Возможные неисправности ручных штабелеров. Гидравлическая рохля

Ни одно складское хозяйство не обходится без гидравлических тележек и штабелеров. Современные модели – это надежная и производительная техника, оснащенная множеством дополнительных возможностей и функций, включая наличие электроцепей в электрических и самоходных тележках. Такие механизмы предоставляют очевидные преимущества, обеспечивают удобство, комфорт и скорость перемещения изделий в пределах складских помещений и за ними.

Причины поломок гидравлических тележек

Компании-производители регулярно модифицируют и обновляют модельные ряды изделий в силу высокого спроса на них и интереса к наличию многофункциональности. Механизмы становятся сложнее и надежнее, но со временем даже в самом качественном оборудовании возникают неисправности.

Причины отказа гидравлики у тележек и других досадных поломок могут быть самые разные, но, как правило, это:

  • естественный износ и старение, выработка ресурса механизмов и систем;
  • нарушение правил эксплуатации;
  • превышение нагрузок, слишком интенсивная эксплуатация, что особенно характерно для крупных складов;
  • транспортировка на гидравлической тележке товара, масса которого превышает допустимую грузоподъемность складского оборудования (указана в паспорте), что и приводит к выходу из строя гидроузла;
  • захват груза на частичную длину вил;
  • попадание посторонних предметов между роликами ходовой части и кареткой, что ведет к заклиниванию и выходу из строя конструкционных элементов;
  • преждевременное стирание вил, их деформация и полом из-за неверного передвижения к поддонам;
  • механические повреждения;
  • постоянное превышение циклов накачивания гидроузла;
  • стирание роликов из-за неровностей напольных покрытий;
  • отсутствие смазки трущихся механизмов.

Если в период эксплуатации гидравлических тележек все правила пользования и техника безопасности соблюдаются, оборудование служит много лет, в соответствии с заявленным производителем сроком эксплуатации.

Традиционные виды неисправностей гидравлических тележек

К наиболее частым дефектам, требующим незамедлительного ремонта, чтобы не допустить полного выхода из стоя техники, относятся:

  • отказ гидравлики, некорректная ее работа, требующая наладки;
  • отказ электроцепи, аккумулятора, зарядного устройства;
  • выход из строя курка в рычаге управления, подкатных и подвилочных роликов, их каретки;
  • дефекты ходовой части и пр.

Это лишь минимальный перечень поломок и дефектов, с которыми сталкиваются складские работники. Для того, чтобы некорректное обращение со спецтехникой не привело к простоям и финансовым потерям, рекомендуется до начала эксплуатации тщательно изучить правила работы с гидравлическими тележками.

Это особенно актуально для моделей последних поколений, перенасыщенных дополнительными системами. На них, зачастую, даже масло, комплект уплотнительных колец можно менять только в специализированных мастерских.

Если возникла необходимость ремонта гидроузла или других конструкционных элементов, рекомендуется обращаться в надежный сервисный центр. Вмешательство дилетантов может закончиться полным выходом из строя механизма или отказом систем.

Смотрим в видео о том, как работает гидравлическая тележка — рохля — lema:


Сегодня, гидравлическая тележка для паллетов или «rocla» (от названия финской компании, разработчика и производителя складского оборудования) — непременный атрибут либого склада, где все реализуемые товары необходимо хранить на поддонах. Такие устройства отличаются компактностью и удобством маневрирования, не нуждаются в специальной подготовке обслуживающего персонала, просты в работе и техническом обслуживании. Сленговое наименование «rocla», которым теперь принято обозначать все устройства аналогичного назначения, уже прочно вошло в современный производственный лексикон.

Принцип работы и устройство гидравлической рохли

Действующим элементом гидравлической рохли является привод на основе насоса. Развиваемое им давление посредством плунжеров передаётся на рабочую подвижную площадку, которая может перемещаться в высотном направлении. Реже встречаются конструкции с комбинированным перемещением площадки – не только в высоту, но и по противоположной оси.

Управление плунжером производится при помощи ручки, размеры и эргономика которой определяет удобство пользования гидравлической рохлей. Захват груза производится консольно расположенными вилами, которые также управляются гидроприводом. Опорной поверхностью для вил служат передние колёса, в то время как задние колёса соединяются с передними механическим образом. Подъём паллет с грузом с поверхности пола осуществляется в результате последовательных качаний насоса, перемещающего вилы вверх.

