Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы. Делаем своими руками экипировку для лошадей Из чего состоит сбруя лошади

Согласно археологическим сведениям, первая примитивная сбруя для повозки была изобретена еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Конструкция приспособления была чрезвычайно проста и состояла всего лишь из нескольких элементов, которые отвечали за тягу примитивных двухколесных средств передвижения.

Значение дизайну и красоте сбруи начали придавать древние персы, которые разъезжали на закрытых повозках, запряженных четверками лошадей. На то время внимание уделялось созданию упряжей, которые обеспечивали равномерное распределение тяги на каждое животное и обладали внешней привлекательностью.

Более совершенная сбруя использовалась древними греками. В этот период упряжь состояла из грудного ремня, который отвечал за тягу повозки, ярма, подпруги и вожжей. Чем богаче был хозяин лошадей, тем изысканнее была сбруя. То же можно сказать об упряжи времен Римской империи, когда распространенным транспортом выступали колесницы.

В Средневековье оснащение сбруи декоративными элементами утратило былую актуальность, поскольку повозки имели чисто практическое назначение и использовались преимущественно в качестве грузового транспорта.

Схожие черты с современной сбруя приобрела в средине шестнадцатого века во времена широкого распространения легких и удобных пассажирских экипажей. С появлением карет упряжь стала еще более совершенной. На это время сбруя шилась в расчете на использование в одиночных повозках, парах, шестерках и восьмерках.

Что представляет собой сбруя?

Выездная сбруя для лошадей - набор приспособлений, которые применяются для упряжи тягловых животных в повозку, седлания и управления. Исходя из количества коней в упряжке, выделяют парную, одноконную, бездуговую и дуговую сбрую. Подбирается набор приспособлений под каждое животное индивидуально.

В точности подогнанная сбруя для лошадей, изготовленная из качественных, надежных материалов, не только обеспечит безопасность во время передвижения, удобство управления, но также не будет причинять животному дискомфорт. Поэтому выбор сбруи выступает ответственной задачей, от которой напрямую зависит работоспособность и здоровье лошади.

Элементы сбруи лошади

Сбруя для упряжки лошадей состоит из следующих элементов:

  1. Хомут - одно из важнейших приспособлений, задачей которого выступает равномерное распределение нагрузки на плечи и шею коня. Указанный элемент помещается на шею животного в области холки, в нижней части проходит у самого основания шеи. Форма и ширина хомута подбирается индивидуально.
  2. Шлея - позволяет избежать сползания хомута во время передвижения. Представлена в виде нескольких откосных, продольных и поперечных ремней.
  3. Узда - надевается на голову лошади. Применяется для управления животным. Уздечка может быть с одним, двумя удилами или без них. Приспособление без удил используется для удержания лошади во время ее перемещения вне упряжки.
  4. Вожжи - применяются для дистанционного управления лошадью. Выполняются в виде длинных, гладких, удобных для удержания ремней. Окончания вожжей соединяются с удилами.
  5. Седелка - конструктивный элемент сбруи, что предназначен для поддержания оглобель.
  6. Чересседельник - выполняется в виде ремня, который идет от оглобли через седелку.
  7. Подпруга - используется для фиксации седла в статичном положении. Представляет собой широкий, эластичный ремень.

Типы сбруи

Давайте рассмотрим, на какие разновидности разделяется сбруя для лошадей. Фото каждой из них представлены в данном материале.

Согласно целевому назначению выделяют такие типы сбруи:

  • выездные;
  • транспортные;
  • сельскохозяйственные.

Транспортная сбруя применяется для снаряжения упряжек, предназначенных для перевозки людей и мелких грузов. Ввиду сравнительно невысоких нагрузок, такие конструкции отличаются незначительным весом и изготавливаются в расчете на многолошадные упряжки.

Сельскохозяйственная сбруя для лошадей может быть одинарной и пароконной. Конструкции выездных упряжей отличаются особым разнообразием. Их строение зависит от количества лошадей, что будут тянуть повозку. Ниже рассмотрим другие распространенные типы сбруи.

Одноконная

Одноконная сбруя для лошадей выполняется в нескольких вариантах - дуговом и бездуговом. Как следует из определения, рассчитаны такие приспособления на одно животное.

Дуговые упряжи включают в себя дуги, гужи, хомуты, супони, сиделки и чересседельники, уздечки шлеи, вожжи. Что касается бездуговых изделий, в таких конструкциях основную тяжесть повозки берет на себя прочная, широкая шлея. Зачастую наряду с одноконной сбруей применяются укороченные оглобли, что соединяются напрямую с седелкой, а не с хомутом.

Постромочная

Постромочная упряжь отличается наиболее простой конструкцией. Поэтому запросто может быть изготовлена такая сбруя для Впрочем, несмотря на данное преимущество, ее использование приносит немалый дискомфорт, так как во время движения вперед не всегда удается контролировать перемещение повозки.

Постромочная сбруя для лошадей обеспечивает тягу за счет постромок и хомута. Ввиду минимального количества конструктивных элементов, которые отвечают за стабилизацию повозки, такую упряжь рекомендуют снабжать дополнительными тормозами.

Постромочно-дышловая

Применяется как для одноконных, так и для пароконных упряжек. Применение такой сбруи обеспечивает повышенный контроль над передвижением повозки.

Если рассматривать части сбруи лошади данного характера, основным элементом здесь выступает дышло. По этой причине постромочно-дышловая конструкция выступает не слишком подходящим решением для сельскохозяйственного использования. Основным недостатком здесь является повышенное давление дышла на хомут, что вызывает немалый дискомфорт у животных.

Сбруи для лошадей спортивные

Выступали широко распространенной разновидностью упряжи в прошлом веке. Сегодня довольно редко можно встретить в двухколесные повозки.

Состоит из дышла и постромок. При этом одна лошадь или несколько животных запрягаются по бокам дышла. В то же время постромки соединяются с вагами.

Комбинированная сбруя

Комбинированная разновидность упряжи выступает западноевропейской разработкой. Применяют ее для снаряжения повозок, в которые запрягаются от 6 до 8 лошадей. При этом животные располагаются в повозке согласно габаритам, силе и росту. К примеру, у самой повозки располагаются коренастые лошади, что сдерживают движение. Далее запрягаются животные беговой породы, которые соединяются с дышлом постромками. Впереди идут наиболее слабые выносные лошади. Последние задают направление передвижения и также запрягаются постромками.

