, для того, чтобы проверить правильность написания окончания глагола, следует рассуждать следующим образом:

1. Определяем окончание глагола (ударное или безударное).

Если ударное, то это и есть проверка. Если безударное, рассуждаем дальше.

2. Ставим глагол в неопределенную форму и проверяем его окончание:

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II спряжения – пишем в окончании –и, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ат или –ят .

3. Проверяем, не входит ли глагол в список исключений на –ать и –еть .

Если входит, то это глагол II спряжения, в окончании пишем –и :

ненавид еть – ненавид ишь – ненавид ит .

Если не входит, то это глагол I спряжения, в окончании пишем –е, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ут или –ют .

Этот глагол стоит в будущем времени, во 2-м лице и в единственном числе:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – закрут ить – окончание –ить – это II спряжение, в окончании пишем –и : закрут ишь .

Завис..т .

Этот глагол в настоящем времени, в 3 лице, множественного числа:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – завис еть – окончание –еть .
  3. Глагол входит в список исключений – это II спряжение, глагол в 3 лице, множественного числа, окончание –ят: завис ят .

Правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов

Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице, в единственном числе оканчивается на шипящий –ш . В этом случае после –ш пишется мягкий знак:

беж ишь, крич ишь, по ёшь .

Мягкий знак пишется и перед –ся :

смотриш ь ся, завиваеш ь ся .

Следует запомнить, что для употребления мягкого знака после шипящих можно не определять формы глаголов, так как:

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется ВСЕГДА , он сохраняется и перед –ся и –те :

Спасибо, что Вы с нами.

  1. Окончания глаголов в настоящем и будущем времени В предыдущей статье мы говорили о спряжении глаголов, где разобрали.
  2. Правописание глаголов в прошедшем времени Продолжим изучать тему «Глаголы» и сегодня поговорим о правописании глаголов.
  3. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Продолжим изучение такой части речи, как глагол и в этой.
  4. Спряжение глаголов Продолжим изучение такой части речи, как глагол, и разберем спряжение.
  5. Части речи – глагол Продолжим изучение частей речи. В этой статье речь пойдет о.

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Конспект урока русского языка «ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ » (4 класс))

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема : Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Ребята. Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Присаживайтесь

— Послушайте такую притчу.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку он спросил: «Скажи. мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал : «Все в твоих руках» (слайд 2)

— В ваших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны русского языка, такого сложного, но такого интересного

Ну, что же в путь!

Слушают. Принимают информацию

Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Начнем с проверки домашнего задания. Откройте тетради. Какие глаголы прошедшего времени вы образовали от глаголов неопределенной формы

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Плыть – плыл, плыла, плыло, плыли.

Спать – спал, спала, спало, спали

Проводит минутку чистописания .

Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма?

– Пропишите заглавную и строчную букву Бб и ее соединения с другими буквами.

— Обменяйтесь тетрадями и подчеркните самую красивую букву

Дайте характеристику букве Б

– Запишите слово «береза» и подберите однокоренные слова к этому слову

Написать очень красиво.

Вспоминаем, как надо сидеть во время письма.

Береза — березовый, подберезовик.

Работа над словом

Дайте лексическое значение слову «береза»

Пока дети высказывают свои мысли – один ученик ищет в толковом словаре это слово и зачитывает (слайд 3,4)

— А вот еще интересные факты о березе:

Благодаря тёмным полоскам и чёрточкам белая берёза без труда способна переносить как жару, так и холод. Когда становится слишком жарко, они открываются и пропускают внутрь растения воздух, в морозы, наоборот, плотно закрываются и не дают замёрзнуть.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Дайте характеристику предложению

— Разгадайте ребус (слайд 5)

Вспомним,что мы уже знаем о глаголе

Проведем игру «Дополни предложение» (слайд 6)

Игра «Дополни предложение»

Учащиеся отвечают на вопросы игры.

– Глагол – это часть. (речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?) .

– Глаголы изменяются по. (временам) .

