Роспись по ткани разновидности особенности выполнения. Техники свободной росписи по ткани акриловыми и другими красками и рисования по трафаретам

Роспись по ткани - это древнейшее искусство, позволяющее создавать уникальные произведения. Своими корнями этот вид художественной обработки тканей уходит в страны Юго-Восточной Азии - Японию, Китай, Индонезию. Старинные мастера чаще всего расписывали шелк, на котором оживали диковинные птицы и цветы. Привезенные в Европу ткани с ручной росписью ценились очень высоко, их могли позволить себе только представители аристократии. Техника росписи по ткани стала развиваться в Европе лишь в 20-х годах прошлого столетия. Все виды ручной работы по окрашиванию тканей называются "батик". Это слово пришло из Индонезии, оно означает дословно «капля на ткани». Существуют различные техники создания рисунков на тканях.

Горячий батик

Это самый сложный способ росписи и один из самых древних. Чтобы создать многоцветный рисунок, нужные участки обрабатывают воском и опускают в горячий краситель. Под восковыми каплями ткань не меняет свой цвет, поэтому, окрасив часть рисунка в один тон, снова наносят восковые линии и красят в следующий цвет. И так многократно, пока не получится сложный узор. Такая кропотливая работа над одним полотном может продолжаться неделями. Готовую ткань натягивают для просушивания и окончательно удаляют воск.

Холодный батик

В этой технике специальным составом (резервом) наносится внутри которого ткань раскрашивается в разные цвета. Только после нанесения всех цветов удаляют фиксирующий состав и прорисовывают контур. Чтобы получилась качественная роспись по ткани, ее обычно прокрашивают с обеих сторон.

Узелковый батик

Этот способ доступен для всех. Он очень прост - перед окрашиванием на ткани завязываются узелки. Можно это делать в хаотичном порядке, а можно продумать особенный рисунок. Подготовленную таким образом ткань подвергают кипячению в красящем растворе. Подходит этот способ только для тканей, выдерживающих высокие температуры.

Роспись по ткани аэрографом или акриловыми красками

Это современная техника, для ее выполнения нужны специальные для тканей. Их можно наносить обычной кистью или с помощью аэрографа. При выполнении рисунков таким способом можно использовать различные трафареты или

штампы, можно вместо них прикладывать растения и мелкие предметы. Работа с аэрографом требует определенных навыков. Он позволяет получить очень нежный, полупрозрачный слой краски и его поэтому часто используют профессионалы для создания оригинальных работ. Закончив роспись по красками, наносят закрепитель и как следует высушивают полотно. Эти краски лучше использовать для плотных тканей, а также для кожи и замши.

Роспись по мокрой ткани

Подобные работы очень необычны - краски плавно перетекают из одного тона в другой, получается эффект воздушности картинки. Полотно можно сначала выдержать в солевом растворе, чтобы не допустить некрасивых подтеков.

Современные дизайнеры для создания уникальных моделей одежды обращаются к новым технологиям, позволяющим создать печатным способом роспись по ткани. Фото, перенесенное на шелковое полотно, стало модным приемом у ведущих кутюрье.

Роспись по ткани предполагает огромное количество разных технологий. Это во-первых зависит от исходной краски.

Я Вам предлагаю рассмотреть краски для батика и акриловые краски по ткани.

Батик, подразделяется на холодный (техника гутта) и горячий, есть так же свободная роспись по сухому и по сырому текстилю, узелковая техника, техника шибори и кокэти (использование трафаретов).
Качественная роспись по ткани непременно делается вручную и является вполне самодостаточным видом искусства.

ХОЛОДНЫЙ БАТИК

В холодном батике при росписи ткани используют специальное вещество, которое не пропускает краску. Этот способ называется резервирование. Сперва рисунок делается именно этим веществом, а те участки ткани, которые не были обработаны, закрашиваются краской. Потом раствор удаляется, и таким образом получается узорчатая ткань.

ГОРЯЧИЙ БАТИК

В горячем батике в качестве резерва обычно используют расплавленный воск. Как правило, он применяется на хлопчатобумажных тканях. В этой технике используют «чантинг» – оригинальный инструмент для нанесения узоров растопленным воском. Это маленький медный сосудик с одним или несколькими изогнутыми носиками и бамбуковой или деревянной ручкой.

СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ

В свободной росписи особенно проявляется талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.
Иногда перед тем как преступить к свободной росписи по сухой ткани, её предварительно вымачивают в крепком солевом растворе для того, чтобы краска не растекалась. Можно ставить различные эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.
Роспись по сырому тоже разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности. Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика. Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки.

УЗЕЛКОВАЯ ТЕХНИКА

Узелковым батиком называется древний вид оформления ткани. Кстати, начинающим художникам можно порекомендовать начинать именно с этой техники батика.
Смысл его прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити. Некоторые батичисты любят формировать неожиданные рисунки при помощи подручного материала – пуговиц, камешков, круглых шариков. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.
Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

ТЕХНИКА ШИБОРИ

Технику «шибори» часто называют узелковым батиком. Все же в этой технике есть несколько отличий.
Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техникой оригами.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, солевой эффект, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ

Также популярным видом окрашивания ткани является свободная роспись акриловыми красками для ткани. Эти краски как правило используют для плотных тканей, кожи, замши и текстиля тёмных и ярких цветов. Краска наносится кисточкой, аэрографом, валиком через трафарет или при помощи штампов.

А ТЕПЕРЬ О ТКАНЯХ

Для батика подходят многие ткани. Выбор зависит от назначения (для одежды или для украшения интерьера) и от техники батика (холодный или горячий, узелковый, свободная роспись). Очень важное правило – для батика нужно использовать натуральные ткани однородного состава, так как красители для батика, как правило, предназначаются для определённой группы волокон. В смесовых тканях окрашиваются только натуральные волокна. Это влияет на цвет – рисунок получается блёклым..
Для горячего батика лучше использовать текстиль из растительных волокон или вискозы, так как горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани. Хлопок, лён, вискоза, шерсть – это подходящие материалы для работы с воском, а качество ткани выбираем в зависимости от назначения.

Для холодного батика лучший выбор – натуральный шёлк или тонкая шерстяная ткань, типа кашемира, без синтетических примесей. Для декоративных панно очень хорош вискозный атлас. Тонкий шёлковый или вискозный атлас хорош и для вечерних платьев, незаменим он и для мужской одежды.
Если говорить о плотности и толщине, то для росписи ткани в стиле холодного батика подходит любая ткань, способная пропустить насквозь резервирующий состав.
Для росписи акрилом подходят самые разнообразные ткани, кожа и замша. Нужно лишь подбирать для тёмных тканей специальную акриловую краску для тёмного текстиля.

Стирайте одежду, расписанную акрилом при температуре не выше 40 градусов и при бережном режиме, лучше вручную, отжимать тоже лучше вручную. Кроме того, не используйте отбеливатель и щётки.
Роспись батиком менее привередлива и выбирать режим стирки нужно исходя из самой ткани.
При соблюдении этих простых правил, изделия будут долго радовать Вас своим блеском и новизной!

В художестве раскрашивание текстиля является целой отраслью творческого занятия по созданию картин, дизайнерских элементов гардероба и соединяет в себе несколько способов нанесения краски. В данной статье мы рассмотрим роспись по ткани батик для начинающих.

Батик зарождался в Индонезии и техника изготовления цветных тканей с узорами существует по наши дни. Многие особенности нанесения рисунка в большей степени схожи с методами традиционного окрашивания шелка и хлопка в Японии и Индии. Некоторые отличаются по своему инструментарию, набору материалу и технологии окрашивания.

В наше время окрашивание тканей на дому — распространенное хобби, и мастера занимаются росписью по текстилю ради художественного удовлетворения. Также техника батика применяется для реставрации безнадежно испачканной одежды или вовсе для получения эксклюзивных платков, футболок, платьев и так далее.

Горячий батик

Художественная роспись с помощью резервирующего вещества – расплавленного воска. Такое вещество делает рисунки на ткани с помощью специального инструмента чантинга, медный резервуар на ручке, в который помещается кипяченый жидкий воск, а на конце резервуар имеет тонкое сопло, из которым собственно и рисуют узоры. Для бензинового резервирующего средства используют стеклянную трубку. Таким способом ткань опускается в краску для текстиля, это могут быть анилиновые красящие порошки, которые разбавляются водой или наносится кистью, а разрисованные места останутся не тронутыми.