Цуг

Представляет собой немецкое изобретение. Применяется для упряжки одновременно шестерых лошадей. Аналогично сбруе спортивного типа, подобные приспособления сегодня используются не часто. При эксплуатации цуга лошади передвигаются по парам или гуськом.

В заключение

Скорость передвижения, тягловые возможности, удобство управления повозкой и комфорт для лошади в ходе езды во многом определяется качеством используемой сбруи. Изготовление и подгонка упряжи под индивидуальные параметры животного способствуют продолжительной и эффективной эксплуатации приспособления. Взвешенный подход к выбору сбруи способствует обеспечению безопасности и выполнению возложенных на нее задач.

Кира Столетова

В современном мире экипаж, заправленный в лошадиную упряжь, на улицах городов вызывает бурю эмоций. Мы как будто попадаем в сказку, появляется ностальгия по временам, когда такие повозки сновали по улицам деревень и сел.

Европейская лошадь является развлечением и удовольствием, а в XIX веке она была незаменимым помощником человека, основной кормилицей в семье крестьянина. Пахота в поле, перевозка людей, товаров - выполнение всей тяжелой работы ложилось на нее. Лошади были первыми помощниками в завоевании земель, в перевозке военной техники, в путешествиях и т.д.

Те, кто держал в хозяйстве лошадь, понимали, что она поможет обеспечить семью. Каждый человек, независимо от возраста, знал, что для продления жизни скакуна важен не только постоянный уход, но и хорошее оборудование, не перегружающее шею, качественная и верно подобранная по размерам коня сбруя. Какие упряжи для лошади существуют? Можно ли сделать их самостоятельно? На какие критерии обратить внимание при выборе средства управления конем?

Что такое конная упряжь

Такими терминами, как конная упряжь или сбруя, называется совокупность всех приспособлений, обеспечивающих возможность управлять животным, располагаясь за ним в повозке. Другими словами, это название подразумевает комплекс ремней с уздой и вожжами, надеваемый на корпус животного и позволяющий контролировать траекторию движения скакуна. Слово упряжь в словаре имеет следующие синонимы: сбруя, упряжка, запряжка.

Людей, виртуозно владеющих упряжкой лошадей, называют:

  • кучер;
  • ямщик;
  • ездовой;
  • извозчик;
  • погонщик и т.д.

Только им достается право посредством вожжей, прикрепленных к узде, управлять лошадью.

Чтобы не причинять боль животному при езде, нужно правильно подобрать и подогнать все элементы, из которых состоит приспособление. Если неправильно затянуть ремни, то при соприкосновении с телом можно получить «ожог» мягких тканей либо другие повреждения. Как следствие работоспособность лошади снизится.

Возникновение и история

По данным археологов, первая конная упряжка была изобретена человеком примерно 2000 лет до н. э. Раз старинные повозки были просты и примитивны, несложно догадаться, что и сбруи были под стать им.

Персы первыми обратили внимание на красоту сбруи. Когда они стали использовать четыре кобылы, запряженные в закрытые повозки, тогда и появилась идея, чтобы смастерить упряжь для лошади, которая одновременно отличалась красотой и позволяла при езде равномерно распределять нагрузку.

Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания). Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь. У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека.

В середине XIX века, в связи с появлением на улицах карет и экипажей снова в моду возвращается красота конской упряжи. В наши дни сбрую на тройке лошадей украшают бубенчиками. Откуда пошла такая традиция, точно неизвестно, но по одной из версий вешались они, чтобы на длительном пути ямщик (кучер) не заснул.

Сегодня коней используют в частном хозяйстве, в спорте и соревнованиях, а так же для развлечений.

Из чего состоит упряжь

Элементы сбруи в каждой экипировке примерно одинаковые, поэтому есть смысл рассмотреть каждый элемент упряжи:

  • Хомут. Пожалуй, это самая важная часть упряжи, задача которой - равномерно распределить вес повозки на шею и плечевой отдел позвоночника скакуна. Размещают этот элемент около холки и вдоль основания шеи. Он не должен мешать скакуну двигаться и правильно дышать. Размеры хомута выбираются не слишком широкие или длинные, чтобы на теле коня не появились повреждения. Крепление, называемое верхний хомутный ремень (ременная дуга), требует постоянной проверки во избежание разрыва.
  • Узда. Одевается узда на голову. Она может быть с одним либо несколькими удилами или без них.
  • Шлея. Использование шлей при передвижении кобылы обеспечивает плотное удержание хомута. Под шлеей подразумеваются кожаные продольные, поперечные и откосные ремни.
  • Вожжи.

Эти упряжные части сбруи обеспечивают дистанционный контроль за лошадью. В комплекте две вожжи, левая и правая (одна длиннее другой). Их края соединяются с удилами.

Изготавливаются рассматриваемые части в виде прочных гладких (без колец и дополнительных застежек) ремней. На конце левой вожжи - пальчиковая петля, на конце правой - пряжка либо отверстие.

  • Подпруга - широкий прочный ремень для крепежа седла.
  • Также в экипировке есть аварийная защелка, при опасности вынимается штырь, и скакун отсоединяется от экипажа.
  • Шоры надеваются на глаза, не задевая их. Нужны эти части сбруи, чтобы исключить отвлекающие факторы для скакуна и обезопасить экипаж.
  • Шородержатели, чтобы от потока воздуха не колебались шоры (нужны, чтобы избежать дополнительного волнения лошади).
  • Оголовье скакунов лучше украшать на один мотив, чтобы группа спереди смотрелась гармонично.

Вот из чего состоит приспособление, которым пользуется тот, кто управляет упряжкой лошадей.

Типы упряжей

Со временем устройство сбруи менялось неоднократно (одна дуга добавлялась, другая убиралась, преобразовывалась), в зависимости от использования и количества животных, запрягаемых в повозку. В настоящее время можно выделить 3 типа упряжи для коней:

  • Сельскохозяйственные. В упряжке одна особь либо пара лошадей.
  • Транспортные. Они многолошадные (от трех и более). Использование - перевозка товара, груза, людей.
  • Выездные или парадные (например, летом - для свадеб, зимой - для саней). В них использовалось разное количество скакунов (2 и более).

Следовательно, в зависимости от предназначения упряжи, стали производить ее изготовление (нужно укрепить основную часть, украсить другую и т.д.).