– Спряжение – это. (изменение глаголов по лицам и числам) .

– Спрягаются только глаголы в. (настоящем и будущем времени) .

– В прошедшем времени глаголы изменяются по. (числам) , а в единственном числе. (по родам) .

– Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. (Суффиксы -ть-, -ти-, -чь-.)

– На какую форму глагола указывает суффикс -л- ? (На форму глаголов прошедшего времени.)

IIIФормулировка темы урока и постановка целей

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

— Прочитайте стихотворение (слайд 8)

Чем интересно это стихотворение?

В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

Что обозначают глаголы прошедшего времени?

Как вы думаете. Какая тема нашего урока?

– Определите цели урока

Правильно, мы продолжаем работать с вами с самой сложной частью речи «Глагол»

Сегодня мы узнаем, как изменяются глаголы в прошедшем времени

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Отдернул, зажмурился, встал, потянулся.
Взглянул, причесался, намылил, умылся
Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился,

Оно состоит из глаголов

В прошедшем, так как они отвечают на вопрос- что сделал? И имеют суффикс –л-.

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые происходили до момента речи.

— Повторить все, что нам известно о глаголах в прошедшем времени, узнать новые сведения

Научиться определять родовые окончания в прошедшем времени

Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Работа в группах

Мы многое уже узнали о глаголе, проявите свои знания в составление «синквейна»

Работаем в группах

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Рассмотрите глаголы прошедшего времени на экране.

Он таял – нулевое окончание.

– Определите число данных глаголов.

– Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? Какого рода могут быть глаголы? На какой вопрос отвечают данные глаголы? Какие они имеют окончания?

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.

Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

– Данные глаголы изменяются по родам. Глаголы мужского рода отвечают на вопрос «что делал?», «что сделал?», имеют нулевое окончание. Глаголы женского рода отвечают на вопрос «что делала?», «что сделала?». имеют окончание . Глаголы среднего рода отвечают на вопрос «что делало?», «что сделало?», имеют окончание .

Осуществлять анализ объектов. Осуществлять контроль по результату

Какой вывод можно сделать?

– Рассмотрите глагол «таяли». Какого числа этот глагол? Можно ли определить род глаголов во множественном числе? – Сформулируйте вывод.

А я добавлю новое для вас: суффикс -л- не входит в основу слова – помните это при разборе

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам .

– Во множественном числе род глаголов определить нельзя.

– Во множественном числе глаголы прошедшего времени имеют окончание — и , отвечают на вопросы «что делали?», «что сделали?». Во множественном числе глаголы прошедшего времени по родам не изменяются

Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени. Выделите суффикс прошедшего времени и личные окончания.

Рассуждайте по образцу:

(Что делать?) Учить – (он что делал?) учил, она (что делала?) учила, оно (что делало?) учило, они (что делали?) учили

Работа по учебнику (упражнение 233)

Откройте учебники
– Прочитайте. Определите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква «о». Объясните свой ответ. Укажите над этими словами часть речи.

– Какой значимой частью слова является выделенная в словах часть: окончанием или суффиксом?

– Спишите. Выделите родовые окончания глаголов

Списывают. Выделяют родовые окончания глаголов прошедшего времени.

Так стало шумно (наречие) и светло (наречие)!

В лазури облако (сущ.) блеснул (гл.),

Как лебединое крыло (сущ.).

Выполняют разбор слова по составу

Выполняют морфологический разбор слова Блеснуло – гл., что сделало?, нач. ф. – блеснуть, совершенный вид, невозвр., I спряжение, прошедшее время, ед. ч., ср. р., сказуемое

Физкульт минутка (музыкальная)

А сейчас мы с вами отдохнем

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 234).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– Спишите скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов.

– Проверьте, умеете ли вы быстро, правильно,четко и ясно произносить скороговорки.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Применяют новые знания на новом языковом материале.

Работают в парах. Произносят скороговорки. Списывают скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов .

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу все сломали.

