Занятие по обучению грамоте по теме космос. Занятие по обучению грамоте «Космическое путешествие

Конспект организованной учебной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Полет в космос.

Цель:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;
развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: космическая карта; ракета; изображения космических объектов, мяч; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; карточки со словами; учебник «Азбука»; слова с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные карандаши для звукового анализа слова.

Ход:

    Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей.

Давайте с ними поздороваемся.
- Сәлеметсіздірме!
Эмоциональная настройка.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Беседа о времени года.
– Ребята, какое сейчас время года?
– Время года весна.
– Весна какая?
– Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
– Какие весенние месяцы вы знаете?
– Март, апрель, май.
– Какой сейчас месяц?
– Сейчас месяц май.
2. Основная часть.
– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу.

Поможем вернуть её?

Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
– Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
– Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой?

Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.

Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов. (Составление предложения – В добрый путь!)
– Прочитайте, что у вас получилось.

Молодцы!

За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А).

Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Звук запуска ракеты)

Деление слов на слоги.
– На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.
1) Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь.
2)Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.
3) Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном.
– Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).
– А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра)
Звуковой анализ слов.
– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова дыра)
– Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
– На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета)
Составление схем предложений.
– На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес.оп, солн.е, созве.дие, Гага.ин, астро.ом.
– Почему слово Гагарин написано с большой буквы?
– Это фамилия.
– Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
– Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.
– Составьте предложения с этими словами.
– Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
Гимнастика для глаз
– Давайте нарисуем звезду глазами.
– Подберите родственные слова к слову звезда.
– Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.
– Что такое родственные слова?
– Слова родные друг другу, у них общий смысл.
– Как понимаете слово звездопад?
– Какое это слово простое или сложное?
– Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.
– Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).

Игра «Составь слова из слогов».
– Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, НА, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО.
– Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).
– Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.
– АЗБУКА.
– Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
3. Подведение итогов.
– Вот мы и вернулись домой.
– Чем мы занимались сегодня на занятии?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Какое занятие показалось трудным?
– Кто занимался хорошо?
– За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам подарки - медальки. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с гостями.

Елена Шаповалова
Занятие по обучению грамоте «Космическое путешествие на планету Абвгдейки»

Цель : выявление уровня знаний детей, готовность к школе.

Обучающие :

Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение» ; совершенствование навыков звукового анализа слов, закреплять умения детей давать характеристику звукам речи.

Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.

Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

Обучать чтению слогов , составлению слов из предложенных слогов.

Развивающие :

Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие :

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Формировать чувство товарищества.

Оборудование : компьютер, телевизор;

Материал : гласные, согласные буквы; звезды со слогами; карточки и фишки для слогового анализа; схемы предложений; звезды со словом «Азбука» ;

1. Эмоциональная настройка.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг

другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Дружно будем мы играть

слышит. Мой космический корабль потерпел бедствие, и с

огромной скоростью приближается к неизвестной планете . Она

большая, круглая, голубая и живая, а кто на ней проживает и как

она называется, я не знаю»

– Ребята, а вы знаете, как называется эта планета ?

– А кто живёт на планете Земля ?

– Земляне.

– Ребята, как вы думаете, на чем мы можем отправиться в космическое путешествие ?

Дети (хором) : – Ракете!

– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Но Абвгдеец говорит , что в космос могут отправиться только

подготовленные дети. Вы сможете? У нас есть буквы, вы должны разложить их на гласные и согласные, тогда вы попадете на корабль.

Что означает буква? (это знак, символ, которым обозначают звуки на письме)

Подойдите к столу, возьмите каждый по одной букве и положите на разнос, где стоит синий флажок – согласные, где красный – гласные.

1. Игра «Разложи гласные и согласные буквы» .

(проверили, правильно разложены буквы)

Чем отличается гласный звук от согласного?

Молодцы, ребята, занимайте места на космическом корабле и в путь . (звучит космическая музыка , сменилась картинка)

Ребята, смотрите, появились яркие звезды. А вот и первое испытание, нужно разделить слова на слоги.