Разновидности сбруи

В настоящее время существуют следующие виды упряжи:

  • Постромочная. Такая модель не имеет дышла и оглобель, также в ней отсутствует деревянная часть (дуга). Рассматриваемые приспособления чаще всего оборудуют дополнительно ручным тормозом, так как при движении вперед невозможно удерживать повозку (тяга производится за счет хомута и постромок).
  • Комбинированная. Эта вариация приспособлена к большим и сильным лошадям (иногда ее применяют и для быков). Обычно используют по 6-8 скакунов, каждый из которых выполняет свою функцию (они идут друг за другом). Например, пристяжных запрягают с коренниками. Их задача состоит в поворачивании повозки. Коренники - самые сильные и высокие, что позволяет им сдерживать экипаж. В начало ставятся выносные кони, которые и задают темп и траекторию.
  • Тачаночная. На сегодняшний день немного устаревший вид. В центре пара рабочих лошадей запрягается в дышло, боковые кони - за постромки, тачанки не используются. Постромки прикрепляются к вагам.
  • Постромочно-дышловая. Главное в этой упряжи - дышло (используется как регулятор движения и для поворота повозки). Подходит для одноконной и пароконной запряжки.
  • Цуг. Используется шестерка рабочих лошадей, к дышлу прикрепляют коренников, остальные кони в упряжке выносные.
  • Одноконная (европейская упряжь) дуговая и бездуговая. В оба вида запрягается по одной лошади. В бездуговой упряжи вся тяжесть повозки обеспечивается шлеей.

Существуют упряжи 2 видов: нагрудник и хомут. Хомут изготовлен по размеру животного, а нагрудники при помощи пряжек подгоняются под лошадь.

Теперь вы знаете, из чего состоит каждый вид упряжки, следовательно, сможете легко подобрать сбрую для одной или другой цели.

Дешевле при покупке обходится полностью готовая упряжь. Но случается, что не все предметы подойдут для вашего животного, поэтому детали рекомендуют покупать отдельно.

Способы управления лошадьми

Для управления скакуном опытный наездник применяет 3 основные команды:

  • Тело - наклон в сторону, который применит всадник, конь поймет, что от него требуют.
  • Поводья - лошадь направляется в определенную сторону.
  • Шенкель - ноги всадника расположены по бокам лошади.

Дополнительно используют хлыст и шпоры. Хоть хлыст и выглядит устрашающе, он не причиняет вред лошади. Шпоры применяют для усиления действия шенкеля.

Соревнования, скачки и верховая езда

Скачки - это соревнования, которые не могут оставить равнодушными любителей конного спорта. Атмосфера завораживает, но мало кто из публики задумывается, насколько важна техническая сторона: оснащение скакуна упряжью.

Тренировка скакуна, тактика, подготовка упряжи являются основными этапами подготовки к соревнованиям. Любой вид упряжи должен быть безопасным как для человека, так и для животного. В любом случае, будь то прогулка на пони, победа в элитных соревнованиях, простой бег гуськом, завоевание титулов, мастер должен всегда обеспечить безопасность скакунам.

У некоторых народов заведено на лошадь садится без специальных средств. В реальности лучше этого делать не стоит, ведь даже самый покладистый скакун может проявить волнение и агрессию.

На сегодняшний день существует множество конных клубов, предоставляющих возможность с помощью тренера познакомиться со скакунами, изучить техники езды на них и, соответственно, элементы сбруи. Несмотря на то, что там процесс проходит под наблюдением тренера, нельзя забывать про подготовку (проверить седло, вожжи, вспомнить правильную посадку) и контакт с животным. После того как коня оседлали, не стоит подходить к нему сзади, нужно всегда быть в поле зрения животного.

Верная посадка: расслабленные плечи и руки при прямой спине, носок выше пятки, голова слегка приподнята, взгляд устремлен вперед в центр между ушами. Прогибаться вперед либо назад не следует.

Верховая езда подразумевает позу, при которой нельзя отрывать от седла седалище. Руководить животным нужно корпусом. Например, наклоны всадника вперед побуждают двигаться коня вперед, наклон назад - команда остановиться, наклон корпусом - направление движения. Чтобы не набить себе шишек, нужно двигаться с лошадью в одном темпе. Прежде чем слезть с коня, следует спокойно отпустить повод и достать ноги из стремян.

Инструкция по запряганию скакуна

Надевать сбрую нужно аккуратно, чтобы никакая дуга, из которой состоит сбруя, не натирала нежную кожу скакуна, а жердь не мешала движению. Пошаговое руководство:

  • При надевании нагрудника расстояние над грудиной должно быть примерно с ширину ладони. Хомут надевают через голову вверх ногами (узкий конец вниз). Перевернуть его разрешается только после того, как пролезли уши. Если между хомутом и телом просовывается кулак, значит, он надет правильно.
  • Сбрую надевают на ремни холки, потихоньку затягивая подпругу. Спинной ремень (ременная дуга) проходит по спине ровно, подогнав, его останется соединить с накрупником.
  • Только после расправления хвоста подгоняется и закрепляется спинной ремень. Затем прикрепляются постромки и вожжи пропускают через кольца и соединяются с трензелями. Итак, оголовье на месте, осталось проверить звенья в желобе (они не перекручены в районе подбородной цепи).
  • Дальше пригодится помощник, который будет подталкивать к кобыле повозку (коляску). Оглобли нужно приподнять, только тогда нежная кожа животного не будет задета. Опустив оглобли, надо привязать их к постромкам. Чтобы избежать сильного подъема вверх, петли должны находиться перед скобами. Надо присоединить постромок с шлеей, которая должна оставаться горизонтально (параллельно земле).
  • Напоследок надо подтянуть подпругу.

Распрягать лошадь тоже нужно правильно. Данная процедура производится зеркально запряганию. Освободив коня от повозки, требуется осмотреть упряжь, чтобы она не протерлась, а животное - на наличие телесных повреждений.

Чистка упряжи

Естественно, после работы упряжь пропитана потом, поэтому за ней нужен определенный уход. Чтобы удалить грязь, нужно тщательно вычистить ее руками с использованием намоченной губки.

2 раза в месяц нужно протирать все части сбруи и жердь седельным мылом, предварительно отсоединив их. Затем нужно дать элементам высохнуть естественным способом (без солнечных лучей), иначе они начнут трескаться.

Отмытую упряжь важно смазать воском, кроме кожи высшего сорта (патентованной), которую протирают мягкой подсушенной тканью. Еще после просушки смазывают либо жиром, либо техническим маслом.

Хранение упряжи

После использования необходимо на специально приготовленную вешалку развесить упряжь. Помещение должно быть хорошо проветриваемым.

Чтобы облегчить свои труды и сохранить упряжь, можно использовать вешалки на колесиках, которые подкатываются к скакуну, при этом каждому элементу должен соответствовать отдельный крючок. Нельзя забывать про кнут (если его не распрямлять, он будет изогнут).

