Варианты заданий по разделу "социальные отношения" для подготовки к егэ по обществознанию.

1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».

Ответ: социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специали­зацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могутбыть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».

Ответ: квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему ценностей и норм.
Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятсяаудитория, фан-группа, толпа и др.

С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни.Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель). Первая модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения. Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

Смысл понятия: социальная группа – это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак,

Информация о социальных группах в обществе:

Социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимоотношений, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, биосоциальным признакам (расовой принадлежности, полу, возрасту),

По числу участников социальные группы делятся на большие и малые группы, по характеру взаимоотношений – формальные и неформальные группы,

В группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.

Группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности,

В группе человек удовлетворяет тот или иной интерес,

В группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку,

Максимальный балл – 2.

С5. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Наличие ролевой системы (ученик, учитель),

Наличие совокупности учреждений (институт, школа),

Наличие регулирующих правил или норм (закон об образовании, устав школы),

Наличие важных общественных функций (социализация молодежи).

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три фактора социализации личности.

Семейные воспитательные традиции,

Социальное окружение,

Социальные нормы,

Коммуникативные способности.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три любые черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Черты человека, предопределяющие негативное отклоняющееся поведение:

Ограниченность потребностей и интересов,

Искаженное представление о том, "что такое хорошо и что такое плохо",

Отсутствие чувства социальной ответственности,

Привычка к некритической оценке собственного поведения,

Психические отклонения.

Максимальный балл – 2.

С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

Семья как социальный институт способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло, справедливость и так далее,

Школа (образование) как социальный институт дает необходимые знания,

Средства массовой информации как социальный институт способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

Максимальный балл – 3.

С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

Модель ситуации: Сидоров, сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря чему за короткий срок значительно увеличился объем продаж.

Положительные санкции: руководство фирмы одобрило его новаторство, и Сидорову выписали премию, или вручили грамоту, или предложили новую должность с перспективой карьерного роста.

Максимальный балл – 3.

С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

Традиции – гостеприимство, регулярные встречи выпускников школы,

Церемония – коронации, инаугурации.

Максимальный балл – 3.

С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ

Основными тенденциями в развитии межнациональных отношениях являются:

- интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество),

- противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Максимальный балл – 3.

С6. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Ответ

Проявлениями функции поддержки физического здоровья родителей и детей являются:

- отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить),

- активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток),

- усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой),

- проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа).

Максимальный балл – 3.

С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Ответ

Примеры функций:

- социализация детей,

- хозяйственно-экономическая,

- социально-статусная.

Функцию социализации детей теперь осуществляет также и школа; хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку могут обеспечить армия, церковь, средства массовой информации, профессия.

Максимальный балл – 3.


Похожая информация.


«Социальные отношения» - КЛАСС общественных отношений. Социально- экономические отношения. Место социальной сферы в системе сфер жизнедеятельности общества. Предмет социоэкономики. Эргономика. Экономика труда. Социальные отношения. СЭО рабовладель- ческого общества. Отношения по поводу воспроизводства человека как субъекта политической жизни.

«Социальная работа в школе» - ЗАДАЧИ: выявить содержание и формы деятельности социального педагога в школе. Наблюдения Убеждения Беседы Социометрии. Диагностическая Образовательно-воспитательная Прогностическая и экспертная Организационно- коммуникативная Охранно- защитная Посредническая. Методы. Посещение учащихся на дому (кем, какие приняты меры, результат).

«Социальное обеспечение» - В 1980-е гг. ситуация не изменилась: не было отмечено заметного развития отраслей и служб здравоохранения. Спад рождаемости наметился в 1960-е гг. Политика в области защиты материнства и детства. Строго контролировался процесс распределения финансовых средств. 4. Смешанные формы социальных услуг. 3. Государственное попечение и контроль.

«Социальная политика» - Снижение интеллектуального потенциала страны. Современные проблемы социальной политики в развитых странах. Некоторые примеры современной. Распространенность социальных льгот. Аргументы в пользу социального государства. Какие критерии справедливости? Что важно для понимания социальной политики? Две составные части социальной политики.

«Работа социального педагога» - Реабилитационный. Социально-педагогическая помощь. Семейное консультирование в работе социального педагога. Коррекция. Воспитание. Групповой. Психологическая. Советник - рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Семейное консультирование. Коррекция межличностных отношений.

Термин «социальный институт». Институционализация папства. Структурные элементы основных институтов. 4. Устные и письменные кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля. Например: Для государства – конституция, законы; Для бизнеса – контракты, лицензии, уставы. Фазы жизненного цикла социального института.

Варианты заданий №32 по разделу «Социальные отношения»

для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Задание № 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: социальный контроль - это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре социального контроля.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию социального контроля

Задание № 2. Назовите любые три причины объединения людей в группы.

Пояснение.

Содержание верного ответа

В ответе могут быть названы причины, например:

1) группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности;

2) в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес;

3) в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку.

Могут быть названы и иные причины.