Лариса у Бориса нарвала барбариса и компот из барбариса наварила для Бориса.

Выполняют разбор глаголов по составу.

Осознанно
и произвольно строить
речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

А сейчас работа в парах

Рассмотрите картинки и составьте по ним глаголы в прошедшем времени.

Составляют глаголы в прошедшем времени

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению при-обретенных

(Работа по карточкам)

У вас на столах лежат карточки

Вставьте где нужно пропущенные окончания глаголов, выделите их.

Обобщают способы действия по правилу

Зима прошл… , настала весна. На березах набухл… почки. Солнышко пригрел… и побежал…ручейки. Появил…ся первый подснежник. Он выглянул… робко и несмело.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания..

VII. Итог урока. Рефлесия. Оценивание

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

А сейчас мы составим «Кластер», Что мы узнали о глаголе в прошедшем времени?

– Расскажите о правописании родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

– Понравилась ли вам работа на уроке?

Красный – было трудно

Желтый – не очень

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Сегодня я узнал…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 236 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

71. Правописание глаголов.

Правописание окончаний глаголов.

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

  • глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, которые относятся к I спряжению),
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть),
  • 4 глагола на -ать (тать, дышать, держать, слышать).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:

2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.

1 лицо читаю, беру
2 лицо читаешь, берешь
З лицо читает, берет

1 лицо читаем, берем
2 лицо читаете, берете
3 лицо читают, берут

хочу
хочешь хочет

хотим
хотите
хотят

бегу
бежишь бежит

бежим
бежите
бегут

ем
ешь
ест

едим едите едят

создам
создашь
создаст

создадим создадим создадут

дай
дашь
даст

дадим дадите дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например, сравните спряжение глаголов обессилеть (кого-ниБудь) и обессилеть (самому).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -«те, а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (ср.: Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) а глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

  • в инфинитиве (писать, желать, хотеться, мыться),
  • в окончаниях 2 лица единственно числа настоящего или простого будущего времени (выберешь, помоешь, делаешь, умываешься),
  • в повелительном наклонении (исправь, спрячься), НО ляг, лягте,
  • в возвратной частице, которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь);

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

  • в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается).

Правописание суффиксов глаголов

1. Если в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- (заведую - заведовать, заведовал, воюю - воевать, воевал);

если же в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в инфинитиве и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ыва-, -ива- (накладываю - накладывать, накладывал).

2. Глаголы на -пять, -ваю имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в инфинитиве без этого суффикса (продлить - продлевать).

Задачи и тесты по теме "Правописание глаголов."

  • Правописание глаголов - Глагол 5 класс
  • Правописание гласных в суффиксах глаголов - Глагол 6 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:

а) в I спряжении: шь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;

б) во II спряжении: шь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:

ко II спряжению от) носятся глаголы на ть в инфинитиве, кроме глаголов брить , зиждиться , зыбиться (бреешь бреют, зиждется – зиждутся, зыблется ), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать , а также производные от них. Глагол брезжить имеет разноспрягаемые формы брезжит брезжут . Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть – мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют ).

При определении спряжения надо правильно соотносить интересующую форму с инфинитивом (прогонит от прогнать, прогоняет от прогонять ).

Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь стелют ).

Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь выздоровеют, опостылеешь опостылеют, опротиветь опротивеют.

Примечание 3. Переходные глаголы с приставкой обез - (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению. Ср.:

а) обессилить (кого-нибудь ): обессилю обессилишь обессилят;

б) обессилеть (самому ): обессилею обессилеешь обессилеют.

Соответствующие суффиксы инфинитива - и -е- сохраняются в формах прошедшего времени. Ср.: Потеря крови обессили ла раненого. Больная девочка обессиле ла.

Примечание 4. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени совершенного вида те и повелительного наклонения -ите, например:выберете выберите , выйдете выйдите , выметете выметите , выпишете выпишите , вытрете вытрите , вышлете вышлите , крикнете крикните , стукнете стукните .