Качество ремней - это безопасность при езде. Упряжь должна быть легкой, но прочной, удобной в уходе, а в случае поломки - без сложностей в ремонте.

Перед тем как запрячь лошадь, убедитесь, что сбруя исправна (целы ремни, пряжки, защелки). Также надо проверить с внутренней стороны на наличие мусора или заломов.

Лошадиная упряжь - неотъемлемая часть безопасного экипажа, выбор разновидности которой зависит от вида выбранной повозки. Тому, кто управляет скакунами, придется запомнить, что сбруя должна быть на животном так, как нательное белье на человеке. Только тогда управление не доставит дискомфорта кобыле и кучеру.

Лошадь в хозяйстве требует особого ухода, поэтому так важно обеспечить ее соответствующей экипировкой. Если упряжь подобрана правильно, с учетом индивидуальных особенностей животного, то процесс привыкания лошади к хозяину пройдет быстрее.

Что необходимо для управления?

Сегодня нет проблем с тем, чтобы приобрести качественную амуницию для коня, независимо от сферы, где предполагается его использовать. Недоуздок, уздечка, шамбон, седло и другие принадлежности – все это конская сбруя. Все необходимое есть в специализированных магазинах. При выборе комплекта нужно понимать, что любая качественная упряжь лошади должна быть универсальной. Желательно, чтобы можно было заменять некоторые части при необходимости.

В состав экипировки для верховой езды входят следующие элементы.

  • Недоуздок. Это приспособление позволяет тренировать лошадь. Такой вид оголовья представляет собой уздечку, но комплект не полный. Он используется, чтобы обеспечить необходимый контроль за лошадью или когда необходимо ее оседлать. Надевая его, хозяину удобнее работать на открытом пространстве. При этом рот животного ни чем не занят, поэтому оно может пастись. Состоит недоуздок из капсюли, подбородочного, нащечного и затылочного поясов.

Чтобы приучить особенно чувствительных лошадей, используют веревочный недоуздок. Он мягкий, не травмирует лошадь. Круглые узелки в конструкции производят давление, легко воздействуя на кожу лошади и заставляя ее поворачивать голову туда, куда необходимо хозяину.

  • Стремена. Входят в состав конструкции седла. Необходимы, чтобы всадник ставил ноги в фиксированное положение во время поездки на животном. Стремя позволяет выдержать необходимый баланс. Много десятков лет назад этот элемент был в виде петель, что не совсем удобно и небезопасно.

Сегодня они изготавливаются из металла и обладают продуманной формой.

  • Удила . Управлять лошадью просто, важную роль в этом играют удила. Они вставляются в беззубый край десны и позволяют поворачивать животное. Конструкция очень простая и состоит из двух колец, грызла. При небольшом натяжении животное понимает, следует ли ему остановиться. Этот элемент приобретается с учетом индивидуальных особенностей лошади. Не всегда привлекательный дизайн говорит о том, что удила подойдут коню.

Если он по размеру не будет подходить, то животное станет испытывать дискомфорт, могут травмироваться рот и щеки.

  • Хлыст . Многие заводчики забывают, что это приспособление не основное, а вспомогательное при управлении лошадью. Хлыст необходим, чтобы усилить команду от всадника, не более того. На большинстве соревнований использовать его можно с большими ограничениями.

  • Путлища. Этот элемент представляет собой небольшой ремень, посредством которого стремя прикрепляется к седлу. Изготавливают его из мягкой кожи, цвет может быть разным. Замок в конструкции этого изделия фиксирован, его расположение – ниже человеческой икры, поэтому и во время поездки отсутствует дискомфорт.

  • Седельная сумка. Больше аксессуар, чем необходимость. Изготавливается из различных материалов, обычно имеет прямоугольную форму, чтобы хорошо лежала на теле лошади.

  • Повод. Чаще всего изготавливается из кожи, поскольку этот материал идеально выдерживает нагрузку. Ремень пристегивается к трензельным кольцам.

Посредством него обеспечивается контакт всадника с животным, управление им и контроль над направлением движения.

  • Мартингал . Этот элемент не дает животному закидывать голову вверх, таким образом, всадник защищен от удара затылком лошади. Прикрепляют мартингал к подпруге, в области груди он разделяется на несколько ремней, оснащенных кольцами. Через кольца просовывают поводья, ближе к железу ставят ограничители.

  • Шамбон. Это одна из развязок, используемых во время тренировочного процесса. Благодаря ей голова животного остается в фиксированном положении. Присоединяют элемент к железу и подпруге, потом он ложится под оголовьем, а именно – нащечным ремнем.

Шамбон не мешает лошади вытягивать голову как мартингал, и с его помощью снимается лишняя нагрузка со спины животного.

  • Седло . Используется не только для удобства всадника, но и для защиты спины лошади. При правильной конструкции вес наездника распределяется равномерно. Для каждого коня эта деталь амуниции должна подбираться индивидуально, с учетом высоты холки животного, длины ленчика и других параметров. Седла бывают разные: дамское, вестерн, английское. Есть в продаже азиатские седла и испанские. Седла отличаются друг от друга в зависимости от того, с какой целью будет использоваться лошадь.

  • Шпоры. Элемент, который всадник надевает на ноги. Необходим для усиления воздействия на коня. Производятся шпоры разной конструкции, с недавнего времени запретили использовать те, которые имеют колесики, поскольку они наносят сильный вред животному.

  • Нагрудник. Позволяет обеспечить необходимую безопасность и стабильность во время управления лошадью. Этот элемент не дает седлу уходить назад. Чтобы нагрудник выполнял поставленные задачи, требуется его правильно подгонять. Бывают нескольких видов: 3- и 5-точечные, охотничьи, охватывающие грудную клетку, и конкурные эластичные.

Защитные аксессуары

Есть широкий список защитных аксессуаров для лошади, которые также необходимо приобретать.

  • Гурта. Этот предмет приобретается исключительно для езды на корде или для иппотерапии. Производитель специально делает антискользящее покрытие, чтобы наезднику было удобнее. В конструкции есть выполненные из кожи приструги и роликовые пряжки.

Удерживаться на лошади помогает удобно расположенная ручка.

  • Шоры. Их еще называют щитками или наглазниками. Это небольшие пластины, которые устанавливаются возле глаз животного. Они должны не только защищать их от веток и летящей из-под копыт грязи, но и ограничивать обзор, чтобы животное не испугалось.