На высохшую краску можно продолжать наносить средство и окрашивать еще одни слоем, в производстве, воск наносятся штампами, что дает возможность сделать повторяющийся мелкий ажур.

Воск, когда уже не нужен в работе, выпаривается с помощью утюга и бумажных полотенец или газетной бумаги.

Холодный способ

Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.

В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.

Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.

Работа выполняется анилиновыми красителями с применением солевого секрета. О нем вы узнаете в конце работы.

Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:

  1. Эскиз рисунка на бумаге;
  2. Кусок натурального шелка размером 150*50см;
  3. Резервирующий состав черного цвета;
  4. Анилиновые красители для батика;
  5. Кисти;
  6. Стеклянная трубочка для резерва;
  7. Соль;
  8. Подрамник из деревянных палок;
  9. Кнопки.

Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.

Линии состава должны быть замкнутыми, чтобы краска не убегала за границы через трещинки. А сделает она это очень быстро и бесповоротно, если мы оставим ей ход.

Линии должны немного просохнуть, теперь берем кисти и начинаем колдовать над расцветкой. Заполняем полости. Пригодятся навыки из детского возраста, когда мы разрисовывали раскраски, только резервирующий контур не даст растекаться краске.

Несколько приемов художественной росписи на ткани, применимых также в данной работе:

  1. Краски можно разбавлять водой и смешивать для определенных оттенков и насыщенности цвета;
  2. Внутри «островков» допускается применение нескольких цветов для плавного перелива цвета;
  3. Солевым раствором капаем на фон шарфа, чтобы получились красивые водные капли.

Закрепление результата. Анилиновые красители в конце работы нужно запарить. Но до этого подождать сутки, затем снять работы с рамки, завернуть в газетную бумагу или кальку, подвесить в какую-нибуть большую емкость, ведро или кастрюлю. Привяжите сверток на палку длиннее диаметра емкости, налейте небольшое количество воды, накройте это все плотным полотенцем. Закрывать тканью тоже имеет свое значение, чтобы конденсат в крышки не закапал изделие, так как на раскрашенный шелк не должна попадать влага.

Выпаривать работу нужно примерно от 40 минут до полутора часа. Затем нужно будет прогладить ткань утюгом и постирать с мылом при температуре воды до 40 градусов.

Батик — это художественное искусство, но применение его очень широко, начиная от индивидуального создания вещи своими руками. Современные дизайнеры одежды используют собственноручную разрисовку тканей в погоне за эксклюзивом своих коллекций. Фото для вдохновения:

Видео по теме статьи

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

История развития батика

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней.

Родиной шелка считают Китай. Шелк еще называли «китайкой», «ткань из Китая». Уже в 12 в.до н.э. в Китае изготовлялись тончайшие, особо искуственные ткани, требовавшие сложнейших технологических методов.

Более поздний манускрипт 13 века рассказывает об особой росписи шелковых тканей посредством воскового рисунка, который выполняется на ткани с помощью кисточки, окунаемой в горячий воск. Рисунок, выполненный таким образом, не окрашивается никаким цветом, а остается белым.

В 3 в до н.э. шелководство из Китая распространилось в Индию, а затем в Корею и Японию. Для получения узорных тканей здесь использовали различные способы нанесения на ткань узоров краской, применяли при этом и восковые приемы ручной росписи, т.е. получение белого рисунка на цветном фоне.

Родиной искусства украшения красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители. Так, например, широко распространился способ «бандхари». Перед окрашиванием ткани определенные ее участки перевязывались крепко суровой нитью или сама ткань завязывалась большим, крепким узлом. Ткань погружалась в глубокие емкости с красителями, завязанные части ткани не окрашивались, приобретая белую фантазийную узорную линию на цветном фоне.

Знаменитая синяя краска индиго в Европу была завезена также из Индии (получали из листьев тропического кустарника).