Благодаря тому, что подъёмная консоль размещена в подвижном корпусе рычага, вилы могут поворачиваться на некоторый угол. Это обеспечивает захват груза не только в продольном, но и в поперечном направлениях.

Современные исполнения гидравлической тележки позволяют ей выполнять и некоторые дополнительные функции, в частности, изменять межосевое расстояние между вильчатыми захватами, взвешивать груз, а при необходимости – и опрокидывать его.

Гидравлические рохли классифицируются по следующим эксплуатационным показателям:

  1. По размерам вил (обычно в пределах 600…1800 мм, но выпускаются конструкции с длиной вил 3000 мм).
  2. По конструкции рабочей консоли и переключателя режимов работы.
  3. По наличию тормоза. В первом случае гидравлическая рохляможет использоваться и на наклонных поверхностях.
  4. По грузоподъёмности. Условно рассматриваемые конструкции подразделяют на малые, грузоподъёмностью до 1500 кг, средние – до 2500 кг и крупные – свыше 2500 кг.
  5. По высоте подъёма (до 200 мм) и выдвижению вильчатых захватов.
  6. По размерам и материалу колёс – сталь, чугун, алюминий или высокопрочный полиуретан. Передние ролики часто выполняются сдвоенными.

Выбор параметров зависит от условий использования гидравлической рохли. Например, для маневрирования в замкнутом пространстве склада или железнодорожного вагона, агрегат может иметь вилы уменьшенной длины; наоборот, когда необходимо одновременно захватить две паллеты с грузом, и область манёвра позволяет это сделать, вилы могут быть длиннее.

Гидравлическая схема рохли

Устройством управления гидросистемой является насос и встроенный в ручку рохли трёхпозиционный переключатель хода плунжера («вверх», «вниз», «нейтраль»). Для гидравлических тележек большой грузоподъёмности привод может быть ножным.

Ручка обычно с резиновой подкладкой, подпружиненная, самонастраивающаяся под конкретные условия эксплуатации. Корпус насоса изготавливается методами точного литья, что минимизирует возможные утечки гидравлической жидкости. Исполнительный элемент гидропривода – поршень – изготавливается из высококачественной конструкционной стали, проходит упрочняющую термообработку и имеет защитное хромированное покрытие. От загрязнения зазоров плунжер защищается откидной крышкой, которая предохраняет поверхность штока плунжера от выпадения конденсата, если гидравлическая рохля эксплуатируется попеременно, то внутри помещения, то снаружи его. От перегрузки гидропривод защищается предохранительным клапаном.

Гидравлическая схема рохли работает так. Вилы заводятся в зазор между поверхностью и дном паллеты. При качании ручки поршень начинает подачу рабочей жидкости в нижнюю часть цилиндра, вызывая подъём штока с плунжером вверх. При обратном ходе стоку жидкости в цилиндр препятствует предохранительный клапан, который срабатывает только при перегрузке вил по опрокидывающему моменту. По достижении требуемой высоты паллеты с грузом, ручка управления гидроприводом переводится в нейтральное положение, после чего рохлю можно катить в необходимом направлении. Спуск поддона производится путём отключения управляющего клапана, что вызывает слив жидкости в бачок, либо (для трёхпозиционных переключателей) – поворотом ручки в направление «вниз». Вильчатые захваты опускаются, и тележка гидравлической рохли выводится из-под нижней плоскости паллеты.

Для поддержания гидропривода рохли в постоянной работоспособности задние и передние ролики, а также шток плунжера следует периодически смазывать при помощи пресс-маслёнки.

Надёжность применениярохли обеспечивается соблюдением некоторых обязательных правил:

  1. Устройство нельзя нагружать усилием, превышающим номинальное.
  2. Нагрузка должна равномерно распределяться между обоими захватами: это исключает их возможную деформацию.
  3. В подшипниковые узлы роликов не должны попадать пыль, грязь, а также мелкие предметы.
  4. Размеры пространства, в котором действует рохля, должны правильно соотноситься с размерами помещения, где находятся поддоны с грузом.
  5. Накачку рабочей жидкости в гидроцилиндр следует производить при полной амплитуде движения ручки.
  6. Для исключения износа колёс следует исключить движение рохли по неровному, грязному и шероховатому полу (особенно для пластмассовых роликов).

Сколько стоит рохля?

Составляющими цены для рохли являются фирма-производитель, грузоподъёмность и функционал.