2. Игра «Раздели слова на слоги» .

Зем-ля, Ве-не-ра, Марс, Ю-пи-тер, Плу-тон, У-ран, Неп-тун, Мер-ку-рий, Са-турн.

Молодцы, ребята, мы справились с этим испытанием и у нас есть первая буква «А» .

Ребята, наш корабль затягивает в черную дыру, нам нужно преодолеть притяжение и набрать скорость. Я буду называть слова со звуком «С» , а вы должны сказать, где находится звук «С» вначале, середине или конце.

3. Игра «Поймай звук «С» ».

Солнце, восток, Марс, космос , космонавт , скафандр, астроном.

Мы набрали скорость, молодцы, ребята, появилась еще одна звезда, у нас есть вторая буква «З» .

4. Игра «Составь слова из слогов» .

Посмотрите, на нашем пути начинается звёздный дождь. С неба упали звёзды, но не простые, а со слогами (подвешены звёзды со слогами) . Прочитайте слоги и придумайте слова, которые с них начинаются : МА, РО, ЛЕ, МЕ, УТ, КО, СА. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова) .

Молодцы, ребята, у нас еще есть одна буква «Б» .

Ребята, я предлагаю подзарядиться космической энергией .

Физминутка.

(звучит космическая музыка )

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься : (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра, Всех возьмут нас в космонавты ! (руки на поясе) .

Ну, что ж, ребята, а теперь давайте займем свои места для выполнения следующего задания.

5. Игра «Зашифруй слово» .

(звуковые домики)

Нам нужно зашифровать слово «дружба» и отправить жителям АБВГДейки , предупредить, что мы уже близко.

Возьмите карточки и обозначьте слово «дружба» фишками.

Давайте, проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Молодцы, ребята, жители планеты АБВГДейки теперь будут знать , что мы уже близко, и у нас есть еще одна буква «У» .

6. Игра «Составь предложение» .

Ребята, нам пришло сообщение, оно зашифровано - это схемы.

Что они означают?

Сколько слов в предложении?

Что означает вертикальная линия?

Что означает точка?

А теперь давайте придумаем предложение из двух слов, из трех слов, а кто придумает предложение, в котором больше слов.

Ну что ж у нас есть еще одна звезда с буквой «К» .

Ребята, давайте проверим, все ли у нас буквы есть?

Попробуйте составить главное слово.

Какой буквы не хватает? (А)

Я думаю, мы найдем ее, если прочитаем волшебные строки.

Молодцы, ребята, у нас есть последняя буква «А» , и мы составили главное слово «азбука» .

Ребята, пираты вернули «Азбуку» жителям планеты АБВГДейка , они вам очень благодарны за помощь. Уметь читать, это здорово!

В чем вы затруднялись?

Что вам понравилось?

Молодцы, ребята, вы помогли жителям планеты Абвгдейка .

Почему мы справились с трудными заданиями?

Что нам в этом помогло?

Публикации по теме:

«Космическое путешествие на планету ритмов». Тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста ход занятия. Музыкальный руководитель: Я рада видеть вас в хорошем настроении! Давайте поприветствуем друг друга с помощью жестов. 4 хлопка+.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в Звукоград» Тема: Путешествие в Звукоград Цель: показать результат коррекционной работы логопеда МБДОУ, чему научились дети на логопедических занятиях,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в тридевятое царство» Конспект итогового занятия за 1 квартал 2016 года по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в тридевятое.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» города Пикалево НОД «Путешествие в страну волшебных.

Конспект ООД по обучению грамоте «Удивительное путешествие с Лунтиком» Конспект ООД по обучению грамоте «Удивительное путешествие с Лунтиком в сказочную страну» Программное содержание: 1. Познакомить с буквой.