Большим совершенством отличалась роспись тканей в Японии. 7 в. – способ окраски ткани – «юхата». Куски ткани по рисунки туго прошивались нитками, а затем погружались в краску. Через толщину стянутой ткани краска не везде проникала, вследствие чего получался своеобразный рисунок из непрокрашенных участков. Способ «рокети». Рисунок на ткань наносился горячим воском, затем ткань погружалась в краску, высушивалась, а воск удалялся. Горячий воск при остывании образовывал на поверхности ткани трещины, которые делали рисунок оригинальным.

С конца 17 в. в Японии на шелковые ткани стали переносить сложные сюжетные композиции и пейзажи (самостоятельные произведения искусства)

Позже – Рим, Греция, Византия, Сицилия, ю.Италия, Франция, Венеция.

Потребителей привлекали в шелке его выдающиеся достоинства: тонина, прочность, упругость, способность хорошо окрашиваться в различные цвета.

В России шелковое производство было развито при Петре I.

На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившие название печатных рисунков. Это так называемые виды «набойки», от слова «набивать».

Суть этого способа в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму (манеру), после чего она накладывалась на ткань, ее простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань.

Расцвет ручной набойки на Руси наблюдался в 16-17 вв.

Старинная русская набойка выполнялась масляной краской, сваренной в олифе, по льняным и шерстяным тканям.

Ткань с темным орнаментом по светлому фону обычно называется «выбойкой».

Для выбойки характерна ткань с окрашенным фоном и незакрашенным узором, а для набойки отличительным признаком является цветной набивной узор по неокрашенному или светлому фону.

Несколько позже появился еще один способ оформления ткани рисунком, уже более близкий к современному батику, когда использовалась одна доска с узором одинаковой высоты, но фон оставался незакрашенным с помощью резерва (глина, воск). А затем и вообще отказались от доски.

С помощью кисточки и резерва рисунок наносился вручную прямо на ткань. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась. Затем ткань просушивали, а резервирующий состав смывали горячей водой. В результате на ткани получался светлый узор на цветном фоне. Этот способ получил название кубовой набойки.

Несколько позже появился способ «вытравки»: предварительно окрашенную ткань набивали составами, которые разрушали краску, и таким образом получали белые неокрашенные узоры на окрашенном фоне. Чтобы не уничтожать дорогостоящие красители, этот способ применяли главным образом для мелких узоров.

Подготовка

Натягиваем ткань на раму. Для горячего и холодного батика ткань должна быть сухой. Начинать натягивать нужно с середины верхней рейки, работать симметрично. Вниз натягивать ткань довольно сильно, прикрепляя ее кнопками, гвоздиками или степлером.

Техники художественной росписи

Техника «горячий батик»

Это наиболее древняя технологическая роспись ткани.

Горячим называется потому, что резервирующий состав используется только в горячем виде (воск, парафин). Техника заключается в многократном покрытии ткани расплавленным воском и погружением в краску. В воск добавляют вазелин, чтобы не трескался, после окончания работы воск убирают утюгом.

Простой батик – натягивают ткань на раму, наносят резервом основной узор, резерв высыхае, заливают краской, снимают ткань с рамы и через газету утюжат.

Сложный батик – в несколько перекрытий.

Техника «холодный батик»

Придуман гораздо позже с развитием химических знаний. Основан на резервирующем составе, в основе которого резиновый клей. Бесцветный резерв служит сугубо-техническим средством и удаляется при стирке. Стеклянной трубочкой наносятся резервом очертания рисунка, у которого обязательно замкнутые контуры. В пределах контура покрывается краской. Используется много цветов. Используют цветные резервы, как для основного контура, так и для декора по верху.

Роспись от пятна «кракле» - без характерных для батика обводок. Наносятся расплывчатые пятна разных цветов с помощью лейки или кисти, после эти или соседние пятна перекрываются другими цветами. Возможна прорисовка деталей резервом, а после фон покрыть черным. Получится цветной рисунок на темном фоне.

Свободная роспись ткани . Этот способ росписи ткани является наиболее сложным, требует от художника свободного обращения с красителями и тканью, знание законов цветоведения и композиции, умение рисовать кистью без предварительного рисунка. В свободной росписи полностью проявляется почерк художника, т.к. он не ограничен в своих творениях границами резерва. Расписывать ткань нужно быстро, каждый мазок ставить на место,т.е. включать одновременно мысль, чувство, мастерство.