Примечание 5. Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с сохранением той гласной, что была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению, например: обиде ть – обиде л, слыша ть – слыша л, сеять – сея л, обессиле ть – обессиле л, обессили ть – обессили л.

Примечание 6. Необходимо обратить внимание на образование разговорных форм глаголов сыпать, трепать, щипать. В отличие от относящихся к I спряжению нейтральных форм сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, разговорные формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпят (аналогично трепать и щипать ) относятся к смешанному спряжению– все личные формы единственного числа и формы 1-го и 2-го лица множественного числа относятся к I спряжению а форма 3-го лица множественного числа – ко II спряжению.

§49. Употребление буквы ь в глагольных формах

Буква ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола, например: умывать – умывать ся, беречь – беречь ся;

2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь – купаешь ся, возвратишь –возвратишь ся;

3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь – исправь те, спрячь ся – спрячь тесь (но: ляг – лягте );

4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь , вернитесь , вернулись .

§50. Суффиксы глаголов

1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы ва -, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю. Например:

а) заведую – заведова ть, заведова л; исповедую – исповедова ть, исповедова л; проповедую – проповедова ть, проповедова л; воюю – воева ть, воева л; кочую – кочева ть, кочева л;

б) закладываю закладыва ть, закладыва л; разведываю разведыва ть, разведыва л; настаиваю настаива ть, настаива л.

Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова -вш-ий (от завед-ова -ть ),бесед-ова -вш-ий заклад-ыва -вш-ий (от заклад-ыва -ть ), подгляд-ыва -вш-ий.

1. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые ать , -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: зали ть залива ть, залива ю; преодоле ть преодолева ть, преодолева ю.

Исключения: застря ть – застрева ть, застрева ю; затми ть – затмева ть, затмева ю; продли ть – продлева ть, продлева ю и некоторые другие.

2. В глаголах (о)деревенеть , (о)леденеть , (о)костенеть , (о)кровенеть , (о)-стекленеть , (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.

Тема : Правописание глаголов в прошедшем времени.

Образовательная программа: Школа России.

Цель: Создать условия для осознания, осмысления знаний по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Задачи:

образовательные:

    создать условия для ознакомления с правилом написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени;

    совершенствовать умения правильно писать и выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени;

    способствовать развитию умения определять грамматические признаки глагола;

    анализировать, проводить обобщения, делать выводы

развивающие:

    формировать новые способы действий, обучать работе по плану;

    развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, познавательную активность, память и связную речь обучающихся.

воспитательные:

    воспитывать у детей самоконтроль за монологической речью;

    воспитывать внимательное отношение к окружающим;

    воспитывать умение слушать друг друга.

    установить связь с жизненным опытом ребенка

    воспитывать интерес к русскому языку

Формируемые УУД:

Познавательные:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме;

    анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

    синтез, подведение под понятие

Регулятивные:

    постановка учебной задачи;

    определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

    предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    оценивание качества и уровня усвоения материала;

    планирование своей деятельности в соответствии с целью урока;

Коммуникативные:

    умение с достаточной полностью и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    умение понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, учебник.

Продолжительность урока : 40 минут.

Ход урока

Этапы урока. Цель. Время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Огр.момент

(1 мин)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Лидия Михайловна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие на планету, которая называется Морфология, где живут различные части речи и побывать в гостях в городе Глаголов. В путь мы отправимся вот на этой ракете. Пристегните, пожалуйста, ремни, начинаю отсчет времени – 3,2,1 ..Пуск!

Приветствуют учителя. Присаживаются на места. Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Выполняют указания учителя.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация.

(5 мин)

А нашим помощником будет…, а вот что же это за помощник, вы догадаетесь, когда отгадаете загадку.

Прочитайте её. Кто из вас может сказать, о чем идет речь в этой загадке?