Конспект занятия по грамоте с детьми стршей логопедической группы. В ходе занятия, дети в увлекательной форме усовершенствуют навыки звукового анализа слов, познакомятся с понятием алфавит, обучатся первоначальным навыкам овладения письменной речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От

Методический кабинет ДОУ № 59 «Аленький цветочек»

Конспект занятия по грамоте

« Космическое путешествие в поисках алфавита с Развивайкой»

в рамках гостевого обмена опыта педагогов

Подготовила

Воспитатель

старшей логопедической группы

Е.В. Краснокутская

Программное содержание:

Развивающие :

Совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; развитие логического мышления, внимания;развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности. Совершенствование мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.

Образовательные :

Познакомить с понятием алфавит. Учить узнавать буквы, составлять их из элементов. Обучать первоначальным навыкам овладения письменной речью.

Воспитательные :

Формирование положительной установки на участие в занятии; умение слушать сверстников и воспитателя; воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе, воспитывать добрые чувства, желание помочь.

Оборудование : подушки для конструирования ракеты; электронная презентация «В путешествие с Развивайкой»; презентация «Солнышко лучистое» (кинезиотерапия); скартинка «Запутаные буквы», разрезные картинки элементов букв; слова, поделенные на слоги и соответствующие ним изображения; звуковые пеналы; картинки для составления загадки; журнал «Развивайка в Соледаре»; фонарики с красным и зеленым светом

Ход занятия:

Приветствие:

Волшебный клубочек

Дети сидят на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.

Звучит музыка, по которой дети догадываются, что к ним спешит Развивайка.

На экране появляется Развивайка, который общается с детьми через систему СКАЙП.

Развивайка: Здравствуйте ребята! Сегодня я получил послание от друзей с планеты Венера, там случилось несчастье. Космические пираты похитили алфавит, если мы не поможете случиться беда. Но без вашей помощи я не смогу им помочь. Ведь мне известно, что вы многому уже научились. Я очень прошу Вас о помощи!»

Развивайка: А вызнаете что такое алфавит?

Предположительный ответ детей: Алфавит это набор букв.

Воспитатель: Развивайка, мы тебя поняли. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно спасать алфавит? Что за беда случиться, если не вернуть алфавит?

Предположительный ответ детей: Без алфавита нельзя читать. В мире больше не будет школ, дети и все взрослые перестанут читать и учиться.

Воспитатель: Ребята, сможем ли мы отыскать его на другой планете, как?

Воспитатель: Как вы считаете, безопасно ли лететь на другую планету, нам неизвестную? Что перед полетом важно сделать, о чем узнать?

Предположительный ответ детей: узнать об этой планете.

Воспитатель: Развивайка, помоги нам, пожалуйста,расскажи об этой планете.

Развивайка предлагает детям посмотреть презентацию о планете Венера

Воспитатель: Что вы узнали об этой планете и как нам нужно одеться, чтобы обезопасить себя?

Воспитатель: Путь нелёгкий, может быть не полетим?

Дети: Полетим.

Развивайка: Какие вы молодцы, вы настоящие друзья!

Дети декламируют речевку

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».

Воспитатель: Ну, хорошо. Как раз у нас ракета готова. Проходим на ракету спокойно занимаем места. (Ракета сделана из подушек)

Командиром ракеты назначаю,… Командуй.

Дети: Готов.

Звучит космическая музыка. На экране мелькает Солнечная система. Развивайка комментирует, созвездия, которые пролетаем.

Развивайка: Ну, вот мы и прилители.

Капитан: Экипаж к высадке готов.

Дети: Готов

Воспитатель: Ну, тогда спокойно со мной выходим на планету Венера.

Вдруг раздается предупредительный сигнал «СТОП».

Магнитофонная запись: Внимание, Внимание! Вы кто такие! Откуда вы прилетели и зачем?

Предположительный ответ детей: Мы дети детского сада города Соледара. Развивайка попросил нас помочь жителям вашей планеты вернуть алфавит.