Свободная роспись по солевому раствору. Соль – закрепляет краску, делает ее ярче и не дает растекаться по ткани. До росписывания ткани замачиваем ее в солевом растворе. Если роспись по сырому, то применяются акварельные приемы, пятновые эффекты, краска растекается.По мере высыхания ткани, краскабудет растекаться все меньше. По сухой – графическая прорисовка. Тонкой кисть прорисовываются отдельные детали, краска уже не растекается. После, утюжат, запаривают, прополаскивают в холодной воде.

Узелковая окраска ткани. Участок, который должен остаться незакрашенным, завязывают, чтобы краска не смогла пройти. Выполняется с помощью узлов, прищепок, нитей. В результате получается веер, гармошка, зигзаги и всевозможные рисунки. Завязываем, ложим в теплую воду с солью, доводим до кипения и кипятим минут 7. Промывают потом в холодной воде и развязывают. Сушим, гладим.

Сухая кисть. Эту роспись выполняют щетинными кистями или специальными штампиками. Важно, чтобы на ткани остался кистевой мазок с просветами, характерными для работы сухой кистью. Мазок кладется на ткань равномерно от начала до конца без отрыва кисти на ткани. Надо стремится к тому, чтобы каждый мазок, каждая линия были упругими и пластично выражали форму рисунка. В этом помогают специально приготовленные краски на основе резерва для холодного батика.

Багаева Лилия

В жизни человека есть одна особенность, которая отличает его разум от остальных обитателей вселенной - это способность смотреть на мир другими глазами, добавлять в него свои краски, делать его ярче или просто показывать свое видение жизни другим людям при помощи творчества. Мода предлагает широкий диапазон различных направлений, которые дают возможность стильно одеться, но при этом внешняя индивидуальность не сохраняется.

Среди актуального разнообразия необходимо уметь подбирать для себя то, что идеально впишется в собственный имидж, подчеркнет самые выразительные черты характера и отразит жизненную позицию. Именно при таком подходе гардероб может стать незаменимой составляющей частью личного бренда, но это все требует немалых затрат.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«БАРГУЗИНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Тема:

Работу выполнила: Багаева Лилия , ученица 5 «в» класса,

Научный руководитель : Тумасян Людмила Алексановна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Баргузинский дом детского творчества».

2017г.

Введение…………………………………………………………. ………….. …3

Актуальность, научная новизна………………………………………………...4

Цель, задачи………………………………………………………………………5

Организация и методика исследования……………………………...................6-7

Экономическое обоснование……………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….8-9

Список литературы………………………………………………………………10

Введение

В жизни человека есть одна особенность, которая отличает его разум от остальных обитателей вселенной - это способность смотреть на мир другими глазами, добавлять в него свои краски, делать его ярче или просто показывать свое видение жизни другим людям при помощи творчества. Мода предлагает широкий диапазон различных направлений, которые дают возможность стильно одеться, но при этом внешняя индивидуальность не сохраняется.

Среди актуального разнообразия необходимо уметь подбирать для себя то, что идеально впишется в собственный имидж, подчеркнет самые выразительные черты характера и отразит жизненную позицию. Именно при таком подходе гардероб может стать незаменимой составляющей частью личного бренда, но это все требует немалых затрат.

Проблема:

У современной молодежи существует проблема безразличия к своей личности, особенно это отражается в стиле вещей, которые они носят, потерян характер индивидуальности, гонкою за однотипным и однотонным видом одежды, диктующие нам современные бренды. Не стремятся усовершенствовать свой гардероб собственным стилем.

Мотивация: Подлинно индивидуальный стиль зачастую имеет мало общего с тем, что считается модным в тот или иной сезон. Как сказал Ив Сен-Лоран – «Мода увядает, стиль вечен». Стиль – это такое состояние, когда человек сам понимает, что ему подходит, умеет увидеть свой цвет, силуэт и пропорции.