  • Налобник. Входит в состав уздечки. Он необходим в качестве удерживающего оголовье компонента, который не дает ему соскользнуть. Производится налобник в виде кожаной полосы, которая выполняет исключительно рабочую функцию.

В последнее время стали изготавливать красивые модели с цветными вставками, чтобы элемент выполнял дополнительно и эстетическую функцию.

  • Подхвостник. Очень важный элемент экипировки коня, благодаря которому седло не уходит вперед.

  • Попоны. Полезное изобретение, которое предназначено для увеличения комфорта животного. Чаще всего применяют, когда лошадь перевозят зимой, при резких перепадах температуры окружающего воздуха. При изготовлении используется шерстяное полотно, обладающее особым согревающим эффектом. Фиксируется с помощью ремней и застежек. Шьют изделие с учетом физиологии животного и климатических особенностей региона. Оно может быть ночным, прогулочным, зимним.

Изготавливаются даже так называемые дождевики.

  • Бинты. Основной материал, который используется при пошиве этого изделия – хлопчатобумажная ткань. Именно она способна обеспечить сухожилиям и суставам соответствующую защиту. С наступлением холодов они применяются в качестве средства утепления. Во время тренировок на ноги лошади наматывают бинты, изготовленные из трикотажа, также они могут быть креповые. Ширина каждого изделия – 80 мм.

  • Ногавки. Аксессуар, который также используется в качестве защиты ног животного. Чаще всего надевают поверх бинтов, реже – просто на пясти. В качестве фиксирующих элементов используются застежки или липучки.

Виды упряжи

Упряжь необходима, чтобы обеспечить удобство не только наезднику, но и животному. Хозяин показывает, что он в паре доминант, сбруя позволяет легко управлять лошадью, без дополнительного принуждения, животное находится под контролем.

В составе упряжи могут быть шоры на глазах , иногда они отсутствуют, все зависит от того, как именно используется животное. Во время соревнований этот аксессуар имеет особое значение, поскольку помогает лошади сосредоточиться на выполнении поставленной задачи.

Вожжи, подпруга и другие элементы подбираются индивидуально. Чаще хозяин учитывает индивидуальные особенности коня и другие факторы. Конное снаряжение имеет свою классификацию, к примеру, есть упряжь для работы в поле, спорта и состязаний или организации повозки.

Если принимать во внимание количество впрягаемых лошадей, то упряжь может быть:

  • одиночной;
  • парной;
  • многолошадной, когда в одной связке идет от 3 до 8 коней.

Способ запряжки также является определяющим фактором и составляет отдельную классификацию.

  • Одноконно-дуговой. Несложно догадаться, что в упряжь ставится только одно животное. В конструкции применяется деревянная дуга, а кроме того, гужевое облачение.

  • Оглобельно-постромочный . В конструкции используются те же элементы, что и в предыдущем случае, только нет дуги. Ведущая роль тут отведена шлее, при этом у оглоблей небольшой размер, а сами они прикреплены к седелке, а не к хомуту.

  • Постромочно-дышловой. Главную роль играет дышло, которое позволяет осуществлять беспрепятственное управление повозкой. С ним лошадь легко поворачивает в нужном направлении. Эту конструкцию допускается использовать не с одним, а сразу с двумя животными.

  • Постромочный. Простой вариант, в котором не предусмотрены оглобли и дуга. Вся конструкция закрепляется за счет хомута, а также системы ремней. Нередко можно встретить упряжь этого вида с ручным тормозом, поскольку заставить остановиться лошадь, которая сильно разогналась, другим методом непросто.

  • Тачаночный. Вид упряжи, который устарел. Его использовали для запряжки 4 лошадей одновременно. В середине пара коней впрягается с использованием дышла, а те, что расположены по бокам, – посредством постромок.

  • Комбинированный . Основная сфера назначения – впрягание большого количества животных. В конструкции есть постромка, оглобля и дышло.

  • Цуговый. Идеально подходит для шестерки коней, четыре из них запрягаются в дышло, боковые – постромками.

Как выбрать?

Существуют основные правила выбора экипировки для лошади, к которым стоит прислушаться.

  • Обязательно учитывается темперамент животного . Если конь неагрессивный, спокойный, то можно приобрести тонкие и жесткие удила. Для активных лошадей лучше покупать мягкую экипировку.
  • Хомут подбирается не на глаз, обязательно учитывается ширина и длина животного по спине. Нужно понимать, что для запряжки в повозку и выполнения работ в поле хомут используется разный.
  • Приобретая дугу, основное внимание следует обращать на прочность конструкции и упругость.
  • Вожжи могут быть как цельными, так и составными. Последние используются тогда, когда в упряжке стоит несколько животных.
  • От качества подобранного снаряжения во многом зависит и работоспособность коня, поэтому экономить на аксессуарах не стоит.
  • При покупке хомута к пристяжной лошади , его вес должен быть меньше чем у того, который используется на коне-кореннике.

Правила ухода

Если хозяин лошади следит за ее сбруей, то она может прослужить долго. Чем лучше чистится упряжь, тем меньше вероятность, что она может нанести вред животному. Учитывая тот факт, что большинство элементов изготавливается из кожи и ткани, место, где они хранятся должно обладать соответствующим микроклиматом.

Внутри кладовки или помещения не должно быть слишком влажно, поскольку материал быстро подвергается процессу гниения. Если слишком сухо, то кожа становится жесткой, неприятной на ощупь, она может царапать кожу лошади. Войлочные части очень любит моль.

Чтобы нормализовать микроклимат, следует ставить воду в помещение, где слишком сухо и проветривать, если наблюдается повышенная влажность.

Важно весной выносить и проветривать амуницию – это как раз то самое время, когда моль начинает откладывать яйца.

Упряжь должна быть не только чистой, но и смазанной. От конного пота и грязи она отвердевает, рвется. Вешают ее на деревянные конструкции, а вот железные вешалки совершенно не подходят, поскольку покрываются со временем ржавчиной и портят не только внешний вид снаряжения.

Особое внимание уделяется тем элементам, которые соприкасаются с телом животного. После работы с лошадью упряжь сначала чистится, только после этого вешается на просушку. Зимой бывает непросто сделать это в конюшне, поэтому оборудуются специальные сушилки или используются другие, отапливаемые помещения для хранения. Летом можно просто вывешивать на улицу, но также важно не пересушить кожаный материал, поскольку тогда он теряет свою эластичность и быстро рвется.