Магнитофонная запись: А может вы хитрые пираты и еще что – то хотите похитить. Мы должны вас проверить. В нашей энциклопедии есть сведенья о вашем городе. Если вы все правильно расскажите, то мы вам поверим и пропустим на нашу планету Венера.

Дети рассказывают о своем городе, используя журнал «Развивайка в Соледаре»

Детей пропускают на планету и дают им конверт с нарисованным на нем черепом и костями- послание.

Воспитатель: Как вы думаете,от кого это послание? Почему вы так думаете? Что мы с ним будем делать?

Подводит к необходимости открыть конверт, обсуждают как сделать это безопасно.

Воспитатель читает письмо: Привет земляне! Если вы читаете это письмо, то вы всё-таки добрались до нашей планеты. Знайте, алфавит мы так просто не отдадим, идите по стрелкам и выполняйте все наши задания, а пропускать вас будет индикатор разрешения направляйте его на серебристый свет и если правильно сделаете задание, загорится зелёный свет, а неправильно красный. Желаем неудачи!

Воспитатель: Ребята, что пожелали нам пираты? Хорошо ли желать неудачи? Но мы не будем отступать, потому что такие смелые, дружные, добрые, а таких людей всегда ждет удача.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти стрелки, куда же нас ведут?(вместе с детьми устанавливают маршрут идут по нему и находят конверт с заданием).

Первое задание: « Распутай буквы». Прежде чем нам выполнять это задание давайте вспомним, что такое буква.

Предположительный ответ детей: Буква это то, что мы видим и пишем.

Развивайка: Молодцы. Ну что же на этом плакате запутались буквы. Помогите их распутать.

Дети по очереди называют и показывают буквы.

Воспитатель: Ребята, какие гласные буквы мы отгадали? Какие согласные? (Ответы детей). Молодцы. Давайте посмотрим, куда показывает стрелочка? (Дети показывают) Правильно. Стрелочка нам показывает на столы. На столах ребята лежат элементы букв. Пожалуйста, соберите, как можно больше букв.

Дети собирают буквы.

Развивайка: Ребята, какие буквы вы собрали?

Дети поочерёдно говорят, какие буквы у них получились и исправляют свои ошибки.

Правильность ответа проверяем индикатором.

Дети проходят в центр группы. На ковре лежат картинки, а под ними слова, разделённые на слоги.

Воспитатель: Ребята, что можно собрать из слогов? (Ответы детей) Правильно слово. Соберите слово из слогов, которые лежат перед вами. (Работа в парах)

Дети с помощью разрезанных напополам картинок объединяются в пары, находят слоги, соответствующие слову-названию картинки, собирают и читают свои слова.

Правильность ответа проверяем индикатором.

Развивайка : Ну что ж, молодцы. С этим заданием справились. Стрелочки ведут нас к мольберту, на котором стоит большой лист бумаги с наклееными на него картинками. По первым звукам в названии картинок нужно отгадать слова. Давайте вместе скажем, что изображено на картинках. Если отгадали слово, запомните его.

Работа по подгруппам. (п. «Сказочники» – первые два слова, п. «Путешественники» – следующие три слова)

Волк, свисток, енот, холодильник. (Всех)

Улитка, чебурашка, улитка (учу)

Арбуз (а)

Самолёт, арбуз, матрёшка, арбуз (сама)

Мышь, очки, лестница, чемодан, улитка (молчу).

Развивайка: Ребята это загадка. Всех учу, а сама молчу. Что это? (Дети отвечают) Правильно азбука.

Под листом бумаги написано слово азбука. Сделан звуковой анализ слова.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какие бывают звуки.

Предположительный ответ детей: Согласные и гласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие.

Воспитатель: Ребята пираты сделали анализ слова азбука. Посмотрите внимательно. Есть ли ошибки.

Дети исправляют ошибки.

Развивайка: Отлично. Вы справились с очень сложным заданием.