В обществе личный успех во многом зависит от того, что вы демонстрируете миру. Стиль в одежде – это отражение стиля жизни, поэтому при выборе гардероба крайне важно иметь четкое представление о том, как вы хотите преподнести себя окружающим, что желаете заявить о себе. По этой причине не имеет смысла слепо копировать модные тренды и стилевые направления. К тому же, все это требует немалых денежных средств. Занимаясь в объединении изобразительного искусства, я углубленно изучала материалы о видах росписи, осваивала технику рисования разных видов орнамента. И решила, почему бы мне не подчеркнуть свою индивидуальность, соответствовать модным тенденциям, сохранить собственный стиль - оформляя и украшая одежду своими руками, расписав ее акриловыми красками и без особых затрат. Самое приятное, то, что я посвящу свое свободное время любимому занятию, и приглашаю всех, кто хочет создать имидж своими руками, в наше кризисное время. Ведь не каждый может позволить себе купить одежду, соответствующую современной моде и стилю.

Актуальность:

Сегодня актуально предлагать множество вариантов и не связывать свободу действий - потребитель должен иметь возможность выбрать свою собственную комбинацию. Из хаоса модных предложений каждый может выбрать то необходимое и достаточное, что составит стиль и имидж личности. Таким образом, мода направлена на индивидуализацию стиля. Украсив свою одежду нанесением рисунка на ткань в соответствии со своим замыслом, вы точно будете эксклюзивны и неповторимы!

Украшая одежду своими руками, вы сможете воплотить совершенно новый образ

вашей красоты, отражающей ваше внутреннее состояние и настроение. К тому же,

такое увлечение, как роспись одежды, может стать увлекательным семейным

занятием, которым вы можете заниматься вместе с детьми, делая несложные забавные

детские рисунки. Вы можете украшать вместе не только одежду, но и дом, например, расписать оригинальные шторы. Изучая свой дом, вы всегда найдете возможность сделать его более уютным и красивым.

Не нужно быть мастером, чтобы красиво расписать какое-то изделие, так как роспись акриловыми красками выполняется по очень легкой технологии. Если вы не владеете навыками рисования, можете применить шаблон или, выполнить работу при помощи трафарета, ну а тот, кто очень любит рисование, могут легко выполнить любой рисунок на любимой одежде или, аксессуарах придавая старым вещам новую жизнь. Эту удивительную по своему многообразию технику росписи акриловыми красками, сегодня может радовать глаз миллиардов людей, принося своим авторам большое удовольствие.

Научная новизна исследования: заключается в создании креативных изделий со своеобразным авторским почерком, что придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Роспись по ткани акриловыми красками - один из быстрых способов декорировать предметы домашнего обихода в современном стиле. Таким образом, можно украсить не только одежду, но и предметы домашнего обихода: покрывала, наволочки на подушки, скатерти, портьеры, шторы! Изучая свой дом, вы всегда найдете возможность сделать его более уютным и красивым.

Многим бы хотелось иметь возможность украсить одежду, к примеру, шарф или футболку росписью. Но кто-то не умеет обращаться с красками, а кто-то просто боится. Для того чтобы выполнить роспись по ткани нужно не только умение рисовать но и хотя бы немного знать основы колористики. Колорит в декоративном текстильном изделии неотъемлемая часть декора. Прекрасную по рисунку вещь можно загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. Для того чтобы грамотно решать вопросы колористики, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влияние цветов и их сочетаний на человека. Колорит текстильного изделия определяется совокупностью применяемых цветов, гармоничностью их сочетаний.

Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости изделия. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают имеющиеся под рукой краски.

Цель : Стилизовать текстильные изделия и аксессуары, выполняя в технике росписи по ткани акриловыми красками.

Задачи:

1. Исследовать историю данного рукоделия.

2. Собрать текстовый и иллюстрированный материал о свободной росписи акриловыми красками на ткани.

3. Научиться грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами.

4. Применить творческую работу в оформлении одежды и аксессуаров.

Объект исследования: Роспись по ткани акриловыми красками.

Предмет исследования: Творческая работа в технике рисунка акриловыми красками.