Задание № 3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

элементы :

1) смысл понятия , например: «Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом духовных богатств, а также норм общественной жизни»;

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения , содержащие информацию о социализации личности, например:

- «Институтом первичной социализации выступает семья»;

- «Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации личности.

Задание № 4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной роли.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Социальная роль - это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений».

2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности »;

- «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».

Задание № 5. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть названы следующие институты:

Семья;

Школа (образование);

Средства массовой информации;

Трудовой коллектив.

Задание № 6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие эле-менты:

1) смысл понятия, например: разделение общества по социальным классам;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о критериях социальной стратификации, опирающейся на знания курса, например: «К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж профессии»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о критериях социальной стратификации.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из критериев социальной стратификации, например: «Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени. Доход может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и т.п.». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса сущность одного из критериев социальной стратификации

Задание № 7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации.

Пояснение.

правильный ответ должен содержать следующие элементы:

смысл понятия, например

Процесс в ходе которого индивид усваивает основные элементы культуры, нормы и правила, происходит становление личности.

два предложения

Процесс социализации продолжается всю человеческую жизнь, но с разной интенсивностью: так наиболее активно человек осваивает социальные роли в школьном возрасте, в молодости, а к старости активность уменьшается;

Социализация происходит как в результате стихийного, непреднамеренного воздействия на человека, так и в воздействия целенаправленного (воспитание).

Могут быть указаны любые другие предложен

________________________________________________________________________-----

Задание № 8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

смысл понятия, например

Совокупность людей, объединенных общими интересами, видами деятельности.

два предложения

Один человек является членом сразу нескольких социальных групп;

В зависимости от количества людей социологи выделяют большие и малые социальные группы, а в зависимости от организации - неформальные и формальные.

Могут быть приведены любые другие предложения, содержащие информацию о социальных группах.

Задание № 9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальная политика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальной политике.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: национальная политика - это совокупность политических и организационных мер, применяемых властями к национальностям, проживающим на ее территории.

2) два предложения с информацией о национальной политике, опирающейся на знания курса, например:

- основой принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;

- национальная политика в ряде государств может принимать характер национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид)

Задание № 10. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о каналах социальной мобильности.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие».

Может быть дано другое, близкое по значению определение;

2) два предложения с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например:

«Наиболее распространённым каналом социальной мобильности в современном обществе является получение образования»;

«По каналам социальной мобильности человек может либо подняться на более высокую социальную ступень, либо опуститься на более низкую позицию».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о каналах социальной мобильности

Задание № 11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Составьте два предложения, содержащие информацию о социальном конфликте.

Пояснение.

смысл понятия, например: "Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей."

_________________________________________________________________________-

Задание № 12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном неравенстве.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны:

Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Задание № 13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных ролях человека.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны:

Соц. роль (Линтон, Мид) - модель поведения, ориентированная на определенный статус.

Могут быть приведены следующие предложения:

Социальные роли можно разделить на: Психосоматические - поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека;

Психодраматические – поведение зависит от требований соц. окружения; Социальные - личность ведет себя так, как ожидают представители определенной соц. категории.

Ролевой набор-совокупность ролей, выполняемых человеком.

Основные роли - семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.

____________________________________________________________________________-

Задание № 14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «вертикальная социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее действие любого из каналов социальной мобильности.

Пояснение.

Вертикальная социальная мобильность представляет собой перемещение индивиды или группы в социальной структуре с изменением социального статуса. Перейти из группы в группу, повысить свой социальный статус можно благодаря службе в армии, вступлению в брак, получению образования, получившим наименование социальных лифтов. Одним из важнейших каналов социальной мобильности является образование, открывающее доступ к престижным должностям и званиям, без которого невозможно сделать карьеру в современном обществе.

Задание № 15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальные нормы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о способах регулирования поведения людей социальными нормами, и одно предложение о видах социальных норм.

Пояснение.

1) cмысл понятия, например: правила, предписания и соотносимые с ними эталоны, образцы поведения; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение).

2) одно предложение, с информацией о способах регулирования поведения людей социальными нормами, например: Основными способами регулирования поведения людей социальными нормами являются: дозволение, предписание, запрет. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о способах регулирования поведения людей социальными нормами).

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса виды социальных норм например: Мода, правила этикета, эстетические нормы являются видами социальных норм. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о видах социальных норм).

Задание № 16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную

мобильность. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.)

3) предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.

Задание № 17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: это противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах социального конфликта, опирающейся на знания курса, например: социальный конфликт может быть скрытым и явным; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социальных конфликтов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса причины социального конфликта, например: причиной социального конфликта может стать столкновение интересов в любой сфере человеческих взаимоотношений, например, личностные различия. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее причины социального конфликта.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысла понятия и/или его аспектов.

С5 (32).Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.

Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    смысл понятия , например:

– социальная стратификация – социальное различие, неравенство положения людей в социальной структуре.

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

    два предложения с информацией о социальной стратификации, опирающейся на знание курса, например:

– «В основу стратификации положены многие критерии, среди них – размер доходов, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии».

- «Стратификация определенный срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество».

Могут быть составлены иные предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.

Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте;

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

ИЛИ ответ неправильный