Правильность ответа проверяем индикатором.

На экране появляется картинка, на которой нарисован весёлый человечек.

Воспитатель: Как вы думаете, что означает этот человечек. Правильно, нам нужно отдохнуть. Поиграть.

Физ. минутка с использованием кинезиотерапии «Солнышко лучистое»

Развивайка: Ребята мы сделали все задания, где же алфавит. Давайте крикнем. Алфавит.

Развивайка: Ребята, вы действительно постарались и недаром весь год набирались знаниями. Я уверен, что теперь вам по силу все преграды и вы готовы к школе. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель: Ну что настало время возвращаться в детский сад. Командир командуй.

Ребёнок: Экипаж к старту готов?

Дети: Готов.

Ребёнок: Включить моторы. Ракета взлетает. Отсчёт 54321 поехали.

Воспитатель: Ракета набрала высоту и поднялась вверх. Ну, вот мы и прилетели.

По возвращению дети обнаруживают конверт, в котором находят именные пригласительные в школу.

Итог занятия. Рефлексия

На картинках с изображением Звезды, изображены –глаз (что видели), ухо (что слышали), мозг (что узнали).

Дети выбирают из шкатулки картинку (ухо, глаз, мозг). По соответствующему знаку, дети формируются в три подгруппы. Каждая подгруппа выполняет свое задание.

Вы хорошо потрудились сегодня. Молодцы.

Прощание «Спасибо за приятное занятие».

Воспитатель говорит детям: «Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как это будет происходить? Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в кругу, держась за руки. Затем подходит третий участник пожимает свободную руку либо первого, либо второго ребёнка и говорит: "Спасибо за приятное занятие!" Постепенно группа в центре круга увеличивается, и все держат друг друга за руки».


Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

образовательные

развивающие

воспитательные

Материалы и оборудование : А, З, Б, У, К, А ; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», Азбука

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 35

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: « Полёт в космос»

Подготовила и провела

воспитатель: Кумушбаева Лилия Васильевна

Апрель, 2013 год

Итоговое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе № 4.

Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование : ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А ; звёзды со слогами; предложение « В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами; учебник « Азбука »; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

  1. Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

III. Беседа о времени года.

В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д : – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель.

  1. Постановка учебной задачи.

Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.

В: – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Д (хором ): – Ракета.

В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

  1. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

VI. Игра «Образуй прилагательные от существительных»

В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб – рый путь. (Составление предложения)

В: – Прочитайте, что у вас получилось.

Д: – В добрый путь!

В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А ). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)

VII. Деление слов на слоги.

В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.

Д: – Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога

Д : –Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза. Эти слова состоят из двух слогов.

Д: – Курица, колобок, корова, лошадка. Эти слова состоят из трёх слогов.

В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З ).

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

Д (хором): – Дыра.

VII. Звуковой анализ слов.

В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра )

В: – Сколько слогов в слове дыра ?

Д: – В слове дыра два слога ды – ра .

В: – На какой слог падает ударение?

Д: – Ударение падает на второй слог.

д ].

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Охарактеризуйте звук [ ы ].

Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.

В: – Дайте характеристику звуку [ р ].

Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.

В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б ) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

VIII. Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

В: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором): – Комета.

IX. Составление схем предложений.

В: – На хвосте кометы разместились слова, В этих словах, вы должны поймать звук (з) . Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт (если в слове есть звук з дети хлопают руками)

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У ). А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Д : – Звёзды .

X. Гимнастика для глаз

В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам (смотри приложение № 1).

В: – Подберите родственные слова к слову звезда.

Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

В: – Что такое родственные слова?

Д: – Слова родные друг другу.

В: – Как понимаете слово звездопад ?

Д: – Явление, когда падают звёзды.

В: – Какое это слово простое или сложное?

Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.

В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К ).

XI. Игра «Составь слова из слогов».

В: – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова, а потом придумывают с этими словами предложения).

В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А ).

В: – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.