Практическая ценность работы:

Занятие росписью акриловыми красками доставит большое удовольствие, как детям, так и взрослым, т.к., понравившийся рисунок, придаст идею для стильного оформления не только одежды, но и, оригинально и стильно украсить аксессуары для дома, например шторы, скатерть, покрывала и, даже наволочки для диванных подушек. Данный вид искусства может послужить не только для души, но и для пополнения кошелька.

Гипотеза: можно ли акриловыми красками расписывать разные виды ткани?

Организация и методика исследования техники росписи по ткани:

В данном проекте я исследую материалы о росписи по ткани акриловыми красками, которые могут стать базой для создания модного образа. Для этого я изучила историю появления росписи.

Ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей возникла у нас в стране сравнительно недавно:в конце 20-х – начале 30-х годов. В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России. Лежащий в основе этой техники принцип резервирования, т.е. покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор, был известен еще в глубокой древности. В Китае, Индии, Индонезии и других странах древнего Востока с незапамятных времен использовали этот способ для получения на ткани рисунка. Например, в Индии тончайшие ткани из хлопка ткались вручную и расписывались сценами из индийского эпоса с помощью калам - палочки с острым концом и желобом, которая создавала тонкий графический рисунок. Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон. Если ткань изготовлена из смеси натуральных и синтетических волокон, то она будет плохо прокрашиваться, иметь неяркие, блеклые оттенки. Определить натуральное волокно можно с помощью горения. Для этого необходимо поджечь нить ткани. Натуральный шелк горит плохо, имеет запах паленой шерсти; хлопок полностью сгорает, имеет запах жженой бумаги.

Роспись ткани – древнее искусство, которое пришло в Европу из Индонезии , где роспись различных предметов и текстиля была неким ритуалом поклонения богам.

Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в строжайшем секрете.

В древности считалось, что одежда, украшенная росписью, защищает человека от всяческих напастей. Возможно это и правда, ведь художник, рисуя, передает через краску свою положительную энергию и позитивно заряженные мысли.

Настоящий расцвет этого искусства был в Китае .
Ведь именно китайцы подарили миру, пожалуй, самый идеальный материал для росписи – шелк.
И с того времени батик на шелке приобрел популярность во всем мире, он очень популярен и по сей день.

В Японию технология батика, вероятней всего, пришла из Китая или Индии

В переводе на японский, батик звучит как «Рокэти». Японцы соединили полученные знания, с собственным национальным наследием, получив тем самым красивейшие изделия с традиционными сюжетами и рисунками. Разрисованные ткани в основном использовались для изготовления ширм и одежды. Наиболее важным и знаменательным для развития и становления батика в Японии стал XIII век, который по праву считается золотым веком или веком художественного, ткацкого производства. На сегодняшнем рынке есть не мало, и других красок по ткани, которыми художники с удовольствием пользуются и также сочетают их с батиком. Например, роспись акриловыми красками можно посчитать правнучкой батика, появилась совсем недавно примерно в 1920-30 годах, в первые акриловые краски появились в США, предположительно и роспись акриловыми красками по ткани распространилась из Америки. Так, например, распространена и популярна роспись акриловыми красками по ткани, в наши дни и в России. Мода с росписью по одежде акриловыми красками, удивительное искусство, которое не прекратит своего развития никогда.

Провела эксперименты:

1. С качеством трех видов акриловых красок таких как: «Акрилэкс», Акриловые краски по ткани, «Декола».

2. С разными видами ткани: натуральные, смешанные, синтетические.

3. С проверкой рисунка на прочность и износостойкость при стирке.

Исследования показали, что:

  1. Акриловые краски легко разбавляются водой.
  2. Под рисуемую поверхность обязательно подкладываем какой-либо непромокаемый материал (я использую картон), так как краски проникают через ткань, испачкаете нижнюю часть вещи.
  3. Используем синтетические или колонковые кисти .
  4. Наносим рисунок в несколько слоев, давая полностью высохнуть предыдущему слою, при необходимости слой зафиксировать глажкой.
  5. Используем палитру.
  6. Через сутки рисунок необходимо прогладить через х/б ткань в течение 5 минут, в режиме утюга - для х/б ткани.
  7. Важным моментом является то, что вещи, на которых сделана роспись акриловыми красками, можно очень просто стирать, рисунок долго не сотрется и не потеряет цвет.
  8. При использовании красок внимательно изучаем инструкцию по их применению, у некоторых из них есть свои особенности использования.
  9. После работы хорошо промываем кисти под водой , можно с мылом.