Минимальной ценой будут отличаться устройства:

  • грузоподъёмностью до 2000 кг;
  • нейлоновыми или резиновыми колёсами, смонтированными в подшипниках скольжения;
  • без дополнительных опций;
  • без антикоррозионного покрытия всех узлов трения;
  • с передними колёсами минимального диаметра (70 мм и менее);
  • с рычагом малой длины: потребуется большее число качаний для подъёма паллеты на ту же высоту;
  • снабжённые не предохранительным клапаном, а обычным переключателем направления подачи рабочей жидкости.

Среди наиболее рейтинговых мировых производителей гидравлических тележек находятся компании «JUNGHEINRICH» (Германия), «MITSUBISHI» (Япония), «PRAMAC LIFTER» (Италия), «BT» (Швеция), «BV» (Дания), «HYSTER» и «BOSS» (Великобритания), «MIC» (Франция). На гидравлические рохли именно этих производителей следует обратить наибольшее внимание, если потребителю важна не столько цена тележки, сколько её надёжность и долговечность.

Ценовой диапазон описанных устройств – от 12000 до 56000 руб. В частности, брендовые гидравлические рохли от JUNGHEINRICH грузоподъёмностью 2300 кг стоят 23000 руб., от MITSUBISHI грузоподъёмностью 2000 кг – 36000 руб., от PRAMAC LIFTER грузоподъёмностью 2000 кг – 22000 руб., от ВТ грузоподъёмностью 1500 кг – 22000 руб., от BV грузоподъёмностью 2000 кг – 38000 руб., от HYSTER грузоподъёмностью 2500 кг – 48000 руб., от MIC грузоподъёмностью 3000 кг – 56000 руб.

Возможные неисправности ручных штабелеров

Как гласит известная мудрость, быстрее и чаще всего ломается то, что сложнее устроено. Но это не значит того, что более просто устроенное не ломается вообще. Поэтому ручные стеллажные штабелеры гидравлического типа, которые имеют самую простую конструкцию, также могут иметь неисправности.

Со многими проблемами могут справиться только профессионалы, поэтому чаще всего в случае неприятности необходимо связаться с сервисным центром. Но есть ситуации, с которыми можно справиться и самостоятельно. Расскажем о них более подробно.

Распространенные мелкие поломки

Если владелец склада решил купить ручной штабелер, то он должен знать о том, какие справляться со следующими неисправностями (или иметь в штате профессионала, который знает об этом):

  1. Вилы не поднимаются, притом, что оператор правильно выполняет все манипуляции по их подъему. Для этого может быть три причины: в гидравлической системе отсутствует масло, не отрегулирован клапан, либо имеет место течь из клапана. Проблему можно устранить следующими действиями:
    • добавить масла в гидравлическую систему;
    • отрегулировать положение гайки, которая относится к цепи ручки;
    • заменить клапан или очистить его.
  2. Такая складская техника как погрузчики штабелеры может иметь и обратную проблему. Оператор пытается опустить вилы, тем не менее, они остаются на одном месте. При этом присутствуют очень похожие проблемы: не отрегулирован клапан, имеется течь масла из самого клапана или из штока. Могут помочь следующие мероприятия:
    • регулировка гайки цепи;
    • замена манжет;
    • можно также очистить или заменить клапан.
  3. Когда вилы ручного стеллажного штабелера не двигаются совсем - это очень плохо. Но нет ничего хорошего и в ситуации, когда они двигаются вне зависимости от оператора. Например, при качках ручки или в зафиксированном состоянии они, напротив, опускаются. Наиболее распространенные неполадки - воздух в гидроузле и протекание масляного раствора из клапана. Можно сделать следующее:
    • перевести рычаг управление в верхнюю позицию и покачать ручкой;
    • очистить или заменить клапан в гидроузле
  4. Иногда вилы могут начать подниматься не сразу, а после нескольких качков ручкой. Это практически всегда говорит о наличии в гидроузле воздуха. Нужно разместить рычаг управления в верхнем положении и покачать ручкой несколько раз.
  5. Для каждой модели такой складской техники как погрузчики штабелеры, существует определенная максимальная высота подъема вил. Если никак не получается поднять их до нужного уровня, то, скорее всего, в гидравлическом узле недостаточно масла. Его нужно добавить.

Конечно, для того, чтобы осуществлять такие манипуляции, на складе должен работать специалист, очень хорошо ориентирующийся в устройстве техники.