Да, совершенно верно, это компьютер. В последнее время человеку сложно обходиться без этой электронной машины. Ведь сейчас компьютер может заменить нам и печатную машинку, и калькулятор, и телевизор, и музыкальный центр, и телефон, и телеграф. Это своеобразная машина, которая помогает совершать путешествия в пространстве и времени.

Запишите слово компьютер в свой орфографический словарик, выделите орфограммы, поставьте ударение. Обратите внимание на произношение этого слова компьют[э]р.

- Читают загадку.

- Компьютер.

- Записывают слово в словарь.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

3. Самоопределение к деятельности. (5мин)

Прочитайте стихотворение.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся. Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

Чем интересно это стихотворение?

В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

Сформулируйте задачи урока.

Читают стихотворение.

Оно состоит только из глаголов.

- В про­шедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал? и име­ют суффикс -л-.

Повторить всё, что нам из­вестно о глаголах в прошедшем времени, узнать о них новые сведения.

Коммуникативные УУД: договариваться, приходить к общему решению.

4. Работа по теме урока. (10мин.)

Вы заметили, ребята, кто нас встречает? Это мальчик Почемучка, который сидит в задумчивости и ждет, когда вы поможете ему ответить на вопрос. Прочитайте его. Кто поможет Почемучке?

Но Почемучка сегодня подготовил не только вопросы, но и задания. Прочитайте 1 задание, выполните его в тетради.

А теперь проверим написание глаголов с пропущенными орфограммами. Внимание на экран. Какая орфограмма пропущена во всех этих глаголах? Читаем глаголы, доказывая правильность написания орфограммы.

А сейчас откройте учебники на стр.109 и прочитайте упр.229

Прочитайте выразительно отрывок из басни.

Прочитайте задания.

Как отличить предлог от приставки?

Какие слова вы напишете слитно? Прочитайте их.

Какие слова вы напишете раздельно? Прочитайте их.

В каких словах приставка обозначает начало действия? (За­щёлкал, засвистал.)

Назовите глаголы в прошедшем времени. По каким при­знакам вы их распознали?

Выполните письменные задания к упражнению.

Отвечают на вопрос (Что делал, что сделала, что будет делать…)

Выполняют здание.

Проверяют.

Открывают учебник и читают задание.

Коммуникативные

УУД: допускать существование различных точек зрения,

приходить к общему решению в спорных вопросах;

Личностные УУД:

широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области русского языка.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;

5.Физминутка

Выполняю движения согласно физминутки.

Выполнение физминутки

Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, корректно сообщать товарищу об ошибках;

6. Продолжение работы по теме урока.

А нас снова ожидает Почемучка, который уже готов задать вам следующий вопрос.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Откройте учебник на странице 110. Сейчас мы с вами рассмотрим таблицу и ответим на вопрос Почемучки.

А сейчас вашей помощи просит мышонок Джерри. Прочитайте, что нужно сделать? Вспомните правило и закройте знаки вопроса в глаголах нужными суффиксами.

А сейчас мы выполним упражнение 232 .

Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени единственного числа?

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

Что вы узнали о глагольном суффиксе -л-?

Открывают учебники и рассматривают таблицу.

Смотрят на экран, читают задание и выполняют его.

Открывают и читают задание.

Коммуникативные УУД: следить за действиями других участников в процессе учебной деятельности.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

7. Рефлексия.

Наше путешествие близится к концу, но чтобы благополучно приземлиться, выполним последнее задание. Ответим на вопросы.

Итак, что мы теперь знаем о глаголах прошедшего времени?

На какие вопросы они отвечают?

Какой суффикс имеют?

Как изменяются?

Как определить род глагола?

Какой суффикс пишется перед суффиксом – л?

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание стр. 109 упр. 229

Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делало? что сделало? что делали? что сделали?

Имеют суффикс - л -.

По числам, а в единственном числе и по родам.

Род глагола определяется по роду имени существительного, с которым глагол связан в предложении.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л

пишется тот же суффикс, что и перед -ть в неопределенной форме.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД: понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

Регулятивные УУД: следовать указаниям учителя.