Практическая часть.

Для работы понадобятся инструменты:

Текстильное изделие (одежда)

Кисти колонок или искусственные кисти разных размеров

Акриловые краски по ткани

Последовательность выполнения работы

1.Для того чтобы выполнить рисунок на одежде прежде нужно его выбрать так, чтобы он соответствовал стилю и виду изделия.

2. Эскиз выбранного рисунка располагаем внутри одежды, так чтобы вывести контур эскиза на лицевой стороне изделия.

3. При помощи простого карандаша обводим рисунок, который просвечивает сквозь ткань.

4. Выложим на палитру акриловые краски, только те, которые необходимы, для первоначального этапа, потому что они очень быстро густеют и засыхают.

5. Покрываем фон и крупные детали в рисунке, определенными цветами по замыслу, затем расписываем мелким орнаментом все детали рисунка.

6. Чтобы закрепить рисунок на ткани нужно прогладить изделие горячим утюгом через тонкую х/б ткань или вывернув изделие с рисунком на изнаночную сторону.

150 руб.

Вывод : мы приобретали материалы на незначительную сумму всего:630 рублей, при этом, кисти, палитру, краски можно применить для росписи ещё нескольких изделий.

Заключение и вывод:

Какое исследование без практической работы? Выполняя рисунок на ткани, я пришли к выводу:

1 . Прежде чем начать работу по росписи, нужно обязательно подложить картон или бумагу во внутрь изделия, чтобы рисунок не отпечатался на задней стороне изделия, так как акриловые краски не удаляются с ткани даже при стирке. Из этого можно сделать вывод, что изделие с рисунком акриловыми красками можно смело стирать, но чтобы краски не тускнели, желательно это нужно сделать очень бережно.

2. Выполнив рисунки на разных видах ткани, и в итоге пришли к выводу, что самая подходящая ткань для росписи акриловыми красами - это натуральные ткани без примесей синтетики.

Акриловые краски не подходят для всех типов ткани, на синтетических тканях они растекаются и получается нечеткий рисунок. А вот на натуральных тканях (шелк, лен, хлопчато - бумажная), краска ложится равномерно и хорошо.

3. Поэкспериментировав с 3 (Акрилэкс, Акриловые краски по ткани, Декола) видами акриловых красок определили, что самые яркие и качественные краски это Декола так как в отличие от других акриловых красок они не твердеют на поверхности одежды ложатся очень мягко и равномерно, при высыхании сохраняют эластичность и яркость рисунка.

4. Роспись по ткани очень увлекательна и интересна, работая над данным проектом, я открыла новые идеи, которые очень хочется осуществить и уже задумалась над тем, что в дальнейшем буду заниматься росписью не только ткани, но и домашней утвари, предметов интерьера, и делать великолепные и эксклюзивные подарки для друзей и близких. Это гораздо приятнее, чем просто демонстрировать то, что куплено в магазине. Сохраняя национальные традиции своей семьи, я планирую выполнить эту работу с использованием бурятского орнамента.

Библиографический список

Использованная литература:

  1. Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей», Москва, «Владос», 2005г. История возникновения печатания на ткани (набойки).
  2. Доржиев Лубсан «Бурятский орнамент в творчестве»

3. Журавлёва И.Д. учеб. - метод, пособие, Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 176с..

4. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды учеб. - метод, пособие, Москва 1990 г.

Статья из журнала

Наталья Кубрик, журнал «Идеи вашего дома» №3 (16) март 1999, статья «Роспись по ткани».

Ресурсы сети Интернет:

  1. Материалы сайта «Экологичные штучки», статья «Экомода – свежие тенденции», «http://www.ecofriendly.ru/content/ekomoda-%E2%80%93-svezhie-tendentsii.
  2. Материалы сайта «Школа жизни», статья Ольги Ситниковой "Экошик и экомода – что-то новое или хорошо забытое старое?» http://shkolazhizni.ru/authors/vasilina/