Гидравлическая рохля — удобный транспортировщик. Он перемещает грузы преимущественно на палетах. Особенность — наличие гидравлического домкрата, поднимающего и опускающего вилы. Такие тележки применяются на складах, в больших магазинах. Они существенно облегчают работу кладовщикам и подсобному персоналу торговых точек. Именно поэтому ремонт гидравлических тележек своими руками — тема интересная и полезная.

Основные виды неисправностей рохли, или Как разобрать рохлю, не повредив ее

Конструкция рохли проста. Установленные на колесах металлические вилы уверенно держат груз. Они поднимаются и опускаются с помощью гидравлической рукоятки. Высоту вил можно регулировать. Грузоподъемность некоторых моделей достигает 2,5-5 т.

Рис. 1.

Разборка рохли — несложное мероприятие, если изучить конструктивные особенности оборудования. Например, существуют тележки со встроенными тормозами, подкатными роликами, одинарными или сдвоенными колесами. Как разобрать рохлю, не повредив ее? Для начала ознакомьтесь с основными видами неисправностей и причинами их возникновения.

1. Неисправности и ремонт гидроузла

Гидроузел — самый важный элемент тележки. Его ремонт может подразумевать необходимость замены клапанов или сальников, смазки или всего корпуса. Решение проблемы лучше доверить специалистам. Обнаружить неисправности гидравлики легко: слышен скрип, грузы тяжело поднимаются или опускаются.

Рис. 2.

2. Ремонт или замена клапана

Нестабильное поднятие, медленное опускание цилиндра, появление течи в нагнетающей части гидравлики — повод убедиться в исправности клапана.

3. Ремонт рукоятки (ручки)

Поломки гидравлической ручки-рычага самые частые. Они появляются из-за неаккуратного обращения с техникой. Иногда для ремонта достаточно поменять шаговый рычаг или пружину, в некоторых случаях — ручку целиком. Также специалисты могут прибегнуть к сварке.

4. Ремонт вил

Частое использование рохли приводит к истиранию, деформации и поломке вил. Чтобы их отремонтировать, используется усиление, регулировка длины тяг, сварка и рихтовка.

5. Неисправности ходовой части

Ходовая часть состоит из нескольких элементов, каждый может выйти из строя. Это могут быть колеса и подшипники. Часто ломаются крепления: оси, каретки, кронштейны и прочие составляющие, которые несложно заменить самостоятельно, не обращаясь к мастерам.

6. Ремонт колес и роликов

Подкатные ролики и рулевые колеса позволяют тележке передвигаться, транспортируя груз в нужном направлении. Превышение допустимой нагрузки или неаккуратная эксплуатация приводят к поломке этих элементов. Ремонт предполагает замену старых деталей новыми. Выбирать колеса взамен неисправных нужно, основываясь на особенности тележки, грузов и специфике полов на складе. Например, можно поставить колеса из полиамида, металл-полиуретана или металл-резины.


Рис. 3.

7. Замена масла, или Ремонт рохли своими руками, если не поднимается груз

Ремонт рохли своими руками (не поднимается груз) можно осуществить довольно легко, если причина кроется в нехватке масла. Для этого гидравлическое или простое веретенное масло вводится в гидроузел через заливной болт. Простое моторное заливать нельзя, оно не обладает нужной вязкостью. Возможно, смазка вытекла через уплотнитель. В этом случае его следует заменить.

8. Покраска

Кажется, что исправность внутреннего содержимого рохли важнее, чем ее внешний вид. Это не совсем верно. Покраска отдельных элементов или тележки полностью — это не только забота об эстетичности, но и обеспечение защиты. Краска предохраняет оборудование от коррозии и лишней грязи. На чистых поверхностях быстрее обнаруживаются протечки в гидравлике.

Как снять колеса с рохли?

Как уже говорилось, колеса и ролики часто выходят из строя. Заменить их можно самостоятельно.

Оси роликов фиксируют штифты, их следует выбить. Это делают с помощью выколотки диаметром 4-5 мм и молотка. Когда штифты с обеих сторон удалены, выбивают оси подвилочных роликов. Для этого используют все тот же молоток и выколотку, но большего диаметра. При наличии коррозии на осях облегчить процесс удаления поможет концентрированная уксусная кислота (несколько капель над подшипником — и через 15 минут ролик можно освобождать).


Рис. 4.

Как отремонтировать рохлю?