Д: – АЗБУКА.

В: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д (хором): – Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

XII. Подведение итогов.

В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

В: –На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Д: – До свидания.

Список использованной литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6-ое изд., исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  3. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания. Разрезная азбука – Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение № 1.

Рисунок звезды для проведения гимнастики для глаз.

Дети рисуют звезду глазами по стрелкам, не поворачивая головы.


« Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики

(Старшая группа)

Цели:

Продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные,

Твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные

Слова (к словам «звезда», «земля»);

Упражнять в построении графической модели звуков в форме кругов Эйлера;

Расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях;

Воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и

Действия товарищей.

Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый,

мягкий; слог, модель, солнечная система, планета. Созвездия: Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Ле6бедь, Медведица.

Материал:

Демонстрационный: макет Солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два

Больших обруча, два средних, два маленьких; квадраты красного, синего, зеленого цветов, длинная веревка. Карта – схема «Марс»; указка, фишки красного, синего,

Зеленого цветов; аудиозапись «Спей-с»; мяч;

Раздаточный; картинки – схемы « Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов.

Ход занятия

Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»;

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нет!

Воспитатель:

Отгадайте, про какую планету здесь говорится?

Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)

Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)

Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! Звучит музыка «Спей-с».

Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.)

Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад …)

А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле - бедь, О - рел, Дра - кон, Лев, Пе – гас, Гер – ку- лес, Мед – ве – ди – ца.)

Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет. Название начинаются: со звука с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.)

Какие еще планеты вы знаете?

Определите в названиях первый звук.

Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать. Но для этого надо…что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжить подготовку к школе.

Физкультурная пауза:

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И матросский наш отряд

Заниматься спортом рад!

Ножки накрест – опускайся

И команды дожидайся.

И когда скажу: «Вставай!» -

Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь.

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

После нее дети садятся в кружок на ковре.

Воспитатель : Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие?

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Нет нигде для них преграды –

Петь мы эти звуки рады.

(Гласные звуки дети обозначают средним кругом с красным квадратиком внутри.)

Воспитатель: Кроме гласных есть другие,

Вы не знаете, какие? (Согласные.)

Много трудностей в пути

Предстоит им всем пройти!

Им преграды строят губы,

Щеки, язычок и зубы.

(Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)

Воспитатель : На какие две группы в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.

Артикуляционная гимнастика:

Очень любит наш роток – улыбаться (улыбка)

А подвижный язычок, работой заниматься

Наш язык лопату сделал, раз и два (лопата)

А потом забор построил - красота! (забор)

Рядом с новеньким забором – желобок, (желоб)

По нему несется воздуха поток, (дуть)

Мясорубку надо сделать не спеша (мясорубка)

Физкультура получилась – хороша!

«Буки – Буки – Закорюки»

Изобразите буквы «Г», «Л», «Ф», «К», «Ч», «Я», «Р», «Х» с помощью рук, ног, туловища.

«Живая модель»

а) Все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг; Мальчики – согласные звуки – другой круг. Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные.

Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка);

Для звездочета я загадка,

И начинаюсь я на «М»,

Но только я не шоколадка,

Хотя я тоже нравлюсь всем.

(Марс)

Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные – за столами.

Составление модели слова; проверка.

«Живые звуки»

Дети – «звуки» составляются в слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Второму кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т.п.

«Назови пару»

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет парный мягкий и возвращает мяч. И наоборот.

«Что чем (кто кем) может быть?

Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать (пирог, тесто, блин, сухарь и т.д.). Или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т.д.).

Подведение итогов занятия: В какие игры мы с вами играли? Какая игра понравилась больше? Какая показалась трудной? Чему мы учились в играх? Вы все сегодня были молодцы, похвалите друг друга. Предлагаю взяться за руки и дружно сказать « Мы все молодцы!». Воспитатель хвалит детей за их активность на занятии и раздает «похвалы»

В виде разных картинок.