Войлочные элементы можно простучать палкой, подпругу размягчают руками. Кожаные изделия специально смазывают, чтобы они не затвердевали и не размокали в ненастную погоду. Для этого можно использовать особую смазку, допускается применять конское топленое сало, куда добавляется березовый деготь. Использовать солидол и автолом нельзя – они портят изделие.

Наносится смазка только после качественной очистки сбруи.

Если необходимо в ремнях пробить дополнительные отверстия, не стоит делать это с помощью шила или ножа. Конструкция не пострадает, только если использовать специальный пробойник.

Кольца, пряжки и иные металлические части также требуется защищать от ржавчины. Для этого их в первую очередь протирают керосином, потом сухим отрезом ткани и после наносят любой жир.

Иногда можно заметить, что войлочные элементы обшиваются холстом. В этом случае, после неоднократного соприкосновения с телом животного, они становятся жесткими, пока их не почистят и не просушат.

Вот почему важно, чтобы на поверхности отсутствовали узелки и грубые швы, поскольку они могут травмировать животное.

Вид конного экипажа сегодня вызывает у нас ностальгию и романтику. Поэтому прокатиться в повозке, запряженной парой или даже четверкой удалых скакунов, хотели бы многие. Кстати, покат конного экипажа может стать неплохим бизнесом. Однако наличие самих лошадей и повозки недостаточно для успешной езды – необходимы также глубокие знания в области специальной сбруи, ее строения и использования. Что такое упряжь и сбруя для лошадей, а также ее виды, узнайте в нашем обзоре.

В прежние годы, когда лошадь была главной работницей и кормилицей крестьянской семьи, люди знали, что от правильно подобранной сбруи, ее качества зависит вся работа. Именно поэтому каждый житель деревни или даже города знал правила подгонки упряжи и ее сборки. Еще чуть раньше, когда конный экипаж был не только средством перевозки грузов, но и видом транспорта строение упряжи знали даже дети.

Итак, сбруя или упряжь для лошадей – это специальный комплекс ремней и приспособлений, надеваемый на корпус животного, для запряжки в повозку и для управления ездой. Чаще всего под словом сбруя подразумевается конская упряжь вместе с уздой и вожжами. Упряжь, находясь на корпусе и соприкасаясь с телом, непосредственно передает тягловое усилие лошади на повозку. Именно поэтому неправильно подобранная или подогнанная упряжь неравномерно распределяет давление и вызывает не только сложность езды, но и причиняет боль и дискомфорт животному. Более того при неправильной затяжке ремней можно вызвать «ожог» мягких тканей, намины и другие повреждения в результате которых лошадь теряет работоспособность.

Важно помнить, что качество ремней – это залог безопасности во время езды. Упряжь лошади должна быть прочной, универсальной и в то же время легкой (чтобы не нагружать корпус лошади), простой в уходе и ремонте. Так как чаще всего сбрую изготавливают из специальных видов мягкой сыромятной кожи, то она требует определенного ухода. Так, после работы, пропитанную потом упряжь нужно развесить на специальную вешалку или деревянный костыль в сухом хорошо проветриваемом месте. После полной просушки все шлеи и ремни смазываются техническим маслом или жиром.

Перед запряганием лошади необходимо внимательно осмотреть сбрую, проверить целостность всех ремней и исправность пряжек и защелок. Также все ремни, соприкасающиеся с телом животного нужно провести рукой с внутренней стороны, дабы проверить, нет ли каких-то заломов или постороннего мусора.

Строение и виды

В зависимости от предназначения и условий работы (транспортный экипаж, работы в поле) нужна специальная сбруя для лошади. По строению различают два основных вида упряжи: с хомутом и нагрудником. Отличаются они тем, что в первом случае основным элементом передачи тяговой силы является хомут, а во втором – шлейный нагрудник. Также упряжь различается по количеству запрягаемых лошадей: одноконная, пароконная, четверка и так далее. Также рабочая или транспортная упряжь подразделяется на дуговую, дышловую и бездуговую. Рассмотрим некоторые виды и их строение более подробно.

Русская или дуговая одноконная упряжь

Дуговая упряжь, судя по названию, отличается от других видов наличием такого элемента, как дуга. Она изготовляется из дерева специальным старинным способом сгибания и необходима для удерживания гужей вокруг оглобель. Гужи скрепляют оглобли и хомут. Раньше на Руси изготовлением дуг занимались специальные мастера, так как необходимо было не только правильно подобрать дерево, но и подготовить. Дуга должна быть одновременно очень легкой и прочной.

Вся конструкция дуговой упряжи состоит из: дуги, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, уздечки с вожжами. Смотрите схему.

Хомут – основа тяговой силы

В данной конструкции упряжи помимо дуги важным элементом является хомут. Так как он используется и в дышловой и бездуговой видах, то его роль и строение рассмотрим более подробно.

Итак, хомут – это основная часть упряжи и служит для передачи тягового усилия лошади на телегу, повозку или плуг. Как и раньше, сегодня хомуты делаются разных размеров. Длину измеряют от верхней части внутренней подушки до клещей, а ширину по уровню расположения отверстий для продевания гужей. Однако в одноконной и пароконной запряжке хомуты отличаются. В первом случае они имеют гужи, во втором – мочки. Строение хомута рассмотрим на более распространенном виде – с гужами.

Хомут состоит из:

  • пары клещей;
  • подушки;
  • двух гужей;
  • хомутины;
  • покрышки;
  • супони;
  • горты;
  • подкладки.

Важно правильно подбирать хомут для лошади, подгонять его под индивидуальные размеры. Так как он ложится на шею животного, то тесный хомут может затруднять дыхание, вызвать спазм легких, большой и свободный будет болтаться, вызывая потертости. Хомут должен плотно прилегать к телу лошади: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя – к плечам. По бокам хомут должен лежать на мускулатуре лопаток.

Для того чтобы правильно подобрать размер хомута, нужно измерить объем шеи лошади. Длину измеряют от уровня гребня у основания холки до плечелопаточного сустава. Потом к полученному числу для транспортного хомута прибавляют 3 см, а для рабочего (возовой) – 6 см.

Более подробно узнать о подборе, строении хомута, а также в целом русской упряжи, смотрите на видео (Екатерина Шарнина).

Остальные части

  1. Седелка – располагается на спине снизу холки и распределяет часть тягового усилия на спину. Также в ее задачи входит амортизация толчков вовремя езды. Подбирается по размеру холки.
  2. Чересседельник – располагается возле сиделки и удерживает оглобли и хомут с дугой, распределяя вес оглобель.
  3. Подбрюшник – снимает резкие колебания хомута, оглобель и дуги во время быстрой езды.
  4. Шлея – облегает корпус лошади и поддерживает хомут во время торможения или движения под уклон.
  5. Уздечка – используется обычная трензельная.
  6. Вожжи на одном конце имеют пряжки или карабины для пристегивания к удилам (трензель). Они должны быть удобными. Делаются из плотной тесьмы или кожи.