Поскольку грузоподъемная тележка — это важный помощник на складах разных типов, вопросы, как отремонтировать рохлю, возникают довольно часто. Вот несколько советов:

  1. если не поднимается груз, проверьте уровень масла;
  2. если обнаружилась течь из-под пружины под ручкой, замените манжет плунжера;
  3. если появилась течь возле рычага клапана — износились уплотнители, поставьте новые;
  4. если масло на должном уровне, а тележка не поднимает груз, проверьте клапаны;
  5. если тележка тяжело перемещается с грузом, смажьте или замените подшипники роликов.

Отрегулировать рохлю самостоятельно смогут люди, хорошо разбирающиеся в механизмах и долго эксплуатирующие оборудование подобного типа. Если же опыта недостаточно или причину поломки определить не удается, лучше доверить ремонт специалистам.

Подобные механизмы можно встретить на любом складе или в более-менее крупном магазине. Их принято называть рохлями, роклями или роклами, но официальное название – гидравлическая тележка. В этой статье мы расскажем об устройстве, разновидностях и правилах использования этих устройств.

Из статьи вы узнаете

Конструкция и основные характеристики рохли гидравлической

Народное название гидравлической тележки происходит от финского бренда Rocla, который еще в 60-х годах начал поставлять свою продукцию в Советский Союз. Эти простые, компактные, недорогие, но в то же время эффективные механизмы предназначены для транспортировки грузов на поддонах.

Конструкцию роклы можно назвать примитивной, однако именно это является ее огромным преимуществом. Устройство просто использовать, легко обслуживать, оно не требует от оператора никаких . При этом один работник может спокойно , который в обычных условиях он не смог бы даже сдвинуть с места.

Устройство обыкновенной рохли почти не изменилось за десятилетия. Она состоит из рукоятки, рычага управления, гидравлического узла, вил для подъема груза, опорных колес и роликов. Все, что потребуется для управления – завести вилы под паллет, несколько раз сработать рукояткой для его подъема, после чего везти его в нужном направлении.

Характеристики гидравлической рохли зависят от ее габаритов, исполнения, мощности подъемного механизма. Главное, на что следует обращать внимание – это грузоподъемность агрегата. Она находится в пределах от нескольких сотен килограмм до пяти тонн. Для одного работника с малогабаритным транспортным устройством этого вполне достаточно.

Правила эксплуатации и безопасности гидравлической тележки

При всей простоте рокл для их использования все же необходимо соблюдать определенные правила безопасности. Главное из них: нужно убедиться в том, что поклажа надежно закреплена на поддоне, ведь при ее опрокидывании может пострадать сам оператор или посторонние люди.

Существует ряд других правил безопасного использования и обслуживания агрегата. Мы свели их в один документ. Вы можете скачать эту памятку ниже, распечатать и пользоваться в работе.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Разновидности

С 1960-х годов появилось множество модификаций гидравлических тележек. Здесь мы рассмотрим их особенности. Стандартную мы описали выше. Она практически не изменилась за годы своего существования, а ее грузоподъемность составляет около 2 тонн.

Модели со встроенными весами позволяют сразу измерять массу груза после его укладки. Это может быть очень удобно, поскольку дает возможность отказаться от других весовых приборов.

Больше напоминает подъемный стол, а ее назначение – подъем предметов, а не их перевозка. Такие тележки способны поднять предмет на высоту до 800 миллиметров, причем вес предмета не должен превышать одну тонну.

Рохли повышенной грузоподъемности или титаны способны перевезти до 5 тонн. Для них характерна высокая прочность и отличная маневренность.

Малогабаритные тележки с короткими вилами можно перевозить даже в кузове легкового автомобиля. При этом их грузоподъемность остается на высоком уровне.

Модели с длинными вилами (до двух метров) предназначены для перемещения крупногабаритных, длинномерных грузов. На них можно загрузить сразу два поддона.

Агрегаты в низкопрофильном исполнении используют для работы с так называемыми европоддонами и американскими паллетами. Подъемные вилы в них находятся всего в 35 миллиметрах над полом, поднимаясь на высоту до 200 мм.

Для транспортировки нестандартных, негабаритных предметов применяют модификации с широкими вилами, а для изготовления корпуса и шасси таких тележек используют особо прочные материалы.

Иногда можно встретить гидравлические рохли в специальном исполнении. Варианты из нержавеющей стали требуются (избыточная влажность, кислотность, соли).

Специальные модели с треугольными вилами применяют для транспортировки рулонов. Рокли повышенной маневренности, способные проезжать боком между препятствиями, нужны в небольших помещениях или в стесненных условиях.