Часто вместе с дугой можно встретить слово «зга», это диалектное обозначение кольца на дуге, куда продевается повод. В современных дуговых упряжках зга не используется, а вожжи свободно располагаются по оба бока лошади.

Бездуговая постромочная одноконная упряжь

В бездуговой хомутовой упряжи основная роль тягового усилия так и выполняет хомут. Только в данном случае он крепится к повозке с помощью постромок. В данном случае хомут с оглоблями скрепляют ременные горты. В конструкцию сбруи входит: хомут с гужевыми мочками, постромки, седелка, подпруга, чересседельник, горты вместо гужей, уздечка с вожжами.

Если рассматривать вариант без хомута или европейский вариант упряжи, то его роль выполняет шорка, которая изготовляется из прочной кожи и состоит из нагрудного широкого ремня с кольцами. К кольцам пристегиваются постромки. Как можно увидеть на схеме, в данной конструкции шея и грудь лошади опоясывается нагрудным ремнем и шейным с кольцами для вожжей. На спине располагается седелка при необходимости с зажимом вожжей, подпруга и ремни для оглобель. На крупе располагается шлея с подхвостником или обычный ободовый ремень.

В данных конструкциях очень важную роль играет шлея, так как она распределяет давление на корпус лошади. Она должна проходить на уровне 4-5 см ниже седалищных бугров. В противном случае шлея будет слезать и натирать круп, а слишком низкая будет мешать движению лошади. Ее длина выбирается с учетом того, чтобы между ободовым ремнем и бедрами помещалась ладонь. Что касается нагрудника, то толщина верхнего ремня должна быть не менее 2,5 см, постромочных – не менее 2 см.

Дышловая пароконная

В пароконных упряжках чаще всего используется такой элемент как дышло. В конструкцию сбруи входит: дышло, хомут, постромки, уздечка с вожжами, цепь-напильник. В данном случае дышло регулирует поворот повозки, а постромки передают от хомута тяговое усилие на повозку. В некоторых регионах, в частности, в Украине, дышловая запряжка используется и для одной лошади. Считается, что из всех, эта конструкция самая простая.

В природе лошадям не требуется какая-либо дополнительная экипировка. Домашним же животным необходимо снаряжение, которое позволит хозяину легко управлять лошадью, а также будет защищать питомца от холода. Важно помнить и о подковах, без них домашним лошадям, в отличие от диких собратьев, приходится очень тяжело. Любители самостоятельного изготовления всего необходимого для любимца не только получают эксклюзивную экипировку животного, подогнанную индивидуально под него, но ещё и значительно экономят свой бюджет. При качественном исполнении домашние изделия не уступают покупным, а иногда и превосходят их.

Недоуздок для лошади необходим для удобного вывода животного и направления его движения. Надевают его на голову. Также недоуздок позволяет зафиксировать коня в стойле или на пастбище. Внешне недоуздок выглядит как уздечка, у которой нет удил, и имеющая один повод. Держат коня за ремень недоуздка с левой стороны в районе щеки. Все движения человека должны быть спокойными и не вызывать резких рывков экипировки. В противном случае конь напугается и может нанести тяжёлые травмы.

Недоуздок из кожи

Сделать недоуздок можно из кожи или верёвки. Второй вариант предпочтительнее для питомцев с нежной кожей. Делают недоуздок, предварительно сняв мерки головы своего любимца.

Для изготовления предмета надо взять 7 мягких ремешков с подкладкой из флиса длиной на 4-5 см больше необходимой (пойдёт на припуски швов). На затылочном ремне с левой стороны должен помещаться карабин застёжка. Соединяются между собой ремешки по схеме при помощи крепких металлических колец достаточного размера.


Схема недоуздка из ткани

Кожа будет натирать кожу на морде у лошади, и потому затылочный ремень и нахрапный ремень надо подшить флисом, сложенным в 2 раза. Подойдёт также плотная фланель.


Недоуздок из веревки

Из верёвки недоуздок изготавливают при помощи узлов. Брать надо мягкую синтетическую верёвку достаточной прочности. Схемы связывания экипировки различные, и можно подобрать максимально понятную для себя. Процесс изготовления из кожаных ремней недоуздка достаточно сложный, и по возможности его лучше приобрести готовый. Верёвочный же делают только самостоятельно.

В отличие от недоуздка, уздечка для лошади имеет удила или трензель – особое металлическое кольцо, которое вставляется в рот коню. Необходима уздечка для верховой езды. Своими руками её изготавливают следующим образом:

  • Отрезается кусок мягкого ремня равный 3 длинам от одного до другого уголка рта через щёки и затылок, сделав припуск 10 см на швы;
  • Отрезается кусок ремешка длиной от уха до уха – он будет лобным. Припуск также 10 см;
  • Объём подбородочного ремешка определяют, добавив 3 см для комфорта коня к длине, полученной после измерения;
  • Сборка ремней по инструкции.

Поводья к уздечке пришивают в последнюю очередь, выбирая их длину в зависимости от своего собственного удобства. В соответствии с ростом животного и всадника она будет изменяться.


Выбирая кольцо для уздечки, надо следить за тем, чтобы оно удобно ложилось в рот животному, не задевая зубов. Слизистая ротовой полости коня нежная, и её можно травмировать даже пальцами при надевании уздечки. По этой причине важно, чтобы трензель был гладкий, без щелей и зазубрин. Как сделать уздечку для лошади своими руками знает каждый хозяин.

Кони не могут переносить мороз без вреда для здоровья. Для хорошего состояния им требуется, как и людям, верхняя одежда, которой и является попона. Выглядит попона как покрывало. Покупать готовую попону нет необходимости, ведь её очень легко сшить самостоятельно.

Для получения мерок промеряются:

  • Длина от груди через ноги (по боку) до хвоста;
  • Длина спины от холки и до начала хвоста.

Когда снятие мерок невозможно, надо ориентироваться на усреднённую таблицу, по которой шьют попоны в мастерских. Попона для лошади своими руками максимально удобна для животного.


Пользуясь стандартной выкройкой, подгоняют её под размер своего коня. После этого из выбранной ткани (для лета нужна хлопчатая, а для зимы – шерстяная) выкраиваются все детали. На швы надо прибавить 15-20 см. Вначале все элементы смётывают, а после прошивают на швейной машине. Для зимней попоны надо предусмотреть ещё и подкладку. В области живота и груди делается застежка. На усмотрение хозяина она может изготавливаться из липучки, кнопок, карабинов (предпочтительнее) и крупных металлических пуговиц. Попоны должны быть летние и зимние, а также лёгкие шерстяные, которые надеваются на животное в том случае, если оно в прохладную погоду вспотело во время работы. Сразу надевать тёплую попону нельзя, а вот лёгкая, слегка утеплённая необходима. Как только животное остыло, его укутывают в тёплую одёжку. Зная как сшить попону для лошади можно заметно сэкономить.

Дуга является основной частью упряжи (упряжки), скрепляет оглобли с хомутом. Её, при острой необходимости и определённых навыках, можно сделать самостоятельно. В идеале купить эту часть экипировки, изготовленную профессионалами. Необходима дуга для удержания гужей перпендикулярно хомуту. Это позволяет предупредить травму шеи лошади при езде по неровной дороге. Упряжная езда без дуги недопустима.


Парадная дуга для упряжи

Для дуги подходит древесина вяза. Также могут быть использованы берёза, дуб и лещина. Заготовить древесину надо в период самого начала сокодвижения. Дерево распиливают на заготовки. Края заготовок обтесывают, придавая им нужную форму.

Сгибают заготовку, предварительно распарив, так как без этого она треснет. Удобнее всего распаривать дугу в бане. Для сгибания используется сгибальный станок. Сгибать дугу надо без рывков. Делают это вдвоём или втроем. Когда заготовка сгибается тяжело, её вновь распаривают.

После того как дуга согнута, её концы фиксируют при помощи проволоки и оставляют до высыхания древесины. Высохшую дугу снимают со станка и производят окончательную обработку. Её шлифуют и красят. В старину дуги расписывали и украшали сложно резьбой. При художественных способностях это можно сделать и сейчас, превратив эту часть упряжи в эксклюзив. Колокольчик или бубенчик обязателен на дуге, и его крепят на зге (металлической петельке).


Лошадь в упряжке

Самостоятельное изготовление дуги оправдано только в том случае, если хозяин лошади любит и умеет работать с деревом, а также готов затратить на работу много времени. Упряжь для лошади необходима даже если впрягают её редко.

Хлыст для лошади во время верховой езды используется как средство управления, подсказывающее животному что делать. Категорически запрещается применять хлыст в качестве наказания. Используется он только в тех случаях, когда питомиц никак не может сообразить, что от него требуется. В зависимости от того как им пользуются, конь понимает, что от него хотят.

На скачках управление конём происходит исключительно хлыстом, так как стремена подняты высоко и всадник теряет возможность управлять лошадью, сдавливая ногами её бока. Самые длинные хлысты применяют при обучении коней выездке. Длина их достигает 1 м 30 см. Стандартный хлыст имеет длину в 70 см.


Хлыст с кожаной хлопушкой

Изготовлен хлыст может быть из разных материалов: пластиковые, кожаные или синтетические. Они различаются весом и гибкостью. Плётку покупают в профильных магазинах или изготавливают самостоятельно.

Чтобы сделать хлыст требуются:

  • 2 шнурка;
  • Кончик, предназначенный для летней удочки;
  • Небольшой кусочек кожи;
  • Металлическое кольцо D образной формы;
  • Швейные нитки.

Изготавливают хлыст в определённой последовательности. Для начала со шнурков отрезают кончики. Полый шнурок надевают на удочку сразу, а из оплетённого предварительно вытягивают его сердцевину. Концы шнурка закрепляют узлами и смазывают клеем. На него закрепляют 2 шнурок и кольцо, после чего всё обматывается толстой ниткой. Далее кусочек кожи нарезают глубокой бахромой. Кожу приклеивают и затем бахрому переплетают со шнурками по спирали.


Хлыст конкурный

Для придания хлысту заводского вида на плетёный шнурок натягивается термотрубка. Хлопушку делают из сложенной пополам кожи, которую приклеивают и прошивают. На кольцо закрепляют петельку-ремешок для руки, аналогичную той, что имеется на чехлах для мобильных.

Сильно ударять животное недопустимо. Хлыст не должен причинять боли. На агрессию седока конь отвечает также агрессией и может сбросить неопытного наездника, что чревато тяжёлыми травмами.

Сделать седло своими руками сложно, и без острой необходимости заниматься этим не следует. Профессионально сделанное, оно безопасно для коня и седока. Самостоятельно изготовить качественное седло может только человек, связанный с профессиональным производством. Как сделать седло для лошади есть много рекомендаций.


Прежде чем начать делать седло для лошади своими руками, изготавливают его макет. Для него плотную проволоку прикладывают к спине животного за холкой и прогибают чётко по контуру тела. Далее по полученному лекалу переносят очертания на картон. Из картона вырезают макет, который прикладывается к спине животного. Он должен совершенно точно повторять все изгибы. После по макету изготавливают ленчик и далее собирают седло.


Ленчик седла

Правильно сделать седло у любителя не получится. Экономить на этом предмете экипировки нельзя, и надо всё же покупать качественное седло, произведённое мастером.

Сани для лошади покупать не обязательно. Когда имеются определённые навыки в работе с деревом, инструмент и желание, сделать их можно своими силами. Сани не высокие и потому, даже если что-то не получится, и в процессе езды они повредятся, получить травму практически невозможно.


Расписные сани

Сложнее всего изготовить полозья. Для них применяются крепкие металлические трубы. Длина труб нужна на 2-3 метра больше, чем саней. Надо это для того, чтобы загнуть полозья с обеих сторон и поместить без сложностей под сани. Для сгибания применяют особый инструмент – трубогиб.

После собирают дно саней со стойками, изготовленными из тонких трубок или прочных деревянных брусков. По возможности все не несущие конструкции изготавливаются из фанеры для меньшего веса саней.

После того как сани для лошади собраны, их отделывают и красят. Если сани рассчитаны на катание, то их следует расписать для придания привлекательного внешнего вида.

Подковы

Самостоятельно изготовить подковы можно только в том случае, если есть своя кузница и опыт в их создании. Товар этот не дорогой, и не стоит экспериментировать, подвергая опасности себя и коня, изготовляя сомнительные самодельные подковы.


Подковка лошадей

Самостоятельное создание экипировки для коня – дело, конечно, интересное и увлекательное, но чаще всего неоправданное, так как непрофессиональные аксессуары не отвечают требованиям качества и могут быть даже опасны.